КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти
Статус судьи в Российской Федерации Судебная система Российской Федерации Судебная система Российской Федерации включает судебные органы, осуществляющие функции судебной власти, объединенные общностью задач, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации, единства правового пространства. Организация судебной системы в целом, а также образующих ее судов, их структура, компетенция, взаимосвязь охватывается понятием судоустройства. Основы судоустройства закреплены в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, определяющей, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В ст. 125 Конституции РФ фиксируются полномочия Конституционного Суда РФ. В ст. 126 формулируются полномочия Верховного Суда РФ, а в ст. 127 регламентируются полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Судоустройство в Российской Федерации регламентируется также Законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом о Конституционном Суде РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и др. Значение Конституции РФ для становления и дальнейшего развития законодательства о судоустройстве состоит в разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в указанной сфере, в провозглашении верховенства федеральных конституционных и федеральных законов в системе законодательства об организации и деятельности судебных органов, в утверждении принципа конституционности и законности, согласно которому признается недопустимым противоречие законов Конституции РФ, в том числе законов субъектов РФ федеральным законам. Конституция РФ относит установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройства в целом к ведению Российской Федерации (п. «г», «о» ст. 71). К совместному ведению Российской § 3, Судебная система Российской Федерации Федерации и ее субъектов откосится правовое регулирование обеспечения судебной системы кадрами (п. «л» ч 1 ст 72) Конституция РФ подразделяет судебную систему на ряд ветвей, различающихся по своей структуре, полномочиям, формам связи с федеративным устройством и административно-территориальным делением Российского государства. Ветви (подсистемы) судебной власти служат целям наиболее полного и профессионального выполнения определенных Конституцией РФ задач обеспечения судебной защитой прав и интересов граждан, нерушимости суверенитета Российского государства, единства его судебной власти. Отдельные ветви в судебной системе, их известная организационная обособленность, различие и специфика форм судопроизводства представляют собой условия обеспечения самостоятельности их функционирования и профессионального осуществления правосудия. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ представляют собой систему специализированных органов судебного конституционного контроля, осуществляющих конституционное правосудие посредством рассмотрения и разрешения дел о проверке конституционных нормативных актов, иных объектов нормоконтроля. В настоящее время конституционные (уставные) суды функционируют в 16 субъектах РФ: в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий-Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Чеченской; в Калининградской и Свердловской областях, в г. Санкт-Петербурге. Основной объем работы по осуществлению правосудия приходится на подсистему судов общей юрисдикции, которую возглавляет Верховный Суд РФ- В нее, помимо Верховного Суда РФ, входят верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, мировые судьи. Особое место среди судов общей юрисдикции занимают военные суды. Это специализированные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Этим судам подведомственны административные и гражданские дела о защите нарушенных или оспаривае- 618 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России мых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, а также дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. Подсистема военных судов состоит из окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, и возглавляется Верховным Судом РФ, в котором образована специальная Военная коллегия. Арбитражные суды созданы для разрешения экономических споров. Подсистема арбитражных судов включает: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды республик, краевые, областные арбитражные суды, арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В настоящее время в Российской Федерации обсуждается возможность создания подсистемы административных судов, а также иных специализированных судебных органов по разрешению трудовых, семейных, патентных, налоговых споров; юве-напьных, пенитенциарных и др. Закон «О судебной системе Российской Федерации» подразделяет все суды на федеральные суды и суды субъектов РФ (ст. 4). К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные, суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Судьями в Российской Федерации являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять судебную власть от имени 4 Статус судьи в Российской Федерации 619 Российской Федерации и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Конституционные основы статуса судей закреплены в ст.83,102,119,120,121,122 и 128 Конституции РФ. Они определяют особенности их правового положения, устанавливают квалификационные требования к судьям и порядок их назначения, провозглашают их независимость и подчинение только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость и неприкосновенность. В развитие конституционных основ статуса судьи в российском законодательстве приняты два основных акта: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Конституций РФ и Закон «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливают требования к кандидату на эту должность. Судьей может быть назначен гражданин, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Надо отметить, что требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, различаются в зависимости от вида суда. Так, указанные выше требования справедливы для должности мирового судьи и судьи федерального районного суда. Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города, федерального значения, автономной области, автономного округа может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет; судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ _ достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может стать гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, достигший возраста 4и лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, с безупречной репутацией, обладающий приданном высокой квалификацией в области права. Конституцией РФ установлен иной порядок назначения судей. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Другие Феде- 620Глава 26. Конституционный статус судебной, власти в России ральные судьи назначаются на должность Президентом РФ (ч. 1, 2 ст. 128). Все судьи Российской Федерации, независимо от уровня и вида суда, в котором они осуществляют свои полномочия, имеют единый статус. Различия касаются лишь их полномочий. Принцип несменяемости судей, закрепленный Конституцией РФ (ст. 121), означает установление полномочий судьи на неопределенный срок без процедур перевыборов или переназначения. Принцип несменяемости распространяется на всех судей Российской Федерации, однако действующее законодательство устанавливает различные периоды полномочий судей. Так, срок полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов не ограничивается каким-либо сроком, хотя первоначально назначение производится на определенный, установленный законом, срок, и лишь последующее назначение не ограничивается сроком. Для всех судей установлен единый возраст, по достижении которого их полномочия прекращаются, — 70 лет. Сроки полномочий и порядок формирования корпуса мировых судей определяются законами субъектов РФ. Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» устанавливает, что мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на пять лет; при повторном и последующем назначениях (избраниях) — на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на пять лет (ст. 7). Составной частью принципа несменяемости судей является также невозможность прекращения полномочий судьи без его волеизъявления. Приостановление или прекращение полномочий судьи без его согласия возможно только в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Дополнительной гарантий несменяемости судьи выступает то, что все вопросы, касающиеся полномочий судьи (включая приостановление и прекращение их деятельности, продвижение по службе, присвоение квалификационных классов, рассмотрение жалоб на действия судьи и т. п.), отнесены к компетенции специально создаваемых органов судейского сообщества — квалификационным коллегиям. Наличие оснований для приостановления или прекращения полномочий судьи определяется решением соответствующей квалификационной колле- § 4. Статус судьи в Российской Федерации621 гии судей. Формируются такие органы самим судейским сообществом, компетенция, полномочия, сроки и иные вопросы деятельности которых регламентируются Законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Принцип независимости судей является основной гарантией осуществления беспристрастного и справедливого правосудия В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» содержит перечень специальных гарантий независимости судей: — правосудие осуществляется в установленных законом процессуальных формах, исключающих постороннее воздействие на судей (состав суда, порядок принятия решения в совещательной комнате и т. п.); — государством устанавливается ответственность за вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия; — предусматривается специальный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; — судье предоставляется право на отставку по собственному желанию независимо от возраста; — государство предоставляет судье материальное и социальное обеспечение, соответствующее его статусу; — устанавливаются особые меры государственной защиты судьи, членов его семьи и их имущества. Российское законодательство уделяет специальное внимание мерам материального и социального обеспечения и социальной защиты судьи'и членов его семьи1. Неприкосновенность судьи как одна из гарантий независимости прямо предусмотрена ст. 122 Конституции РФ. Действие данного принципа означает прежде всего невозможность привлечения судьи к какой-либо ответственности в связи с высказанным им мнением при осуществлении правосудия по конкретному делу. Применение к судье любых видов ответственно- • См. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О Дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и определе-нии государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации,членам их семей». 622Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России сти возможно только с соблюдением установленных законом гарантий. Принцип неприкосновенности распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебные помещения, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы. Для судьи устанавливаются ограничения по совмещению судебной деятельности с другими видами профессиональной, политической, общественной деятельности, если это могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи и вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к каким-либо политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, обусловленное его целями и задачами по защите основ конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав и свобод граждан, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ). Цели и задачи достигаются посредством ряда присущих ему функций. Основное назначение этого судебного органа — осуществлять конституционный контроль. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основными функциями Конституционного Суда РФ являются: —толкование Конституции РФ; -нормоконтроль законов, других нормативных правовыхактов, внутригосударственных и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; —защита прав и свобод человека и гражданина; -разрешение споров о компетенции между органами государственной власти различных уровней государственной власти. §5. Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти 623 Функции Конституционного Суда РФ выполняются посредством конкретных полномочий. Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 125 Конституции РФ и в ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ. Это: 1)разрешение дел о соответствии Конституции РФ: а)федеральных законов, нормативных актов Президен-та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б)конституций республик, уставов, а также законов и иныхнормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Россий-ской Федерации и совместному ведению органов государствен-ной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти субъектов РФ; в)договоров между органами государственной власти Рос-сийской Федерации и органами государственной власти субъ-ектов РФ, договоров между органами государственной властисубъектов РФ; г)не вступивших в силу международных договоров Россий-ской Федерации; 2)разрешение дел по спорам о компетенции: а)между федеральными органами государственной власти; б)между органами государственной власти Российской Фе-дерации и органами государственной власти субъектов РФ; в)между высшими государственными органами субъек-тов РФ; 3)проверка конституционности закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по за-просам судов; 4) толкование Конституции РФ; 5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Кроме того, в Законе «О референдуме Российской Федерации» указано еще одно полномочие Конституционного Суда РФ — дача заключения о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума (ст. 23). 624 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России Конституционный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, право посланий Федеральному Собранию, участвует в процедуре принесения Президентом РФ присяги народу. Особенностью Конституционного Суда РФ является то, что он рассматривает только вопросы права. Конституция РФ устанавливает, что Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125). Согласно Закону о Конституционном Суде РФ Суд рассматривает и разрешает дела на пленарных заседаниях, участие в которых принимают все конституционные судьи, и заседаниях двух палат, включающих соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат должен меняться каждые три года. Пленум и палаты не являются инстанциями друг для друга, а созданы для ускорения процесса разрешения судебно-конституционных споров. Решения пленарных заседаний и заседаний палат имеют одинаковую юридическую силу и признаются решениями Конституционного Суда РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ распределены между пленумом и палатами (ст. 21, 22 названного Закона). Однако на пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, относящийся к ведению Суда. Руководящими должностными лицами Конституционного Суда РФ являются Председатель и заместители Председателя, которые назначаются Советом Федерации по предложению Президента РФ из числа действующих судей на шесть лет. Возможно их переназначение на новый срок. Председатель Конституционного Суда РФ представляет Суд в отношениях с государственными и общественными органами, созывает пленарные заседания и председательствует на них и осуществляет иные организационные полномочия, возложенные на него указанным Законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. Заместители Председателя выполняют функции, которые возложены на них Председателем или Конституционным Судом РФ в отсутствие Председателя. Полномочия Конституционного Суда РФ реализуются посредством конституционного судопроизводства, которое представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг 1руга процессуальных действий Конституционного Суда РФ и § 6. Верховный Суд РФ. и Высший Арбитражный Суд РФ625 участников процесса в соответствии с положениями Закона о Конституционном Суде РФ. Конституционное судопроизводство основывается на принципах независимости суда и конституционных судей, коллегиальности, непрерывности заседаний, гласности, состязательности и равноправии сторон. Судопроизводство в Конституционном Суде РФ имеет ряд особенностей. В частности, применяется усеченное (письменное) производство, которое позволяет выносить итоговые решения в виде определений о распространении ранее сформулированных Конституционным Судом РФ правовых позиций на аналогичные (тождественные, сходные) ситуации. Данный вид производства значительно ускоряет рассмотрение дел в Конституционном Суде РФ. Результатом деятельности Конституционного Суда РФ являются принимаемые им итоговые решения — постановления, заключения, принимаемые в результате публичного рассмотрения дел (полное производство), и определения о распространении правовых позиций на аналогичные (тождественные, сходные) случаи, принимаемые в порядке усеченного (письменного) производства. Они являются окончательными и обжалованию не подлежат; действуют непосредственно и общеобязательны на всей территории Российской Федерации (ст. 6 названного Закона). Общеобязательными являются не только выводы резолютивной части итоговых решений, но и правовые позиции, послужившие правовым основанием для таких выводов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |