Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 6 страница




К распределению депутатских мандатов допускаются феде­ральные списки кандидатов, каждый из которых по итогам голо-

502 Глава 21. Конституциями статус Федерального Собрания РФ

|"■-

сования набрал не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что. за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей. В постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П Конституционный Суд РФ отметил, что так называе­шь заградительный пункт (процентный барьер) означает неко­торое ограничение пропорциональности представительства. Вместе с тем такое ограничение позволяет избежать раздробле­ния депутатского корпуса на множество мелких групп, к образо­ванию которых может привести пропорциональная избиратель­ная система при отсутствии процентного барьера, с тем чтобы обеспечить нормальное функционирование парламента, ста­бильность законодательной власти и конституционного строя в целом. По мнению Конституционного Суда РФ, такой порядок не ограничивает избирательные права граждан, не препятствует проведению свободных выборов и не нарушает равенство перед законом общественных объединений, предусмотренное ч. 3 ст. 13 Конституции РФ. Граждане, которые не голосовали вооб­ще или голосовали не за тех кандидатов, которые стали депута­тами, не могут рассматриваться как лишенные своего представи­тельства в парламенте. Из ст. 3, 32, 94—96 Конституции РФ в их взаимосвязи следует, что все законно избранные депутаты Го­сударственной Думы являются представителями народа и, сле­довательно, представителями всех граждан, которые вправе осу­ществлять управление делами государства через своих предста­вителей. Таким образом, введение заградительного пункта не искажает существо народного представительства.

В связи с довольно высоким заградительным пунктом и труд­ностью его преодоления в Закон «О выборах депутатов Государст­венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в мае 2009 г. были внесены изменения, допускающие к распределе- ние депутатских мандатов федеральные списки кандидатов, по­лучившие менее 7, но не менее 5% голосов избирателей приняв­ших участие в голосовании. Федеральному списку кандидатов, получившему менее 6, но не менее 5% голосов избирателей* при­нявших участие в голосовании, передается один депутатский мандат. Федеральному списку кандидатов, получившему менее 7, но не менее 6% голосов избирателей, принявших участие в голо­совании, передаются два депутатских мандата.

Деятельность Государственной Думы основывается на прин­ципах политического многообразия и многопартийности, сво-бодного обсуждения и коллективного решения вопросов.

§ 3. Государственная Дума502

Полномочия Государственной Думы. Государственная Дума обладает широким кругом полномочий, закрепленных Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами и Регламентом Государственной Думы от 22 января 1998 г. Как и полномочия Совета Федерации, они могут быть объединены в группы сообразно функциям Феде­рального Собрания.

Основная функция парламента реализуется через законода­тельные полномочия Государственной Думы. Среди них:

— одобрение проекта закона РФ о поправках к Конститу­ции РФ (ст. 136, ч. 2 ст. 108 Конституции РФ; ст. 136-143 Рег­ламента Государственной Думы), федеральных конституцион­ных законов (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ; ст. 116—126 Регла­мента Государственной Думы), принятие федеральных законов (ч. 1, 2 ст. 105 Конституции РФ; ст. 116—135.3 Регламента Го­сударственной Думы);

— принятие федеральных законов о ратификации, прекра­щении или приостановлении действия международного догово­ра Российской Федерации, согласие на обязательность которо­го выражено в форме федерального закона (ст. 189—198 Регла­мента Государственной Думы);

— рассмотрение и утверждение представленного Правитель­ством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете

Щ 192-211 БКРФ);

V- самостоятельная разработка депутатами Государственной 4Думы в порядке реализации права законодательной пннциати-вьТпроектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, феде­ральных конституционных законов и федеральных законов и внесение их в Государственную Думу (ч. 1,2 ст. 104 Конститу­ции РФ; ст. 103—115 Регламента Государственной Думы).

-К числу контрольно-разрешительных полномочий Государст­венной Думы относятся:

—дача согласия Президенту РФ на назначение Председате­-ля Правительства РФ (п. «а» ч. I ст. 103 Конституции РФ;ст. 144—148 Регламента Государственной Думы);

—решение вопроса о доверии Правительству РФ (п. «б» ч. 1ст. 103 Конституции РФ; ст. 149-154 Регламента Государствен­-ной Думы);

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о ре- зультатах. его деятельности, в том числе по вопросам, постав-

504 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

ленным Государственной Думой (п. «в» ч. 1 ст. 103 Конститу­ции РФ; ст. 154.1—154.3 Регламента Государственной Думы);

— объявление амнистии (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конститу­ции РФ; ст. 181, 182 Регламента Государственной Думы);

— выдвижение обвинения против Президента РФ в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности (п. «з» ч. 1 ст. 103 Конститу­ции РФ; ст. 176—180 Регламента Государственной Думы);

— заслушивание посланий Президента РФ, посланий Кон­ституционного Суда РФ, выступлений руководителей ино­странных государств (ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);

—обращение в Конституционный Суд РФ с запросами о со­-ответствии Конституции РФ федеральных законов, норматив­-ных актов Президента РФ, Совета Федерации, Правительст-­ва РФ; конституций, уставов, а также законов и иных норма­-тивных правовых актов субъектов РФ, изданных по вопросамведения Российской Федерации; договоров между органами го­-сударственной власти Российской Федерации и ее субъектов,договоров между органами государственной власти субъек-­тов РФ; не вступивших в законную силу международных до­-говоров Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;ст. 84—91 Закона о Конституционном Суде РФ; ст. 213—216Регламента Государственной Думы);

—обращение в Конституционный Суд РФ с ходатайствамио разрешении споров между Государственной Думой и феде­-ральными органами государственной власти, органами государ-­ственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;ст. 92—95 Закона о Конституционном Суде РФ; ст. 213—216Регламента Государственной Думы);

—Обращение в Конституционный Суд РФ с запросами о толковании Конституции РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ; ст. 105, 106 Закона о Конституционном Суде РФ; ст. 213—216 Регламента Государственной Думы);

—рассмотрение вопросов, связанных с взаимоотношениямиГосударственной Думы и Счетной палаты РФ:

а) направление поручений Счетной палате РФ провести пла­новые или внеплановые контрольные мероприятия;

б.) направление обращений не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы;

в) направление запасов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы;

§ 3. Государственная Дума505

г)рассмотрение ежегодным отчетов о работе Счетной палаты

РФ;

д) рассмотрение отчетов Счетной палаты РФ по результатам Проведенных проверок, заключений и аналитических материа­лов Счетной палаты РФ, а также предложений Счетной пала­ты РФ об устранении нарушений и отклонений в бюджетном процессе, о совершенствовании бюджетного законодательства и развитии бюджетно-финансовой системы Российской Феде­рации (Закон «О Счетной палате Российской Федерации», ст. 164.1—164.14 Регламента Государственной Думы);

—рассмотрение вопросов, связанных с взаимоотношениямиГосударственной Думы и Центрального банка РФ:

а)рассмотрение годового отчета Банка России;

б)рассмотрение проекта основных направлений единой госу­-дарственной денежно-кредитной политики на предстоящий год(Закон «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)»; ст. 173,174 Регламента Государственной Думы);

— проведение парламентских расследований (Закон «О пар­ламентском расследовании Федерального Собрания Россий- ской Федерации»);

— рассмотрение внешнеполитических вопросов по собствен­ной инициативе, либо в связи с обращением Президента РФ, либо по докладам и сообщениям Правительства РФ и комите­тов палаты (ст. 186—188 Регламента Государственной Думы);

— рассмотрение рекомендательных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств — участник®! Со­дружества Независимых Государств и принятие решений о их реализации (ст. 204 Регламента Государственной Думы).

Государственная Дума осуществляет полномочия по назначе­нию на высшие государственные должности:

—назначение на должность и освобождение от должностиПредседателя Счетной палаты РФ и половины состава ее ауди-­торов (п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ; ст. 159-164 Регла­-мента Государственной Думы);

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федера-ции(п. «е» ц, 1 ст. 103 Конституции РФ; ст. 155-158 Регламента Государственной Думы РФ)

-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России (п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ. СТ. 167-169 Регламента Государственной Думы),

506 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

— назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Центрального банка РФ по пред­ставлению Председателя Центрального банка, согласованного с Президентом РФ (Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; ст. 170, 171 Регламента Государст­венной Думы);

— избрание трех представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета — коллегиального органа Банка России (Закон «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)»; ст. 172 Регламента Государ­ственной Думы);

— принятие решения о постоянном представителе Государ­ственной Думы в Конституционном Суде РФ (ст. 213 Регла­мента Государственной Думы);

— назначение пяти членов ЦИК РФ (ч. 4 ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав; ст. 183—185 Регла­мента Государственной Думы);

— участие в консультациях при назначении и отзыве Прези­дентом РФ дипломатических представителей в иностранных го­сударствах и международных организациях (п. «м» ст. 83 Кон­ституции РФ; ст. 210—212 Регламента Государственной Думы).

Государственная Дума обладает рядом организационных пол­номочий, таких как:

— принятие Регламента Государственной Думы и внесение в него изменений и дополнений;

— определение внутренней структуры и общего порядка ра­боты палаты (разд. 1, 2 Регламента Государственной Думы);

— определение порядка участия Государственной Думы в за­конодательной деятельности (разд. 3 Регламента Государствен­ной Думы);

— утверждение планов международных связей Государствен­ной Думы с парламентами других государств (ст. 199 Регламен­та Государственной Думы);

— заключение соглашений о межпарламентском сотрудни­честве с парламентами других государств и международными парламентскими организациями (ст. 200 Регламента Государст­венной Думы);

—определение Советом Государственной Думы с учетоммнения фракций, комитетов, а также Председателя Государст­-венной Думы состава направляемых за пределы РоссийскойФедерации официальных парламентских делегаций, руководи-

§ 3. Государственная Дума507

телей этих делегаций, их заместителей и секретарей, а также состава российских частей межпарламентских комиссий Госу­дарственной Думы по двустороннему сотрудничеству с пар­ламентами других государств, определение объема их полномо­чий (ст. 205 Регламента Государственной Думы).

Должностные лица Государственной Думы. Должностными липами Государственной Думы являются Председатель Госу­дарственной Думы, первые заместители и заместители Предсе­дателя Государственной Думы, председатели комитетов, комис­сий Государственной Думы, первые заместители и заместители председателей комитетов, комиссий Государственной Думы; члены комитетов, комиссий Государственной Думы.

Председатель Государственной Думы, его первые заместите­ли и заместители избираются из числа депутатов Государствен­ной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования по этому вопросу. Количество замести­телей Председателя Государственной Думы определяется Госу­дарственной Думой.

Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправе выдвигать фракции. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало более поло­вины от общего числа депутатов Государственной Думы. В слу­чае если на должность Председателя Государственной Думы из­бран депутат Государственной Думы, являющийся руководите­лем фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией.

Председатель Государственной Думы:

— ведет заседания палаты;

— ведает вопросами внутреннего распорядка палаты;

— организует работу Совета Государственной Думы;

— осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

— назначает на должность и освобождает от должности ру­ководителя Аппарата Государственной Думы;

— представляет пап ату во взаимоотношениях с другими го­сударственными органами, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностны­ми лицами иностранных государств и международными орга­низациями;

508 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

— направляет в Совет Федерации для рассмотрения одоб­ренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправ­ках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;

— решает иные вопросы организации деятельности Государ­ственной Думы в соответствии с Регламентом и другими нор­мативными правовыми актами.

Заместители Председателя Государственной Думы:

—замещают Председателя Государственной Думы в его от­сутствие;

— по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты;

— координируют деятельность комитетов и комиссий Госу­дарственной Думы;

— решают другие вопросы внутреннего распорядка деятель­ности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государст­венной Думы.

Органы Государственной Думы. Органами Государственной Думы являются Совет палаты, комитеты и комиссии Государ­ственной Думы.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов дея­тельности палаты. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государст­венной Думы, первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы. В работе Совета Государственной Ду­мы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их по­ручению представители комитетов Государственной Думы.

Совет Государственной Думы:

— формирует проект примерной программы законопроект­ной работы Государственной Думы на очередную сессию;

— формирует проект календаря рассмотрения вопросов Го­сударственной Думой на очередной месяц;

— формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;

— созывает внеочередные заседания палаты и определяет да­ты их проведения;

— назначает соответствующий комитет Государственной Ду­мы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в

3. Государственная Дума

Государственную Думу субъектом права законодательной ини­циативы, к рассмотрению Государственной Думой;

-Принимает решение о проведении парламентских слуша­ний;

- решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии Регламентом Государственной Думы.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Государствен­ная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и ко­миссии Государственной Думы.

Комитеты Государственной Думы формируются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фрак­ций. Численный состав каждого комитета определяется Госу­дарственной Думой но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкоми­теты по основным направлениям своей деятельности. Каждый депутат Государстве мной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.

Комитеты Государственной Думы:

- вносят предложения по формированию проекта пример­ной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;

- осуществляют предварительное рассмотрение законопро­ектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

— организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания.

- решают иные вопросы организации работы Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению.

Число комитетов Государственной Думы непостоянно. По состояние на 1 февраля 2010 г. образованы и действуют 32комитета, ведающих различными вопросами внешней и внутренней политики.

Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности, которые предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на

510 Глава 21.Конституционный статус Федерального Собрания РФ

1Ц[$$Ы\шщ\ ||цЩ|'|1м,11.||#.» I ■!■■■-*■ II-.■■■—- т ——... ——*'■»«*

своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждае-мым вопросам к заседаниям комитета.

Государственная Дума может создавать постоянные и времен­ные комиссии, деятельность которых не должна превышать срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Решения об образовании комиссии, утверждении, ее состава, определе­нии задач, срока ее деятельности принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениями палаты. На сегодняшний день в Государственной Думе существует четыре такие комиссии. Надо заметить, что одна из них — Комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской эти­ки. — в части обеспечения своей деятельности имеет статус ко­митета Государственной Думы, а ее деятельность регулируется Регламентом Государственной Думы.

Фракции. Фракцией является объединение депутатов Госу­дарственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутат­ских мандатов в Государственной Думе1. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соот­ветствующего федерального списка кандидатов.

Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соот­ветствии с положением о фракции фракция может образовы­вать руководящий орган (руководящие органы).

В составе фракции численностью более 100 депутатов Госу­дарственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может со­ставлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководи­телем внутрифракционной группы является первый замести­тель руководителя фракции.

Депутат Государственной Думы ни ране состоять только к од­ной фракции. Депутат имеет право выйти из состава фракции, щодав в Комитет Государственной Думы по Регламенту и орга­низации работы Государственной Думы письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Госу-

* В Государственной Думе пятого созыва (2008—2011 гг.) образованы фракции "Единая Россия» (315 депутатов), «Коммунистическая партия Российской Федерации (57 депутатов), «Либерально-демократическая партия России» (40 депутатов), Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» (38 депутатов}-

§ 3. Государственная Дума 511

дарственной Думы о выходе из состава фракции в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Данный Комитет уведомляет о выходе депутата из состава фракции Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции полномочия депутата Государственной Думы прекра­щаются. Проект постановления Государственной Думы о до­срочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы вносится на рассмотрение палаты Комиссией Государст­венной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Днем прекращения полномочий депутата Государствен­ной Думы считается день принятия соответствующего решения Государственной Думой.

Порядок работы Государственной Думы. В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на пер­вое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старей­ший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председа­теля Государственной Думы или его заместителя заседания Го­сударственной Думы могут вести поочередно представители фракций по согласованию между ними.

Государственная Дума собирается на весеннюю (с 12 января по 20 июня) и осеннюю (с 1 сентября по 25 декабря) сессии в со­ответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановле­нием Государственной Думы.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, глас­но и освещаются в СМИ. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных орга­нов, общественных объединений, научных учреждений, экс­перты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при усло­вии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может вынести решение о проведе­нии закрытого заседания. Оно принимается большинством го­лодав от числа депутатов Государственной Думы, участвующих в голосовании.

512 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

На любом открытом или закрытом заседании палаты вправе присутствовать Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правитель­ства РФ, члены Правительства РФ, полномочный представи­тель Правительства РФ в Государственной Думе, судьи Консти­туционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, заместители Председателя Счетной палаты РФ, аудиторы Счетной пала­ты РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Фе­дерации, Генеральный прокурор РФ, Председатель ЦИК РФ.

Члены Общественной палаты, уполномоченные советом Об­щественной палаты, могут присутствовать на открытых заседа­ниях Государственной Думы при рассмотрении законопроек­тов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях па­латы только при наличии специальных пропусков.

Заседания Государственной Думы проводятся в следующие дни недели.

В понедельник заседают комитеты и комиссии Государствен­ной Думы.

Во вторник проводится заседание Совета Государственной Думы, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах, ведется работа депутатов во фракциях и в депутатских группах.

По средам, проходят заседания Государственной Думы, на которых после утверждения порядка работы Государственной Думы проводится «час голосования». По решению Совета Госу­дарственной Думы или решению, принятому палатой большин­ством голосов от общего числа депутатов Государственной Ду­мы, может быть определен иной день проведения «часа голосо­вания». На «час голосования» выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты.

Кроме того, два раза в месяц по средам с 11 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут проводится «прави­тельственный час», во время которого на вопросы депутатов Государственной Думы отвечают Председатель Правительст­ва РФ и другие его члены, Генеральный прокурор РФ, Предсе­датель Центрального банка РФ, руководители иных федераль­ных органов государственной власти, органов государственной

§ 3. Государственная Дума513

власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Председатель Пенсионного фонда РФ, Председатель Фонда социального страхования РФ, Председатель Федераль­ного фонда обязательного медицинского страхования РФ.

На «правительственном часе» рассматривается один из бло­ков вопросов, относящихся к сфере деятельности исполнитель­ных органов государственной власти: «Экономическое развитие и торговля», «Финансовая и налоговая политика», «Промыш­ленность и энергетика» и др.

В четверг проходят заседания Совета Государственной Ду­мы, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах, заседают комитеты и комиссии Государственной Ду­мы, а также депутатам предоставляется время для работы в ко­митетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах.

В пятницу проводятся заседание Государственной Думы и «нас заявлений» — выступления представителей фракций, коми­тетов, комиссий и депутатов. Выступления указанных лиц не могут превышать пять минут. По решению палаты время вы­ступления может быть продлено.

Как правило, одна неделя каждого месяца во время сессии предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

В дни и время, определенные Советом Государственной Ду­мы, проводятся парламентские слушания (ч. 3 ст. 101 Конститу­ции РФ). Парламентские слушания — это организационно-правовая форма обсуждения Государственной Думой с при­влечением представителей общественности особо значимых вопросов, отнесенных к ее ведению, — концепции законов, международных договоров, подлежащих ратификации, других важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Парламентские слушания ведет Председатель Государствен­ной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы ли­бо по их поручению председатель или заместитель председателя соответствующих комитета, комиссии Государственной Думы.

Председательствующий на парламентских слушаниях пре-доставляет слово для выступления депутатам Государственной Думы и приглашенным лицам» следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.

Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.

514 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собрания

Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово председателю комитета, комиссии Государственной Думы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица. Все приглашенные лица выступают в парламентских слушаниях только с разрешения председательствующего.

Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу путем одобрения большинством депутатов- участников парламентских слушаний.

Внеочередные заседания Государственной Думы Начинается с регистрации присутстующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий.

Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат государственной Думы обязан присутствовать на её заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты депутат Государственной Думы заблаговременно информирует руководителя фракции, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы.

Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты. Закрывая заседание, председательствующий напоминает депутатам о порядке работы очередного заседания Государственной Думы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.