КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система органов государственной власти 2 страница
Указами Президента РФ в настоящее время утверждаются только положения о выборах в законодательные органы вновь образованных субъектов РФ (Пермский, Красноярский, Кам- • Формально речь вдет об изменении Закона от 12 июня 2002 г. но фактически это новая редакция этого Закона. В декабре 1994 принят первый федеральный закон подобного рода, сентябре 1997 г. - второй. 414 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс чатский края). ЦИК РФ издает инструкции в целях единообразного применения избирательных законов. Среди содержательных моментов развития избирательного права следует обратить внимание на то, что: а) круг органов и должностных лиц, которые избираются путем прямых выборов, в 1990-е гг. расширен по сравнению с советским периодом, а в настоящее время значительно сокращается. Совет Федерации Федерального Собрания РФ формировался выборным путем только один раз — в 1993 г. До начала 2005 г, избирались главы субъектов РФ. но в декабре 2004 г. федеральный законодатель отменил выборность этих должностных лиц. На местном уровне по федеральному законодательству обязательны выборы только представительных органов низовых муниципалитетов, а в других случаях выборы могут предусматриваться как один из возможных вариантов формирования муниципального органа или замещения должности. В итоге идет процесс отказа от выборов и глав муниципалитетов, и представительных органов муниципальных образований второго уровня; б) произошла дифференциация избирательного корпуса в зависимости от уровня выборов. В связи с этим можно наблю-дать расширение избирательного корпуса на местных выборах за счет иностранных граждан ряда государств, а также исключение ил этого корпуса тех военнослужащих, которые до призыва на военную службу не проживали в данном муниципальном образовании. Сохраняются большие возможности «двойного счета» избирателей, вследствие чего их число на федеральных выборах значительно колеблется за пределами данных учета избирателей до дня голосования; в) расширены правовые возможности политических партий на всех стадиях избирательного процесса. В частности, в региональных парламентах за партиями закреплено не менее половины депутатских мест, а в ряде субъектов РФ (г. Санкт-Петербург, Московская область. Республика Дагестан и др.) законодательные органы формируются только по пропорциональной избирательной системе, партии имеют право выдвигать кандидатов и по спискам, и по одномандатным округам. Введено го- сударственное финансирование политических партий по ре-зультатам парламентских и президентских выборов. Закреплено представительство политических партий в большинстве избира-|тельных комиссий на уровне не менее половины состава. Следует критически оценивать запрет на федеральных выборах из- §2. Избирательное право и его развитие415 бирательных блоков, введение 7%-ного заградительного барьера на выборах депутатов Государственной Думы, отказ от мажоритарной избирательной системы при формировании половины состава Государственной Думы. Указанные меры ограничивают' избирательные права граждан с точки зрения соответствия требованиям ч. 3 ст. 35 Конституции РФ; г)увеличено количество оснований регистрации кандидатов(списка кандидатов): определенное число подписей избирате-лей, либо избирательный залог (кроме выборов Президен-та РФ, а в 2009 г. институт избирательного залога упразднен навсех выборах), либо выдвижение политической партией, кото-рая представлена в парламенте страны При этом лишение в2005 г. партий на парламентских выборах права использоватьлюбое из трех названных оснований как страховочный вариантдля другого основания регистрации списка кандидатов пред-ставляется шагом по пути ограничения избирательных прав, Ш настоящее время Парламент страны не имеет права выдви-гать кандидатов на должность Президента РФ; д)введен запрет злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. В частности, установлено деление на бес-платную и платную предвыборную агитацию в СМИ» запрещенопроводить предвыборную агитацию органам государстве)гной-власти и местного самоуправления, а также должностным лицампри исполнении ими служебных обязанностей. При регламента-ции предвыборной агитации и финансировании выборов законстремится ограничить фактически объективные преимуществакандидатов из числа лиц, занимающих государственные должно-сти, а также кандидатов-журналистов. Законодательство не ре-шило главные проблемы, порождаемые злоупотреблением, пра-вом на проведение предвыборной агитации. Партии, кандидатыимеют неравный доступ к СМИ, а последние активно воздейст-вуют на избирателей, называя это воздействие не предвыборнойагитацией, а информированием избирателей О выборах; е)установлены источники формирования и размеры расхо-дов избирательных фондов кандидатов, политических партий.Формирование избирательного фонда из права превратилось»обязанность кандидата и политической партии. Законодательсправедливо «сходит шитого, что в современных условиях бес-платные для кандидата, партии выборы возможны толькоместном уровне. При сохранении сочетания бюджетного ичастного финансирования избирательной кампании законода- 416Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс тель ужесточил требования, связанные с использованием финансовых средств. Разрешено использовать только средства избирательных фондов; ж) повышен уровень формализации и правового регулирования тех отношений, которые раньше избирательным правом не регулировались. В особенности это распространяется на процедуры голосования на избирательном участке, укрепление гарантий избирательных прав граждан при досрочном голосовании и вне помещения участковой избирательной комиссии, а также подсчета голосов избирателей и составления протоколов участковыми избирательными комиссиями. Степень регламентации на федеральном уровне различных процедур настолько высока, что, например, при погашении использованных бюллетеней отрезание предусматривается непременно левого нижнего угла, а членам участковой избирательной комиссии при подсчете голосов запрещено пользоваться письменными принадлежностями (исключение из этого правила сделано только для председателя и секретаря комиссии). Каждый избирательный бюллетень должен быть представлен для визуального контроля всем присутствующим при подсчете, а его содержание — оглашено устно. Это позволяет наблюдателям, представителям кандидатов вести собственный подсчет голосов синхронно с тем подсчетом, который вправе де-юре вести только члены комиссии. Избирательное право в экспериментальном порядке допускает голосование без бумажных бюллетеней; з) линия на расширение гласности, прав наблюдателей, в том числе международных наблюдателей в новейшем избирательном законодательстве не получила своего развития. Сокращены возможности получения членами избирательных комиссий копий документов, стал уже круг лиц и организаций, которые могут посылать наблюдателей на избирательные участки, утратили юридическое значение увеличенные формы протоколов участковых избирательных комиссий о результатах голосования, сами протоколы получили в качестве обязательных две новые строки: число утраченных бюллетеней и число бюллетеней, не учтенных при получении; и) ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и территориальные избирательные комиссий получили статус государственных органов, муниципальные избирательные комиссии некоторое время имели статус органов местного самоуправления но новейшее избирательное законодательство вывело их | 2. Избирательное право и его развитие из системы органов местного самоуправления. В целом законодательство направлено на усиление государственно-властных начал в сочетании с общественными. Федеральный закон же относит избирательные комиссии к числу органов государст- венной власти, но наделяет их государственно-властными пол~ номочиями. Например, акты ЦИК РФ обязательны для органов исполнительной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных и иных объединений, избирателей. Комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федерального избирательного законодательства. Вместе с тем в организации и деятельности ЦИК РФ широко используются негосударственные (общественные) начала. Это проявляется в том, что члены комиссии с правом решающего голоса могут работать не на постоянной основе, политические партии, кандидаты вправе назначать в состав комиссии своих представителей на правах членов ЦИК РФ с правом совещательного голоса, многие из которых принимают участие в работе, обладая правами члена комиссии. В нижестоящих комиссиях негосударственные начала, проявляются еще значительнее. Например, в участковых и окружных избирательных комиссиях, а также в большинстве территориальных избирательных комиссиях нет членов, работающих на постоянной (штатной) основе, самые многочисленные — участковые комиссии — существуют как временные органы на период выборов. Другая тенденция — укрепление самостоятельности избирательных комиссий по отношению к органам законодательной и исполнительной власти. Избирательные комиссии по закону независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Независимость комиссий проявляется в подчинении их только Конституции РФ и закону; обязательности их актов, принятых в пределах их компетенции, для органов исполнительной власти и местного самоуправления; особом порядке их формирования с участием законодательной и исполнительной власти, политических партий, установленном законом сроке полномочий, досрочном прекращении полномочий только по решению суда; исключительно бюджетном финансировании организации и деятельность комиссий; установленной ответственности за вмешательство в деятельность комиссий, побуждения ее членов к неправомерным действиям; дополнительных гарантиях неприкосновенности и трудовых прав членов комис- 418Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс сий в период выборов. В указанный период членов комиссий нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности без санкции прокурора субъекта РФ либо Генерального прокурора РФ, а также они не могут быть уволены или переведены на другую работу по инициативе работодателя. Следует обратить внимание на то. что укрепление доминирующего положения одной политической партии (например, «Единая Россия») в государстве влечет переход руководства избирательными комиссиями в руки непосредственных или косвенных представителей этой партии, что фактически препятствует развитию самостоятельности избирательных комиссий и порождает необходимость введения в избирательное право требования квотирования должностей председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии по партийной принадлежности; к) закон проводит различие между статусом кандидата и статусом зарегистрированного кандидата. В итоге происходит наделение кандидата определенными правами и обязанностями еще до момента регистрации, что переводит статус рассматриваемого лица из сферы частноправовой в публично-правовую. Кандидат получил право заниматься лично либо организовывать сбор подписей в свою поддержку с момента приобретения статуса кандидата, присутствовать при проведении проверки подписей и т. д. Вместе с тем федеральные, региональные и местные выборы последних лет выявили значительные расхождения между принципами свободных, демократических выборов, законодательством и практикой его применения. Задача сводится к наиболее адекватному отражению в законодательстве принципов свободных демократических выборов и устранению противоречий между духом избирательного законодательства и его буквой. § 3. Принципы избирательного права Принципы всеобщего равного прямого избирательного права и тайного голосования традиционно получали и получают законодательное закрепление в советском и российском избирательном праве. Их существование обычно не вызывает дискуссии российских исследователей. Возможны разногласия по содержанию каждого из принципов. Три из четырех принципов достаточно четко закреплены в международных правовых документах. Прямое избирательное право не получило такого закрепления, 3.Принципы избирательного права 419 хотя и признано Венецианской комиссией. Венецианская ко- миссия достаточно четко сформулировала в 2002 г. Руководящие принципы относительно выборов: «В основе избирательного нас- следия Европы лежат следующие пять принципов: всеобщее равное, свободное, тайное и прямое избирательное право. Кро- ме того, выборы должны проводиться регулярно»1, т. е. речь идет о принципе обязательности, и периодичности выборов. Принцип всеобщего избирательного права означает возможность избирать, участвовать в иных избирательных действиях всех граждан РФ начиная с 18-летнего, возраста независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Всеобщность избирательного права не носит абсолютного характера. Имеется ограничения, которые связаны либо с естественным состоянием человека, либо с совершенным им преступлением. В силу неполной право- и дееспособности дети не обладают избирательными правами. Равным образом не имеют избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Все другие условия предоставления избирательного права, выходящие за указанные пределы, считаются цензами и недемократическими ограничениями принципа всеобщего избирательного права. Закон об основных гарантиях избирательных прав особо Оговаривает запрет ценза оседлости, т. е. требования относительно продолжительности и сроков проживания на определенной территорий для получения избирательного права. Следует отметить, что конституционный Суд РФ в постановлении от 24 ноября 1993; г. № 14-П признал не 'соответствующим Конституции РФ положение избирательного закона Республики Северная Осетия — Алания, препятствующее внесению в списки избирателей граждан РФ, преимущественно проживающих на территории данной Республики. Отсутствие ценза оседлости унифицирует основания предоставления активного избирательного права на выборах врех уровней. Однако полной унификации все-таки нет. Так, с 1997 в муниципальных выборах не могут участвовать воерщ0.елужа- 1 Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад// Международные избирательные стандарты:сб.документов. М.,2004 Г. С.625 420Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс щие, проходящие военную службу по призыву (т. е. срочную военную службу) в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории муниципального образования, если до призыва на военную службу они не проживали на данной территории. Это ограничение принципа всеобщего избирательного права широко известно в зарубежных странах и обусловлено приоритетностью перед государством природы местного самоуправления. Соответствующие правила составления списков избирателей, создания избирательных участков и обжалования действий комиссий могут как способствовать реализации принципа всеобщего избирательного права, так и нарушать его. Принцип всеобщего избирательного права обеспечивает доступ к выборам, очерчивая круг участников избирательного процесса. Далее возникает необходимость обеспечения их равноправия посредством действия принципа равного избирательного права. Равное избирательное право законодательством определяется как участие в выборах на равных основаниях, т. е. предоставление одинакового числя голосов каждому избирателю при формировании одного и того же органа. Запрещается предоставление разного количества голосов избирателям в зависимости от их имущественного, образовательного положения, иных обстоятельств. Само по себе равенство числа голосов у избирателей нередко может не дать равного избирательного права. Предположим, что в избирательном округе А будет избирателей в два раза больше, чем в округе Б. Тогда при равном числе замещаемых мандатов два голоса избирателей в округе А будут приравнены к одному голосу в округе Б. Принцип равного избирательного права должен исключить такую ситуацию, обеспечив равные по численности избирательные округа, В итоге под равным избирательным правом следует понимать закрепленную в законе возможность получения равного количества голосов на одних и тех же выборах каждым избирателем при условии их одинакового влияния на результаты выборов. Искажение принципа равного избирательного права за счет дифференциации количества голосов избирателей было преодо-лено и советским, и российским избирательным правом. Однако стремление повлиять на реализацию принципа равного изби- рательного права через дифференциацию числа избирателей в избирательные округах находит определенные законодательные § 3. Принципы избирательного права421 основания и имеется на практике. Речь идет об избирательной географии (избирательной геометрии, джерримендеринге), методика которой ориентирована на создание избирательных округов, хотя и равных по численности избирателей, но с учетом известных электоральных предпочтений. Законодательство устанавливает требование примерного равенства избирательных округов их числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей на плюс-минус 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на плюс-минус 30%. При образовании многомандатных избирательных округов отклонение числа избирателей от средней нормы представительства избирателей, умноженное на число депутатских мандатов в данном округе, также не может превышать приведенные выше цифры. Однако законодательство допускает ряд существенных отклонений от примерного равенства избирательных округов. Это касается образования не менее одного избирательного округа на территории субъекта РФ при проведении федеральных выборов, региональных выборов в одну из палат двухпалатного законодательного органа, где установлено представительство от административно-территориальных единиц, а также муниципальных выборов, если законом субъекта РФ установлено представительство в местных органах территорий муниципальных образований. Уместно привести правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в одно- и многомандатных избирательных округах может не противоречить Конституции РФ, но лишь в случае, если обеспечены равные условия для реализации гражданами избирательных прав и, следовательно, справедливое народное представительство (постановление от 23 марта 2000 г. № 4-П). Конституция РФ в ст. 3 указала на свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа. Аналогичное положение содержится в преамбуле к Закону об основных гарантиях избирательных прав. Законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах (ст. 1). Названный принцип раскрывается и в нормах изби- 422Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс рательного законодательства, регулирующих вопросы предвыборной агитации (ст. 48—56 Закона об основных гарантиях избирательных прав), в том числе из установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации (ст. 56 указанного Закона). Первое толкование Европейского Суда по правам человека принцип свободных выборов получил в решении по делу «Ма-тье-Моэн и Клерфейт против Бельгии» от 2 марта 1987 г. Суд указал, что у государств имеется широкое поле для введения различных ограничений в области действия данного принципа, однако эти ограничения «не должны препятствовать свободному волеизъявлению народа при выборе законодательной власти». Аналогичный вывод был сделан Европейским Судом по правам человека в решении по делу «Херст (ШгзО против Соединенного Королевства (№ 2)» от 6 октября 2005 г.: «Главное — такие ограничения не должны препятствовать свободному волеизъявлению народа при выборе законодательной власти, т. е. они должны отражать, а не препятствовать, заботу о поддержании целостности и эффективности процедуры выборов, направленной на определение воли народа посредством всеобщего избирательного права». Рассматривая жалобу труппы граждан Греции, Европейский Суд по правам человека в реше- нии по делу «Гитонас и другие против Греции» от 1 июля 1997 г. согласился с мнением представителей греческого Правительства касательно «так называемого особого отношения к некоторым категориям государственных служащих и политических деятелей, которые в силу своего положения располагают большими возможностями влияния на избирателей»: «ограничения введены с учетом реалий политической жизни Греции и имеют целью обеспечить политическую нейтральность государственной службы, независимость членов Парламента, соблюдение принципа разделения властей. И, наконец, требуя, чтобы государственные служащие, желающие выдвинуть свои канди- датуры на выборах, оставили свои посты за 33 месяца до начала выборов, конституционный законодатель не превысил пределов усмотрения, предоставленных государствам — участникам Конвенции в свете статьи 3 Протокола № 1». Требование политической нейтральности государственной службы является допустимым и необходимым ограничением. В упомянутом выше решении от 2 марта 1987 г. Европейский Суд по правам человека указал, что «под словами «в таких условиях, которые обеспе- §• 3;. Принципы избирательного права 423 чат свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти» подразумевается главным образам наряду с уже закрепленной в статье 10 Конвенции Свободой выражения своего мнения принцип равенства всех граждан; при осуществлении ими права голоса и права выставлять свою кандидатуру на выборах». Таким образом, Европейский Суд по правам человека, толкуя в своих решениях положения ст. 3 Протокола № 1 о свободных выборах, подчеркивает важность свободы выражения гражданами своего мнения при проведении выборов, свободное волеизъявление граждан имеет безусловный приоритет: ничто не должно препятствовать его соответственно свободному формированию и выражению. Общеевропейская концепция принципа свободных выборов, именуемого также «принцип свободного голосования», включает два аспекта: 1) свободное формирование избирателем своего мнения; 2). свободное выражение мнения избирателя: свободную процедуру голосования и точную оценку результатов1. В первую очередь требование беспристрастности обращено на государство и его органы, особенно в том, что касается использования СМИ, средств наглядной агитации, права на проведение демонстраций в общественных местах и финансирования партий и кандидатов. Государство также обязано обеспечивать участие в выборах кандидатов, выдвинутых в соответствии с законом, предоставлять избирателям возможность знакомиться со списками кандидатов и кандидатами и пресекать всякие попытки со стороны физических лиц препятствовать свободному формированию мнений избирателей. Государство обязано пресекать любые нарушения в ходе выборов. Принцип прямого избирательного права (прямых, выборов) означает, что избиратели имеют возможность голосовать за того или иного кандидата (список кандидатов), но не могут передавать это право какому-либо иному формируемому ими образо- ванию. В отличие от прямых непрямые (косвенные или много-степенные) выборы., которые были известны и в царское и в советское время, предполагают наличие между избирательным корпусом и формируемым органом той или иной промежуточ- * Раздел 3 Пояснительного доклада Свода рекомендуемых норм при прове- дении выборов., принятого на 52-й сессии Венецианской комиссии 18-19 октября и 30 октября 2002г.. // Международные избирательные стандарты:сб, документов. М., 2004. С.638,639 424 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс ной ступени. Современное российское избирательное право признает только прямые выборы и не знает никаких исключений из этого правила. Тайное голосование означает запрет контроля за волеизъявлением избирателей. Такой запрет обеспечивается как процедурами изготовления бюллетеней, их заполнения при голосовании и голосования, подсчета голосов, так и юридической ответственностью за нарушение этих процедур. Принцип обязательных и периодических выборов исходит из постулата о том, что как объективное конституционное право избирать и быть избранным, так и одноименное субъективное конституционное право имеют ценность только при наличии выборных органов и должностных лиц. Круг таких органов и должностных лиц определяется законодательством и серьезно отличается в разных странах. Считается, что при демократическом политическом режиме в круг таких органов и должностных лиц должны входить законодательные органы разных уровней (в условиях федерации — федеральный парламент или, по крайней мере, одна из его палат, парламенты субъектов федерации), представительные органы местного самоуправления, главы муниципалитетов. Во многих странах главы государств избираются непосредственно гражданами, хотя более распространены другие способы замещения этой должности. За рубежом выборность практикуется при замещении должностей судей низовых судов, муниципальных должностей. § 4. Пассивное избирательное право Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких' ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы. Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать преду- § 4, Пассивное избирательное право425 смотренным законодательством требованиям (цензам)э которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии: определенного возраста (возрастной ценз) опреде- ленного срока проживания в стране (ценз оседлости); определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства); несня-той или нёпогашенной судимости за совершение тяжких или особи тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности; действия административного Оказания зй правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики); установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав. Так, возраст- ной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законов дательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.. Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и: муниципальных образование небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории)* известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федераций». Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на мост Президента РФ, которым не может быть в силу ч- 1 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд. В последние годы перечень цензов имеет тенденцию. к расширению. В него включены лица, имеющие двойное граж- 426 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс данство, неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или сим-волики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 апреля 2000 г. №7-П сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой норма Закона «0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», допускаю- щая отмену регистрации федерального списка кандидатов (отказ в регистрации) при выбытии из этого списка без вынуждающих обстоятельств одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части списка необоснованно ограничивала пассивное избирательной право кандидатов. Это правило было применено на выборах 1999 г. к избирательному объединению «Кедр» после выбытия из списка второго по очередности кандидата, вследствие чего регистрация федерального списка этого объединения была отменена,
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |