Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти




Статус судьи в Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации включает судеб­ные органы, осуществляющие функции судебной власти, объе­диненные общностью задач, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного и административно-тер­риториального устройства Российской Федерации, единства правового пространства. Организация судебной системы в це­лом, а также образующих ее судов, их структура, компетенция, взаимосвязь охватывается понятием судоустройства.

Основы судоустройства закреплены в ч. 3 ст. 118 Конститу­ции РФ, определяющей, что судебная система Российской Фе­дерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В ст. 125 Конституции РФ фикси­руются полномочия Конституционного Суда РФ. В ст. 126 фор­мулируются полномочия Верховного Суда РФ, а в ст. 127 регла­ментируются полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судоустройство в Российской Федерации регламентируется также Законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом о Конституционном Суде РФ, Федеральным консти­туционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбит­ражных судах в Российской Федерации», Федеральным консти­туционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным законом от 17 де­кабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Фе­дерации» и др.

Значение Конституции РФ для становления и дальнейшего развития законодательства о судоустройстве состоит в разгра­ничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в указанной сфере, в провозглашении верховенства федеральных конституционных и федеральных законов в системе законода­тельства об организации и деятельности судебных органов, в утверждении принципа конституционности и законности, со­гласно которому признается недопустимым противоречие зако­нов Конституции РФ, в том числе законов субъектов РФ феде­ральным законам.

Конституция РФ относит установление системы федераль­ных органов судебной власти, порядка их организации и дея­тельности, судоустройства в целом к ведению Российской Фе­дерации (п. «г», «о» ст. 71). К совместному ведению Российской

§ 3, Судебная система Российской Федерации

Федерации и ее субъектов откосится правовое регулирование обеспечения судебной системы кадрами (п. «л» ч 1 ст 72)

Конституция РФ подразделяет судебную систему на ряд вет­вей, различающихся по своей структуре, полномочиям, формам связи с федеративным устройством и административно-терри­ториальным делением Российского государства. Ветви (подсис­темы) судебной власти служат целям наиболее полного и про­фессионального выполнения определенных Конституцией РФ задач обеспечения судебной защитой прав и интересов граж­дан, нерушимости суверенитета Российского государства, един­ства его судебной власти. Отдельные ветви в судебной системе, их известная организационная обособленность, различие и спе­цифика форм судопроизводства представляют собой условия обеспечения самостоятельности их функционирования и про­фессионального осуществления правосудия.

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ представляют собой систему специализированных органов судебного конституционного контроля, осуществляю­щих конституционное правосудие посредством рассмотрения и разрешения дел о проверке конституционных нормативных ак­тов, иных объектов нормоконтроля.

В настоящее время конституционные (уставные) суды функ­ционируют в 16 субъектах РФ: в республиках Адыгея, Башкор­тостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Ко­ми, Марий-Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Та­тарстан, Тыва, Чеченской; в Калининградской и Свердловской областях, в г. Санкт-Петербурге.

Основной объем работы по осуществлению правосудия при­ходится на подсистему судов общей юрисдикции, которую воз­главляет Верховный Суд РФ- В нее, помимо Верховного Су­да РФ, входят верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды,

мировые судьи.

Особое место среди судов общей юрисдикции занимают во­енные суды. Это специализированные суды, которые осуществ­ляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях и федеральных органах исполнитель­ной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Этим судам подведомственны административ­ные и гражданские дела о защите нарушенных или оспаривае-

618 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

мых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослу­жащих Вооруженных Сил РФ, а также дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, воен­ных сборов. Подсистема военных судов состоит из окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, и возглавляется Вер­ховным Судом РФ, в котором образована специальная Военная коллегия.

Арбитражные суды созданы для разрешения экономических споров. Подсистема арбитражных судов включает: Высший Ар­битражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды респуб­лик, краевые, областные арбитражные суды, арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и авто­номных округов.

В настоящее время в Российской Федерации обсуждается возможность создания подсистемы административных судов, а также иных специализированных судебных органов по разреше­нию трудовых, семейных, патентных, налоговых споров; юве-напьных, пенитенциарных и др.

Закон «О судебной системе Российской Федерации» подраз­деляет все суды на федеральные суды и суды субъектов РФ (ст. 4).

К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об­ластные, суды, суды городов федерального значения, суды авто­номной области и автономных округов, районные суды, воен­ные и специализированные суды, составляющие систему феде­ральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, ар­битражные суды субъектов РФ, составляющие систему феде­ральных арбитражных судов.

Судами субъектов РФ являются их конституционные (устав­ные) суды и мировые судьи.

Судьями в Российской Федерации являются лица, наделен­ные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными зако­нами полномочиями осуществлять судебную власть от имени

4 Статус судьи в Российской Федерации 619

Российской Федерации и исполняющие свои обязанности на

профессиональной основе.

Конституционные основы статуса судей закреплены в ст.83,102,119,120,121,122 и 128 Конституции РФ. Они определяют особенности их правового положения, устанавливают квалификационные требования к судьям и порядок их назначения, провозглашают их независимость и подчинение только Конститу­ции РФ и федеральному закону, несменяемость и неприкосновенность.

В развитие конституционных основ статуса судьи в россий­ском законодательстве приняты два основных акта: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Фе­дерации» и Закон «Об органах судейского сообщества в Рос­сийской Федерации».

Конституций РФ и Закон «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливают требования к кандидату на эту должность. Судьей может быть назначен гражданин, достиг­ший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образова­ние и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший ква­лификационный экзамен и получивший рекомендацию квали­фикационной коллегии судей.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к кандида­там на должность судьи, различаются в зависимости от вида су­да. Так, указанные выше требования справедливы для должно­сти мирового судьи и судьи федерального районного суда. Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города, федерального значения, автономной области, авто­номного округа может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет; судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ _ достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Судьей Конститу­ционного Суда РФ может стать гражданин РФ, имеющий выс­шее юридическое образование, достигший возраста 4и лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, с безупречной репутацией, обладающий приданном высокой квалификацией в области права.

Конституцией РФ установлен иной порядок назначения судей. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Другие Феде-

620Глава 26. Конституционный статус судебной, власти в России

ральные судьи назначаются на должность Президентом РФ (ч. 1, 2 ст. 128).

Все судьи Российской Федерации, независимо от уровня и вида суда, в котором они осуществляют свои полномочия, име­ют единый статус. Различия касаются лишь их полномочий.

Принцип несменяемости судей, закрепленный Конституци­ей РФ (ст. 121), означает установление полномочий судьи на неопределенный срок без процедур перевыборов или перена­значения. Принцип несменяемости распространяется на всех судей Российской Федерации, однако действующее законода­тельство устанавливает различные периоды полномочий судей. Так, срок полномочий судей судов общей юрисдикции и арбит­ражных судов не ограничивается каким-либо сроком, хотя пер­воначально назначение производится на определенный, уста­новленный законом, срок, и лишь последующее назначение не ограничивается сроком. Для всех судей установлен единый воз­раст, по достижении которого их полномочия прекращают­ся, — 70 лет.

Сроки полномочий и порядок формирования корпуса миро­вых судей определяются законами субъектов РФ. Закон «О ми­ровых судьях в Российской Федерации» устанавливает, что ми­ровой судья назначается (избирается) на должность на срок, ус­тановленный законом субъекта РФ, но не более чем на пять лет; при повторном и последующем назначениях (избраниях) — на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на пять лет (ст. 7).

Составной частью принципа несменяемости судей является также невозможность прекращения полномочий судьи без его волеизъявления. Приостановление или прекращение полномо­чий судьи без его согласия возможно только в порядке и по ос­нованиям, предусмотренным Законом «О статусе судей в Рос­сийской Федерации».

Дополнительной гарантий несменяемости судьи выступает то, что все вопросы, касающиеся полномочий судьи (включая приостановление и прекращение их деятельности, продвиже­ние по службе, присвоение квалификационных классов, рас­смотрение жалоб на действия судьи и т. п.), отнесены к компе­тенции специально создаваемых органов судейского сообщест­ва — квалификационным коллегиям. Наличие оснований для приостановления или прекращения полномочий судьи опреде­ляется решением соответствующей квалификационной колле-

§ 4. Статус судьи в Российской Федерации621

гии судей. Формируются такие органы самим судейским сооб­ществом, компетенция, полномочия, сроки и иные вопросы деятельности которых регламентируются Законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Принцип независимости судей является основной гарантией осуществления беспристрастного и справедливого правосудия В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи ни­кому не подотчетны.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» содержит перечень специальных гарантий независимости судей:

— правосудие осуществляется в установленных законом про­цессуальных формах, исключающих постороннее воздействие на судей (состав суда, порядок принятия решения в совеща­тельной комнате и т. п.);

— государством устанавливается ответственность за вмеша­тельство в деятельность по осуществлению правосудия;

— предусматривается специальный порядок приостановле­ния и прекращения полномочий судьи;

— судье предоставляется право на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

— государство предоставляет судье материальное и социаль­ное обеспечение, соответствующее его статусу;

— устанавливаются особые меры государственной защиты судьи, членов его семьи и их имущества.

Российское законодательство уделяет специальное внимание мерам материального и социального обеспечения и социальной защиты судьи'и членов его семьи1.

Неприкосновенность судьи как одна из гарантий независимо­сти прямо предусмотрена ст. 122 Конституции РФ. Действие данного принципа означает прежде всего невозможность при­влечения судьи к какой-либо ответственности в связи с выска­занным им мнением при осуществлении правосудия по кон­кретному делу. Применение к судье любых видов ответственно-

• См. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О Дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и определе-нии государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации,членам их семей».

622Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

сти возможно только с соблюдением установленных законом гарантий. Принцип неприкосновенности распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебные по­мещения, используемые им транспорт и средства связи, кор­респонденцию, имущество и документы.

Для судьи устанавливаются ограничения по совмещению су­дебной деятельности с другими видами профессиональной, по­литической, общественной деятельности, если это могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи и вы­звать сомнения в его объективности, справедливости и беспри­страстности. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к каким-либо политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судеб­ной системе, обусловленное его целями и задачами по защите основ конституционного строя Российской Федерации, кон­ституционных прав и свобод граждан, обеспечению верховенст­ва и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Закона о Конституционном Су­де РФ). Цели и задачи достигаются посредством ряда присущих ему функций. Основное назначение этого судебного органа — осуществлять конституционный контроль. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, само­стоятельно и независимо осуществляющий судебную власть по­средством конституционного судопроизводства.

Основными функциями Конституционного Суда РФ являются:

—толкование Конституции РФ;

-нормоконтроль законов, других нормативных правовыхактов, внутригосударственных и не вступивших в силу между­народных договоров Российской Федерации;

—защита прав и свобод человека и гражданина;

-разрешение споров о компетенции между органами госу­дарственной власти различных уровней государственной вла­сти.

§5. Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти 623

Функции Конституционного Суда РФ выполняются посред­ством конкретных полномочий. Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 125 Конституции РФ и в ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ. Это:

1)разрешение дел о соответствии Конституции РФ:

а)федеральных законов, нормативных актов Президен­-та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правитель­ства РФ;

б)конституций республик, уставов, а также законов и иныхнормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, от­носящимся к ведению органов государственной власти Россий-­ской Федерации и совместному ведению органов государствен­-ной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти субъектов РФ;

в)договоров между органами государственной власти Рос­-сийской Федерации и органами государственной власти субъ­-ектов РФ, договоров между органами государственной властисубъектов РФ;

г)не вступивших в силу международных договоров Россий­-ской Федерации;

2)разрешение дел по спорам о компетенции:

а)между федеральными органами государственной власти;

б)между органами государственной власти Российской Фе­-дерации и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъек-­тов РФ;

3)проверка конституционности закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по за-­просам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной из­мене или совершении иного тяжкого преступления.

Кроме того, в Законе «О референдуме Российской Федера­ции» указано еще одно полномочие Конституционного Суда РФ — дача заключения о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) рефе­рендума (ст. 23).

624 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Конституционный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, право посланий Федеральному Собранию, участ­вует в процедуре принесения Президентом РФ присяги народу.

Особенностью Конституционного Суда РФ является то, что он рассматривает только вопросы права.

Конституция РФ устанавливает, что Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125). Согласно Закону о Конституционном Суде РФ Суд рассматривает и разрешает де­ла на пленарных заседаниях, участие в которых принимают все конституционные судьи, и заседаниях двух палат, включающих соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат опре­деляется путем жеребьевки. Председатель и заместители Пред­седателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат должен ме­няться каждые три года.

Пленум и палаты не являются инстанциями друг для друга, а созданы для ускорения процесса разрешения судебно-консти­туционных споров. Решения пленарных заседаний и заседаний палат имеют одинаковую юридическую силу и признаются ре­шениями Конституционного Суда РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ распределены между пленумом и палатами (ст. 21, 22 названного Закона). Од­нако на пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, относящийся к ведению Суда.

Руководящими должностными лицами Конституционного Суда РФ являются Председатель и заместители Председателя, которые назначаются Советом Федерации по предложению Президента РФ из числа действующих судей на шесть лет. Воз­можно их переназначение на новый срок.

Председатель Конституционного Суда РФ представляет Суд в отношениях с государственными и общественными органами, созывает пленарные заседания и председательствует на них и осуществляет иные организационные полномочия, возложен­ные на него указанным Законом и Регламентом Конституцион­ного Суда РФ. Заместители Председателя выполняют функции, которые возложены на них Председателем или Конституцион­ным Судом РФ в отсутствие Председателя.

Полномочия Конституционного Суда РФ реализуются по­средством конституционного судопроизводства, которое пред­ставляет собой совокупность последовательно сменяющих друг 1руга процессуальных действий Конституционного Суда РФ и

§ 6. Верховный Суд РФ. и Высший Арбитражный Суд РФ625

участников процесса в соответствии с положениями Закона о Конституционном Суде РФ.

Конституционное судопроизводство основывается на прин­ципах независимости суда и конституционных судей, коллеги­альности, непрерывности заседаний, гласности, состязательно­сти и равноправии сторон. Судопроизводство в Конституцион­ном Суде РФ имеет ряд особенностей. В частности, применяется усеченное (письменное) производство, которое позволяет выно­сить итоговые решения в виде определений о распространении ранее сформулированных Конституционным Судом РФ право­вых позиций на аналогичные (тождественные, сходные) ситуа­ции. Данный вид производства значительно ускоряет рассмотре­ние дел в Конституционном Суде РФ.

Результатом деятельности Конституционного Суда РФ явля­ются принимаемые им итоговые решения — постановления, заключения, принимаемые в результате публичного рассмотре­ния дел (полное производство), и определения о распростране­нии правовых позиций на аналогичные (тождественные, сход­ные) случаи, принимаемые в порядке усеченного (письменного) производства. Они являются окончательными и обжалованию не подлежат; действуют непосредственно и общеобязательны на всей территории Российской Федерации (ст. 6 названного Зако­на). Общеобязательными являются не только выводы резолю­тивной части итоговых решений, но и правовые позиции, по­служившие правовым основанием для таких выводов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.