КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебная защита избирательных прав граждан 8 страница
528 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собраний РФ Мщогие из других гарантий деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы внешне схож с Правами. К их числу относятся: — право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним; — право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, а также комитетом, комиссией данной палаты Федерального Собрания РФ, согласительной и специальной комиссией, членами которых они являются; - возможность присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания РФ; — депутатский запрос Председателю Правительства и его членам, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, иным государственным органам и органам местного самоуправления; — прием в первоочередном порядке должностными лицами; — право на получение и распространение информации о документах, принятых палатами Федерального Собрания, печатными изданиями палат Федерального Собрания, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми государственными органами; — отказ от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, которые ему стали известны в связи с осуществлением им своих полномочий; — ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом; — ежегодный оплачиваемый отпуск; — зачисление времени осуществления полномочий в стаж федеральной государственной службы; - медицинское, санаторно-курортное обслуживание парламентариев и членов их семей; —пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти парламентария; - государственное обязательное страхование за счет федерального бюджета на -еумму годового денежного вознаграждения в случае: а)гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие Фелесных повреждений или иного причинения вреда здоро- б)причинения увечья или иного повреждения здоровья;. Вопросы для поворения и самостоятельной работы 529 -обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспобности в период выполнения членом Совета Федерации, депутатом ГосударстВен-ной Думы свщх полномочий; — право на обеспечение жилым помещением в Москве; — право на отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, техникой, средствами связи; — бесплатное пользование воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом, а также внеочередное приобретение проездных билетов; — внеочередное поселение в гостинице. Вопросы для повторения и самостоятельной работы 1. Дайте характеристику Федерального Собрания РФ как парламента РФ. 2. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам деятельности Федерального Собрания РФ как парламента РФ. 3. Каков состав и порядок формирования Совета Федерации? 4. Перечислите полномочия Совета Федерации, закрепленные в законодательстве Российской Федерации. 5. Каков порядок избрания Председателя Совета Федерации и его заместителей? 6. Раскройте основные полномочия Председателя Совета Федерации и его заместителей. 7. Дайте характеристику органов Совета Федерации. 8. Каков порядок проведения заседаний Совета Федерации? 9. Опишите порядок проведения парламентских слушаний Советом Федерации. 10. Что такое «правительственный час» и какова процедура его проведения Советом Федерации? 11. Какие правовые акты принимает Совет Федерации? 12. В чем Особенности законодательного регулирования порядка проведения выборов депутатов Государственной думе? 13.Перечислите полномочия Государственной Думы, закрепленные в законодательстве Российской Федедеции 14. Опишите порядок избрания Председателя Государственной Думы и его заместителей. 15. Каковы основные полномочия Председателя Государственной Думы и его заместителя? 530 Глава 23. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ 16. Охарактеризуйте состав и структуру Государственной Думы. 17. Раскройте статус фракций Государственной Думы. 18. Каков порядок проведения заседаний Государственной Думы? 19. Раскройте процедуру проведения парламентских слушаний Государственной Думой. 20. Как проводится «правительственный час» в Государственной Думе? 21. Какие правовые акты принимает Государственная Дума? 22. Перечислите основания досрочного прекращения полномочий Государственной Думы. 23. В каких случаях Государственная Дума не может быть распущена? 24. Каковы особенности статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы? Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федераций § 1. Понятие законодательного процесса Конституция РФ 1993 г. характеризует Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган (ст. 94). Это означает, что только законы, принятые Федеральным Собранием РФ, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным правовым актам и прямым действием на всей территории Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ может принимать законы по вопросам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Законодательный процесс начинается с инициирования и заканчивается вступлением в силу принятого закона. В отдельных случаях под законодательным процессом понимается порядок деятельности Федерального Собрания РФ по принятию и опубликованию законов. Законодательный процесс имеет строгую правовую регламентацию, нарушение которой может поставить под сомнение юридическую силу принятого закона и служить основанием для признания акта не соответствующим конституции. Источника- § 1. Понятие законодательного процесса531 ми, регулирующими законодательный процесс в Российской Федерации, являются Конституция РФ; законы «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и др.; регламенты палат Федерального Собрания РФ. Важную роль в регулировании и развитии законодательного процесса играют решения Конституционного Суда РФ и содержащиеся в них правовые позиции. Конституционный Суд неоднократно в ходе толкования статей Конституции РФ устранял неопределенности, возникавшие в процессе законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс включает в себя несколько последовательных ступеней: от процедуры инициирования законопроекта до подписания и обнародования принятого закона. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П указал, что в осуществлении законодательной функции участвуют Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и другие государственные органы и лица. Таким образом, законодательный процесс можно определить как конституционно установленную последовательность сменяющих друг друга этапов (стадий) по внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию и вступлению в силу законодательных актов. Роль палат Федерального Собрания РФ в законодательном процессе неодинакова. Коястрггуция РФ прямо устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч. 1 ст. 105), чем подчеркивается особая роль нижней палаты парламента. Законопроект вносится именно в Государственную Думу. Такой подход реализуется во многих зарубежных двухпалатных парламентах, где ведущая роль в законотворчестве отдается палате, формируемой на основе всеобщих выборов. Но законодательный процесс не ограничивается принятием законов Государственной Думой. Конституционный Суд РФ в уже упоминавшемся постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П определил, что понятие «принятый федеральный закон» относится к результату деятельности обеих палат российского парламента и, следовательно, отличается от понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон». Это несовпадение отражает сп&ифику отдельных стадий законодательного процесса. При- 532 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральной Собрании РФ нятый Государственной Думой федеральный закон означает лишь завершение одной из стадий законодательного прорееса, но не его окончательный результат. Под понятием «принятый федеральный закон» понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федераций*в соответствии с ч. 1— 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в предусмотренном ч, 5 ст. 105 Конституцию РФ порядке; законы, одобренные Государствен-шй Думой и Советом Федерации в соответствии сч. 3 ст, 107 Конституции РФ. § 2. Стадии законодательного процесса В деятельности российского Федерального Собрания РФ выделяют основные и дополнительные (факультативные) стадии законодательного процесса. Основными стадиями являются: инициирование законопроекта и его предварительное рассмотрение в Государственной Думе; обсуждение и принятие законопроекта Государственной Думой; обсуждение и одобрение при-Чришх Государственной Думой законов Советом Федерации; подписание и обнародование законов Президентом РФ. Их можно также назвать обязательными, поскольку любой проект закона должен пройти все обозначенные стадии перед тем, как стать законом. Дополнительные стадии законодательного процесса связаны с отклонением от обычной законодательной про-цедуры. Они включают повторное рассмотрение Государственной Думой проектов, отклоненных Советом Федерации и повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации проектов, отклоненных Президентом РФ, Начальной стадией законодательного процесса является вы-ступление с законодательной инициативой, или официальное внесение в Государственную Думу законопроекта уполномоченного субъектом. Конституция РФ определяет довольно широкий круг субъек- тов законодательной инициативы. Правом вносить законопроекты в Государственную Думу обладают Президент РФ, Совет Фе- дерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы. Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Кроме того, по вопросам своего ведения правом законодательной инициативы наделены Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный § 2. Щц&ик заййдатеяьното Процесса Суд РФ. Йййак0©сепечкслгне'€ субъекты в равной степс-не ттафотш щрШШШв&штт нравом. Наибоямнс&тшшыэд* {%0Швфти права зажомодатеяьной' ишшиатйвы явдйшИШ депутаты &щ/щшнм®$ Муя&я- Однако чаще принимаются проек- ть1,шнотш$М Презмленюм РФ и П$*авд*тлъ.етвом РФ> Так., в 2®Й7 Гъщтшшш -слгаяи 35проеетов, внесениях Президентом РФ> и 9фшр©©К'гои Г%йяетельства РФ. Из депутатских инициатив за тэтзя&йсриодбо принято 134 законопроекта. Принтом имен-да ир&ште#&ст$о (ошбеняо при парламентарных формах правления) обладаетдовольно сильными средствами воздействия ИВ ипршм&йй! щт прохождении законопроектов, в.результате чего иМШйо ггрйш прюитсл1эетба чаше всего становятся законами. Шдйггавлспие в$>ава законодательной инициативы высшим судебным шшшвдиям и их участие в дальнейшем в процессе \цтпяшп щ%шиш т&шттт довольно много вопросов* обоб&шДОвостороны ученых-юри/стон. Как правило, критически отношение к данному праву обосновывается нарушением ЩМЮШ ршшшвщр* шшетей* в. силу которого судебная шгаеть.Йрд-жна.-б-&№ь о13шдена от.жжокодательной и исполнительной. Й|Ш |®щатедьной инициативы предоставляются судебным вф№йШ№Е б Швремеднсш мире крайне редко. П|Жйвт тешеетт Законопроектов по ш®в$ШШ своего ведении К&шптуиио-нный Суд РФ восполшэвался лишь в 1994 г., подтт01й#-!■йредставмв проект ныне действующего. шшма о шттуетшм СуЩ РФ. Наушная с 1594 г. ВеряовнЩз €$-1*Ш РФ было шшш>ю 73 законоорсюкга в Гощрсявотфб Ду-ш|:Щк0рых 25 етшй* законам», а Высшим Щ&мфшвыю Судом РФ Щ 19 й#шИШ1Шй Ш которых прйшШо былЩ-1 1. Здвднодагадозаа ймшшатква ыошш р$щ®шштЩ% тшшо | ШЩ| готовых проектов закойов фятральтШ и $&&ШШш №ШШГу1ЩОШ1МХ й-Др. Ря$& ШШШШШ! внскгшШй» Тшащаетшда': Щрщ&, в|Шй!р|Ш ттШ®жт$%® т-туттш,.о тщщ$ Ш|Й|1 534 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ ет огромное количество законопроектов. Например, в 2007 г. всеми субъектами законодательной инициативы было внесено 1376 законопроектов, из них законами стали только 337; в 2006 г. поступило 1109 законопроектов, в 2005 г. — 1259. Вносимые в Государственную Думу законопроекты должны соответствовать определенным требованиям, закрепленным в Регламенте Государственной Думы, и содержать пояснительную записку к законопроекту, содержащую предмет регулирования и концепцию законопроекта; текст законопроекта; перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; финансово-экономическое обоснование, если его реализация требует финансовых затрат; заключение Правительства РФ в случаях, определенных в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ (ст. 105). В некоторых ситуациях, например при внесении проекта федерального бюджета, законопроекта о ратификации международного договора Российской Федерации, требуются дополнительные документы. Суфъекты права законодательной инициативы, осуществляющее это право коллегиально, — Правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ должны представить наряду с названными документами решение соответствующего органа (например, постановление Правительства РФ) и указать своего представителя в Государственной Думе. Как показывает практика, для большинства субъектов законодательной «инициативы подготовка финансово-экономического обоснования остается наиболее сложным аспектом разработки законопроекта и именно по этому основанию большинство законопроектов снимается с рассмотрения в Государственной Думе (около 50% от числа внесенных). В настоящей вреЦя последовательно увеличивается число законопроектов, вносимых совместно несколькими субъектами законодательной инициативы1. Совместная реализация права законодательной инициативы повышает качество предлагаемых законопроектов, а также увеличивает возможности прохожде- 1 Например, в 2005 г. из236 принятых законов 165 были внесены одним субъектом права законодательной инициативы, а 71 • - двумя и более субъектами. 2. Стадии законодательного процесса535 ния ими всех стадий законодательного процесса за счет обеспечения поддержки его участниками. Оформленный законопроект регистрируется, ему присваивается регистрационный номер и заводится электронная регистрационная карточка, куда в дальнейшем заносятся сведения о рассмотрении законопроекта. Зарегистрированный законопроект Председатель Государственной Думы направляет в депутатские объединения и соответствующий (профильный) комитет, где проверяется правильность его оформления и наличие необходимых документов, а также ведется подготовка проекта к рассмотрению в палате. В случае положительного решения профильного комитета законопроект направляется в Совет палаты, где назначается ответственный по нему комитет (а также комитет-соисполнитель, если законопроект затрагивает несколько сфер жизнедеятельности, имеет особую значимость для общества и государства). Если профильный комитет решит, что представленный законопроект не соответствует требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, то он возвращается субъекту законодательной инициативы для выполнения необходимых требований. В этом случае законопроект не считается внесенным и может быть вновь представлен на имя Председателя Государственной Думы. После работы соответствующего комитета перед первым чтением законопроект направляется в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, который проводит его правовую и лингвистическую экспертизу (ст. 112 Регламента Государственной Думы). Правовая экспертиза законопроектов проводится на предмет их соответствия Конституции РФ. федеральным конституционным законам, федеральным законам. Правовое управление проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного проекта, а также осуществляет юридико-техииче-скую экспертизу, т. с. определяет логичность построения законопроекта, внутреннюю противоречивое- Лингвистическая экеиертиза означает оценку соответствия представленного законопроекта нормам литературного русского языка. Подготовленный к первому чтению законопроект направлявется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмот- рение- палаты. 536 Глава 22. Законодательный йроцесс в Федеральном Собраний РФ Субъект законодательной инициативы вправе отозвать внесенный в Государственную Думу закон®1лроект до его первого чтения, а также по предложению ответственного комитета изменить его текст. Второй стадией законодательного «процесса являетш рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Оно осуществляется в трех чтениях, если Государственная Дума не примет другого решения по отношению к конкретному законопроекту (ст, 105 Регламента Государственной Думы). Чтение представляет собой последовательное обсуждение законопроекта на пленарном заседании палаты, которое завершается голосованием по нему. Первое чтение имеет, как правило, ознакомительный характер. На нем обсуждаются концепция законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, практическая значимость. Обсуждение начинается с доклада субъекта законодательной инициативы или его представителя. Далее следует содоклад представителя ответственного комитета. При рассмотрении законопроектов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, обязательно заслушивается заключение Правительства РФ. По решению большинства депутатов может пройти обсуждение законопроекта. По результатам Государственная Дума может принять (термин применяется по отношению к федеральным законам) или одобрить (по (Уййошению к федеральным конституционным законам) законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, принять или одобрить закон или отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не надлежит и возвращается субъекту законодательной инициаторы. Щри рассмотрении атътерштйвных законопроектов Государственная Дума может рассматривать их одновременно, используя рейтинговое голосование. После окончания голосования по всем вопросам подводятся итоги голосований в абсолютном и процентном соотношении. Принятым в первом чтении считается законопроект, набравший необходимое для этого число голосов (более шловины от общего числа депутатов), или наибольшее по сравнению с другими, получившими количеШр&г лосов, достаточное для принятия. В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении работа над ним продолжается. Субъекты законодатель- МШтатШ заШмикльного лроцпеаЖ '1ШР-ЙИШШШВЫ впргее предлагать поправки вШшттфв&Ш* которше изучает и обобщает ответственный шмнтет. Он же м©-жег г?р§ршш*■ Независимую экспертизу попрамк, и вслуч®© пршШшш вносимых поправок не соответствующими Конституции Рф, федеральным конституционным законам, сообщает о@>>ШШл авщрам поправок. Ответственный комитет может сои глзШиься с поправками и включить их в текст законопроекта. Щ&-ШШШ работы шштег составляет таблицу поправок, которая состоит из трех частей. В первой сгр$Ьпированы поправки, одобренные ответственным комитетом и рекомендуемые к при-: ия1"йю Государственной Думой. Во второй фиксируются поправки, рекомендуемые к отклонению, и в третьей — поправки* по ко§орьщ ответственным комитетом не было принято решение. $Ьа второму чтению в Государственную Думу представляется законопроект, проект постановления Государственной Думы, Определяющий порядок дальнейшей работы, указанные выше поправок, заключение Правового управления. Ответственный комитет может рекомендовать Государствен- Думе отклонить законопроект во втором чтении. В случае кения решения ответственного комитета Государствен-
га направляет проект для доработки в этот же комитет ШфвЙ&,!вЙ8&ачитъ другой ответственный комитет. Регламент Государственной Думы достаточно подробно ре- т$ШФ)ушг процедуру второго чтения. В начале рассмотрения префтавйтель ответственного комитета выступает с докладом, в Шпором сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ко- |ргетщ внесенных поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в ГосуддетвейНой Щме» полномочнщ! представитель Прави- 1|йьства РФ, субъект законодательШЙ шиниативы. Если у 1|реутствуюпр1Х имеются возражения по вопросу принятия но- правок,. рш)&йщ&Ш :#«йринятию ответетв#М*Шм ка*ййт#Ш|у т§ пре-дедательствуюншй ставит на голосование те рШ ярврцв Щ ЯШвдж нареканий, а ©стальные ноправШЩи» Й5я& к§шШтШ<Шф- Иявавдая? ЦШ$Ё0№№&ЯФФ®% й ЩШШ' •Я* Права законодательной иншиатнвы. а «кже арфшшвнтейь ргёШвялоРичнай пронеаура проводятся и в апювеяяк 538 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ торым ответственным комитетом решение принято не было, ставятся на голосование. Поправки к федеральному закону принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если необходимого числа голосов поправки не набрали, они считаются отклоненными. После голосования по поправкам на голосование ставится предложение о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении. Если за законопроект не проголосовало более половины от общего числа депутатов, законопроект отправляется на доработку в ответственный комитет. Если же при повторном рассмотрении законопроекта необходимое число голосов не набрано, он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Законопроект может быть принят окончательно во втором чтении в случае наличия правовой и лингвистической экспертиз. Одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для окончательной доработки. Здесь с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы устраняются внутренние противоречия законопроекта, проводится редакционная правка. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении внесение в него поправок, обсуждение в целом законопроекта или отдельных его статей не допускаются. Если законопроект не принят в третьем чтении, он считается отклоненным. Правда, в исключительных случаях законопроект может быть возвращен на стадию второго чтения. Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы. Регламент Государственной Думы не содержит ограничений по времени прохождения и рассмотрения законопроектов в палате, хотя эти сроки имеют большое значение- Сроки црохож-дения законопроектов в Государственной Думе зависят от разных причин. На практике срок подготовки проекта к обсуждению палатой составляет 30 дней. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ Ш© позднее, чем за 45 дней до их рассмотрения, направляются в законодательные органы субъектов РФ для подготовки замечаний и предложений (п. 2 ст. 109 Регламента Государственной § % Сдии законодательного процесса539 В иет§$ий работы ройеийекого парламента были случаи, когда проекты законов рассматривались в течение трех, пяти и более лет1. Такая практика, конечно, не может быть признана 5Ш©влетворщелшой. Вместе с тем имеют место и случаи при-тЩгия Государственной Думой законов сразу в трех чтениях, что также не может положительно сказаться на деятельности Государственной Думы2. Во-первых, это отражается на качестве пщрнимаемых законов, которые не получают должной разработки и оценки в комитетах и управлениях палаты. Во-вторых, депутаты отсекаются от полноценного участия в законодательной работе Государственной Думы, так как не имеют времени подготовить замечания и поправки в предлагаемый законопроект, а порой не успевают даже прочитать его. В-третьих, своей возможности влиять на законопроект лишаются субъекты РФ. На третьей стадии законодательного процесса одобренный федеральный конституционный закон или принятый федеральной закон с соответствующим документами в течение пяти дней передается Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации. Если за федеральный закон проголосовало более половины от общего Числа членов Совета Федерации либо если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней, закон считается одобренным Советом Федерации (ст. 1#5 Конституции РФ). При этом обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по во-тросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов.; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации междуна-рдньтх договоров РоёЦийской Федерации; статуса и защиты Го<Шарственной границы РФ; войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Помимо этого в обязательном порядке Совет Фед|- 1 «Пример, Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. № 142-ФЗ «О ратифй-ШШ Донора между Шравйтельетвом Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовло-, ЙШний» проходил дии законодательного процесса 3710 дней, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № П5-ФЗ «О концессионных соглашениях»,*•■■ 'ЩР дензр ? Так, в 2006% семь заЙЙЩпроектов были принят®}*, течение месяца. 540 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ рацр* рассматривает федеральное конституционные законы и законы РФ о поправке к Конституции РФ- В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П были уточнены вопросы рассмотрения в Совете Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой. Конституционный Суд установил, что если Совет Федерации не закончил рассмотрение принятого Государственной Думой закона, то этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о ©|ю одобрении либо отклонении. Конституция РФ не устанавливает особого срока для рассмотрения в Совете Федерации законов, перечисленных в ст. 106, поэтому, начав рассмотрение в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок, Совет Федерации обязан продолжить рассмотрение, даже если этот срок истек. Закон, при-нятый по любому из вопросов, перечисленных в ст. 106, не может считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотрения. Закон, принятый Государственной Думой, направляется в соответствующий (ответственный) комитет или несколько комитетов Совета Федерации и Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений. При этом члены Совета Федерации обладают правою организовать обсуждение федерального закона в субъектах РФ. Совет Федерации большинством голосов принимает решение об одобрении или отклонении федерального закона без обсуждения либо об обсуждении его на заседании палаты. По результатам обсуждения Совет Федерации одобряет либо отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон. В 2007 г. Советом Федерации было отклонено 10 федеральных законов, из них один был снят Государственной Думой с рассмотрения, а в остальных случаях вето верхней палаты было преодолено. Таким образом, Совет Федерации в активной (путем рассмотрения) или пассивной (если закон не рассматривается на заседании) одобряет федеральные законы, принятые Государственной Думой. При этом, как указал в своем постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П Конституционный Суд РФ, участие Совета Федерации является обязательным этапом законотворческой процедуры. Ш смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ именно на Совете Федерации после одобрения им путем голо- § % Стадии законодательного процесса541 сования или без рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона лежит обязанность направить его главе государства. Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотри ию в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока, предусмотренного Конституцией РФ. Согласно толкованию, данному Конституционным Судом РФ, отклонением не считается несогласие Совета Федерации с принятым федеральным законом, если 14-дневный срок, установленный Конституцией РФ, истек и за это время Совет Федерации не рассмотрел представленный ему для одобрения закон.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |