Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть Особенная




Внутриведомственный контрольпроводится исключительно сила­ми и средствами аппарата государственного управления, вышестоя­щими органами исполнительной власти своей системы. Масштабы этого вида контроля ограничены исключительно соответствующей отраслью или сферой государственного управления. Внутриведом­ственный контроль —одна из важнейших функций руководства вы­шестоящих органов исполнительной власти нижестоящими подчи­ненными организациями своей системы, нередко он имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руково­дства.

Наряду с внутриведомственным контролем и независимо от него действует несколько видов надведомственного государственного кон­троля, осуществляемого органами представительной, исполнитель­ной и судебной государственной власти.

Государственный контроль органов представительной (законода­тельной) власти на федеральном уровне осуществляется депутатами Федерального Собрания и формируемыми им органами, прежде все­го Счетной палатой РФ[77] и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации[78].

Для контроля за исполнением федерального бюджета Федераль­ное Собрание образует Счетную палату, которая является постоян­нодействующем органом государственного финансового контроля, проводящим контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и иные виды деятельности, связанные с контролем за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов вбанках и иных финан­сово-кредитных учреждениях России.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) госу­дарственных органов, органов местного самоуправления, должност­ных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо админист­ративном порядке, но несогласен с решениями, принятыми по его жалобе. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лица­ми и государственными служащими проверку деятельности государ­ственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Государственный контроль органов исполнительной власти включает в себя всесторонний общий президентский и правительственный контроль (контроль высших органов исполнительной власти) и надотраслевой функциональный контроль центральных органов испол­нительной власти (министерств и ведомств) на федеральном уровне, ав субъектах РФ -губернаторский и правительственный контроль, а также функциональный надотраслевой контроль министерств и ве­домств соответствующего субъекта Федерации.

В президентском контроле особо важная роль принадлежит Глав­ному контрольному управлению Президента РФ как самостоятель­ному подразделению Администрации Президента РФ, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения феде­ральными органами исполнительной власти и их должностными ли­цами и органами исполнительной власти и их должностными лицами субъектов РФ, федеральных законов, указов, распоряжений и пору­чений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ; подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности вышеназванных органов.

Организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоря­жений Правительства РФ органами государственной власти субъек­тов РФ также одна из главных задач полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые при организации проверок исполнения в федеральном округе взаимодействуют с дру­гими правоохранительными органами.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного с субъ­ектами Федерации ведения, также за деятельностью органов ис­полнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ вносит пред­ложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае их противоречия Кон­ституции РФ, федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Министерства и иные центральные органы исполнительной вла­сти, кроме ведомственного внутриотраслевого контроля в своей сис­теме, осуществляют, как правило, также и надведомственный меж­отраслевой функциональный контроль по вопросам своего ведения. Так, например, в числе основных задач Министерства финансов РФ значится финансовый контроль за рациональным и целевым расхо­дованием бюджетных средств и средств государственных (федераль­ных) внебюджетных фондов.

Государственный контроль органов судебной власти за соблюде­нием законности и дисциплины в управленческой сфере админист­ративно-правового регулирования осуществляется всеми звеньями судебной системы, закрепленной Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации»[79]: Кон­ституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; системой федеральных судов общей юрисдикции от Верховного Суда РФ до районного суда и мировых судей, являющих­ся судьями обшей юрисдикции субъектов РФ; системой федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ).

В суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиаль­ные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, госу­дарственных служащих, в результате которых нарушены права и сво­боды гражданина, созданы препятствия реализации гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обя­занность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Установив обоснованность доводов жалобы, суд признает обжа­луемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответ­ственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права. При этом процессуальная обязанность доказать документально за­конность обжалуемых действий возлагается законом на должностных лиц, действия которых обжалуются.

 

§8.2.4. Виды и формы надзорной деятельности государства

Надзорная деятельность государства включает в себя несколько конкретных видов государственного надзора: во-первых, функцио­нальные виды отраслевого государственного надзора; во-вторых, не­которые разновидности всеобщего межотраслевого государственного надзора.

К функциональным видам отраслевого государственного надзора относятся, например, банковский надзор Банка России, который не­посредственно или через создаваемый при нем по решению Совета директоров специальный орган банковского надзора осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов; государ­ственный страховой надзор за обеспечением эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страховщиков и государства; государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам; государственный ве­теринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы и многие другие.

К разновидностям всеобщего межотраслевого государственного надзора относятся прокурорский надзор за исполнением законов и многие виды административного надзора, осуществляемого различ­ными структурами МВД РФ, полицией и некоторыми другими пра­воохранительными органами.

Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется на основании Закона РФ от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 21.11. 2011 г. №329-ФЗ)[80], в соответствии с которым Прокурату­ра РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокура­тура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализиро­ванные прокуратуры, на которые возложен прокурорский надзор за исполнением законов, который принято именовать общим надзором прокуратуры. Предметом общего надзора прокуратуры является ис­полнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными орга­нами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лица­ми, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов; соблюдение всеми перечисленными субъектами, а также органами управления и руководителями всех коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные контрольные и надзорные органы, контро­лирующие соблюдение установленных определенных правил, прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хо­зяйственную деятельность организаций. Проверки исполнения за­конов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

В целях предупреждения правонарушений при наличии сведе­ний о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его за­меститель могут объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неис­полнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть при­влечено к ответственности (в том числе административной) в уста­новленном законом порядке.

Протест прокурора приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, пре­дусмотренном действующим законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста неза­медлительно сообщается прокурору в письменной форме. До его рас­смотрения протест может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона вносит­ся прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устране­нию допущенных нарушений закона, их причин и условий, им спо­собствующих, и о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Административный надзор, осуществляемый различными структурами МВД РФ и некоторыми другими правоохранительными органами, имеет много разновидностей.

Различные виды административного надзора органов внутренних дел связаны с административной деятельностью полиции и выступа­ют средством ее осуществления, например, административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы[81]; надзор за выполнением правил разрешительной системы, надзор за соблюдением правил поведения граждан в общественных местах, а также массово­го скопления людей (места отдыха, торговли, места скопления лю­дей для проведения митингов, демонстраций, проведения различных форм протестных действий и т. д.).

Для обеспечения исполнения уголовных наказаний в соответст­вующих учреждениях Министерства юстиции РФ осуществляется надзор за осужденными, отбывающими уголовное наказание.

§8.2.5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды

Тесная взаимосвязь между различными видами контроля и над­зора в организационном плане используется государством двояким образом: во-первых, в форме целевого объединения различных видов контроля и надзора для комплексного обеспечения правопорядка в той или иной области государственного регулирования обществен­ных отношений. Во-вторых, в форме закрепления в компетенции некоторых контрольно-надзорных органов интеграции в их исполни­тельной государственной деятельности элементов контроля и надзо­ра, что было показано выше на примере ГИБДД МВД РФ.

В настоящее время несколько десятков государственных кон­трольно-надзорных органов, федеральных служб осуществляют функции по контролю и надзору в установленных сферах деятельно­сти. На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О сис­теме и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010г. №649)[82] их можно разделить на три группы:

1. Федеральные службы и агентства - с системой подчиненных им территориальных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

2. Федеральные службы, находящиеся в непосредственном веде­нии Правительства РФ.

3. Федеральные службы и агентства, находящиеся в системе и непосредственном ведении соответствующих федеральных мини­стерств, но с функциями и полномочиями контрольно-надзорного характера, выходящими за пределы аппарата и даже системы соответ­ствующего министерства.

В настоящее время к государственным контрольно-надзорным органам относятся многие федеральные службы, которые осуществляют функции по контролю и надзору в установленных сферах деятельности, например, Федеральная миграционная служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и многие другие.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий «дисциплина» и «законность».

2. Каково соотношение дисциплины и законности в сфере административно-правового регулирования?

3. Назовите составные части системы правоохранительной деятельности государства.

4. Назовите особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.

5. Назовите основные способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

6. Раскройте содержание понятий контроль и надзор. Приведите примеры контроля и надзора.

7. Назовите виды государственного контроля.

8. Назовите виды надзорной деятельности государства.

9. Охарактеризуйте содержание административного надзора на примере одного из его видов.

10. Что представляет собой контрольно-надзорная деятельность государства? Назовите ее виды.

 

 

 

Раздел 9. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика). Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления.

В результате изучения 9 раздела студент должен

понимать объективный характер взаимодействия и взаимовлияния экономики и государства; активную роль государства в обеспечении надлежащего режима в сфере рынка субъектов естественных монополий; различную роль государственного управления экономикой и социально-культурной сферой;

уметь грамотно ориентироваться в основных, базовых нормативных правовых актах, устанавливающих экономические основы различных видов государственной деятельности;выявлять избыточное регламентирование и формализм в отношениях хозяйствующих субъектов и предпринимателей с органами управления; научно обосновывать использование экономических и административных инструментов государственного регулирования;

владеть навыками применения норм административного права для пресечения нарушений законодательства, злоупотреблений хозяйствующими субъектами правами, влекущими вредные последствия для общества и граждан; юридической консультации граждан по вопросам экономической жизни общества и государства; выявления и оценки нарушений в финансово-экономической сфере деятельности.

Тема 9.1. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика)

9.1.1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников (краткий исторический экскурс)

Начало реформирования отношений собственности в постсовет­ский период было положено Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», который устанавливал многообразие форм собственности в российской экономике и впервые закрепил право частной собственности физических и юридических лиц на орудия и средства производства и объединяющие их имущественные комплексы. Затем постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1(в ред. от 21.07.1993 N 5475-1) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[83] было проведено разграничение государственной собственности на федеральную, субъектов Федерации и муници­пальную собственность. С принятием этих основополагающих ак­тов были созданы необходимые правовые условия и предпосылки для кардинальных социально-экономических реформирований от­ношений собственности в России посредством приватизации госу­дарственной и муниципальной собственности и преобразования го­сударственных предприятий в акционерные общества. Отправным моментом в этом процессе следует считать принятие Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий в Российской Федерации»[84], который устанавли­вал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предпри­ятий в целях создания эффективной, социально ориентированной экономики.

В ст. 1 ныне действующего Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011 г. №401-ФЗ)[85] под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Действующее законодательство выделяет два этапа приватиза­ции в России: 1) этап чековой и льготной для трудовых коллективов приватизации до июля 1994 г. и 2) продолжающийся и поныне этап денежной приватизации.

Одновременно с приватизацией начался и в тесной взаимосвязи с ней проходил процесс коммерциализации государственных пред­приятий и их акционирования. Начало массовому акционированию государственных предприятий было положено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобра­зованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»[86]. Обязатель­ному преобразованию в акционерные общества открытого типа под­лежали все находящиеся в федеральной и субъектов Федерации соб­ственности предприятия и их объединения со средней численностью работающих более 1000 человек или с балансовой стоимостью ос­новных фондов на 1 января 1992 г. более 50 млн рублей, независимо от их вхождения в состав трестов, ассоциаций, концернов, союзов, межотраслевых, региональных и иных объединений предприятий. Акционерное общество с момента его регистрации выходит из струк­туры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

§9.1.2. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления

Экономическая деятельность — это любая деятельность физиче­ских и юридических лиц с целью получения хозяйственно-экономи­ческой выгоды от ее осуществления. Все составляющие систему эко­номики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым от­личительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.

В структурном плане в современной российской рыночной эко­номике существуют три тесно взаимосвязанных, порождающих и про­должающих друг друга сектора:

1) товарный производственный рынок (его нередко именуют сектором реальной экономики);

2) финансо­вый рынок;

3) рынок ценных бумаг.

Каждый из секторов экономи­ки включает в себя немалое количество различного рода субъектов предпринимательской деятельности — физических и юридических лиц, специализирующихся в своей работе по соответствующим отраслям и сферам экономической деятельности. При этом правовой статус субъ­ектов разных секторов рынка существенно различен и регулируется специальными и специфичными для каждого сектора рыночной эко­номики законами и иными нормативно-правовыми актами.

Сектор товарного рынка представлен предпринимателями, пред­приятиями и их объединениями различной производственно-хозяй­ственной отраслевой специализации. Деятельность его субъектов специализируется по отраслям производственно-хозяйственной эконо­мической деятельности (промышленная, строительная, сельскохозяй­ственная, хозяйственно-обслуживающая деятельность).

Важнейшей и наиболее распространенной формой экономиче­ской деятельности является производственно-хозяйственная дея­тельность предприятий различных форм собственности и предпри­нимательская деятельность (предпринимательство) физических лиц, представляющая собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений (например, производственных кооперати­вов), направленную на получение прибыли. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производ­ства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовле­творения общественных потребностей и получения прибыли.

Поскольку хозяйственно-экономические операции осуществля­ются не только в процессе производства и по его результатам, но и на стадиях образования и распределения доходов, постольку, кроме производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объ­единений, к экономической деятельности относятся и многие другие ее разновидности, например, маркетинговая, инновационная (внед­ренческая) и некоторые другие.

Маркетинговая деятельность связана с изучением состояния и пер­спектив развития рынка товаров и услуг той или иной отрасли или сфе­ры производственно-хозяйственной и иной предпринимательской дея­тельности. Содержанием маркетинговой деятельности является сбор и анализ информации о рынке товаров и услуг соответствующей отрасли или сферы экономической деятельности, анализ данных и выдача реко­мендаций о рынке потребителей и покупателей (потенциальном и пла­тежеспособном спросе на эта товары и услуги), проведение рекламных компаний и т. д. Эта экономическая деятельность осуществляется спе­циальными маркетинговыми службами производственных предприятий и объединений или специализированными маркетинговыми фирмами.

Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созда­нию и использованию интеллектуального продукта, доведению но­вых оригинальных идей до реализации их в виде готового рыночно­го товара. Сферами инновационной (внедренческой) деятельности являются: 1) организация экспертиз; 2) внедрение и тиражирование изобретений «ноу-хау»; 3) создание и передача новых образцов тех­ники, технологий и научно-технической документации; 4) патент­но-лицензионная деятельность и многие другие направления науч­но-технических и посреднических работ. В области экономики тесно связан с товарным рынком финансовый рынок.

Сектор финансового рынка охватывает экономическую предпри­нимательскую деятельность кредитных организаций, связанную с кредитованием и предоставлением иных видов услуг финансового характера с целью извлечения прибыли как основной цели своей дея­тельности. Это может быть банковская, инвестиционная, страховая, аудиторская, оценочная деятельность и некоторые другие виды дея­тельности банковских и небанковских кредитных организаций.

Предпринимательская деятельность на финансовом рынке в Российской Федерации, в том числе оказание финансовых услуг, привлечение на коммерческой основе финансовых средств граждан и юридических лиц, не связанная с эмиссией ценных бумаг, осуществляется кредитно-финансовыми учреждениями (кредитными организациями, банками, небанковскими кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами) на основе лицензий, выдаваемых Центральным Банком России. Деятельность таких учреждения регулируется Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 28.07.2012г. №144-ФЗ «О банках и банковской деятельности».[87]

Инвестиционная деятельность осуществляется как банковскими кредитными организациями, так и небанковскими, в частности различными акционерными инвестиционными фондами, которые действуют на основании Федерального закона от 29.11.2001г. №156 (в ред. от 03.12.2011г. №383-ФЗ) «Об инвестиционных фондах»[88], регулирующего отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях объединения и последующего инвестирования в соответствующие закону объекты.

Рынок ценных бумаг (акции, облигации и другие именные эмис­сионные ценные бумаги) опосредует процесс их рыночного обраще­ния и включает в себя многие виды предпринимательской профес­сиональной деятельности различных коммерческих организаций и отдельных предпринимателей, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности на рынке ценных бумаг:

1) брокерская деятельность;

2)дилерская деятельность;

3) деятельность по управлению ценными бумагами;

4) клиринговая деятельность;

5) депозитарная деятельность;

6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

7) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

В отличие от товарного рынка, специфической особенностью рынка

ценных бумаг является то, что обращающиеся на нем ценности представ­ляют собой некоторую совокупность прав и возможных экономических притязаний к тем или иным субъектам экономической деятельности. При всей своей важности и возрастающем значении в нынешних условиях ста­новления и развития рыночной экономики экономическая предприни­мательская деятельность всех типов посредников на финансовом рынке и рынке ценных бумаг носит вторичный и производный от производствен­но-хозяйственной деятельности предприятий и их объединений характер.

Различные типы коммерческих организаций в структуре секто­ров финансового рынка и рынка ценных бумаг специализируются по рыночным функциональным сферам экономической деятельности: в банковской; страховой; аудиторской; инвестиционной деятельности на финансовом рынке; в брокерских, дилерских и других видах про­фессиональной предпринимательской экономической деятельности на рынке ценных бумаг.

Объектом государственного регулирования и управления в облас­ти экономики выступают различные составляющие ее структурные элементы: 1) отдельные отрасли народного хозяйства и комплексы взаимосвязанных отраслей (в систему области экономики входят про­мышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комп­лекс хозяйственно-обслуживающих отраслей); 2) функционально спе­циализированные сферы межотраслевой экономической деятельности субъектов финансового рынка и рынка ценных бумаг; 3) вся область экономики в целом как единый народно-хозяйственный комплекс.

§9.1.3. Понятие и система государственного регулирования и управле­ния (административно-правового регулирования) в области эко­номики

Государственное регулирование в области экономики представ­ляет собой государственное управление в широком социально-поли­тическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных эконо­мических отношений жизнедеятельности гражданского государствен­но-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной вла­сти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присушим им методом ре­гулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов ры­ночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, не­редко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отрас­лей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объекта государственного эко­номико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свой собственный предмет и метод правового регулирова­ния!): предпринимательское право, корпоративное право, кооператив­ное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и другие.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является администра­тивно-правовое регулирование, предметом которого является органи­зация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики в более узком, орга­низационно-правовом смысле представляет собой государственное управление как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и су­тью которой является организация исполнения законов и других об­щих норм и предписаний полномочных государственных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.