КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органов государственной власти 2 страница
Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением им функций столицы, компенсируются за счет средств из республиканского бюджета Российской Федерации, платежей за пре- доставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации. Автономная область, автономные округа, являясь национально-территориальными образованиями, в своем названии фиксируют наименование титульной национальности, проживающей в данном субъекте. Все автономные округа объединяют нес-сколько народностей и имеют большие территории при крайне низкой плотности населения. Данные субъекты имеют свои уставы. Большое число коренных малочисленных народов, населяю-щих территорию Российской Федерации., не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта РФ. Это способствовало 386 Глава 17. Конституционный статус субъекта бы и без того весьма значительной раздробленности РФ. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые гарантируются ст. 69 Конституции РФ в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ и Федеральным Законом от 30 апреля 1999 г. № 82 –ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению исполнительных и законодательных автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.1 Включение территорий автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, и она поглощается краем, областью. На одной и той же территории функционируют федеральная власть и власть двух субъектов РФ, что обуславливает разграничение их полномочий. Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа, области. В связи с этим население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области. Более того, вхождение автономного круга в край, область порождает обязанность обеих сторон строить свои отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимать односторонних действий, если они затрагивают общие интересы края, области и автономного округа, нарушают принцип равноправия, не основаны на федеральном законе и вытекают из договора. 1- В постановлении от 14 июля 1997 г. № 12 –П по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области Конституционный суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ. являясь равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ- края или области 2. Предметы ведения и полномочия субъектов РФ 387 Факт вхождения автономного округа в состав края, области допускает распространение на него полномочий органов ров дарственной власти края, области. Однако эти полномочия отличаются от тех, которые край, область осуществляют в отношении других своих частей, так как автономный округ, входящий в состав края, области, остается равноправным субъектом РФ. Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации , До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование и устанавливать полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Конституционный Суд РФ еще до принятия Конституции РФ заложил основы для формирования правовой позиций о возможности су-ществования опережающего законодательства субъектов РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии федерального регулирования1. Предметы ведения субъектов РФ не определены Конституцией РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне Пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. 1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1992 г. № $5-П по делу о проверке конституционности постановления Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 г. «О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР». 388 Глава 17. Конституционный статуе субъектов РФ Наиболее распространенными вопросами, отнесенными к компетенции субъектов РФ, являются: принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных актов субъекта РФ, контроль за их соблюдением; установление структуры органов государственной власти субъекта РФ; принятие и утверждение бюджета субъекта РФ; региональные налоги, сборы, а также порядок их взимания: заключение и расторжение договоров субъекта РФ; управление и распоряжение собственностью субъекта РФ: назначение и проведение референдума субъекта РФ; установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; охрана общественного порядка; вопросы образования, науки, культуры, труда и занятости, системы транспорта, связи, жилищный фонд и др.). С учетом обусловленных факторами исторического и национального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации ст. 68 Конституция РФ признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации, а также гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, что, в свою очередь, служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия)'. § 3. Система законодательства субъектов Российской Федерации Выражением тенденции децентрализации правовой системы Российской Федерации является интенсивное развитие правотворческого процесса на региональном уровне. 1 См, постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2084 г. № 16-П по делу о проверке конституционности положение л. 2 ст. 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», ч. 2 ст. 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», п. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» п. 6 ст. 3 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» § 3. Система Законодательства субъектов РФ 389 Система законодательства субъектов РФ предстовляет собой упорядоченную структуру, выстроенную на основе юридической силы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ. Соблюдение федеральным законодателем и.законодателем субъекта РФ границ, правотворческой деятельности являетется главным условием построения Непротиворечивой модели соотношения законодательства Российской Федерации и законодательства ее субъектов. Среди принципов построения законодательства субъектов РФ выделяют: формирование законодательства субъекта РФ в пределах предметов ведения и полномочий; согласованность законодательства субъекта РФ с федеральным законодательством; системность в формировании законодательства субъекта РФ; взаимная согласованность законодательства субъектов РФ; ориентированность законодательства субъектов РФ на общепризнанные принципы и нормы международного права; верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ; демократизм процесса формирования законодательства субъектов РФ; организация контроля и установление ответственности за неисполнение регионального законодательства. Принимаемые законы и подзаконные акты субъектов РФ направлены на сохранение единого государственного целого и обеспечение единства правового пространства России. Осуществление правотворчества субъектов РФ является од- ним из условий функционирования государственной власти на всей территории Российской Федерации. Составляя с федеральным законодательством единое целое, законы и подзаконные акты субъектов РФ развивают, воспроизводят, конкретизируют и дополняют федеральное законодательство в установленных законом рамках. Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов.- РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федераль- ным законом и иным договором, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом, субъекта РФ, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, вне пределов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта. В правотворческой деятельности субъектов РФ недопустимы ущемление или утрата гарантированных Конституцией РФ нрав 390Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ и свобод человека и гражданина, нарушение государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти Российской Федерации. § 4. Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации Административно-территориальное деление субъектов РФ представляет собой совокупность внутренне согласованных и объединенных между собой административно-территориальных единиц. Основной целью создания административно-территориальной структуры субъектов РФ является создание благоприятных условий для управления соответствующими территориями, обеспечение единства территории и создание развитых отношений между центром и субъектом. Действующая Конституция РФ не регулирует отношения по административно-территориальному устройству субъектов. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают в учредительных документах систему своих административно-территориальных единиц, в совокупности составляющих территорию соответствующего субъекта РФ. Административно-территориальное устройство субъекта РФ законодательно определено в качестве самостоятельного правового института, входящего в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, в Законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ). В ряде нормативных правовых актов субъектов РФ закреплено понятие «административно-территориальное устройство». Так, например, под административно-территориальным устройством Приморского края понимается система административно-территориальных единиц и населенных пунктов, обеспечивающая упорядоченное осуществление на территории края функций государственного управления и местного самоуправления, а также порядок образования, изменения, упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов1. 1 См. Закон Приморского края от 14 ноября 2001 г. № 161-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Приморского края». 4. Административно- территориальное деление субъектов РФ 391 Административно- территориальная единица — часть территорий в фиксированных границах с одним или несколькими населенными пунктами, имеющая название установленный законом соответствующий статус1. При делении территории субъекта РФ на административно- территориальные единицы объективно учитываются экономические и национальные особенности субъекта2, а также тенденции хозяйственной деятельности, количество и плотность населения, состояние путей- сообщения и другие факторы. Каждая из административно -территориальных единиц имеет определенную территорию. Административно- территориальные единицы могут включать как один, так и несколько населенных пунктов. Границы административно-территориальных единиц могут совпадать с границами муниципальных образований. Населенным пунктом является часть территории субъекта в пределах установленной черты (границы) населенного пункта, имеющая наименование, сосредоточенную застройку,служащая местом постоянного проживания и жизнедеятельность людей получившая такой статус в установленном законом порядке. Сельский населенный пункт — село, деревня, посёлок, разъезд и другие населенные пункты, не отнесенные к категории городского населенного пункта. Городской населенный пункт — территория, которая, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесена в установленном законом порядке к категории городов или рабочих поселков. В субъектах РФ базовым является административный центр — населенный пункт, являющийся центром административно-территориальной единицы. Административный центр — городской или сельский населенный пункт, который в установленном законом порядке определен как место постоянного нахождения представительных И иных органов местного самоуправления. К ним, как правило, относятся города, городские районы, административные районы, национальные районы, поселки, 1См. Закон Архангельской области от I марта 1996. г. № 31-21-Ш «Об ад-министративно- территориальном устройстве Архангельской области». 2Всесторонний учет национального состава населения и его особенностейпри созданий и изменении административно-территориальных единиц способс-твует, в частности, социально-культурному развитию коренных малочислен- ных народов и национальных меньшинств Российский Федерации. 392 Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ сельские поселения, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Административный район — административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, облаешь автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый такой район является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения. Города осуществляют особую роль в политической, хозяйственной и культурной жизни субъекта РФ, являясь местом сосредоточения большинства предприятий и учреждений, коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. Все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского значения; города краевого, областного, окружного значения; города районного значения. Во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения, созданы городские районы. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу. Городской район (округ) — внутригородская территория, выделенная в целях обеспечения эффективности управления городским хозяйством и социальной инфраструктурой. На территории некоторых субъектов РФ для компактно проживающих численно небольших национальных меньшинств создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области. Административно-территориальными единицами являются поселки: рабочие, курортные, дачные и коттеджные. Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения — села, станицы, деревни, хутора, аулы и др. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно или несколько сел. Особым видом административно-территориальной единицы является ЗАТО. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятия и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Решение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президен- § 4. Административно- территориальное деление субъектов РФ 393 том РФ-. Решение о создании (об упразднении) ЗАТО вносится Правительством РФ. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования и земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении этого образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. Образование, упразднение, объединение, установление границ административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, а первичных административно-территориальных единиц — органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы. В современный период практика административно-территориального деления строится с учетом границ муниципальных районов и городских округов. Так, например, в Республике Алтай муниципальный район выступает как одна из административно-территориальных единиц наряду с сельским поселением, городским округом. Административно-территориальное деление г. Москвы имеет свои особенности. Территория г. Москвы делится на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. В современный период федеральная власть для удобства осуществления своих полномочий разделила всю территорию страны на федеральные округа, которые не являются субъектами РФ или самостоятельными административно-территориальными единицами. Цель создания особых округов — обеспечение эффективного управления в той или иной отрасли и решения задач, либо не входящих в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, либо решающихся на межрегиональном уровне. Глава 18. Конституционные основы системы органов власти Вопросы для повторения и самостоятельной работы 1. Назовите виды субъектов РФ. 2. Дайте общую характеристику республики как субъекта РФ. 3. Дайте сравнительную характеристику края и области как субъектов РФ. 4. Раскройте особенности такого субъекта РФ, как город федерального значения Москва. 5. В чем особенность автономных областей и автономных округов по сравнению с другими субъектами РФ? 6. В каких случаях субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование? 7. Перечислите наиболее распространенные вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ. 8. Что представляет собой система законодательства субъектов РФ? 9. Назовите основные принципы построения законодательства субъектов РФ. 10. Что представляет собой административно-территориальное устройство субъектов РФ? 11. Что учитывается при делении территории субъекта на административно-территориальные единицы? 12. Могут ли административно-территориальные единицы включать несколько населенных пунктов? 13. Перечислите существующие населенные пункты и раскройте их особенности. 14. Раскройте особенности административно-территориального деления города федерального значения Москвы. Глава 18. Конституционные основы системы в Российской Федерации
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |