КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система органов государственной власти 3 страница
Избирательное право различает статус кандидата (списка кандидатов) и зарегистрированного кандидата (списка зареги-стрированных кандидатов). Кандидат — гражданин РФ, выдвинутый в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления. Список кандидатов — единый перечень кандидатов. Стаде кандидата приобретается в момент получения избирательной комиссией письменного заявления гражданина о согласии баллотироваться кандидатом и его обязательства в случае избрания прекратить деятельность» несовместимую с замещением выборной должности, а также уведомления о начале сбора подписей. Для получения статуса списка кандидатов необходимо его выдвижение политической партией, указанные выше заявления и обязательства граждан, включаемых в список и заверение списка избирательной комиссией, Кандидат вправе: собирать подписи избирателей в свою под- держку сам и (или) с привлечением других совершеннолетних дееспособных граждан РФ; представлять собранные в его под- держку подпис избирателей в избирательную комиссию; за- § 5. Стадий избирательного процесса. Финансирование выборов 427 явить о своем независимом статусе либо о принадлежности к политической партии; проводить предвыборную агитацию; быть зарегистрированным указанной комиссией. Избирательная комиссии обязана принять решением регистрации кандидата либо об отказе в регистрации в течение определенного срока, который не может превышать 10дней с момента представления необходимых документов для регистрации. Указанные права в отношении списка кандидатов (кроме права заявить о независимом статусе) осуществляет выдвинувшая списки политическая партия. Зарёгистрированный кандидат имеет право назначать доверенных лиц, членов избирательных комиссий е правом совещательного голоса; в любое время снять свою кандидатуру но не позднее чем за пять дней до дня голосования. Он имеет дополнительные гарантии трудовых прав и личной неприкосновенности. Зарегистрированные кандидаты, замещающие определенные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного положения. До 2005 г. лишь занимающие государственные должности, после регистрации кандидатами на выборные должности были обязаны уходить в отпуск, в настоящее время такой обязанности нет. Определенные ограничения установлены для журналистов, должностных лиц СМИ, являющихся кандидатами а при освещении ими избирательной кампании. Статус кандидатов, зарегистрированных в составе списков кандидатов имеет особенности. Многие из их полномочий принадлежат выдвинувшей список политической партия. § 5. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов Выборы как демократический избирательный процесс имеют свою логику развития в пространстве и времени, представляя собой ряд последовательных стадий. Количество стадий зависит от основания деления- К их основу можно положить определенные по времени этапы движения к решению трех главных задач: определение круга участников выборов; предвыборная агитация; голосование, определение итогов голосования и результатов выборов. Соответственно, целесообразно вести речь о трёх стадиях выборов как избирательного процесса; Первая стадия начинается с момента опубликования решения о назначении даты голосования и заканчивается истечением сроков регистрации кандидатов. В России день голосования на 428Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс каждых выборах определяется решением компетентного органа (Президента РФ, Совета Федерации, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления) с таким расчетом, чтобы голосование происходило только в календарный выходной день, а избирательная кампания до дня голосования продолжалась бы в зависимости от уровня выборов в пределах 80—110 дней. Предусмотрены запасные механизмы и сроки назначения выборов избирательными комиссиями или судом на случаи бездействия уполномоченного на то органа. На каждых выборах образуются избирательные участки и составляются списки избирателей, в которые включаются все лица, отвечающие требованиям всеобщности избирательного права. Избирательный участок — это территория, на которой проживает не более 3000 избирателей. Избирательные участки образуются главами муниципальных образований на основании данных о численности избирателей, которые уточняются два раза в год и при функционировании избирательного участка. Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории избирательного участка. Организацию и проведение выборов всех уровней осуществляют избирательные комиссии. В зависимости от выполняемых функций они делятся на участковые, территориальные, муниципальные, окружные избирательные комиссии, избирательные комиссии субъектов РФ и ЦИК РФ, По времени функционирования избирательные комиссии делятся на постоянные (действуют не только в период выборов, но и в другое время) и временные (действуют в период конкретных выборов). ЦИК РФ назначается палатами Федерального Собрания РФ и Президентом РФ равными долями и состоит из 15 членов. Избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избирательные комиссии на федеральных выборах формируются из субъектов РФ на паритетной основе представительными и исполнительными органами государственной власти. Иные избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления или вышестоящими комиссиями. При формировании избирательных комиссий установлены пропорции и ограничения, связанные с вхождением в них государственных и муниципальных служащих, с учетом предложений политических партий, имеющих фракции в представительных органах государственной власти. § 5. Стадии избирательною процесса. Финансирование выборов 429 Избирательные округа делятся на одномандатные и многомандатные. Первые составляют территории, от которых должен быть избран один депутат, вторые — территории, от которых должно быть избрано два или более депутатов. Самый большой, 225-мандатный, избирательный округ создавался на выборах депутатов Государственной Думы. В других многомандатных округах число подлежащих распределению мандатов не может превышать пяти, но это правило не распространяется на местные выборы. Законодательство запрещает образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, но допускает исключения из этого правила (для избирателей, находящихся за границей, труднодоступных территорий и др.). В рамках рассматриваемой стадии выборов происходит определение круга кандидатов (списков кандидатов), включающее в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрацию. Кандидат определяется путем самовыдвижения или выдвигается политической партией. Регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется избирательной комиссией на основе представленных подписей избирателей либо избирательного залога, либо самого факта выдвижения кандидата (списка кандидатов) партией, имеющей фракцию в представительном органе государственной власти. Вторая стадия — предвыборная агитация, которая в 1990-е гг. допускалась с момента регистрации, а ныне возможна с момента выдвижения кандидата (списка кандидатов) и должна быть прекращена за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация есть деятельность участников выборов, имеющих целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов). Право на агитацию имеют только участники избирательного процесса: избиратели, кандидаты, политические партии. Не могут участвовать в предвыборной агитации: иностранные граждане и лица без гражданства, члены избирательных комиссий, государственные и муниципальные органы, благотворительные и религиозные организации, лица, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. 430-Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс- Предвыборная агитация может осуществляться через СМИ, путем проведения массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, дискуссий и т. д.), через агитационные печатные материалы, а также в иных формах, которые определяются самими кандидатами, политическими партиями. Наиболее эффективное воздействие на выборах имеют электронные СМИ (телевидение, радио). Поэтому избирательное законодательство стремится урегулировать доступ к электронным СМИ с учетом равноправия кандидатов и свободы массовой информации. Устанавливается бесплатное эфирное время на федеральных выборах, одинаковое для всех кандидатов, политических партий, и возможность получения платного эфирного времени для целей предвыборной аттестации на условиях единого размера оплаты для всех кандидатов, политических партий в каждом СМИ. Бесплатное эфирное время обязаны предоставить СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации либо которые финансируются за счет бюджетных средств. Заключительная, третья стадия выборов включает в себя голосование, определение его итогов и результатов, их опубликование. Голосование должно проводиться в течение одного дня, за исключением установленных законом случаев досрочного голосования. Обычное время голосования — с 8 до 20 часов местного времени. Законодательство закрепляет личное голосование бумажными бюллетенями на всех выборах. Личное голосование означает, что только избиратель вправе получить избирательный бюллетень, удостоверив это подписью, заполнить бюллетень и опустить в ящик для голосования. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (списку кандидатов), в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов»). Тем самым законодательство не допускает пассивного голосования, которое не требует заполнения избирательного бюллетеня, а незаполненный бюллетень признается недействительным голосом. Законодатель стремится минимизировать досрочное голосование, а голосование вне помещения участковой избирательной комиссии возможно только в день голосования и только на ос- 5.Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов 431 новании письменного заявления (устного обращения, которое подтверждается письменным заявлением) избирателя. Современное избирательное законодательство идет по пути ужесточения требований к основаниям и процедурам досрочного голосования и голосования вне помещения участковой избирательной комиссии, чтобы уменьшить использование этих возможностей для манипулирования волеизъявлением избирателей. Законодательство достаточно детально регулирует порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями, порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов в других избирательных комиссиях. Дли признания выборов состоявшимися и действительными обычно требуется участие в них не менее 20% избирателей ж превышения числа голосов, отданных за наиболее удачливого кандидата (список кандидатов) по сравнению с числом голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов). Участие в голосовании — право избирателя. Отказ от ис- Пользования этого права в теории избирательного права именуется абсентеизмом. В- настоящее время уровень абсентеизма в России довольно высок. В ряде случаев он превышает 80% избирательного корпуса, что влечет признание выборов несосто- явшимися. Попытки повышения уровня явки избирателей для признания выборов состоявшимися до 40—50%, по мнению ря да авторов, приведут к активизации партий, кандидатов, изби- рателей. Однако реальной является опасность затягивания формирования выборного органа вследствие низкой явки избирателей. Думается, активность избирателей надо повышать за счет ликвидации причин абсентеизма. Среди них — отсутствие веры в возможность что-нибудь изменить с помощью выборов, в справедливость избирательного права и избирательной системы, в отсутствие нарушений принципов свободных демократических выборов и ошибок в организации выборов и др. Российское избирательное право включает в понятие «изби-рательная система» способы, методы определения результатов выборов. Разумеется выбор той или иной избирательной системы влияет на всю организацию выборов, но суть избирательной системы составляют способы определения результатов выборов. Теоретически обоснованы и практически применяются два основных вида избирательных систем: мажоритарные и про- 432 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс порциональные, которые имеют, в свою очередь, много различных вариантов, в том числе и сочетаются друг с другом в виде смешанных избирательных систем. В мажоритарных избирательных системах результаты выборов определяются; на основе большинства действительных голо-сов. Наличие различных видов большинства (абсолютное, отно- сительное, квалифицированное) влечет возможность конструирования и законодательного закрепления соответствующих мажоритарных- избирательных систем абсолютного,, относительного или квалифицированного большинства. В России до 1993-г= применялись только мажоритарные избирательные системы. Ныне на выборах депутатов представительных органов превалирует мажоритарная избирательная система относительного боль- шинства. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах Президента РФ используется в первом туре мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, во втором — мажоритарная избирательная система относительного большинства. В отличие от зарубежных стран, широко применяющих мажоритарную систему относительного большинства, которая обычно выявляет победителя, в российском избирательном праве применение этой системы было не всегда успешным, так как до 2О06 применялась практически неизвестная другим странам возможность голосовать против всех кандидатов. Если число голосов, поданных за наиболее удачливого кандидата, будет меньше числа голосов избирателей,, поданных против всех кандидатов, то такой кандидат не считался избранным. Ряд регионов, например г. Москва, воспользовались правом отмены голосования против всех кандидатов. В декабре 2006 г. федеральный законодатель отказался от предоставления избирателю такой возможности. Пропорциональные избирательные системы основаны на уста-новлении прямой пропорции между числом голосов избирате-- лей, поданных за список кандидатов, и числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий список кандида-тов..Эти системы теоретически более демократичны по сравне-нию с мажоритарными избирательными системами. Однако они отрицательно влияют на работоспособность парламента, имеют и другие недостатки. Поэтому в России пропорциональные из- 5.Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов 433 бирательные системы до 2005 г. не применялись при избрании всего состава представительного органа, С 2003 г. не менее половины состава регионального представительного органа избирается по пропорциональной избирательной системе, а с 2007 г. ряд региональных парламентов избирается с использованием только; названной избирательной системы (г. Санкт-Петербург, Московская область и др.). В 2005 г. пропорциональная избирательная система применялась при формировании половины состава ряда местных представительных органов, а в г. Волжском Волгоградской области выборы всего состава городских депутатов прошли по пропорциональной избирательной системе. В 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. выборы депутатов Государственной Думы прошли по мажоритарной избирательной системе относительного большинства при избрании 225 депутатов в одномандатных округах, другая половина депутатского корпуса была избрана с помощью пропорциональной избирательной системы в 225-мандатном общефедеральном избирательном округе, который составляла вся страна. При этом каждый избиратель имел два голоса. Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2005 г. предусмотрел с декабря 2007 г. избрание всего состава палаты при помощи пропорциональной избирательной системы. Превращение выборов в легальную форму борьбы за завоевание государственной власти, введение состязательности кандидатов и партий, обращение их к услугам СМИ и рекламных агентств повлекло за собой необходимость правового регулирования финансирования выборов. Под финансированием выборов следует понимать все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, Щ ограниченные рамками избирательных кампаний. Прямое финансирование выборов — перечисление, поступление, расходование, учет, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах, Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации 434Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием. Избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов. Центральные проблемы модели финансирования выборов связаны с отношением к государственному и негосударствен-ному финансированию. Существуют два разных пути решения проблемы. Первый путь — это запрещение негосударственного финансирования в любой форме; второй — сочетание государственного и негосударственного финансирования выборов. Второй путь представляется более приемлемым. Во-первых, Российское государство на него уже встало, и по этому пути идет большинство стран мира. Опыт зарубежных стран показывает, что государство так или иначе участвует в финансировании выборов,, прямо щи косвенно субсидирует партии, СМИ, политические фонды в связи с их участием в выборах. Во-вторых, этот путь позволяет использовать негосударственные средства, ослабляя тем самым нагрузку на бюджет. В-третьих, рассматриваемый путь дает возможность построения разных моделей финансирования выборов с учетом региональных особенностей. Он позволяет в зависимости от условий регулировать удельный вес государственного и негосударственного финансирования, ужесточать или ослаблять правила использования тех или иных средств. Финансирование выборов согласно действующему законодательству осуществляется по двум направлениям: I) финансирование избирательной кампании только из бюджетных средств, размер которых определяется при разработке и утверждении соответствующего бюджета; 2) финансирование избирательной кампании кандидатов, политических партий, которое происходит через избирательные фонды кандидатов, политических партий. Избирательный фонд составляют денежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата;, политической партии, которые аккумулируются и расходуются в установленном: законодательством порядке. Законодательство за короткое время прошло сложный путь от отрицания таких фондов, через их допущение посредством признания права на создание и управление со стороны кандидатов политических партий до превращения названных фондов в '-обязательный атрибут почти всех выборов. 6. Судебная защита избирательных прав граждан 435 Правовой статус избирательных фондов в настоящее время определяется избирательным законодательством, инструкциями, издаваемыми ЦИК РФ и некоторыми другими избирательными комиссиями. Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета, который может быть открыт только в Сберегательном банке РФ. Существуют следующие четыре законных источника средств избирательных фондов: 1) собственные средства кандидата, политической партии; 2) средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией; 3) добровольные пожертвования граждан; 4)добровольные пожертвования юридических лиц; Средства избирательного фонда имеют строго целевое назначение и могут расходоваться в установленных законодательством пределах только на избирательную компанию. Закрепленная обязанность кандидатов политических партий учитывать средства в фонде и отчитываться о поступлении и расходовании средств. Предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о финансировании выборов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |