КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебная защита избирательных прав граждан 1 страница
Суды выполняют функции по предотвращению нарушений избирательных прав граждан, устранению препятствий для их реализации, а также восстановлению нарушенных избирательных прав граждан РФ. Так, суды общей юрисдикции правомочны применять решение о роспуске избирательной комиссии, т.е. о привлечении комиссии к конституционно-правовой ответственности. При этом предотвращается дальнейшее нарушение избирательных прав граждан со стороны комиссии. При признании судом недействительности решения избирательной комиссии или отмене незаконного решения (об отказе в приеме документов, об отказе в регистрации кандидатов в депутаты, об итогах голосования, о результатах выборов) избирательная комиссия обязана совершить определенные действия (соответственно принять документы у кандидата, зарегистрировать кандидата, определить итоги голосования, результаты выборов). Различные изменения в списках избирателей (включение в список, исключение из списков) могут рассматриваться 436Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс устранение препятствий для реализации как активного, так и пассивного избирательного права (исключение из описка избирателей на основе судебного решения может привести к повышению явки избирателей до уровня, необходимого для признания выборов состоявшимися и, следовательно, устраняет препятствие для определения победителя). Восстановление судом нарушенного избирательного права происходит, например, при принятии им решений, обязывающих избирательную комиссию зарегистрировать гражданина кандидатом на выборную должность, выдать удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты, обязывающих государственный орган назначить представителя политической партии в состав избирательной комиссии, и др. В силу скоротечности избирательных кампаний весьма острой является проблема своевременной и эффективной защиты избирательных прав граждан. Нередко устранение препятствий реализации избирательного права происходит после выборов, поэтому далеко не всегда возможно восстановление нарушенного избирательного права. Кроме того, поскольку любая избирательная кампания представляет собой ряд последовательно меняющих друг друга стадий, постольку устранение препятствий реализации избирательных прав на предыдущей стадии выборов порождает проблему восстановления этих прав на последующих стадиях, но решить ее в полном объеме и теоретически, и практически можно далеко не всегда. Прежде всего возникает проблема соотношения прав различных участников избирательного процесса и выбора приоритетов. Например, при установлении судом после дня голосования незаконности отмены регистрации маргинального кандидата (т. е. такого, в отношении которого заведомо и достоверно известно, что он не пользуется поддержкой значительного числа избирателей) восстановление нарушенного избирательного права этого кандидата теоретически в полной мере возможно только путем отмены результатов выборов и назначения новых. Однако в этом случае будут нарушены избирательные права не только победившего на выборах, но и многих избирателей, принявших участие в выборах независимо от их волеизъявления. Видимо, восстановление нарушенного избирательного права не должно порождать нарушения избирательных прав других граждан. Решения Конституционного Суда РФ касались принципа равного избирательного права; принципа всеобщего избира- § 6. Судебная зашита избирательных прав граждан437 тельного права, в том числе избирательных прав военнослужащих; принципа периодичности выборов, списков избирателей (в частности, вынужденных переселенцев); института отзыва депутата; цензов в избирательном праве (возрастного, оседлости, языкового); оценки конституционности смешанной избирательной системы на выборах в федеральный парламент; 5%-ного заградительного пункта для допуска партии к распределению депутатских мандатов; конституционности положений избирательных законов об отмене регистрации федерального списка кандидатов при: выбытии из него лица, занимающего одно из первых трех мест в общефедеральной части списка; о содержании понятия «агитация», правомерности агитации «против всех» за счет собственных средств избирателя; полномочий судов общей юрисдикции при рассмотрении споров о результатах выборов; прав кандидата на отказ от участия в выборах; правомерности избирательных фондов кандидатов и партий; обращения решения судов немедленному исполнению и других вопросов. В компетенцию Конституционного Суда РФ входит осуществление контроля за соответствием Конституции РФ федеральных избирательных законов, конституций, уставов субъектов РФ, нормы которых содержат положения избирательного права, а также избирательных законов субъектов РФ в части норм, которые относятся к ведению федерального парламента и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Конституционный Суд РФ также правомочен давать толкование положений Конституции РФ, рассматривать и разрешать споры о компетенции между органами государственной власти по вопросам избирательного права и проверять конституционность законов по жалобам граждан и по запросам судов. В постановлении от 15 января 2002 г. № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Конституционный Суд РФ констатировал, что «окружная избирательная комиссия и суды не обеспечили своевременную и эффективную защиту пассивного избирательного права заявителя в результате чего он был неправомерно лишен возможности участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты». Поэтому 438 Глава 19.Избирательное право и избирательный процесс Конституционный Суд РФ высказался за компенсацию судом негативных последствий нарушения пассивного избирательного нрава кандидата, которому незаконно отказано в регистрации, а восстановить его пассивное избирательное право проведением повторных выборов невозможно. При этом Конституционный Суд РФ исходит также из обязанности восстановления доброго имени гражданина на основе признания и возмещения государством причиненного вреда. Следует сказать, что законодательство ж судебная практика пока не знают конкретных мер и механизмов такой компенсации. Видимо, речь должна идти о солидных (применительно к уровню выборов) денежных компенсациях, включающих, безусловно, и возмещение произведенных на избирательную кампанию расходов. Возможно, возложение обязанностей на победителя и СМИ предать гласности П По запросу группы депутатов Государственной Думы и жало-бам трех журналистов, которые привлечены к юридической ответственности за нарушение законодательства об агитации в период выборов, Конституционный Суд РФ рассмотрел в 2003 г. вопрос о проверке конституционности отдельных положений гл. VII Закона об основных гарантиях избирательных прав. Журналисты были наказаны (два дисциплинарных и одно административное взыскания) за нарушение избирательного закона при освещении региональных избирательных кампаний (г. Санкт-Петербург, Республика Мордовия) и муниципальных выборов (г. Калининград). Нарушения состояли соответственно в том, что в одном случае были опубликованы в СМИ журналистские материалы по поводу возможных последствий избрания одного из кандидатов, в другом делалось заявление о том, что голосовал бы против конкретного кандидата, в третьем — опубликование агитационного материала до начала агитационного периода в СМИ. Первоначально оспаривалась конституционность ст. 45, 46, 48—10, 52, 56 указанного Закона, т. е, 7 из 13 статей гл. VII. Фактически предметом рассмотрения были п. 5 ст. 45, шесть из семи подпунктов п. 2 ст. 48 и подл, «ж» п. 7 ст. 48 Закона об основным гарантиях избирательных прав. Постановлением от 30 октября 2003 г. № 15-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ подп. «ж» п.2.48 указанного Закона. Он относил к агитационные, действия, имеющие целью побудить или побуждающие Избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или 6. Судебная защита избирательных прав граждан 439 против них, против всех кандидатов, списков кандидатов. Кон- ституционный Суд РФ считает, что указанное положение соз- дает возможность недопустимо широкого усмотрения право- применителя при квалификации информационной деятельно- сти СМИ как нарушающей установленный для них запрет Ш проведение предвыборной агитации. Это ограничивает свободу СМИ и право граждан на получение информации, необходимой для формирования свободного волеизъявления на выборах. Другие оспаривавшиеся положения названного Закона признаны соответствующими Конституции РФ. Однако основное значение рассматриваемого постановления, думается, в том, что Конституционный Суд РФ наполнил нормы данного Закона в части квалификации деятельности как агитационной по существу новым содержанием, что оказывает значительное влияние на деятельность избирательных комиссий и судебную практику. Конституционный Суд РФ заявил, что представители организаций СМИ не должны являться субъектами агитационной деятельности, а вправе в силу ст. 45 указанного Закона только информировать о выборах. Выборы могут быть свободными только тогда;, когда реально гарантировано право на объективную информацию. Требование объективности на предвыборную агитацию не распространяется. В целях защиты права на свободные выборы (а они — одна из основ конституционного строя) свобода выражения мнений для представителей СМИ может быть ограничена федеральным законом, но такие ограничения должны быть необходимыми и соразмерными, не затрагивать само существо конституционного права. Для этого норма должна быть определенной, не допускающей расширительного толкования. Правовая позиция Конституционного Суда РФ сводится к тому, что информирование любого характера в период выборов может, как и агитация, побудить избирателей сделать тот или иной выбор. Различие между ними в специальной цели: скло-нить избирателей в определенную Сторону. В противном случае граница стирается, что повлекло бы ограничение конституци-онных гарантий свободы слова и информации, нарушало бы принципы свободных и гласных выборов. Суды и иные правоприменительные органы должны выявить наличие или отсутствие «непосредственно агитационной цели». Умысел при неза- конной агитации «заключается лишь в осознании прямой цели данного противоправного действия» и не может охватывать её 440Глава 19. избирательное право и избирательный процесс последствия. Иначе говоря, информирование в СМИ даже о призывах голосовать «за» или «против» не является агитацией. Сами по себе указанные в перечне п. 2 ст. 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав действия являются разновидностью выражения мнений. Внешнее сходство по форме не является доказательством наличия агитации. Сделанный 17 ноября 1998 г. вывод Конституционного Суда РФ о недопустимости применения 5%-ного барьера в том случае, если партии и избирательные блоки, преодолевшие этот барьер, не получат в общей сложности абсолютного большинства голосов избирателей, поданных на выборах, предотвращает нарушение избирательных прав граждан, которые и составляют указанное абсолютное большинство. В постановлении от 11 июня 2002 г. № 10-П Конституционный Суд РФ указал, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению воли избирателей в итогах голосования, Конституционный Суд РФ, не отрицая возможности отмены результатов выборов в случае незаконной отмены регистрации одного из кандидатов, исходит из того, что для этого недостаточно только одного указанного обстоятельства, но должны быть и другие основания. Общее правило определения подсудности дел состоит в том, что согласно ст. 24 ГПК РФ все подведомственные судам общей юрисдикции дела подсудны районным судам, если ГПК РФ не установлено иное. В силу п. 2 ст. 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав решения и действия (бездействие) участковых и территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований., окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы местного самоуправления обжалуются в районные суды. В силу п. 1. ст. 31 и п. 2 ст. 75 данного Закон® районные суды рассматривают дела о расформирован ни указанных избирательных комиссий. Суд общей юрисдикции субъекта РФ согласно ст. 26 ГПК РФ рассматривает следующие гражданские дела: — об оспаривании нормативных правовых актов органов го- сударственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, § б. Судебная защита избирательных прав граждан441 свободы и законные интересы граждан и организаций. Применительно к избирательным правоотношениям речь идет об оспаривании норм избирательных законов субъектов РФ, актов о назначении даты выборов, законов и иных актов, утверждающих схемы избирательных округов; — о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; — о приостановлении или прекращении деятельности СМИ, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ; — об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу и в законодательные органы субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий. В силу п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав к компетенции указанных судов отнесены дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ. Согласно п. 7 ст. 3 Закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» к подсудности этих судов отнесено рассмотрение споров о назначении даты выборов при применении указанного Закона. Верховный Суд РФ в силу ст. 27 ГПК РФ по первой инстанции рассматривает дела: — об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, других федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; — о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных движений; — об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих комиссий. В силу п. 1 и 2 ст. 31, п. 2 ст. 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав дело о расформировании ЦИК РФ рассматривается Верховным Судом РФ. 432 Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс Российское законодательство дифференцирует как круг лиц, которые вправе обращаться в суд в зависимости от предмета жалобы, так и сроки обращения с учетом предмета жалобы, и стадии избирательной кампании. При этом совокупный круг лиц, которые имеют право обратиться в суд за защитой нарушенных избирательных прав весьма широк. Заявление (избирательное законодательство чаще использует термин «жалоба») в суд согласно ст. 259 ГПК РФ, п. 10 ст. 75 Закона об основных гарантиях избирательных нрав может быть подано избирателями, кандидатами, их доверенными лицами, избирательными объединениями и (или) избирательными блоками, их доверенными лицами, политическими партиями, их региональными отделениями, иными общественными объединениями., проку-рором, а также избирательными: комиссиями. Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении избирательного законодательства либо избирательных прав (ч. 1 ст. 260 ГПК РФ). Однако из этого общего правила имеются исключения. По ряду достаточно принципиальных вопросов срок подачи заявления в суд сокращен до 10 дней с момента принятия решения комиссией. Речь идет о заявлениях, касающихся решения избирательной комиссии о регистрация кандидата, списка кандидатов и об отказе в регистрации (ч. 2 ст. 260 ГПК РФ). ГПК РФ не устанавливает сокращенного срока обжалования решений избирательных комиссий об аннулировании регистрации кандидата, списка кандидатов. Обращение в суд об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов по срокам ограничено также в тем, что соответствующее заявление может быть подано не позднее чем за восемь дней до дня голосовании. Тем самым прекращена существовавшая ранее практика обращения в суд с заявлениями об отмене регистрации кандидата вплоть до дня голосования. Установлен годичный срок судебного обжалования нарушений избирательных прав в период избирательной кампании. Срок этот исчисляется со дни опубликования результатов выборов. В силу ст. 246 ГПК РФ деда, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24—26 ГПК РФ и другими федеральными законами. § 6. Судебная защита избирательных прав граждан443 Согласно ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указам какие решения, действии (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Большая часть требований к форме и содержанию искового заявления (ст. 131 ГПК РФ) распространяется и на заявления о нарушении избирательных прав. Среди особенностей следует указать отсутствие цены иска, а также отсутствие подтверждений попыток досудебного урегулирования спора, так как такой порядок не является обязательным, хотя и не исключается представление документов, направляемых ответчику в порядке досудебного урегулирования вопроса. Судебная практика исходит из того, что защита избирательного права конкретного гражданина не должна осуществляться в отрыве от реализации активного избирательного права граждан, принявших участие в голосовании. В КоАП РФ более 30 статей посвящены административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права и право на референдум граждан РФ. Дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении, либо вынесения соответствующего постановления прокурором, либо принятия решения о проведении административного расследования. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о правонарушителе — не позднее двух суток с момента выявления правонарушения. При проведении административного расследования протокол составляется по окончании расследования. Протокол, постановление прокурора об административном правонарушении направляются судье в течение суток с момента составления протокола, вынесения постановления. По ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах составляет один год со дня совершения административного правонарушения. В силу ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи. Дело рассматривается в течение пяти дней со дня поступления протокола и других материалов. 444 Глава 20. Конституционный статуе Президента РФ Вопросы для повторения и самостоятельной работы 1. В каких значениях используются термины «выборы», «избирательное право», «избирательный процесс», «избирательная система»? 2. В чем разница между активным и пассивным избирательным правом? 3. Назовите принципы избирательного права и охарактеризуйте их содержание. 4. Назовите допускаемые Конституцией РФ исключения из принципов избирательного права. 5; Дайте характеристику основных тенденции развития федерального избирательного законодательства в постсоветский период. 6. Из каких стадий состоит избирательный процесс? 7. Назовите виды избирательных комиссий в Российской Федерации и основные функциональные различия между ними. 8. Дайте характеристику оснований выдвижения и регистрации, отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов. 9. Что понимается под предвыборной агитацией и каковы различия между предвыборной агитацией и информированием о выборах? 10.Дайте характеристику мажоритарных и пропорциональ-ных избирательных систем, применяемых в Российской Федерации. П. Что понимается под избирательным фондом кандидата, политической партии и каков порядок поступления, расходования средств фонда? 12. Дайте общую характеристику практики Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции по делам, возникающим из избирательных правоотношений. Глава 20. Конституционный статус Президента Российской Федерации § 1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы государства 'Институт Президента был учрежден в России IУ Съездом народных депутатов РСФСР, принявшим 24 апреля 1991 г. законы РСФСР «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президен- 1. Конституционная характеристика Президента РФ 445 та РСФСР». Выборы первого Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 г. Необходимо отметить, что с1991по 1993 г. конституционные положения о президенте и его месте в системе органов государственной власти России эволюционировали. Согласно ст. 1211 Конституции РСФСР 1978 г. Президент являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Съезд народных депутатов мог потребовать от Президента внеочередного доклада; на оснований заключения Конституционного Суда РСФСР Съезд вправе был отменять указы Президента, если они противоречили Конституции РСФСР, законам РСФСР, решениям съезда народных депутатов и Верховного Совета; Съезд народных депутатов имел право отменить Президента от должности большинством в две трети голосов депутатов в случае нарушения последним Конституции РСФСР, законов РСФСР и данной ИМ присяги на основании заключения Конституционного Суда РСФСР по инициативе Съезда народных депутатов, Верховного Совета или одной из палат Верховного Совета РСФСР. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ 1993 г. Президент РФ является главой государства. Таким образом, закреплено особое место главы государства в системе органов государственной власти, по существу, - эта должность выведена из традиционной системы разделения властей. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федера- ции не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Статус кандидатов на пост Президента РФ регулируется Федеральным законом от 10 января 2003 г, № 19-ФЗ; «0 выборах Президента Российской Федерации». В соответствии со ст. 40 данного Закона кандидаты на пост Президента РФ обладают равными правами и несут равные обязанности, кроете случаев, установленных российским законодательством. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица. Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ-' на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, причем одно и тоже лицо не может занимать должность главы государства более двух сроков подряд (ч.1 и 3 ст. 81 Конституции РФ в ред. Закона РФ о по- 446Глава 20. Конституционный статус Президента РФ правке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г, № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»)» Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражда-нин РФ: — признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда; — занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд; — имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; — осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» и 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» КоАП РФ, если голосование, на выборах Президента РФ состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; — в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт призыва к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя, нарушения целостности России, пропаганды войны и т, д., если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования. Кроме того. Закон «О выборах Президента Российской Федерации» подчеркивает, что гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на пост § 1. Конституционная характеристика Президента РФ447 Президента РФ, если голосование на выборах главы государства состоится до истечения установленного судом срока. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями и в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей, насчитывающей не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Гражданин РФ, замещавший пост Президента РФ и досрочно прекративший исполнение этих полномочий в случае, от-ставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Избранным считается зарегистрированный кандидату кото-рый получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, ЦИК РФ назначает повторное голосование на выборах главы государства по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре пов- вторного голосования. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата. Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кан- 448 Глава 20. Конституционный статус Президента РФ дидатов остается только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на пост Президента Р'Ф, если ей получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает возможность повторных выборов Президента РФ, если выборы-Президента РФ признаны несостоявшимися иди недействительными. а также в иных случаях, предусмотренных федеральные законом. Избранный глава государства вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президен-та РФ, избранного па предыдущих выборах Президента РФ, а при проведений досрочных выборов либо в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Прези-дента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, на 30-й день со дни офи- циального опубликовании ЦИК РФ общих результатов выбо~ ров Нерезидента РФ. При вступлении в должность Президент РФ в торжественной обстановке и присутствии членов Совета Федерации, депу-татов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ приносит присягу (ч.1 ст. 82 Конституции РФ). В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что никто не может применить в отношении главы государства физическое или психическое принуждение; его нельзя задержать, обыскать, арестовать, привлечь к любому виду ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец. Президента нельзя ни свергнуть,ни отстранить от исполнения обязанностей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |