Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органов государственной власти 2 страница




Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением им функ­ций столицы, компенсируются за счет средств из республи­канского бюджета Российской Федерации, платежей за пре- доставляемые городом услуги, вносимых федеральными орга­нами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также дипломатическими представительствами иностранных госу­дарств в Российской Федерации.

Автономная область, автономные округа, являясь националь­но-территориальными образованиями, в своем названии фик­сируют наименование титульной национальности, проживаю­щей в данном субъекте. Все автономные округа объединяют нес-сколько народностей и имеют большие территории при крайне низкой плотности населения. Данные субъекты имеют свои ус­тавы.

Большое число коренных малочисленных народов, населяю-щих территорию Российской Федерации., не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта РФ. Это способствовало

386

Глава 17. Конституционный статус субъекта

бы и без того весьма значительной раздробленности РФ. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые гарантируются ст. 69 Конституции РФ в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ и Федеральным Законом от 30 апреля 1999 г. № 82 –ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению исполнительных и законодательных автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.1

Включение территорий автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, и она поглощается краем, областью. На одной и той же территории функционируют федеральная власть и власть двух субъектов РФ, что обуславливает разграничение их полномочий.

Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа, области. В связи с этим население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области.

Более того, вхождение автономного круга в край, область порождает обязанность обеих сторон строить свои отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимать односторонних действий, если они затрагивают общие интересы края, области и автономного округа, нарушают принцип равноправия, не основаны на федеральном законе и вытекают из договора.

1- В постановлении от 14 июля 1997 г. № 12 –П по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области Конституционный суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ. являясь равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ- края или области

2. Предметы ведения и полномочия субъектов РФ 387

Факт вхождения автономного округа в состав края, области допускает распространение на него полномочий органов ров дарственной власти края, области. Однако эти полномочия от­личаются от тех, которые край, область осуществляют в отноше­нии других своих частей, так как автономный округ, входящий в состав края, области, остается равноправным субъектом РФ.

Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации

, До принятия федеральных законов по вопросам, отнесен­ным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регули­рование и устанавливать полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуще­ствляемые данными органами самостоятельно за счет и в пре­делах средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвен­ций из федерального бюджета), если это не противоречит Кон­ституции РФ и федеральным законам.

После принятия соответствующего федерального закона за­коны и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приво­дятся в соответствие с принятым федеральным законом. Консти­туционный Суд РФ еще до принятия Конституции РФ заложил основы для формирования правовой позиций о возможности су-ществования опережающего законодательства субъектов РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъ­ектов при отсутствии федерального регулирования1.

Предметы ведения субъектов РФ не определены Конститу­цией РФ.

Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъек­та РФ, изданным вне Пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1992 г. № $5-П по делу о проверке конституционности постановления Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 г. «О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР».

388 Глава 17. Конституционный статуе субъектов РФ

Наиболее распространенными вопросами, отнесенными к компетенции субъектов РФ, являются: принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных актов субъ­екта РФ, контроль за их соблюдением; установление структуры органов государственной власти субъекта РФ; принятие и утверждение бюджета субъекта РФ; региональные налоги, сбо­ры, а также порядок их взимания: заключение и расторжение договоров субъекта РФ; управление и распоряжение собствен­ностью субъекта РФ: назначение и проведение референдума субъекта РФ; установление порядка проведения выборов в за­конодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта РФ; административно-территориальное устройст­во субъекта РФ и порядок его изменения; охрана общественно­го порядка; вопросы образования, науки, культуры, труда и занятости, системы транспорта, связи, жилищный фонд и др.). С учетом обусловленных факторами исторического и нацио­нального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации ст. 68 Кон­ституция РФ признает за ними право устанавливать свои госу­дарственные языки и использовать их в органах государствен­ной власти, органах местного самоуправления, государствен­ных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации, а также гарантирует всем народам Рос­сийской Федерации право на сохранение родного языка, созда­ние условий для его изучения и развития, что, в свою очередь, служит интересам сохранения и развития в Российской Феде­рации двуязычия (многоязычия)'.

§ 3. Система законодательства субъектов Российской Федерации

Выражением тенденции децентрализации правовой системы Российской Федерации является интенсивное развитие право­творческого процесса на региональном уровне.

1 См, постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2084 г. № 16-П по делу о проверке конституционности положение л. 2 ст. 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», ч. 2 ст. 9 За­кона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», п. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» п. 6 ст. 3 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации»

§ 3. Система Законодательства субъектов РФ 389

Система законодательства субъектов РФ предстовляет собой упорядоченную структуру, выстроенную на основе юридической силы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Соблюдение федеральным законодателем и.законодателем субъекта РФ границ, правотворческой деятельности являетется главным условием построения Непротиворечивой модели со­отношения законодательства Российской Федерации и законода­тельства ее субъектов. Среди принципов построения законода­тельства субъектов РФ выделяют: формирование законодательства субъекта РФ в пределах предметов ведения и полномочий; согласованность законодательства субъекта РФ с федеральным зако­нодательством; системность в формировании законодательства субъекта РФ; взаимная согласованность законодательства субъ­ектов РФ; ориентированность законодательства субъектов РФ на общепризнанные принципы и нормы международного права; верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъек­тов РФ; демократизм процесса формирования законодательства субъектов РФ; организация контроля и установление ответственности за неисполнение регионального законодательства.

Принимаемые законы и подзаконные акты субъектов РФ направлены на сохранение единого государственного целого и обеспечение единства правового пространства России.

Осуществление правотворчества субъектов РФ является од- ним из условий функционирования государственной власти на всей территории Российской Федерации. Составляя с феде­ральным законодательством единое целое, законы и подзакон­ные акты субъектов РФ развивают, воспроизводят, конкретизи­руют и дополняют федеральное законодательство в установлен­ных законом рамках.

Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов.- РФ не могут противоречить фе­деральным законам. В случае противоречия между федераль- ным законом и иным договором, изданным в Российской Федера­ции, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нор­мативным актом, субъекта РФ, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, вне пределов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта.

В правотворческой деятельности субъектов РФ недопустимы ущемление или утрата гарантированных Конституцией РФ нрав

390Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ

и свобод человека и гражданина, нарушение государственной целостности Российской Федерации и единства системы госу­дарственной власти Российской Федерации.

§ 4. Административно-территориальное деление субъектов

Российской Федерации

Административно-территориальное деление субъектов РФ представляет собой совокупность внутренне согласованных и объединенных между собой административно-территориальных единиц.

Основной целью создания административно-территориаль­ной структуры субъектов РФ является создание благоприятных условий для управления соответствующими территориями, обеспечение единства территории и создание развитых отноше­ний между центром и субъектом.

Действующая Конституция РФ не регулирует отношения по административно-территориальному устройству субъектов. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают в учредительных документах систему своих административно-территориальных единиц, в совокупности составляющих территорию соответст­вующего субъекта РФ.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ законодательно определено в качестве самостоятельного право­вого института, входящего в компетенцию органов государст­венной власти субъектов РФ, в Законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ).

В ряде нормативных правовых актов субъектов РФ закреп­лено понятие «административно-территориальное устройство». Так, например, под административно-территориальным устрой­ством Приморского края понимается система административно-территориальных единиц и населенных пунктов, обеспечиваю­щая упорядоченное осуществление на территории края функций государственного управления и местного самоуправления, а так­же порядок образования, изменения, упразднения администра­тивно-территориальных единиц и населенных пунктов1.

1 См. Закон Приморского края от 14 ноября 2001 г. № 161-КЗ «Об админи­стративно-территориальном устройстве Приморского края».

4. Административно- территориальное деление субъектов РФ 391

Административно- территориальная единица — часть территорий в фиксированных границах с одним или несколькими населенными пунктами, имеющая название установленный законом соответствующий статус1.

При делении территории субъекта РФ на административно- территориальные единицы объективно учитываются экономические и национальные особенности субъекта2, а также тенденции хозяйственной деятельности, количество и плотность населения, состояние путей- сообщения и другие факторы.

Каждая из административно -территориальных единиц имеет определенную территорию. Административно- территориальные единицы могут включать как один, так и несколько населенных пунктов. Границы административно-территориальных единиц могут совпадать с границами муниципальных образований.

Населенным пунктом является часть территории субъекта в пределах установленной черты (границы) населенного пункта, имеющая наименование, сосредоточенную застройку,служащая местом постоянного проживания и жизнедеятельность людей получившая такой статус в установленном законом порядке.

Сельский населенный пункт — село, деревня, посёлок, разъ­езд и другие населенные пункты, не отнесенные к категории городского населенного пункта.

Городской населенный пункт — территория, которая, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесена в установленном законом порядке к катего­рии городов или рабочих поселков.

В субъектах РФ базовым является административный центр — населенный пункт, являющийся центром администра­тивно-территориальной единицы.

Административный центр — городской или сельский насе­ленный пункт, который в установленном законом порядке оп­ределен как место постоянного нахождения представительных И иных органов местного самоуправления.

К ним, как правило, относятся города, городские районы, административные районы, национальные районы, поселки,

1См. Закон Архангельской области от I марта 1996. г. № 31-21-Ш «Об ад-министративно- территориальном устройстве Архангельской области».

2Всесторонний учет национального состава населения и его особенностейпри созданий и изменении административно-территориальных единиц способс-твует, в частности, социально-культурному развитию коренных малочислен- ных народов и национальных меньшинств Российский Федерации.

392 Глава 17. Конституционный статус субъектов РФ

сельские поселения, закрытые административно-территориаль­ные образования (ЗАТО).

Административный район — административно-территори­альная единица, составляющая часть республики, края, облае­шь автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый такой район является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

Города осуществляют особую роль в политической, хозяйст­венной и культурной жизни субъекта РФ, являясь местом сосре­доточения большинства предприятий и учреждений, коммуналь­ного хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просве­тительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. Все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского значения; города краевого, обла­стного, окружного значения; города районного значения.

Во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения, созданы городские районы. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территори­альную единицу.

Городской район (округ) — внутригородская территория, выделенная в целях обеспечения эффективности управления городским хозяйством и социальной инфраструктурой.

На территории некоторых субъектов РФ для компактно про­живающих численно небольших национальных меньшинств создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

Административно-территориальными единицами являются поселки: рабочие, курортные, дачные и коттеджные.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения — села, станицы, деревни, хутора, аулы и др. Территория сельско­го поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно или несколько сел.

Особым видом административно-территориальной единицы является ЗАТО. Его территория и границы определяются исхо­дя из особого режима безопасного функционирования пред­приятия и (или) объектов, а также с учетом потребностей раз­вития населенных пунктов.

Решение о создании (упразднении) закрытого администра­тивно-территориального образования принимается Президен-

§ 4. Административно- территориальное деление субъектов РФ 393

том РФ-. Решение о создании (об упразднении) ЗАТО вносится Правительством РФ.

Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют офици­альные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государст­венной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования и земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определения полномочий ор­ганов государственной власти субъектов РФ в отношении этого образования; обеспечения особого режима безопасного функ­ционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны обществен­ного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Образование, упразднение, объединение, установление гра­ниц административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъек­тов РФ, а первичных административно-территориальных еди­ниц — органами государственной власти или органами местно­го самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы.

В современный период практика административно-террито­риального деления строится с учетом границ муниципальных районов и городских округов. Так, например, в Республике Ал­тай муниципальный район выступает как одна из администра­тивно-территориальных единиц наряду с сельским поселением, городским округом. Административно-территориальное деле­ние г. Москвы имеет свои особенности. Территория г. Москвы делится на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

В современный период федеральная власть для удобства осу­ществления своих полномочий разделила всю территорию стра­ны на федеральные округа, которые не являются субъекта­ми РФ или самостоятельными административно-территориаль­ными единицами.

Цель создания особых округов — обеспечение эффективного управления в той или иной отрасли и решения задач, либо не входящих в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, либо решающихся на межрегиональном уровне.

Глава 18. Конституционные основы системы

органов власти

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Назовите виды субъектов РФ.

2. Дайте общую характеристику республики как субъек­та РФ.

3. Дайте сравнительную характеристику края и области как субъектов РФ.

4. Раскройте особенности такого субъекта РФ, как город фе­дерального значения Москва.

5. В чем особенность автономных областей и автономных округов по сравнению с другими субъектами РФ?

6. В каких случаях субъекты РФ вправе осуществлять собст­венное правовое регулирование?

7. Перечислите наиболее распространенные вопросы, отне­сенные к ведению субъектов РФ.

8. Что представляет собой система законодательства субъек­тов РФ?

9. Назовите основные принципы построения законодатель­ства субъектов РФ.

10. Что представляет собой административно-территориаль­ное устройство субъектов РФ?

11. Что учитывается при делении территории субъекта на ад­министративно-территориальные единицы?

12. Могут ли административно-территориальные единицы включать несколько населенных пунктов?

13. Перечислите существующие населенные пункты и рас­кройте их особенности.

14. Раскройте особенности административно-территориаль­ного деления города федерального значения Москвы.

Глава 18. Конституционные основы системы

в Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.