Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная защита избирательных прав граждан 11 страница




Официальным опубликованием считается публикация тек-стов правовых актфв Правительства РФ в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

568Глава 24. Основы статуса органов власпшубъекгов РФ

При необходимости безотлагательного широкого обнародо­вания указанных нормативных правовых актов они доводятся до всеобщего сведения через СМИ немедленно.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, а остальные — со дня подписания, если само постановление не предусматри­вает иной порядок вступления в силу.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде. Они могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ, проти­воречащие Конституции РФ, федеральным конституционным ЗЙронам, федеральным, законам и указам Президента РФ, могут отменяться главой государства.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Какое положение занимает Правительство РФ в системе органов государственной власти?

2. Каков порядок формирования Правительства РФ?

3. Укажите, в каких случаях возможна отставка Правительст­ва РФ.

4. Определите роль Правительства РФ в законодательном процессе.

5. Какие нормативные правовые акты принимает Правительст­во РФ? В чем особенность их юридической силы?

6. Что представляет собой Регламент Правительства РФ?

Глава 24, Конституционные основы статуса

органов законодательной и исполнительной власти

субъектов Российской Федерации

§ 1. Особенности статуса законодательных

(представительных) органов субъектов

Российской Федерации

Органы законодательной (представительной) государствен­ной власти субъектов РФ образуются в соответствии с закреп­ленными Конституцией РФ принципами единства системы го­сударственной власти, разделения властей, государственной и

1. Особенности статуса законодательных органов субъектов РФ 569

территориальной целостности Российской Федерации, верхо­венства Конституции РФ и федеральных законов, разграниче­ния предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти субъектов РФ.

Законодательные (представительные) органы государствен­ной власти субъектов РФ являются постоянно действующими. Их наименование и структура устанавливаются конституциями (уставами) субъектов РФ, с учетом исторических, националь­ных и иных традиций субъекта РФ. Структура парламентов субъектов РФ строится аналогично структуре Федерального Собрания РФ.

В Российской Федерации сложились различные системы парламентской организации. Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъек­тов РФ являются однопалатными, лишь конституции (уставы) некоторых субъектов предусматривают создание двухпалатного законодательного органа (Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное собрание Республики Башкорто­стан, Государственное собрание Республики Саха (Якутия), За­конодательное собрание Свердловской области).

Законодательные (представительные) органы государствен­ной власти субъектов РФ формируются путем выборов. Порядок их подготовки и проведения регулируется Законом об общих принципах организации органов власти субъектов РФ, Законом об основных гарантиях избирательных прав, другими федераль­ными законами, конституция ми (уставами) и законами субъек­тов РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Су­да РФ, выраженной в постановлении от 30 апреля 1997 г. № 7-П, регулирование выборов в субъектах РФ должно соответствовать вытекающим из Конституции РФ принципам организации представительных органов государственной власти, а также учи­тывать предусмотренные на федеральном уровне гарантии изби­рательных прав граждан.

В соответствии с законодательством о выборах не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законо­дательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ — не менее 50% депутатов одной из палат указан­ного органа) должны взбираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки

570Глава 24. Основы статуса органов власти субъектов РФ

кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объеди- нениями.

Решение о назначении выборов в орган законодательной вла­сти субъекта РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о на­значении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня. его принятия. При назначении досрочных выборов вышеуказанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Досрочные вы­боры должны быть проведены не позднее чем через шесть меся­цев со дня досрочного прекращения полномочий.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в срок, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы за­конодательной власти субъекта РФ назначаются избирательной комиссией субъекта РФ не позднее чем за 80 дней до дня голо­сования. Решение избирательной комиссии о назначении вы­боров публикуется не позднее чем через семь дней со дня исте­чения срока официального опубликования решения о назначе­нии выборов.

Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Активным избирательным правом обладает гражданин, ме­сто жительства которого расположено в пределах избирательно­го округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительст­ва во время проведения в округе, в котором расположено дан­ное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государ­ственной власти соответствующего субъекта РФ. Гражданину, место жительства которого расположено за пределами избира­тельного округа, активное избирательное право может быть предоставлено законом.

Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным пра­вом. Ограничения пассивного избирательного права, связанные Ц нахождением места жительства гражданина РФ на определен­ий территорий Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории, устанавливаются Конституцией РФ и кон­ституцией (удавом) субъекта РФ.

1.Особенности статуса законодательных органов субъектов РФ 571

Федеральным законом, кожгатутщей (уставом), закщшш объекта РФ могут устанавливаться дополнительные уешвиш реализации гражданином РФ таесшщото избирательного права. Это, например, правила, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более уста-новйенного количества сроков подряд. Кроме того,приналичии в отношении гражданина РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать: государственные должности в течении определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на вы­борах в органы государственной Власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституции (уставы), законы субъектов РФ могут преду­сматривать достижение гражданином определенного возраста, с которого возможно осуществление им пассивного избиратель­ного драва Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти субъекта РФ является правомочным, если в его со­став избрано не менее двух третей от установленного числа де­путатов.

Депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ, работающие на постоянной основе, не вправе за­ниматься предпринимательской и другой оплачиваемой дея­тельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Они не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государст­венные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муници-пальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или пред-ставительных органов муниципальных образований, выборны-ми должностными лицами местного самоуправления,

Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет.

В качестве примера организации законодательного (предста­вительного) органа субъефа РФ можно привести положения Устава Нижегородской обдасти. Законодательное собрание; Нижегородской области является постоянно действующим и

572 Глава 24. Основы статута органов власти субъектов-РФ

состоит из 50 депутатов, избираемых населением области на пять лет. В состав Законодательного собрания 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 25 — по единому (областному) избирательному округу пропорцио­нально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдви­нутых избирательными объединениями. Законодательное со­брание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Согласно Уставу Нижегородской области Законодательное, собрание со-бираеэри на первое заседание не позднее чем на 30-й день по­сле избрания.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочна в следующих случаях:

— принятие указанным органом решения о самороспуске, при этом решйщете о самороспуске принимается в порядке, пре­дусмотренном конституцией (уставом) или законом субъек­та РФ;

— роспуск указанного органа высшим должностным лицом суЗДЩа РФ;

— вступление в силу решения соответственно верховного су-ж республики, суда края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа о неправомочно­сти данного состава депутатов законодательного (представи­тельного) органа законодательной власти субъекта РФ, в том чище в связи со сложением депутатами своих полномочий;

— роспуск указанного органа высшим должностным липщй субъекта РФ и Президентом РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять ре­шение (в форме указа или постановления) о досрочном прекра­щении полномочий законодательного (представительного) ор­гана субъекта РФ (в форме указа или постановления) в не­скольких слушая.

Во-первых, это возможно, если данный орган примет кон­ституцию (устав), закон, нормативный правовой акт, противо­речащий Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российский федерации и предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, и если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (пред-

1.Осбенности статуса законодательных органов субъектов РФ 573

ставительный) орган государственной власти субъекта РФ т устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Во-вторых, это допускается в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установ­лено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган субъекта РФ не проводил заседание в течение трех месяцев подряд; в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе; в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

Президент РФ может принять решение о роспуске законода­тельного (представительного) органа субъекта РФ также по не­скольким основаниям. Во-первых, это возможно по истечении трех месяцев со дня вынесения предупреждения Президен­та РФ данному органу в случае непринятия им мер по исполне­нию решения суда, объявившего недействующим принятый им нормативный правовой акт, создавший препятствия для реали­зации законных полномочий федеральных органов государст­венной власти, органов власти местного самоуправления, нару­шивший права и свободы человека и гражданина, права и охра­няемые законом интересы юридических лиц. Во-вторых, Президент РФ вправе распустить законодательный (представи­тельный) орган, если после представления кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ данный оргар трижды отклонит ее.

Следует упомянуть об организации законодательной власти тех субъектов РФ, которые подвергаются укрупнению в резуль­тате объединения. В соответствии, например, с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об об­разовании в составе Российской Федерации нового субъек­та Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» и Уставом Пермского края, Законодательное Собрание Пермского края яв­ляется однопалатным, избирается сроком на пять лет и состоит из 60 депутатов, при этом: 28 депутатов избираются по одноман­датным избирательным округам, которые образуются на терри­тории Пермского края, за исключением территории Коми-Пер­мяцкого овдга, на основе средней нормы предеташтелъства избирателей, определяемой как частное от деления числа изби­рателей, зарегистрированных на территории Пермского края, кроме избирателей, зарегистрированных на территории Коми-

574Глава 24. Основы статуса органов власти субъектов РФ

Пермяцкого округа, на число одномашатных избирательныхок~ 1ргов; два депутата избираются по одномандатным избиратель­ным округам, которые образуются на территории Коми-Пер-мяцкого) округа на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа изби­рателей, зарегистрированных на территории Коми-Пермяцкого округа, на число одномандатных избирательных округов; 30 де­путатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за единые списки кандидатов, выдвинутые избирательными объ­единениями.

Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти субъекта РФ обладает следующими основными пол-номочиями:

— принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней;

— осуществляет законодательное регулирование по предме­там ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения §убъекта РФ и Российской Федерации, и иные полномочия, ус­тановленные Конституцией РФ, федеральными законами, кон­ституциями (уставами) субъекта РФ и его законами.

Согласно ст. 5 Закона об общих принципах организации ор­ганов власти субъектов РФ, законами субъекта РФ регулируют­ся следующие вопросы:

— утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполне­нии;

— устанавливается порядок проведения выборов в органов местного самоуправления на территории субъекта РФ;

— утверждаются программы социально-экономического раз­вития субъекта РФ;

чир устанавливаются налоги и юборы, принятие которых отне­сено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

-утверждаются заключение и расторжение договоров субъ­екта РФ|

— устанавливается порядок назначения и проведения рефе­рендума субъекта РФ;

— устанавливается порядок проведения выборов в законода­тельный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

§ 1. Особенности статуса законодательных органов субъектов РФ 575

— устанавливается административно-территориальное уст­ройство субъекта РФ и порядок его изменения;

— устанавливается система исполнительных органов госу­дарственной власти субъекта РФ и решаются другие вопросы.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ может принимать постановления, которыми:

— утверждается регламент данного органа;

— оформляется решение о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего долж­ностного лица субъекта РФ;

— назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, оформляется согла­сие на их назначение на должность, если предусмотрен такой порядок назначения;

— назначается референдум субъекта РФ;

— оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъ­екта РФ, в назначении которых на должность орган законода­тельной (представительной) власти принимал участие;

— утверждается соглашение об изменении границ субъек­тов РФ;

— назначаются на должность судьи конституционного (ус­тавного) суда субъекта РФ (в случае если это предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ) и оформляются иные ре­шения.

Порядок деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ определяется их регламентами. Из состава указанного органа избираются предсе­датель и его заместители,' которые руководят деятельностью и внутренним распорядком. Являясь постоянно действующим ор­ганом, законодательный (представительный) орган государст­венной власти субъекта РФ работает в сессионном порядке. Сес­сии проводятся не реже двух раз в год. Для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению этих органов, разработки и рассмотрения проектов законов и иных норматив­ных правовых актов, осуществления контроля за исполнением законов и иных решений законодательного (представительного) органа из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).

576Глава 24. Основы статуса органов власти субъектов РФ

Заседания законодательного (представительного) органа го­сударственной власти субъекта РФ являются открытыми, кроме шгучаев, предусмотренных федеральными законами, конститу­цией (уставом) субъекта РФ, законами, регламентами и иными актами, принятыми соответствующими законодательными (представительными) органами.

Как уже было отмечено ранее, основным полномочием за­конодательных (представительных) органов субъектов РФ явля­ется принятие законов субъектов РФ. Основные стадии законо­дательного процесса в субъектах РФ установлены федеральным законодательством. Согласно Закону об общих принципах ор­ганизации органов власти субъектов РФ нормативные право­вые акты принимаются законодательным (представительным) органом законодательной власти субъекта РФ в следующем по­рядке:

— конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней прини­маются большинством не менее двух третей голосов от установ­ленного числа депутатов;

— законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

Проект закона субъекта РФ рассматривается законодатель­ным (представительным) органом не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением. Если в соот­ветствии с конституцией (уставом) субъекта РФ требуется одоб­рение принятого закона другой палатой, такой закон считаем одобренным, если за него проголосовало более половины от ус­тановленного числа членов этой палаты. В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта РФ, данный закон считается при­нятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, при­нявшей закон.

Законы, принятые законодательным (представительным) ор­ганом субъекта РФ, направляются им для подписания и обна­родования высшему должностному лицу субъекта РФ в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом Объекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано удостоверить подписание закона путем издания специального правового акта и обнародовать указанный закон, направив для

2.Особенности статуса высших додностных лиц субъектов РФ

опубликования, либо отклонить закон в срок, который устанав­ливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ и не должен превышать 14 календарных дней с момента поступле­ния указанного закона.

В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта РФ данный закон возвращается в законодательный (представительный) орган субъекта РФ с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта РФ указанный закон может быть одобрен в ранее при­нятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон субъекта РФ, одобрен­ный в ранее принятой редакции, не может быть повторно от­клонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит подписанию и обнародованию.

§ 2. Особенности статуса высших должностных лиц

субъектов Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов ис­полнительной власти в субъектах РФ устанавливается ими са­мостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организа­ции органов государственной власти, установленными феде­ральным законом.

Согласно ст. 2 Закона об общих принципах организации ор­ганов власти субъектов РФ конституцией (уставном) субъек­та РФ может быть установлена должность высшего должност­ного лица субъекта РФ.

Наименование должности высшего должностного лица субъ­екта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических и национальных традиций. В настоящее время в субъектах РФ конституциями и уставами установлены такие наименования высших должностных лиц, как президент (глава) республики; губернатор края, области, автономного ок­руга, города федерального значения; глава администрации края, области; мэр города федерального значения.

Указанные наименования устанавливались, как правило, в зависимости, от вида субъекта, а также от статуса высшего ис-полнительного органа государственной власти. В республиках в

578Глава 24. Основы статуса органов власти субъектов РФ

составе Российской Федерации высшими должностными лицами являются: их президенты. В других видах субъектов РФ, в которых высший орган исполнительной власти называется пра­вительством, высшее должностное лицо чаще всего именуется губернатором. В субъектах, где высшим исполнительным орга­ном государственной власти является администрация, высшее должностное лицо чаще всего именуется главой администра- щт, но и в том и другом случае встречаются нередкие исклю­чения1.

Порядок формирования, полномочия, принимаемые норма­тивные правовые акты и порядок досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ опреде­ляются Конституцией РФ, Законом об общих принципах орга­низации органов власти субъектов РФ, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Согласно данному Закону с 2005 г. высшее должностное ли­цо субъекта РФ наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъек­та РФ по представлению Президента РФ.

Предложение о кандидатуре главы субъекта РФ вносится Президентом РФ в законодательный орган субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высше­го должностного лица субъекта РФ. Его кандидатура, в свою очередь, представляется Президенту РФ Руководителем Адми­нистрации Президента РФ в соответствии с Положением о по­рядке рассмотрения кандидатур на должность высшего долж­ностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение 14 дней со дня внесения представления. В случае если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалат­ный законодательный (представительный) орган государствен­ной власти субъекта РФ, решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (ру­ководителя высшего исполнительного органа государственной

1 См,: Исполнительная власть в России: история, современность, проблемы и перспективы развития: М., 2004. С. 425

§ 2. Особенности статуса высших должностных лиц субъектов РФ 579

власти субъекта РФ) принимается на совместном заседании па­лат.

Решение законодательного органа субъекта РФ о наделений гражданина полномочиями главы субъекта РФ считается при­нятым, если за него проголосовало более половины от установ­ленного числа депутатов. В случае если в субъекте РФ преду­смотрен двухпалатный законодательный орган, данное решение считается принятым, если за него проголосовало более полови­ны от установленного числа депутатов каждой из палат законо­дательного (представительного) органа.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом субъекта РФ представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта Президентом РФ не позднее семи дней со дня отклонения повторно вносится предложение о кан­дидатуре главы субъекта РФ. Президент РФ имеет право пред­ставить как новую кандидатуру, так и кандидатуру, ранее отклоненную законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

В случае двукратного отклонения представленной кандида­туры или в случае, если законодательный орган субъекта РФ дважды не принял решение в установленный срок (14 дней), Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступ­ления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (но не более чем на шесть ме­сяцев), а также проводит соответствующие консультации с за­конодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Временно исполняющий обязанности высшего должностно­го лица субъекта РФ наделен полномочиями главы субъек­та РФ, кроме права распускать законодательный (представи­тельный) орган субъекта РФ и права вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта РФ.

По истечении месячного срока со дня повторного отклоне­ния представленной Президентом РФ кандидатуры либо по­вторного непринятия решения о ее отклонений Президент РФ, с учетом результатов проведенных консультаций, вправе в тре­тий раз внести предложение о кандидатуре высшего должност­ного лица субъекта РФ.

В случае если после представления в третий раз ка-ндидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ законо­дательный (представительный) орган государственной власти

580Глава 24. Основы статуса органов власти субъектов РФ

субъекта РФ принял решение о ее отклонении либо не принял решение в установленный срок (14 дней), Президент РФ впра­ве распустить законодательный (представительный) орган госу­дарственной власти субъекта РФ, в результате чего назначаются внеочередные выборы в соответствии с законодательством субъект РФ.

Надо отметить, что постановлением Конституционного Су­да РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П положения Закона об об­щих принципах организации органов власти субъектов РФ о порядке наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента РФ законодатель­ным (представительным) органом субъекта РФ признаны не противоречащими Конституции РФ.

Согласно названному Закону гражданин может быть наделей полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет. При этом данным Законом не устанав­ливается количество сроков, в течение которых гражданин мо­жет занимать данную должность.

Указанный Закон устанавливает следующие основания до­срочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ:

— смерть;

— отрешение его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представи­тельным) органом субъекта РФ;

— отставка по собственному желанию;

— отрешение его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

— признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

— признание его судом безвестно отсутствующим или объ­явления умершим;

— вступление в отношении его в законную силу обвинитель­ного приговора суда;

— его выезд за пределы Российской Федерации на постоян­ное место жительства

— утрата им гражданства РФ.

Решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего испол-

§ 2. Особенности статуса высших должностных лиц субъектов РФ 581

нителъного органа государственной власти субъекта РФ) при­нимается законодательным (представительным) органом госу­дарственной власти субъекта РФ по представлению Президен­та РФ.

Законодательный орган субъекта РФ вправе выразить недо­верие высшему должностному лицу субъекта РФ в случаях:

— издания им актов, противоречащих Конституции РФ и действующему законодательству, если такие противоречия ус­тановлены соответствующим судом и высшее должностное ли­цо субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

— установленного соответствующим судом иного грубого нарушения действующего законодательства, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

— ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей.

Решение законодательного органа субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициа­тиве не менее одной трети от установленного числа депутатов. В двухпалатном парламенте это осуществляется двумя третями голосов депутатов обеих палат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.