КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система органов государственной власти 1 страница
Органы государственной власти в Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям. Они создаются на уровне Российской Федерации и в субъектах РФ; могут быть постоянно действующими (Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, суды) и формируемыми для решения определенной задачи (окружные избирательные комиссии); единоличными (Президент РФ, главы субъектов РФ) и коллегиальными (законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ); избираемыми народом Российской Федерации (Государственная Дума), назначаемыми путем избрания другими органами (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации), назначаемыми в распорядительном порядке (федеральные министерства), создаваемыми смешанным образом (ЦИК РФ) и т. д. Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Построение и функционирование системы органов государственной власти базируется на ряде принципов. В советский период такими принципами были полновластие представительных органов — Советов, что означало сосредоточение в их руках всех властных функций1, и демократический централизм, неотъемлемой чертой которого было двойное подчинение органов управления: по вертикали — вышестоящему органу, и одновременно по горизонтали — соответствующему совету как представительному органу2. Так. П. И. Стучка писал: «Советская власть с 25 октября 1917 г....является одновременно властью законодательной и исполнительной, а равно и судебной» {Стучка П. #.13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права: сб. статей 1917—1930. М., 1931. С. 28). См.: Тихомиров Ю. А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения)// Журнал российского права. 2007. Щ 1 С. 99. 402Глава 18. Конституционные основы системы органов власти Установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В настоящее время законодательный акт, который определял бы данные принципы для всей совокупности федеральных властных органов и органов власти субъектов РФ, отсутствует- Имеется лишь Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ, посвященный основным началам системы органов государственной власти в субъектах РФ. Исхода из Конституции РФ власть в Российской Федерации как в демократическом федеративном государстве организуется и функционирует на основе принципов; — единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), Что означает единый источник, из которого она проистекает, — М1ШШавд;оналънъш народ Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), а также, как указал Конституционный Суд РФ, то, что организация власти на уровне субъекта РФ в основном должна соответствовать организации власти на уровне Российской Федерации1; —разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (разделение власти по горизонтали) (ст. 10), т, е. распределение государственно-властных функций между органами, относящимися к разным ветвям, и существование между ними взаимоотношений сдержек и противовесов; - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (разделение власти по вертикали) (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11); — отграничения органов местного самоуправления от органов государственной власти (ст. 12). Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти. 1. Федеративная форма территориального устройства России устанавливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и предметов.со- 1 См, определение Конституционного Суда РФ от 1 июня 2000. №91-О § 2. Система органов государственной власти403 вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений & России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ). Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П), К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). Надо отметить, что в Российской Федерации предпринима- лись шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе1. 1 См.: Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти; теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8. С. 67-83. 404Гйава 18. Конституционные основы системы органов власти Органы государственной власти субъектов РФ функциониру- ют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта. Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона). Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными изложениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ 2. Система органов государственной власти4.05 и принятыми на её основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П). 2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы. Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные по наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.). Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. I ст. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства1. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации). Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, фе- 1 См. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». 406Глава 18. Конституционные основы системы органов власти деральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)> арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные, (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст, 4 указанного Закона). В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом»1. В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной2. 3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно-территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов. Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия. Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие. 1См.: Баглай М. В. Указ. соч. С. 384-388. 2См., например: Чиркин В. Е. Контрольная власть. М., 2008. С. 76—84: Стапасих С. И. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1. С. 8-9. § 2. Система Органов государственной власти407 Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции. Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-О). Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъ- 408Глава 18. Конституционные основы системы органов власти ектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Вопросы для повторения и самостоятельной работы 1. Дайте определение государственного аппарата. Какие элементы его составляют? 2. Есть ли разница между понятиями «государственный орган» и «орган государственной власти»? 3. Укажите, какие органы государственной власти предусмотрены Конституцией РФ 1993 г. 4. Какие признаки характерны для органов государственной власти? 5. На основе каких принципов функционирует система органов государственной власти? 6. Назовите виды органов государственной власти. 7. В каких нормативных правовых актах устанавливается система органов государственной власти субъектов РФ? 8. Возможно ли выделение президентской, контрольной, избирательной и других ветвей власти, не закрепленных непосредственно в Конституции РФ? 9. Какие органы государственной власти в Российской Федерации объединяются в децентрализованную систему? 10.Чем обусловлено построение системы судов общейЮрисдикции, арбитражных судов на началах централизации? Глава 19. Избирательнее право и избирательный процесс409 11. Что представляют собой территориальные (местные) органы государственной власти и каково их отличие от органов местного самоуправления? Глава 19, Избирательное право и избирательный процесс § 1. Выборы как способ формирования органов публичной власти в Российской Федерации В настоящее время выборы считаются обязательным атрибутом демократического политического режима. По своей сути выборы — политическое явление, которое в государстве, провозгласившем себя правовым, должно быть поставлено в правовые рамки. Выборы — многофункциональное явление. Законодательство о выборах (избирательное законодательство) в разной мере регламентирует функции выборов, наиболее детально — их функцию формирования тех или иных органов, замещения должностей, значительно меньше — другие функции, хотя наблюдается тенденция расширения предмета правового регулирования. Выборы с точки зрения Конституции РФ — это непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав дается понятие выборов как формы прямого волеизъявления граждан в целях формирования государственного органа, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Думается, что такое понимание выборов федеральным законодателем значительно уже, беднее конституционного, так как способствует сведению выборов к акту голосования. В действительности выборы представляют собой совокупность всех фактических общественных отношений, которые возникают между избирателями и соискателями права осуществлять публичную власть от имени народа, в том числе и отношений, возникающих при голосовании. Конституция РФ предусматривает обязательную выборность Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также отдельных органов и должностные лиц местного самоуправления без их конкретизации. Вместе с 410Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс тем Конституция РФ не препятствует расширению названного круга выборных органов и должностных лиц. Например, конституционная норма о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (ч. 2 ст. 95), думается, не закрывает возможности для избрания членов Совета Федерации, хотя в литературе более распространена другая позиция. Конституционный Суд РФ в 1996 г. высказывал мнение, что по Конституции РФ принцип выборности распространяется и на высших должностных лиц субъектов РФ. Однако в 2005 г. он изменил свою позицию, признав не противоречащим Конституции РФ отказ от выборов высших должностных лиц субъектов РФ. § 2. Избирательное право и его развитие Термин «избирательное право» имеет два значения. Во-первых, под избирательным правом понимается институт конституционного права, который образует совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления (позитивное, или объективное избирательное право). Во-вторых, избирательное право есть перечень возможностей, имеющихся у конкретного гражданина в период выборов (субъективное избирательное право). Главные из этих возможностей: избирать (активное избирательное право) и избираться самому (пассивное избирательное право). История российского избирательного права начинается с регламентации выборов в земства, городское самоуправление и Государственную думу до 1917 г. Избирательное право того периода характеризовалось наличием большого числа цензов, т. е. условий, которым должны были соответствовать подданные, чтобы стать избирателями, кандидатами (имущественный ценз, ценз пола, возрастной ценз и т. д.), неравным представительством от различных групп избирателей (куриальная система выборов). Выборы в каждую Государственную думу проходами на основе новых избирательных законов. В итоге к 1917 г. Россия подошла без устоявшегося демократического избирательного права. В советский период избирательное право сделало значительные шаги по пути расширения избирательного корпуса, прежде всего засчет женщин и молодежи, увеличения числа органов, формируемых путем выборов, и т. д. Однако применение сна- § 2 Избирательное право и его развитие411 чала классовых цензов, а затем жесткого партийного руководства выборами лишали последние демократического содержания. В 1987—1993 гг. избирательное право претерпело значительные изменения в рамках советской системы. Следующие шага по реформированию избирательного права России осуществлены вслед за выборами народных депутатов СССР (март 1989 г|* В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФС а 12 июня 1991 г. — прямые выборы Президента РСФСР. Изменение избирательного права осуществлено по следующим направлениям: а)расширен избирательный корпус за счет фактическогопредставления избирательного права лицам, которые находились в специальных медицинских и следственных изоляторах; б)введен институт подписных листов как одно из условийрегистрации кандидата; в)предприняты меры по введению активного голосования; г)введена возможность голосования против всех кандида-тов; д)учрежден институт наблюдателей за выборами; е)закреплено право судебного обжалования некоторых решений избирательных комиссий; ж)предусмотрено сочетание бюджетного и частного финан-сирования расходов на выборы, в том числе и за счет личныхсредств кандидата; з)введена двухтуровая мажоритарная избирательная системана выборах Президента РСФСР: в первом туре — абсолютногобольшинства, во втором — относительного большинства. 12 декабря 1993 г. проведены выборы в новый двухпалатный парламент — Федеральное Собрание РФ, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. Правовую основу выборов в Федеральное Собрание РФ составляли Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», Положение о выборах депутатов Государственной Думы и Положение о выборах депутатов Совета Федерации, которые утверждены также указами Президента РФ и в ходе избирательной кампаний несколько раз изменялись и дополнялись, в том числе и по принципиальным моментам. Так, первоначально вообще не цреду-*сматривалось избрание Совета Федерации, но Указом Президента РФ от 11 октября 1993-г. установлены прямые выборы 412Глава 19. Избирательное право и избирательный процесс членов Совета Федерации, которые назывались депутатами. Числе? депутатов Государственной Думы Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 увеличено с 400 до 450, а срок их полномочий уменьшен для. первого созыва от четырех до двух лет. При этом изменилось число депутатов, избираемых по мажоритарной (с 270 до 225 человек) и пропорциональной (со 130 до 225 человек) избирательным системам, что повлекло за собой уменьшение доли избираемых в одномандатных округах с более чем двумя третями депутатского корпуса до его половины. Избирательным объединениям уже в ходе избирательной кампании предоставлено право выдвигать одного и того же человека кандидатом как в общефедеральном списке, так и в одномандатном избирательном округе. Уменьшено с 2 до 1 % от числа избирателей округа количество подписей, которое необходимо собирать для регистрации кандидата в депутаты в одномандатном округе. Исключено правило о том, что если против всех кандидатов или списков кандидатов проголосовало избирателей больше, чем за наиболее удачливых, то выборы признаются несостоявшимися. Таким образом, в ходе избирательной кампании 1993 г. произошли существенные изменения избирательного права и избирательной системы страны. Можно отметить ряд прогрессивных положений: а)введение принципа состязательности, означающего, вчастности, что число кандидатов (списков кандидатов) должнопревышать число подлежащих замещению мест не менее чем вдва раза. Если к моменту голосования оставался один кандидатв одномандатном округе и (или) один общефедеральный список кандидатов, то запрещалось проводить голосование; б)введение активного голосования, при котором избиратель«Вязан заполнять бюллетень собственноручно, но не путем вы-черкивания неугодного кандидата (списка кандидатов), а указа-нием на желательного кандидата; в)отказ при формировании парламента от господствовавшей длительное время мажоритарной системы абсолютногобольшинства и перевод на мажоритарную систему относитель-ного большинства при формировании половины состава Госу-дарственной Думы; другая половина депутатских мест замещавлась в Государственной Думе по пропорциональной избира- тельной системе; г) предоставление права выдвижения кандидатов (списков кандидатов) не только политическим партиям, но и другим об- § 2. Избирательное право и его развитие413 щественным объединениям, в том числе и блокам партий, объ-единений. ' Реформирование избирательного права продолжается вплоть до настоящего времени. Наблюдается как усиление гарантий свободных выборов, совершенствование механизмов правового регулирования, так и регрессивное движение в сторону отказа от демократических положений. Избирательное законодательство весьма нестабильно, меняется достаточно существенно перед каждыми выборами депутатов Государственной Думы, что продолжает худшую традицию избирательного законодательства до 1917 г. Нестабильность избирательного законодательства отчасти вызвана и тем, что в отличие от прежнего конституционного регулирования принципы избирательного права конституционно сформулированы только применительно к выборам Президента РФ, а в качестве всеобщих принципов избирательного права закреплены не в Конституции РФ, а в избирательном законодательстве. 1.2 июня 2005 г. принят Закон об основных гарантиях избирательных прав1. В июне 1995 г., июне 1999 г., декабре 2002 г. и мае 2005 г. принимались федеральные законы о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ; в мае 1995 г., декабре 1999 г., январе 2003 г. — законы о выборах Президента РФ, последний из которых фактически получил новую редакцию в июле 2005 г. 26 ноября 1996 г. принят действующий до настоящего времени Федеральный закон № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В субъектах РФ создана собственная законодательная база выборов. Б большинстве из них действуют по три избирательных закона: о выборах соответственно депутатов законодательного органа, представительных органов местного самоуправления' и глав муниципальных образований. В ряде субъектов РФ (около полугора десятков) действуют избирательные кодексы.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |