Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов государственной власти 3 страница




Избирательное право различает статус кандидата (списка кандидатов) и зарегистрированного кандидата (списка зареги-стрированных кандидатов).

Кандидат — гражданин РФ, выдвинутый в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую по­средством прямых выборов должность в органе государствен­ной власти или органе местного самоуправления. Список кан­дидатов — единый перечень кандидатов.

Стаде кандидата приобретается в момент получения изби­рательной комиссией письменного заявления гражданина о со­гласии баллотироваться кандидатом и его обязательства в слу­чае избрания прекратить деятельность» несовместимую с заме­щением выборной должности, а также уведомления о начале сбора подписей. Для получения статуса списка кандидатов необходимо его выдвижение политической партией, указанные выше заявления и обязательства граждан, включаемых в список и заверение списка избирательной комиссией,

Кандидат вправе: собирать подписи избирателей в свою под- держку сам и (или) с привлечением других совершеннолетних дееспособных граждан РФ; представлять собранные в его под- держку подпис избирателей в избирательную комиссию; за-

§ 5. Стадий избирательного процесса. Финансирование выборов 427

явить о своем независимом статусе либо о принадлежности к по­литической партии; проводить предвыборную агитацию; быть зарегистрированным указанной комиссией. Избирательная комиссии обязана принять решением регистрации кандидата либо об отказе в регистрации в течение определенного срока, который не может превышать 10дней с момента представления необходи­мых документов для регистрации. Указанные права в отношении списка кандидатов (кроме права заявить о независимом статусе) осуществляет выдвинувшая списки политическая партия.

Зарёгистрированный кандидат имеет право назначать доверен­ных лиц, членов избирательных комиссий е правом совещатель­ного голоса; в любое время снять свою кандидатуру но не позд­нее чем за пять дней до дня голосования. Он имеет дополнитель­ные гарантии трудовых прав и личной неприкосновенности.

Зарегистрированные кандидаты, замещающие определенные должности, не вправе использовать преимущества своего долж­ностного положения. До 2005 г. лишь занимающие государст­венные должности, после регистрации кандидатами на выбор­ные должности были обязаны уходить в отпуск, в настоящее время такой обязанности нет. Определенные ограничения уста­новлены для журналистов, должностных лиц СМИ, являющихся кандидатами а при освещении ими избирательной кампании.

Статус кандидатов, зарегистрированных в составе списков кандидатов имеет особенности. Многие из их полномочий принадлежат выдвинувшей список политической партия.

§ 5. Стадии избирательного процесса.

Финансирование выборов

Выборы как демократический избирательный процесс име­ют свою логику развития в пространстве и времени, представ­ляя собой ряд последовательных стадий. Количество стадий за­висит от основания деления- К их основу можно положить оп­ределенные по времени этапы движения к решению трех главных задач: определение круга участников выборов; предвы­борная агитация; голосование, определение итогов голосования и результатов выборов. Соответственно, целесообразно вести речь о трёх стадиях выборов как избирательного процесса;

Первая стадия начинается с момента опубликования решения о назначении даты голосования и заканчивается истечением сро­ков регистрации кандидатов. В России день голосования на

428Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

каждых выборах определяется решением компетентного органа (Президента РФ, Совета Федерации, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления) с та­ким расчетом, чтобы голосование происходило только в кален­дарный выходной день, а избирательная кампания до дня голо­сования продолжалась бы в зависимости от уровня выборов в пределах 80—110 дней. Предусмотрены запасные механизмы и сроки назначения выборов избирательными комиссиями или судом на случаи бездействия уполномоченного на то органа.

На каждых выборах образуются избирательные участки и со­ставляются списки избирателей, в которые включаются все ли­ца, отвечающие требованиям всеобщности избирательного пра­ва. Избирательный участок — это территория, на которой про­живает не более 3000 избирателей. Избирательные участки образуются главами муниципальных образований на основании данных о численности избирателей, которые уточняются два раза в год и при функционировании избирательного участка. Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его постоянного или преимущественного прожи­вания на территории избирательного участка.

Организацию и проведение выборов всех уровней осуществ­ляют избирательные комиссии. В зависимости от выполняемых функций они делятся на участковые, территориальные, муници­пальные, окружные избирательные комиссии, избирательные ко­миссии субъектов РФ и ЦИК РФ, По времени функционирова­ния избирательные комиссии делятся на постоянные (действу­ют не только в период выборов, но и в другое время) и временные (действуют в период конкретных выборов).

ЦИК РФ назначается палатами Федерального Собрания РФ и Президентом РФ равными долями и состоит из 15 членов. Избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избира­тельные комиссии на федеральных выборах формируются из субъектов РФ на паритетной основе представительными и ис­полнительными органами государственной власти. Иные изби­рательные комиссии формируются выборными органами мест­ного самоуправления или вышестоящими комиссиями.

При формировании избирательных комиссий установлены пропорции и ограничения, связанные с вхождением в них госу­дарственных и муниципальных служащих, с учетом предложе­ний политических партий, имеющих фракции в представитель­ных органах государственной власти.

§ 5. Стадии избирательною процесса. Финансирование выборов 429

Избирательные округа делятся на одномандатные и многоман­датные. Первые составляют территории, от которых должен быть избран один депутат, вторые — территории, от которых должно быть избрано два или более депутатов. Самый боль­шой, 225-мандатный, избирательный округ создавался на выбо­рах депутатов Государственной Думы. В других многомандат­ных округах число подлежащих распределению мандатов не может превышать пяти, но это правило не распространяется на местные выборы. Законодательство запрещает образование из­бирательного округа из не граничащих между собой террито­рий, но допускает исключения из этого правила (для избирате­лей, находящихся за границей, труднодоступных территорий и др.).

В рамках рассматриваемой стадии выборов происходит оп­ределение круга кандидатов (списков кандидатов), включающее в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их реги­страцию. Кандидат определяется путем самовыдвижения или выдвигается политической партией. Регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется избирательной комиссией на основе представленных подписей избирателей либо избира­тельного залога, либо самого факта выдвижения кандидата (списка кандидатов) партией, имеющей фракцию в представи­тельном органе государственной власти.

Вторая стадияпредвыборная агитация, которая в 1990-е гг. допускалась с момента регистрации, а ныне возможна с момен­та выдвижения кандидата (списка кандидатов) и должна быть прекращена за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация есть деятельность участников выбо­ров, имеющих целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов).

Право на агитацию имеют только участники избирательного процесса: избиратели, кандидаты, политические партии. Не могут участвовать в предвыборной агитации: иностранные граждане и лица без гражданства, члены избирательных комис­сий, государственные и муниципальные органы, благотвори­тельные и религиозные организации, лица, занимающие госу­дарственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

430-Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс-

Предвыборная агитация может осуществляться через СМИ, путем проведения массовых публичных мероприятий (собра­ний, митингов, дискуссий и т. д.), через агитационные печат­ные материалы, а также в иных формах, которые определяются самими кандидатами, политическими партиями.

Наиболее эффективное воздействие на выборах имеют элек­тронные СМИ (телевидение, радио). Поэтому избирательное законодательство стремится урегулировать доступ к электрон­ным СМИ с учетом равноправия кандидатов и свободы массо­вой информации. Устанавливается бесплатное эфирное время на федеральных выборах, одинаковое для всех кандидатов, по­литических партий, и возможность получения платного эфир­ного времени для целей предвыборной аттестации на условиях единого размера оплаты для всех кандидатов, политических партий в каждом СМИ.

Бесплатное эфирное время обязаны предоставить СМИ, уч­редителями (соучредителями) которых являются государствен­ные или муниципальные органы, организации либо которые финансируются за счет бюджетных средств.

Заключительная, третья стадия выборов включает в себя голосование, определение его итогов и результатов, их опублико­вание.

Голосование должно проводиться в течение одного дня, за исключением установленных законом случаев досрочного голо­сования. Обычное время голосования — с 8 до 20 часов местно­го времени. Законодательство закрепляет личное голосование бумажными бюллетенями на всех выборах. Личное голосование означает, что только избиратель вправе получить избиратель­ный бюллетень, удостоверив это подписью, заполнить бюлле­тень и опустить в ящик для голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (списку кандидатов), в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов»). Тем самым законодательство не допускает пассивного голосования, кото­рое не требует заполнения избирательного бюллетеня, а неза­полненный бюллетень признается недействительным голосом.

Законодатель стремится минимизировать досрочное голосо­вание, а голосование вне помещения участковой избирательной комиссии возможно только в день голосования и только на ос-

5.Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов 431

новании письменного заявления (устного обращения, которое подтверждается письменным заявлением) избирателя. Современное избирательное законодательство идет по пути ужесточения требований к основаниям и процедурам досрочного голосования и голосования вне помещения участковой избирательной комиссии, чтобы уменьшить использование этих возможностей для манипулирования волеизъявлением избирателей.

Законодательство достаточно детально регулирует порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями, порядок обработки итогов голосования и определения резуль­татов выборов в других избирательных комиссиях.

Дли признания выборов состоявшимися и действительными обычно требуется участие в них не менее 20% избирателей ж превышения числа голосов, отданных за наиболее удачливого кандидата (список кандидатов) по сравнению с числом голо­сов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов).

Участие в голосовании — право избирателя. Отказ от ис- Пользования этого права в теории избирательного права имену­ется абсентеизмом. В- настоящее время уровень абсентеизма в России довольно высок. В ряде случаев он превышает 80% из­бирательного корпуса, что влечет признание выборов несосто- явшимися. Попытки повышения уровня явки избирателей для признания выборов состоявшимися до 40—50%, по мнению ря да авторов, приведут к активизации партий, кандидатов, изби- рателей. Однако реальной является опасность затягивания фор­мирования выборного органа вследствие низкой явки избира­телей. Думается, активность избирателей надо повышать за счет ликвидации причин абсентеизма. Среди них — отсутствие веры в возможность что-нибудь изменить с помощью выборов, в справедливость избирательного права и избирательной системы, в отсутствие нарушений принципов свободных демократи­ческих выборов и ошибок в организации выборов и др.

Российское избирательное право включает в понятие «изби-рательная система» способы, методы определения результатов выборов. Разумеется выбор той или иной избирательной системы влияет на всю организацию выборов, но суть избирательной системы составляют способы определения результатов выборов.

Теоретически обоснованы и практически применяются два основных вида избирательных систем: мажоритарные и про-

432 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

порциональные, которые имеют, в свою очередь, много различных вариантов, в том числе и сочетаются друг с другом в виде смешанных избирательных систем.

В мажоритарных избирательных системах результаты выбо­ров определяются; на основе большинства действительных голо-сов. Наличие различных видов большинства (абсолютное, отно- сительное, квалифицированное) влечет возможность конструи­рования и законодательного закрепления соответствующих мажоритарных- избирательных систем абсолютного,, относитель­ного или квалифицированного большинства. В России до 1993-г= применялись только мажоритарные избирательные системы. Ныне на выборах депутатов представительных органов превали­рует мажоритарная избирательная система относительного боль- шинства. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избира­телей, принявших участие в голосовании. На выборах Президен­та РФ используется в первом туре мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, во втором — мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В отличие от зарубежных стран, широко применяющих ма­жоритарную систему относительного большинства, которая обычно выявляет победителя, в российском избирательном праве применение этой системы было не всегда успешным, так как до 2О06 применялась практически неизвестная другим странам возможность голосовать против всех кандидатов. Если число голосов, поданных за наиболее удачливого кандидата, будет меньше числа голосов избирателей,, поданных против всех кандидатов, то такой кандидат не считался избранным. Ряд регионов, например г. Москва, воспользовались правом отмены голосования против всех кандидатов. В декабре 2006 г. федеральный законодатель отказался от предоставления изби­рателю такой возможности.

Пропорциональные избирательные системы основаны на уста-новлении прямой пропорции между числом голосов избирате-- лей, поданных за список кандидатов, и числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий список кандида-тов..Эти системы теоретически более демократичны по сравне-нию с мажоритарными избирательными системами. Однако они отрицательно влияют на работоспособность парламента, имеют и другие недостатки. Поэтому в России пропорциональные из-

5.Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов 433

бирательные системы до 2005 г. не применялись при избрании всего состава представительного органа, С 2003 г. не менее половины состава регионального представительного органа избирается по пропорциональной избирательной системе, а с 2007 г. ряд региональных парламентов избирается с использованием только; названной избирательной системы (г. Санкт-Петербург, Московская область и др.). В 2005 г. пропорциональная избира­тельная система применялась при формировании половины со­става ряда местных представительных органов, а в г. Волжском Волгоградской области выборы всего состава городских депута­тов прошли по пропорциональной избирательной системе.

В 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. выборы депутатов Государствен­ной Думы прошли по мажоритарной избирательной системе относительного большинства при избрании 225 депутатов в од­номандатных округах, другая половина депутатского корпуса была избрана с помощью пропорциональной избирательной системы в 225-мандатном общефедеральном избирательном ок­руге, который составляла вся страна. При этом каждый избира­тель имел два голоса.

Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации» 2005 г. предусмот­рел с декабря 2007 г. избрание всего состава палаты при помо­щи пропорциональной избирательной системы.

Превращение выборов в легальную форму борьбы за завое­вание государственной власти, введение состязательности кан­дидатов и партий, обращение их к услугам СМИ и рекламных агентств повлекло за собой необходимость правового регулиро­вания финансирования выборов. Под финансированием выбо­ров следует понимать все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке ма­териальное обеспечение подготовки и проведения выборов, Щ ограниченные рамками избирательных кампаний.

Прямое финансирование выборов — перечисление, поступление, расходование, учет, отчетность и другие действия, влеку­щие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресур­сов государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах,

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации

434Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием. Избирательных комиссий, информационных систем, направлен­ных на обеспечение выборов.

Центральные проблемы модели финансирования выборов связаны с отношением к государственному и негосударствен-ному финансированию. Существуют два разных пути решения проблемы. Первый путь — это запрещение негосударственного финансирования в любой форме; второй — сочетание государ­ственного и негосударственного финансирования выборов.

Второй путь представляется более приемлемым. Во-первых, Российское государство на него уже встало, и по этому пути идет большинство стран мира. Опыт зарубежных стран показывает, что государство так или иначе участвует в финансировании вы­боров,, прямо щи косвенно субсидирует партии, СМИ, полити­ческие фонды в связи с их участием в выборах. Во-вторых, этот путь позволяет использовать негосударственные средства, ос­лабляя тем самым нагрузку на бюджет. В-третьих, рассматривае­мый путь дает возможность построения разных моделей финан­сирования выборов с учетом региональных особенностей. Он позволяет в зависимости от условий регулировать удельный вес государственного и негосударственного финансирования, уже­сточать или ослаблять правила использования тех или иных средств.

Финансирование выборов согласно действующему законода­тельству осуществляется по двум направлениям:

I) финансирование избирательной кампании только из бюд­жетных средств, размер которых определяется при разработке и утверждении соответствующего бюджета;

2) финансирование избирательной кампании кандидатов, политических партий, которое происходит через избирательные фонды кандидатов, политических партий.

Избирательный фонд составляют денежные средства на спе­циальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата;, политической партии, которые аккумулируются и расходуются в установленном: законодательством порядке. Законодательство за короткое время прошло сложный путь от отрицания таких фондов, через их допущение посредством признания права на создание и управление со стороны кандидатов политических партий до превращения названных фондов в '-обязательный атрибут почти всех выборов.

6. Судебная защита избирательных прав граждан 435


Правовой статус избирательных фондов в настоящее время определяется избирательным законодательством, инструкциями, издаваемыми ЦИК РФ и некоторыми другими избирательными комиссиями.

Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета, который может быть открыт только в Сберегательном банке РФ.

Существуют следующие четыре законных источника средств избирательных фондов:

1) собственные средства кандидата, политической партии;

2) средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией;

3) добровольные пожертвования граждан;

4)добровольные пожертвования юридических лиц;

Средства избирательного фонда имеют строго целевое назначение и могут расходоваться в установленных законодательством пределах только на избирательную компанию. Закрепленная обязанность кандидатов политических партий учитывать средства в фонде и отчитываться о поступлении и расходовании средств. Предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о финансировании выборов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.