Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 8 страница




528 Глава 21. Конституционный статус Федерального Собраний РФ

Мщогие из других гарантий деятельности члена Совета Фе­дерации и депутата Государственной Думы внешне схож с Правами. К их числу относятся:

— право законодательной инициативы, которое осуществля­ется в форме внесения в Государственную Думу законопроек­тов и поправок к ним;

— право решающего голоса по всем вопросам, рассматри­ваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, а также комитетом, комиссией данной палаты Федерального Собрания РФ, согласительной и специальной комиссией, чле­нами которых они являются;

- возможность присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания РФ;

— депутатский запрос Председателю Правительства и его членам, Генеральному прокурору РФ, Председателю Централь­ного банка РФ, иным государственным органам и органам местного самоуправления;

— прием в первоочередном порядке должностными лицами;

— право на получение и распространение информации о до­кументах, принятых палатами Федерального Собрания, печат­ными изданиями палат Федерального Собрания, информаци­онными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми государственными органами;

— отказ от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, которые ему стали из­вестны в связи с осуществлением им своих полномочий;

— ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом;

— ежегодный оплачиваемый отпуск;

— зачисление времени осуществления полномочий в стаж федеральной государственной службы;

- медицинское, санаторно-курортное обслуживание пар­ламентариев и членов их семей;

—пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспе­чение членов их семей в случае смерти парламентария;

- государственное обязательное страхование за счет феде­рального бюджета на -еумму годового денежного вознагражде­ния в случае:

а)гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследст­вие Фелесных повреждений или иного причинения вреда здоро-

б)причинения увечья или иного повреждения здоровья;.

Вопросы для поворения и самостоятельной работы 529

-обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспобности в период выполнения членом Совета Федерации, депутатом ГосударстВен-ной Думы свщх полномочий;

— право на обеспечение жилым помещением в Москве;

— право на отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, техникой, средствами связи;

— бесплатное пользование воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом, а также внеочередное приобретение проездных билетов;

— внеочередное поселение в гостинице.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Дайте характеристику Федерального Собрания РФ как парламента РФ.

2. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам деятельности Федерального Собрания РФ как парламента РФ.

3. Каков состав и порядок формирования Совета Федера­ции?

4. Перечислите полномочия Совета Федерации, закреп­ленные в законодательстве Российской Федерации.

5. Каков порядок избрания Председателя Совета Федерации и его заместителей?

6. Раскройте основные полномочия Председателя Совета Федерации и его заместителей.

7. Дайте характеристику органов Совета Федерации.

8. Каков порядок проведения заседаний Совета Федерации?

9. Опишите порядок проведения парламентских слушаний Советом Федерации.

10. Что такое «правительственный час» и какова процедура

его проведения Советом Федерации?

11. Какие правовые акты принимает Совет Федерации?

12. В чем Особенности законодательного регулирования порядка проведения выборов депутатов Государственной думе?

13.Перечислите полномочия Государственной Думы, закреп­ленные в законодательстве Российской Федедеции

14. Опишите порядок избрания Председателя Государственной Думы и его заместителей.

15. Каковы основные полномочия Председателя Государственной Думы и его заместителя?

530 Глава 23. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ

16. Охарактеризуйте состав и структуру Государственной Думы.

17. Раскройте статус фракций Государственной Думы.

18. Каков порядок проведения заседаний Государственной Думы?

19. Раскройте процедуру проведения парламентских слуша­ний Государственной Думой.

20. Как проводится «правительственный час» в Государст­венной Думе?

21. Какие правовые акты принимает Государственная Дума?

22. Перечислите основания досрочного прекращения полно­мочий Государственной Думы.

23. В каких случаях Государственная Дума не может быть распущена?

24. Каковы особенности статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы?

Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федераций

§ 1. Понятие законодательного процесса

Конституция РФ 1993 г. характеризует Федеральное Собра­ние РФ как представительный и законодательный орган (ст. 94). Это означает, что только законы, принятые Федераль­ным Собранием РФ, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным правовым актам и прямым действием на всей территории Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ может принимать законы по во­просам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Законодательный процесс начинается с инициирования и заканчивается вступлением в силу принятого закона. В отдель­ных случаях под законодательным процессом понимается поря­док деятельности Федерального Собрания РФ по принятию и опубликованию законов.

Законодательный процесс имеет строгую правовую регла­ментацию, нарушение которой может поставить под сомнение юридическую силу принятого закона и служить основанием для признания акта не соответствующим конституции. Источника-

§ 1. Понятие законодательного процесса531

ми, регулирующими законодательный процесс в Российской Федерации, являются Конституция РФ; законы «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Россий­ской Федерации», от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опуб­ликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Со­брания» и др.; регламенты палат Федерального Собрания РФ. Важную роль в регулировании и развитии законодательного процесса играют решения Конституционного Суда РФ и содер­жащиеся в них правовые позиции. Конституционный Суд неод­нократно в ходе толкования статей Конституции РФ устранял неопределенности, возникавшие в процессе законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ.

Законодательный процесс включает в себя несколько после­довательных ступеней: от процедуры инициирования законо­проекта до подписания и обнародования принятого закона. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ в поста­новлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П указал, что в осуществ­лении законодательной функции участвуют Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и другие государствен­ные органы и лица. Таким образом, законодательный процесс можно определить как конституционно установленную после­довательность сменяющих друг друга этапов (стадий) по внесе­нию, рассмотрению, принятию, опубликованию и вступлению в силу законодательных актов.

Роль палат Федерального Собрания РФ в законодательном процессе неодинакова. Коястрггуция РФ прямо устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч. 1 ст. 105), чем подчеркивается особая роль нижней палаты парламента. Законопроект вносится именно в Государственную Думу. Такой подход реализуется во многих зарубежных двухпа­латных парламентах, где ведущая роль в законотворчестве отда­ется палате, формируемой на основе всеобщих выборов. Но за­конодательный процесс не ограничивается принятием законов Государственной Думой. Конституционный Суд РФ в уже упо­минавшемся постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П опре­делил, что понятие «принятый федеральный закон» относится к результату деятельности обеих палат российского парламента и, следовательно, отличается от понятия «принятый Государст­венной Думой федеральный закон». Это несовпадение отражает сп&ифику отдельных стадий законодательного процесса. При-

532 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральной Собрании РФ

нятый Государственной Думой федеральный закон означает лишь завершение одной из стадий законодательного прорееса, но не его окончательный результат. Под понятием «принятый федеральный закон» понимаются: законы, принятые Государ­ственной Думой и одобренные Советом Федераций*в соответ­ствии с ч. 1— 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно при­нятые Государственной Думой в предусмотренном ч, 5 ст. 105 Конституцию РФ порядке; законы, одобренные Государствен-шй Думой и Советом Федерации в соответствии сч. 3 ст, 107 Конституции РФ.

§ 2. Стадии законодательного процесса

В деятельности российского Федерального Собрания РФ выделяют основные и дополнительные (факультативные) ста­дии законодательного процесса. Основными стадиями являются: инициирование законопроекта и его предварительное рассмот­рение в Государственной Думе; обсуждение и принятие законо­проекта Государственной Думой; обсуждение и одобрение при-Чришх Государственной Думой законов Советом Федерации; подписание и обнародование законов Президентом РФ. Их можно также назвать обязательными, поскольку любой проект закона должен пройти все обозначенные стадии перед тем, как стать законом. Дополнительные стадии законодательного процес­са связаны с отклонением от обычной законодательной про-цедуры. Они включают повторное рассмотрение Государствен­ной Думой проектов, отклоненных Советом Федерации и по­вторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации проектов, отклоненных Президентом РФ,

Начальной стадией законодательного процесса является вы-ступление с законодательной инициативой, или официальное внесение в Государственную Думу законопроекта уполномоченного субъектом.

Конституция РФ определяет довольно широкий круг субъек- тов законодательной инициативы. Правом вносить законопроек­ты в Государственную Думу обладают Президент РФ, Совет Фе- дерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы. Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Кроме того, по вопросам своего ведения правом законодательной инициативы наделены Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный

 

§ 2. Щц&ик заййдатеяьното Процесса

Суд РФ. Йййак0©сепечкслгне'€ субъекты в равной степс-не ттафотш щрШШШв&штт нравом. Наибоямнс&тшшыэд* {%0Швфти права зажомодатеяьной' ишшиатйвы явдйшИШ депу­таты &щ/щшнм®$ Муя&я- Однако чаще принимаются проек- ть1,шнотш$М Презмленюм РФ и П$*авд*тлъ.етвом РФ> Так., в 2®Й7 Гъщтшшш -слгаяи 35проеетов, внесениях Президентом РФ> и 9фшр©©К'гои Г%йяетельства РФ. Из депутатских инициатив за тэтзя&йсриодбо принято 134 законопроекта. Принтом имен-да ир&ште#&ст$о (ошбеняо при парламентарных формах прав­ления) обладаетдовольно сильными средствами воздействия ИВ ипршм&йй! щт прохождении законопроектов, в.результате чего иМШйо ггрйш прюитсл1эетба чаше всего становятся законами.

Шдйггавлспие в$>ава законодательной инициативы выс­шим судебным шшшвдиям и их участие в дальнейшем в про­цессе \цтпяшп щ%шиш т&шттт довольно много вопросов* обоб&шДОвостороны ученых-юри/стон. Как правило, критиче­ски отношение к данному праву обосновывается нарушением ЩМЮШ ршшшвщр* шшетей* в. силу которого судебная шгаеть.Йрд-жна.-б-&№ь о13шдена от.жжокодательной и исполнительной. Й|Ш |®щатедьной инициативы предоставляются судебным вф№йШ№Е б Швремеднсш мире крайне редко.

П|Жйвт тешеетт Законопроектов по ш®в$ШШ своего веде­нии К&шптуиио-нный Суд РФ восполшэвался лишь в 1994 г., подтт01й#-!■йредставмв проект ныне действующего. шшма о шттуетшм СуЩ РФ. Наушная с 1594 г. ВеряовнЩз €$-1*Ш РФ было шшш>ю 73 законоорсюкга в Гощрсявотфб Ду-ш|:Щк0рых 25 етшй* законам», а Высшим Щ&мфшвыю Судом РФ Щ 19 й#шИШ1Шй Ш которых прйшШо былЩ-1 1.

Здвднодагадозаа ймшшатква ыошш р$щ®шштЩ% тшшо | ШЩ| готовых проектов закойов фятральтШ и $&&ШШш

№ШШГу1ЩОШ1МХ й-Др.

Ря$& ШШШШШ! внскгшШй» Тшащаетшда': Щрщ&, в|Шй!р|Ш ттШ®жт$%® т-туттш,.о тщщ$ Ш|Й|1

534 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ

ет огромное количество законопроектов. Например, в 2007 г. всеми субъектами законодательной инициативы было внесено 1376 законопроектов, из них законами стали только 337; в 2006 г. поступило 1109 законопроектов, в 2005 г. — 1259.

Вносимые в Государственную Думу законопроекты должны соответствовать определенным требованиям, закрепленным в Регламенте Государственной Думы, и содержать пояснитель­ную записку к законопроекту, содержащую предмет регулиро­вания и концепцию законопроекта; текст законопроекта; пере­чень актов федерального законодательства, подлежащих при­знанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; финансово-экономическое обоснование, если его реализация требует фи­нансовых затрат; заключение Правительства РФ в случаях, оп­ределенных в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ (ст. 105). В некото­рых ситуациях, например при внесении проекта федерального бюджета, законопроекта о ратификации международного до­говора Российской Федерации, требуются дополнительные до­кументы. Суфъекты права законодательной инициативы, осу­ществляющее это право коллегиально, — Правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Ар­битражный Суд РФ должны представить наряду с названными документами решение соответствующего органа (например, по­становление Правительства РФ) и указать своего представителя в Государственной Думе.

Как показывает практика, для большинства субъектов зако­нодательной «инициативы подготовка финансово-экономиче­ского обоснования остается наиболее сложным аспектом разра­ботки законопроекта и именно по этому основанию большинст­во законопроектов снимается с рассмотрения в Государственной Думе (около 50% от числа внесенных).

В настоящей вреЦя последовательно увеличивается число за­конопроектов, вносимых совместно несколькими субъектами законодательной инициативы1. Совместная реализация права законодательной инициативы повышает качество предлагаемых законопроектов, а также увеличивает возможности прохожде-

1 Например, в 2005 г. из236 принятых законов 165 были внесены одним субъектом права законодательной инициативы, а 71 • - двумя и более субъек­тами.

2. Стадии законодательного процесса535

ния ими всех стадий законодательного процесса за счет обеспе­чения поддержки его участниками.

Оформленный законопроект регистрируется, ему присваива­ется регистрационный номер и заводится электронная регист­рационная карточка, куда в дальнейшем заносятся сведения о рассмотрении законопроекта. Зарегистрированный законопро­ект Председатель Государственной Думы направляет в депутат­ские объединения и соответствующий (профильный) комитет, где проверяется правильность его оформления и наличие необ­ходимых документов, а также ведется подготовка проекта к рассмотрению в палате. В случае положительного решения профильного комитета законопроект направляется в Совет па­латы, где назначается ответственный по нему комитет (а также комитет-соисполнитель, если законопроект затрагивает не­сколько сфер жизнедеятельности, имеет особую значимость для общества и государства). Если профильный комитет решит, что представленный законопроект не соответствует требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, то он возвращается субъекту законодательной инициативы для выполнения необходимых требований. В этом случае законо­проект не считается внесенным и может быть вновь представ­лен на имя Председателя Государственной Думы.

После работы соответствующего комитета перед первым чтением законопроект направляется в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, который проводит его право­вую и лингвистическую экспертизу (ст. 112 Регламента Госу­дарственной Думы). Правовая экспертиза законопроектов про­водится на предмет их соответствия Конституции РФ. феде­ральным конституционным законам, федеральным законам. Правовое управление проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с приня­тием данного проекта, а также осуществляет юридико-техииче-скую экспертизу, т. с. определяет логичность построения зако­нопроекта, внутреннюю противоречивое- Лингвистическая экеиертиза означает оценку соответствия представленного за­конопроекта нормам литературного русского языка.

Подготовленный к первому чтению законопроект направля­вется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмот- рение- палаты.

536 Глава 22. Законодательный йроцесс в Федеральном Собраний РФ

Субъект законодательной инициативы вправе отозвать вне­сенный в Государственную Думу закон®1лроект до его первого чтения, а также по предложению ответственного комитета из­менить его текст.

Второй стадией законодательного «процесса являетш рас­смотрение законопроектов в Государственной Думе. Оно осуще­ствляется в трех чтениях, если Государственная Дума не при­мет другого решения по отношению к конкретному законопро­екту (ст, 105 Регламента Государственной Думы). Чтение представляет собой последовательное обсуждение законопроек­та на пленарном заседании палаты, которое завершается голо­сованием по нему.

Первое чтение имеет, как правило, ознакомительный харак­тер. На нем обсуждаются концепция законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, практическая значимость. Обсуж­дение начинается с доклада субъекта законодательной инициа­тивы или его представителя. Далее следует содоклад представи­теля ответственного комитета. При рассмотрении законопроек­тов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, обязательно заслушивается заключение Правительства РФ. По решению большинства депутатов может пройти обсуждение за­конопроекта.

По результатам Государственная Дума может принять (тер­мин применяется по отношению к федеральным законам) или одобрить (по (Уййошению к федеральным конституционным за­конам) законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, принять или одобрить закон или отклонить законо­проект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотре­нию не надлежит и возвращается субъекту законодательной инициаторы.

Щри рассмотрении атътерштйвных законопроектов Государ­ственная Дума может рассматривать их одновременно, исполь­зуя рейтинговое голосование. После окончания голосования по всем вопросам подводятся итоги голосований в абсолютном и процентном соотношении. Принятым в первом чтении счита­ется законопроект, набравший необходимое для этого число го­лосов (более шловины от общего числа депутатов), или наи­большее по сравнению с другими, получившими количеШр&г лосов, достаточное для принятия.

В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении работа над ним продолжается. Субъекты законодатель-

МШтатШ заШмикльного лроцпеаЖ

'1ШР-ЙИШШШВЫ впргее предлагать поправки вШшттфв&Ш* которше изучает и обобщает ответственный шмнтет. Он же м©-жег г?р§ршш*■ Независимую экспертизу попрамк, и вслуч®© пршШшш вносимых поправок не соответствующими Консти­туции Рф, федеральным конституционным законам, сообщает о@>>ШШл авщрам поправок. Ответственный комитет может сои глзШиься с поправками и включить их в текст законопроекта. Щ&-ШШШ работы шштег составляет таблицу поправок, кото­рая состоит из трех частей. В первой сгр$Ьпированы поправки, одобренные ответственным комитетом и рекомендуемые к при-: ия1"йю Государственной Думой. Во второй фиксируются по­правки, рекомендуемые к отклонению, и в третьей — поправ­ки* по ко§орьщ ответственным комитетом не было принято ре­шение.

$Ьа второму чтению в Государственную Думу представляется законопроект, проект постановления Государственной Думы, Определяющий порядок дальнейшей работы, указанные выше поправок, заключение Правового управления.

Ответственный комитет может рекомендовать Государствен-

Думе отклонить законопроект во втором чтении. В случае

кения решения ответственного комитета Государствен-

: '

га направляет проект для доработки в этот же комитет

ШфвЙ&,!вЙ8&ачитъ другой ответственный комитет.

Регламент Государственной Думы достаточно подробно ре-

т$ШФ)ушг процедуру второго чтения. В начале рассмотрения

префтавйтель ответственного комитета выступает с докладом, в

Шпором сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ко-

|ргетщ внесенных поправках и результатах их рассмотрения.

Затем выступают полномочный представитель Президента РФ

в ГосуддетвейНой Щме» полномочнщ! представитель Прави-

1|йьства РФ, субъект законодательШЙ шиниативы. Если у

1|реутствуюпр1Х имеются возражения по вопросу принятия но-

правок,. рш)&йщ&Ш :#«йринятию ответетв#М*Шм ка*ййт#Ш|у

т§ пре-дедательствуюншй ставит на голосование те рШ

ярврцв Щ ЯШвдж нареканий, а ©стальные ноправШЩи»

Й5я& к§шШтШ<Шф- Иявавдая? ЦШ$Ё0№№&ЯФФ®% й ЩШШ'

•Я* Права законодательной иншиатнвы. а «кже арфшшвнтейь

ргёШвялоРичнай пронеаура проводятся и в апювеяяк

538 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ

торым ответственным комитетом решение принято не было, ставятся на голосование. Поправки к федеральному закону принимаются большинством голосов от общего числа депута­тов Государственной Думы. Если необходимого числа голосов поправки не набрали, они считаются отклоненными. После го­лосования по поправкам на голосование ставится предложение о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении. Если за законопроект не проголосовало более половины от об­щего числа депутатов, законопроект отправляется на доработку в ответственный комитет. Если же при повторном рассмотре­нии законопроекта необходимое число голосов не набрано, он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотре­ния. Законопроект может быть принят окончательно во втором чтении в случае наличия правовой и лингвистической экспер­тиз.

Одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для окончательной доработки. Здесь с участием Правового управления Аппарата Государственной Ду­мы устраняются внутренние противоречия законопроекта, про­водится редакционная правка.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении внесе­ние в него поправок, обсуждение в целом законопроекта или отдельных его статей не допускаются. Если законопроект не принят в третьем чтении, он считается отклоненным. Правда, в исключительных случаях законопроект может быть возвра­щен на стадию второго чтения. Федеральные законы принима­ются большинством от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

Регламент Государственной Думы не содержит ограничений по времени прохождения и рассмотрения законопроектов в па­лате, хотя эти сроки имеют большое значение- Сроки црохож-дения законопроектов в Государственной Думе зависят от раз­ных причин. На практике срок подготовки проекта к обсужде­нию палатой составляет 30 дней. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ Ш© позднее, чем за 45 дней до их рассмотрения, направляются в законодательные органы субъектов РФ для подготовки замеча­ний и предложений (п. 2 ст. 109 Регламента Государственной

§ % Сдии законодательного процесса539

В иет§$ий работы ройеийекого парламента были случаи, ко­гда проекты законов рассматривались в течение трех, пяти и более лет1. Такая практика, конечно, не может быть признана 5Ш©влетворщелшой. Вместе с тем имеют место и случаи при-тЩгия Государственной Думой законов сразу в трех чтениях, что также не может положительно сказаться на деятельности Государственной Думы2. Во-первых, это отражается на качестве пщрнимаемых законов, которые не получают должной разра­ботки и оценки в комитетах и управлениях палаты. Во-вторых, депутаты отсекаются от полноценного участия в законодатель­ной работе Государственной Думы, так как не имеют времени подготовить замечания и поправки в предлагаемый законопро­ект, а порой не успевают даже прочитать его. В-третьих, своей возможности влиять на законопроект лишаются субъекты РФ.

На третьей стадии законодательного процесса одобренный федеральный конституционный закон или принятый федераль­ной закон с соответствующим документами в течение пяти дней передается Государственной Думой на рассмотрение Сове­та Федерации.

Совет Федерации рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в порядке, предусмотренном Кон­ституцией РФ и Регламентом Совета Федерации. Если за феде­ральный закон проголосовало более половины от общего Числа членов Совета Федерации либо если он не был рассмотрен Со­ветом Федерации в течение 14 дней, закон считается одобрен­ным Советом Федерации (ст. 1#5 Конституции РФ). При этом обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по во-тросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов.; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова­ния, денежной эмиссии; ратификации и денонсации междуна-рдньтх договоров РоёЦийской Федерации; статуса и защиты Го<Шарственной границы РФ; войны и мира (ст. 106 Консти­туции РФ). Помимо этого в обязательном порядке Совет Фед|-

1 «Пример, Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. № 142-ФЗ «О ратифй-ШШ Донора между Шравйтельетвом Российской Федерации и Правительст­вом Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовло-, ЙШний» проходил дии законодательного процесса 3710 дней, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № П5-ФЗ «О концессионных соглашениях»,*•■■ 'ЩР дензр

? Так, в 2006% семь заЙЙЩпроектов были принят®}*, течение месяца.

540 Глава 22. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ

рацр* рассматривает федеральное конституционные законы и законы РФ о поправке к Конституции РФ-

В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П были уточнены вопросы рассмотрения в Совете Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой. Конституционный Суд установил, что если Совет Феде­рации не закончил рассмотрение принятого Государственной Думой закона, то этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о ©|ю одобрении либо откло­нении. Конституция РФ не устанавливает особого срока для рассмотрения в Совете Федерации законов, перечисленных в ст. 106, поэтому, начав рассмотрение в предусмотренный Кон­ституцией РФ 14-дневный срок, Совет Федерации обязан про­должить рассмотрение, даже если этот срок истек. Закон, при-нятый по любому из вопросов, перечисленных в ст. 106, не мо­жет считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотрения.

Закон, принятый Государственной Думой, направляется в соответствующий (ответственный) комитет или несколько ко­митетов Совета Федерации и Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений. При этом чле­ны Совета Федерации обладают правою организовать обсужде­ние федерального закона в субъектах РФ.

Совет Федерации большинством голосов принимает реше­ние об одобрении или отклонении федерального закона без об­суждения либо об обсуждении его на заседании палаты. По ре­зультатам обсуждения Совет Федерации одобряет либо откло­няет принятый Государственной Думой федеральный закон. В 2007 г. Советом Федерации было отклонено 10 федеральных законов, из них один был снят Государственной Думой с рас­смотрения, а в остальных случаях вето верхней палаты было преодолено.

Таким образом, Совет Федерации в активной (путем рас­смотрения) или пассивной (если закон не рассматривается на заседании) одобряет федеральные законы, принятые Государст­венной Думой. При этом, как указал в своем постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П Конституционный Суд РФ, участие Совета Федерации является обязательным этапом законотвор­ческой процедуры. Ш смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ именно на Совете Федерации после одобрения им путем голо-

§ % Стадии законодательного процесса541

сования или без рассмотрения принятого Государственной Ду­мой федерального закона лежит обязанность направить его гла­ве государства.

Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмот­ри ию в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока, предусмотренного Конституцией РФ. Со­гласно толкованию, данному Конституционным Судом РФ, от­клонением не считается несогласие Совета Федерации с приня­тым федеральным законом, если 14-дневный срок, установлен­ный Конституцией РФ, истек и за это время Совет Федерации не рассмотрел представленный ему для одобрения закон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.