Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов государственной власти 1 страница




Органы государственной власти в Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям. Они соз­даются на уровне Российской Федерации и в субъектах РФ; мо­гут быть постоянно действующими (Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, суды) и формируемыми для решения определенной задачи (окружные избирательные ко­миссии); единоличными (Президент РФ, главы субъектов РФ) и коллегиальными (законодательные (представительные) орга­ны субъектов РФ, Конституционный Суд РФ); избираемыми народом Российской Федерации (Государственная Дума), на­значаемыми путем избрания другими органами (Уполномочен­ный по правам человека в Российской Федерации), назначае­мыми в распорядительном порядке (федеральные министерст­ва), создаваемыми смешанным образом (ЦИК РФ) и т. д.

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодей­ствия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Построение и функционирование системы органов государ­ственной власти базируется на ряде принципов. В советский пе­риод такими принципами были полновластие представитель­ных органов — Советов, что означало сосредоточение в их ру­ках всех властных функций1, и демократический централизм, неотъемлемой чертой которого было двойное подчинение орга­нов управления: по вертикали — вышестоящему органу, и од­новременно по горизонтали — соответствующему совету как представительному органу2.

Так. П. И. Стучка писал: «Советская власть с 25 октября 1917 г....являет­ся одновременно властью законодательной и исполнительной, а равно и судеб­ной» {Стучка П. #.13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию пра­ва: сб. статей 1917—1930. М., 1931. С. 28).

См.: Тихомиров Ю. А. Централизация и децентрализация: динамика соот­ношения)// Журнал российского права. 2007. Щ 1 С. 99.

402Глава 18. Конституционные основы системы органов власти

Установление общих принципов организации системы орга­нов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ч. 1 ст. 72 Консти­туции РФ). В настоящее время законодательный акт, который определял бы данные принципы для всей совокупности феде­ральных властных органов и органов власти субъектов РФ, отсут­ствует- Имеется лишь Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ, посвященный основным началам системы органов государственной власти в субъектах РФ.

Исхода из Конституции РФ власть в Российской Федерации как в демократическом федеративном государстве организуется и функционирует на основе принципов;

единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), Что означает единый источник, из которого она проистекает, — М1ШШавд;оналънъш народ Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), а также, как указал Конституционный Суд РФ, то, что организа­ция власти на уровне субъекта РФ в основном должна соответ­ствовать организации власти на уровне Российской Федерации1; —разделения государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную (разделение власти по горизонтали) (ст. 10), т, е. распределение государственно-властных функций между органами, относящимися к разным ветвям, и существова­ние между ними взаимоотношений сдержек и противовесов;

- разграничении предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (разделение власти по вертикали) (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11);

отграничения органов местного самоуправления от органов государственной власти (ст. 12).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России устанавливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государствен­ной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и предметов.со-

1 См, определение Конституционного Суда РФ от 1 июня 2000. №91-О

§ 2. Система органов государственной власти403

вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправ­ления, должностных лиц, граждан и их объединений & России. Осуществление полномочий федеральной государственной вла­сти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных феде­ральных органов различных ветвей государственной власти, ко­торое, исходя из разграничения законодательных, исполнитель­ных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, сис­тему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П), К чис­лу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции, Высший Ар­битражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам чело­века в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституцион­ное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка ор­ганизации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринима- лись шаги по регламентации системы федеральных органов за­конодательной, исполнительной и судебной власти в едином за­конодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федераль­ного закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось приня­тие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуще­ствляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данно­го кодекса не получила поддержки в Государственной Думе1.

1 См.: Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполни­тельной власти; теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8. С. 67-83.

404Гйава 18. Конституционные основы системы органов власти

Органы государственной власти субъектов РФ функциониру- ют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их пол­номочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той час­ти предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компе­тенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Феде­рации и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Кон­ституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают ре­шения, которые обязательны для государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представи­тельный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные орга­ны. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гаранти­ях избирательных прав формируются и функционируют избира­тельные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными изложения­ми об организации власти в Российской Федерации как демо­кратическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ

2. Система органов государственной власти4.05

и принятыми на её основе федеральными законами (постанов­ление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соот­ветствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законода­тельную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на фе­деральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются зако­нодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные по наименованию и структуре, исходя из историче­ских, национальных и иных традиций (Государственное Собра­ние — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Респуб­лики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в се­бя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. I ст. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства1. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; гу­бернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К феде­ральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верхов­ный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и спе­циализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, фе-

1 См. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполни­тельной власти».

406Глава 18. Конституционные основы системы органов власти

деральные арбитражные суды округов (арбитражные кассаци­онные суды)> арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбит­ражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституци­онные, (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст, 4 указанно­го Закона).

В отечественной системе государственной власти есть орга­ны, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом»1. В юридической литературе высказываются мнения о существовании президент­ской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с зако­нодательной, исполнительной и судебной2.

3. Организационно-правовая связь между органами государ­ственной власти, относящимися к различным государственно-территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизован­ных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимо­связью органов, ее составляющих, является система законода­тельных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (ус­тавными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для дру­га вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей со­вокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счет­ная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуют­ся как централизованные системы. В них выделяются звенья (ин­станции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

1См.: Баглай М. В. Указ. соч. С. 384-388.

2См., например: Чиркин В. Е. Контрольная власть. М., 2008. С. 76—84: Стапасих С. И. Федеральные органы государственной власти с особым стату­сом в системе разделения властей // Государственная власть и местное само­управление. 2007. № 1. С. 8-9.

§ 2. Система Органов государственной власти407

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами на­званы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституцион­ного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по от­ношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению эко­номических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправ­ления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим зве­ном является Правительство РФ. Центральное звено составля­ют министерства, службы и агентства. Последние, в свою оче­редь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из спе­цифики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу дея­тельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегио­нальные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Пра­вительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных орга­нов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-О).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуще­ствляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъ-

408Глава 18. Конституционные основы системы органов власти

ектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов проку­ратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляе­мая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокурату­ре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассмат­ривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избира­тельных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структу­рой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориаль­ные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организа­ции (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)»).

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Дайте определение государственного аппарата. Какие эле­менты его составляют?

2. Есть ли разница между понятиями «государственный ор­ган» и «орган государственной власти»?

3. Укажите, какие органы государственной власти преду­смотрены Конституцией РФ 1993 г.

4. Какие признаки характерны для органов государственной власти?

5. На основе каких принципов функционирует система орга­нов государственной власти?

6. Назовите виды органов государственной власти.

7. В каких нормативных правовых актах устанавливается система органов государственной власти субъектов РФ?

8. Возможно ли выделение президентской, контрольной, из­бирательной и других ветвей власти, не закрепленных непо­средственно в Конституции РФ?

9. Какие органы государственной власти в Российской Фе­дерации объединяются в децентрализованную систему?

10.Чем обусловлено построение системы судов общейЮрисдикции, арбитражных судов на началах централизации?

Глава 19. Избирательнее право и избирательный процесс409

11. Что представляют собой территориальные (местные) ор­ганы государственной власти и каково их отличие от органов местного самоуправления?

Глава 19, Избирательное право и избирательный процесс

§ 1. Выборы как способ формирования органов

публичной власти в Российской Федерации

В настоящее время выборы считаются обязательным атрибу­том демократического политического режима. По своей сути выборы — политическое явление, которое в государстве, про­возгласившем себя правовым, должно быть поставлено в пра­вовые рамки.

Выборы — многофункциональное явление. Законодательст­во о выборах (избирательное законодательство) в разной мере регламентирует функции выборов, наиболее детально — их функцию формирования тех или иных органов, замещения должностей, значительно меньше — другие функции, хотя на­блюдается тенденция расширения предмета правового регули­рования.

Выборы с точки зрения Конституции РФ — это непосред­ственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав дается понятие выборов как формы прямого волеизъявления граждан в целях формирования государственного органа, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Думается, что такое понимание выборов федеральным за­конодателем значительно уже, беднее конституционного, так как способствует сведению выборов к акту голосования. В дей­ствительности выборы представляют собой совокупность всех фактических общественных отношений, которые возникают между избирателями и соискателями права осуществлять пуб­личную власть от имени народа, в том числе и отношений, воз­никающих при голосовании.

Конституция РФ предусматривает обязательную выборность Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ, а также отдельных органов и должностные лиц местного самоуправления без их конкретизации. Вместе с

410Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

тем Конституция РФ не препятствует расширению названного круга выборных органов и должностных лиц. Например, кон­ституционная норма о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (ч. 2 ст. 95), думает­ся, не закрывает возможности для избрания членов Совета Фе­дерации, хотя в литературе более распространена другая пози­ция. Конституционный Суд РФ в 1996 г. высказывал мнение, что по Конституции РФ принцип выборности распространяет­ся и на высших должностных лиц субъектов РФ. Однако в 2005 г. он изменил свою позицию, признав не противоречащим Конституции РФ отказ от выборов высших должностных лиц субъектов РФ.

§ 2. Избирательное право и его развитие

Термин «избирательное право» имеет два значения. Во-пер­вых, под избирательным правом понимается институт консти­туционного права, который образует совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления (позитивное, или объектив­ное избирательное право). Во-вторых, избирательное право есть перечень возможностей, имеющихся у конкретного гражданина в период выборов (субъективное избирательное право). Главные из этих возможностей: избирать (активное избирательное право) и избираться самому (пассивное избирательное право).

История российского избирательного права начинается с регламентации выборов в земства, городское самоуправление и Государственную думу до 1917 г. Избирательное право того пе­риода характеризовалось наличием большого числа цензов, т. е. условий, которым должны были соответствовать поддан­ные, чтобы стать избирателями, кандидатами (имущественный ценз, ценз пола, возрастной ценз и т. д.), неравным представи­тельством от различных групп избирателей (куриальная система выборов). Выборы в каждую Государственную думу проходами на основе новых избирательных законов. В итоге к 1917 г. Рос­сия подошла без устоявшегося демократического избирательно­го права.

В советский период избирательное право сделало значитель­ные шаги по пути расширения избирательного корпуса, прежде всего засчет женщин и молодежи, увеличения числа органов, формируемых путем выборов, и т. д. Однако применение сна-

§ 2 Избирательное право и его развитие411

чала классовых цензов, а затем жесткого партийного руковод­ства выборами лишали последние демократического содержа­ния.

В 1987—1993 гг. избирательное право претерпело значитель­ные изменения в рамках советской системы. Следующие шага по реформированию избирательного права России осуществле­ны вслед за выборами народных депутатов СССР (март 1989 г|* В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФС а 12 июня 1991 г. — прямые выборы Президента РСФСР. Изме­нение избирательного права осуществлено по следующим на­правлениям:

а)расширен избирательный корпус за счет фактическогопредставления избирательного права лицам, которые находи­лись в специальных медицинских и следственных изоляторах;

б)введен институт подписных листов как одно из условийрегистрации кандидата;

в)предприняты меры по введению активного голосования;

г)введена возможность голосования против всех кандида-­тов;

д)учрежден институт наблюдателей за выборами;

е)закреплено право судебного обжалования некоторых ре­шений избирательных комиссий;

ж)предусмотрено сочетание бюджетного и частного финан­-сирования расходов на выборы, в том числе и за счет личныхсредств кандидата;

з)введена двухтуровая мажоритарная избирательная системана выборах Президента РСФСР: в первом туре — абсолютногобольшинства, во втором — относительного большинства.

12 декабря 1993 г. проведены выборы в новый двухпалатный парламент — Федеральное Собрание РФ, состоящее из Госу­дарственной Думы и Совета Федерации. Правовую основу вы­боров в Федеральное Собрание РФ составляли Указ Президен­та РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституци­онной реформе в Российской Федерации», Положение о выборах депутатов Государственной Думы и Положение о вы­борах депутатов Совета Федерации, которые утверждены также указами Президента РФ и в ходе избирательной кампаний не­сколько раз изменялись и дополнялись, в том числе и по прин­ципиальным моментам. Так, первоначально вообще не цреду-*сматривалось избрание Совета Федерации, но Указом Прези­дента РФ от 11 октября 1993-г. установлены прямые выборы

412Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс

членов Совета Федерации, которые назывались депутатами. Числе? депутатов Государственной Думы Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 увеличено с 400 до 450, а срок их полномочий уменьшен для. первого созыва от четырех до двух лет. При этом изменилось число депутатов, избираемых по мажоритарной (с 270 до 225 человек) и пропорциональной (со 130 до 225 человек) избирательным системам, что повлекло за собой уменьшение доли избираемых в одномандатных окру­гах с более чем двумя третями депутатского корпуса до его по­ловины. Избирательным объединениям уже в ходе избиратель­ной кампании предоставлено право выдвигать одного и того же человека кандидатом как в общефедеральном списке, так и в одномандатном избирательном округе. Уменьшено с 2 до 1 % от числа избирателей округа количество подписей, которое необ­ходимо собирать для регистрации кандидата в депутаты в одно­мандатном округе. Исключено правило о том, что если против всех кандидатов или списков кандидатов проголосовало изби­рателей больше, чем за наиболее удачливых, то выборы призна­ются несостоявшимися. Таким образом, в ходе избирательной кампании 1993 г. произошли существенные изменения избира­тельного права и избирательной системы страны. Можно отметить ряд прогрессивных положений:

а)введение принципа состязательности, означающего, вчастности, что число кандидатов (списков кандидатов) должнопревышать число подлежащих замещению мест не менее чем вдва раза. Если к моменту голосования оставался один кандидатв одномандатном округе и (или) один общефедеральный спи­сок кандидатов, то запрещалось проводить голосование;

б)введение активного голосования, при котором избиратель«Вязан заполнять бюллетень собственноручно, но не путем вы-­черкивания неугодного кандидата (списка кандидатов), а указа­-нием на желательного кандидата;

в)отказ при формировании парламента от господствовав­шей длительное время мажоритарной системы абсолютногобольшинства и перевод на мажоритарную систему относитель-ного большинства при формировании половины состава Госу-дарственной Думы; другая половина депутатских мест замещавлась в Государственной Думе по пропорциональной избира- тельной системе;

г) предоставление права выдвижения кандидатов (списков кандидатов) не только политическим партиям, но и другим об-

§ 2. Избирательное право и его развитие413

щественным объединениям, в том числе и блокам партий, объ­-единений. '

Реформирование избирательного права продолжается вплоть до настоящего времени. Наблюдается как усиление гарантий свобод­ных выборов, совершенствование механизмов правового регули­рования, так и регрессивное движение в сторону отказа от демо­кратических положений. Избирательное законодательство весьма нестабильно, меняется достаточно существенно перед каждыми выборами депутатов Государственной Думы, что продолжает худ­шую традицию избирательного законодательства до 1917 г.

Нестабильность избирательного законодательства отчасти вызвана и тем, что в отличие от прежнего конституционного регулирования принципы избирательного права конституцион­но сформулированы только применительно к выборам Прези­дента РФ, а в качестве всеобщих принципов избирательного права закреплены не в Конституции РФ, а в избирательном за­конодательстве.

1.2 июня 2005 г. принят Закон об основных гарантиях изби­рательных прав1. В июне 1995 г., июне 1999 г., декабре 2002 г. и мае 2005 г. принимались федеральные законы о выборах депу­татов Государственной Думы Федерального Собрания РФ; в мае 1995 г., декабре 1999 г., январе 2003 г. — законы о выборах Президента РФ, последний из которых фактически получил новую редакцию в июле 2005 г. 26 ноября 1996 г. принят дейст­вующий до настоящего времени Федеральный закон № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного са­моуправления». В субъектах РФ создана собственная законода­тельная база выборов. Б большинстве из них действуют по три избирательных закона: о выборах соответственно депутатов за­конодательного органа, представительных органов местного са­моуправления' и глав муниципальных образований. В ряде субъектов РФ (около полугора десятков) действуют избиратель­ные кодексы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.