КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебная защита избирательных прав граждан 2 страница
Президент РФ со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме указанных выше мер. Президента РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении же срока полномочий главы государства государственная охрана предоставляется ему пожизненно. Кроме того, в течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. Одним из существенных элементов конституционного статуса Президента РФ являются возможность и основания прекра- § 1. Конституционная характеристика Президента РФ щения полномочий главы государства. Конституция РФ (ч. 2 ст. 92) и Закон «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 82) предусматривают следующие основания прекращения полномочии Президента РФ: 1) в связи с истечением сроков полномочий Президента РФ; 2) в результате отставки Президента РФ. Вопросы отставки Президента РФ были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в постановлении от 6 июля 1999 г. № 10-П. Однако до сих пор некоторые из них остаются нерешенными или проблемными; 3) в результате стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять полномочия. В действующей Конституции РФ речь идет о такой ситуации, при которой личная воля Президента «не может быть решающим фактором»1. Существенное значение для уяснения различных аспектов рассматриваемого основания прекращения полномочий Президента РФ имеет постановление Конституционного Суда РФ от II июля 2000 г. № 12-П. Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры в целях объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу ч. 2 ст. 92 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93 приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпа-нии всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. Поскольку досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является эле- 1 Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 2. С. 339. 450Глава 20. Конституционный статус Президента РФ ментом конституционного статуса Президента РФ, постольку правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет конституционный характер. Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ; 4) путем отрешения Президента РФ от должности. Порядок отрешения Президента от должности регулируется Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде РФ и регламентами палат Федерального Собрания. РФ. Часть 1 ст. 93 Конституции РФ закрепляет, что Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной. Думы. Причем предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного в ст. 93 Конституции РФ, вменяемого в вину главе государства. Затем указанное предложение направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя (избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты), его заместителя (избирается на заседании комиссии) и 13 членов комиссии (избираются палатой по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего § 1. Конституционная характеристика Президента РФ451 числа депутатов Государственной Думы). Состав комиссии формируется с учетом пропорционального представительства депутатских объединений. Задача специальной комиссии состоит в проверке обоснованности выдвижения обвинения против Президента РФ, соблюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов, а также соблюдения других процедурных правил, установленных Регламентом Государственной Думы. Для этого специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента РФ. Заключение специальной комиссии о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения принимается большинством голосов членов комиссии. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы, По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения. Названное постановление в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда РФ.- Конституционный Суд РФ принимает запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении 452Глава 20. Конституционный статус Президента РФ иного тяжкого преступления к рассмотрению, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса. По итогам же рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает одно из следующих заключений: 1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения; 2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается. Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Вместе с постановлением Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в Совет Федерации направляются заключение Специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ, и стенограмма заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против главы государства. Вопрос об отрешении Президента РФ от должности без обсуждения и голосования включается первым в повестку дня заседания Совета Федерации, созываемого Председателем Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Председатель Совета Федерации уведомляет Президента РФ, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председа- § I. Конституционная характеристика Президента РФ453 теля Верховного Суда РФ о дате проведения заседания Совета Федерации, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента РФ от должности, и приглашает указанных лиц на это заседание. На заседание Совета Федерации приглашаются также члены Специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против главы государства. Рассмотрение вопроса об отрешении Президента РФ от должности на заседании Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента РФ. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда РФ для оглашения заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Президенту РФ либо его представителю предоставляется слово по его желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации. Если за решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, рассмотрение обвинения против главы государства прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ). Положения указанной статьи были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ- В постановлении от 6 июля 1999 г. № 10-Л, которым был оформлен его итоговый вывод по 454 Глава 20. Конституционный статус Президента РФ этому делу, в частности, отмечалось, что положение ч. 3 ст. 92 Конституции РФ о том, что во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ, согласуется с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ, в силу которой глава государства и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Кроме того, Конституционный Суд РФ постановил, что предусмотренное ч. 3 ст. 92 Конституции РФ положение о временном исполнении Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения главой государства своих полномочий, перечисленные в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, а также на иные исключительные случаи, когда Президент РФ своим решением возлагает на Председателя Правительства РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом РФ решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента РФ на Председателя Правительства РФ. Из положения ч. 3 ст. 92 Конституции РФ о временном исполнении Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ во взаимосвязи с положением ч. 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента РФ следует, что Председатель Правительства РФ исполняет обязанности Президента РФ, соответственно, до момента возвращения действующего Президента РФ к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента РФ. 31 декабря 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин издал Указ, которым объявил, что с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. прекращает исполнять полномочия Президента РФ и назначает исполняющим обязанности Президента РФ В. В. Путина (занимавшего этот пост Председателя Правительства РФ). В свою очередь В. В. Путин, уже в качестве исполняющего обязанности Президента РФ, также издал Указ от 31 декабря 1999 г., в котором подтверждалось, что он в связи с отставкой Президента РФ В, Н. Ельцина с 12 часов 00 минут 31 декабря.1999 г. приступил к временному исполнению полномочий Президента РФ. При досрочном прекращении исполнения Президентом Р'<Ш своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, проводятся выборы нового Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ. § 2. Гарантии бывшему Президенту РФ455 Однако механизмов, предусмотренных Конституцией РФ и упомянутым выше постановлением Конституционного Суда РФ, недостаточно, поскольку они не затрагивают обстоятельства, при которых Председатель Правительства РФ не в «и стоянии замещать Президента РФ. § 2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих обязанностей Исполнявший в то время обязанности Президента РФ В. В. Путин принял Указ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Этим Указом бывшему Президенту РФ и членам его семьи предоставлялись ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ, государственная дача, правительственная связь, аппарат помощников (материальные гарантии); ежемесячное пособие каждому члену семьи после смерти лица, замещавшего должность Президента РФ; медицинское обслуживание бывшему Президенту РФ и проживающим совместно с ним членам его семьи; обязательное страхование жизни и здоровья (социальные гарантии); государственная охрана и неприкосновенность* предполагавшая, что бывший Президент РФ не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, либо личному досмотру (правовые гарантии). Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» регламентировал соответствующий круг общественных отношений более детально. Если изданный ранее Указ предусматривал главным образом гарантии материального, социального и технического обеспечения бывшего главы государства, то названный Закон пошел дальше, закрепив юридические гарантии неприкосновенности бывшего Президента РФ. В соответствии с этим нормативным правовым актом Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, 456Глава 20. Конституционный статус Президента РФ. совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ. Неприкосновенность главы государства, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ направляет представление в Государственную Думу. В свою очередь, Государственная Дума принимает постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, которое с представлением Председателя Следственного комитета направляется в трехдневный срок в Совет Федерации. Совет Федерации рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ в трехмесячный срок принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратив- шего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Фе- дерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление, вправе участвовать в рассмотрении вопроса на заседании соответствую- щей палаты Федерального Собрания РФ. 3. Полномочия Президента РФ 457 Закон «0 гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» предусматривает материальное (ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ), бытовое обеспечение (пожизненное пользование одной из государственных дач) и транспортное обслуживание (право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегации аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов). Кроме того, в указанном Законе закреплены существенные социальные гарантии членам семьи умершего Президента РФ5 прекратившего исполнение полномочий, и их материальное обеспечение. Так, после смерти бывшего Президента РФ членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кор-мильца. К тому же указанным лицам предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. § 3. Основные конституционные функции и полномочия Президента РФ Президент РФ — гарант Конституции РФ5 прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ обязан добиваться того, чтобы конституции (уставы) и нормативные акты субъектов РФ соответствовали Конституции РФ, федеральному законодательству, задачам обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 85). В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение нормативных правовых актов, издаваемых в государстве, а также деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 18). 458Глава 20. Конституционный статус Президента РФ Существенную роль в обеспечении, охране и защите прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ отводит Президенту РФ. Слова об обязанности защищать Конституцию РФ, уважении и охране прав и свобод человека и гражданина, верном служении народу содержатся в тексте присяги главы государства, которую он приносит народу при вступлении в должность (ч. 1 ст. 82). Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. С этой целью Конституция РФ предоставляет Президенту РФ особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 2 ст. 80, ст. 85). Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента РФ постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 82). Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент РФ реализует, во-первых, используя свое право законодательной инициативы, а во-вторых, в порядке собственного нормотворчества издавая указы, в том числе в сфере обеспечения охраны и защиты правового статуса личности в целом и отдельных групп граждан РФ (ст. 84, ст. 87—90 Конституции РФ). Наиболее значимый аспект полномочий главы государства в указанной сфере — это решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ в общем порядке; восстановления в гражданстве РФ в общем порядке; выхода из гражданства РФ в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства РФ. Кроме того, Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Действующее на сегодняшний день Положение было утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. Президент РФ обеспечивает также согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ; издает указы по вопросам гражданства РФ; вправе рассмотреть вопрос о приеме в граж- § 3. Полномочия Президента РФ459 данство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 89 Конс1||Ции РФ; ст. 29 Закона «О гражданстве Российской Федерации»). Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федераций! политического убежища. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и указанным Положением. Российская Федерация предоставляет политическое убежите лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданский принадлежности или в стране своего обычного место-жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что проследование направлено непосредственно против лица, обратившееся с ходатайством о предоставлении политического убежища. Кроме того, Президент РФ назначает референдум Российской Федерации (п. «а»—«в» ст. В4 Конституции РФ); награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование (п. «б», «в.» ст. 89 Конституции РФ). Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Полномочия Президента РФ в указанной сфере являются довольно широкими. В самом общем виде они сформулированы в ч. 2 ст. 80 и ч..1 ст. 85 Конституции РФ. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственник власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. 460Глава 20. Конституционный статус Президента РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противо- речия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ реализуется через такие полномочия главы государства, как: — участие в решении вопросов принятия и образования нового субъекта в составе Российской Федерации (ч. 2 ст. 6, ст. 10—12 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»); — предложение законодательному (представительному) органу субъекта РФ кандидатуры на пост главы исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 18 Закона об общих принципах организации органов власти субъектов РФ), а также право отрешения последнего от должности (подп. «б» п. 1 ст. 19 указанного Закона); — роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия последним нормативного акта, противоречащего федеральному законодательству (ст. 9 данного Закона); — учреждение и руководство деятельностью Государственного совета РФ — совещательного органа, в состав которого по должности входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ; — назначение и руководство деятельностью полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, обеспечивающих реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующих федеральных округов, и т. д. Полномочия Президента РФ по формированию федеральных государственных органов. Конституция РФ предусматривает довольно широкий спектр полномочий главы государства по формированию федеральных государственных органов. К их числу § 3. Полномочия Президента РФ 461 относятся право назначать выборы в Государственную Думу (например, Указом Президента РФ от 2 сентябре 2007 г. «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российском Федерации нового -созыва» выборы были назначены на 2 декабря 2007 г.); право распускать Государственную Думу. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (п. «а» ст. 83 Конституции РЩ|, При этом согласно толкованию Конституционного Суда РФ он вправе выдвигать одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трехкратного отклонения предложенных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды — Государственная Дума подлежит роспуску (постановление от 11 декабря 1998 г. № 28-П). По предложению Председателя Правительства РФ глава государства формирует весь состав Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров <п, «$•» ст. 83 Конституции РФ). Нужно отметить, что принятие решения об отставке Правительства РФ также одна из прерогатив главы государства (п. «в» ст. 83 Конституции РФ). Наконец, только Президент РФ вправе устанавливать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |