Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19.2. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления. 3 страница




В Российской Федерации действует система нормативных пра­вовых актов, содержащих государственные требования охраны труда­, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типо­вых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и
правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и
безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и стро­ительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов
безопасности труда. Согласно п.3 Указа Президента РФ от 21.05.2012г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от (в ред. Указа Президента РФ от 25.06.2012 N 881) [127] было вновь образовано Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации[128], которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В ведении Минтруда находится Федеральная служба по труду и занятости[129](Роструд) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

§9.2.6. Сфера общегосударственного учета и статистики

К этому направлению государственною регулирования областью экономики следует отнести общегосударственное регулирование бух­галтерского учета и статистики. Согласно Закону РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 3 ноября 2006 г.) общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство РФ. А органы, которым фе­деральными законами предоставлено право регулирования бухгал­терского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей ком­петенции положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания, устанавливающие при­нципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета и представ­ления бухгалтерской отчетности, а также правовых основ организации бухгалтерского учета в хозяйствующих организациях. Главными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансо­вых результатах деятельности организации; обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности орга­низации.

Федеральная служба государственной статистики является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим межот­раслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики. Она обеспечивает официальной ста­тистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы мест­ного самоуправления, граждан и организации.

§9.2.7. Сфера государственной стандартизации, метрологии, серти­фикации.

В широком плане стандартизация охватывает все сектора и сфе­ры рыночной экономики, включая в себя, например, организацию разработки и применения государственных социальных стандартов, правил (стандартов) аудиторской деятельности и многих других ви­дов нетоварной экономической предпринимательской деятельности. В сложившемся же более узком понимании этого термина и поня­тия стандартизация охватывает лишь сектор товарного рынка, сфе­ру производства товарной продукции, работ и услуг. Организацион­но-правовую основу государственного регулирования в этой сфере государственного управления составляют Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28.07.2012 N 133-ФЗ)[130], действие которого регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Данный закон определяет также права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

Органом, осуществля­ющим межотраслевую координацию, а также функциональное регу­лирование в области стандартизации, метрологии и сертификации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, [131] которое находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и выполняет многочисленные функции, в том числе по организации экспертизы проектов национальных стандартов. Оно осуществляет руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также утверждение национальных стандартов и

ведёт федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

 

§9.2.8. Контрольно-разрешительная деятельность государства

в эконо­мической области. Управление территориями.

Впроцессе и в результате контрольно-разрешительной деятель­ности Российского государства в экономической области в настоя­щее время применяются три основных и наиболее распространенных организационно-правовых средства: 1) государственная регистрация физических и юридических лиц как субъектов предпринимательской экономической деятельности; 2) государственное лицензирование от­дельных видов предпринимательской экономической деятельности и 3) особый разрешительный порядок государственного регулирования осуществления некоторых особо контролируемых государством дейс­твий и операций (государственный экспортный контроль, валютный контроль, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий и т. д.).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ)[132], который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Лицензирование отдельных видов экономической деятельности осуществляется в настоящее время на основании и в порядке, пре­дусмотренном Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 28.07. 2012 г. N 133-ФЗ),[133] согласно которому деятельность кредитных организаций; деятельность по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров; различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами; деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; клиринговая деятельность, а также страховая деятельность, выведены за рамки действия данного закона. Лицензирование вышеперечисленных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Особый разрешительный порядок государственного регулирования осуществления некоторых особо контролируемых государством дейс­твий и операций включает в себя некоторые специфические виды об­щегосударственного контроля, осуществляемого на основе специаль­ных федеральных законов. Сюда относится, например, регулируемый Федеральным законом от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 06.12.2011 N 409-ФЗ),[134] который регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Экспортный контроль распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, производится согласно списков (перечней), которые утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Разновидностями особого разрешительного порядка государственного регулирования являются таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Россий­ской Федерации контролируемых товаров и технологий.

Контроль за деятельностью аккредитованных лиц и формирование единой национальной системы аккредитации возложены на Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация)[135]. Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, и находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

Федеральная служба по аккредитации осуществляя возложенные полномочия в установленной сфере деятельности, проводит аккредитации:

- органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии);

- граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;

- экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти, в частности:

- организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений, за исключением обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

- испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна;

- испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий;

- органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания средств связи, и иные функции, предусмотренные законодательством.

Управление отдельными территориями. В последнее время особое внимание руководства страны привлечено к развитию отдельных территорий. Образование Северо-Кавказского федерального округа (CКФО) — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году.

Площадь территории округа составляет около одного процента от площади территории Российской Федерации. В СKФО входят: Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская Республика; Карачаево-Черкесская Республика; Республика Северная Осетия — Алания; Ставропольский край; Чеченская республика.

Особенностью СКФО является тот факт, что его руководитель наделён одновременно полномочиями заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Полномочного Представителя Президента Российской Федерации, что случилось впервые в российской практике и имеет целью создать эффективную модель оперативного решения экономико-социальных проблем округа. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р, определила основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на вышеуказанных территориях, до 2025 года.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.

Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.

Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

Следующим шагом в указанном направлении было создание Государственной комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области[136]для выполнения функции координационного и совещательного органа, обеспечивающего выработку и согласование позиции Правительства России по вопросам развития указанных регионов. Учитывая, чтоДальневосточный федеральный округ занимает больше, чем треть территории нашей страны, на которой проживает сравнительно небольшое количество людей – 6 млн человек, в полной мере реализовать потенциал Дальнего Востока и Восточной Сибири возможно максимально интегрировав эти территории в национальное экономическое пространство, создав благоприятные условия для жизни и работы людей.

Для решенияконкретных задач создано Министерство по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвитие)[137]. Главная цель его работы – выполнение на территории ДФО функции по координации деятельности по реализации госпрограмм и федеральных целевых программ, в т. ч. долгосрочных. В соответствии с программами осуществляется управление имуществом, расположенным на территории округа, а также контролируются региональные органы.

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного федерального округа: координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда, участков недр и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации); контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минвостокразвития России возглавляет Министр. Он назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Создание новой позиции в Правительстве, отвечающей за целый макрорегион, отражает серьезную внимание и обеспокоенность руководства страны ситуацией на Дальнем Востоке.

 

 

§9.2.9. Административная ответственность в системе межотрасле­вого управления экономикой

Определенные уполномоченные на то государственные органы межотраслевого управления и их должностные липа в пределах сво­ей компетенции могут возбуждать дела и привлекать к администра­тивной ответственности физических и юридических лиц, виновных в совершении различных административных правонарушений, предус­мотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах компетенции соответству­ющего органа, являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделе­ний и территориальных органов, а также иных государственных ор­ганов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (они перечислены в ст. 28.3 КоАП РФ). Исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, дан в главе 23 КоАП РФ (ст. 23.1—23.78). Это, как правило, руководители органов исполнительной власти, их замести­тели, различного рода начальники и государственные инспектора. В гл. 23 КоАП РФ четко постатейно регламентируется, какие именно государственные органы исполнительной власти и их должностные лица наделены правом привлечения к административной ответствен­ности виновных физических и юридических лиц по конкретным ста­тьям Особенной части КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа:

должностными лицами налоговых органов (Федеральной налоговой службы) - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1.1, статьями 15.3 - 15.9, 15.11, частью 3 статьи 18.15, частью 3 статьи 18.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

должностными лицами таможенных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.15, 6.16, частью 1 статьи 7.12, статьями 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьями 15.8, 15.9, частью 2 статьи 16.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.26, частью 2 статьи 20.23 настоящего Кодекса.

должностными лицами органов экспортного контроля - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.6 настоящего Кодекса;

должностными лицами пограничных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.18, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический контроль, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.26, 14.43, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.33 настоящего Кодекса;

должностными лицами органов, уполномоченных в области финансовых рынков, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.36, частью 11 статьи 15.23.1, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.6 настоящего Кодекса;

должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 2.7 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

должностными лицами органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

должностными лицами органов государственного статистического учета - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.43 - 14.46, частью 1 статьи 15.12, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.33 настоящего Кодекса;

должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.43 - 14.46, частью 1 статьи 15.12, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.33 настоящего Кодекса;

должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, а также органами регулирования естественных монополий - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 2.7 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.8 настоящего Кодекса;

должностными лицами органов валютного контроля рассматривают дела об администра­тивных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ;

должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.1, частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные структурные части экономики как объекта государственного регулирования и управления.

2. Каково соотношение государственного методов регулирования и управления в административно-правовом воздействии на экономические отношения?

3.Назовите органы управления государственным имуществом и охарактеризуйте их полномочия/

4.Какой порядок предусмотрен для приватизации государственного имущества?

5. Что понимается под антимонопольным государственным регулированием?

6. Какие меры защиты конкуренции и ограничения монополизма предусмотрены законодательством?

7. Назовите субъектов и дайте общую характеристику содержанию сферы государственного банковского и налогового регулирования.

8.Назовите органы государственного экологического регулирование в области экономики, охарактеризуйте их компетенцию.

9. Назовите виды контрольно-разрешительной деятельности государства в экономической области.

10. В каком объёме и какими средствами осуществляется административно-правовое регулирование социально-трудовой сферы?

11. Назовите основные полномочия органов государственной статистики.

12. Охарактеризуйте систему и компетенцию органов управления в сфере государственной стандартизации, метрологии и сертификации.

13. Назовите особенности административной ответственности в системе межотраслевого управления экономикой.

 

Раздел 10. Отраслевое административно - правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах

В результате изучения раздела 10 студент должен

понимать принципиальные отличия отраслевого управления от иных видов управления; содержание функций государственных органов, на которые возложено управление отраслями, а также их особенности;

уметь определять общие и специфические функции и полномочия отраслевых органов; применять полученные знания в сфере деятельности органов исполнительной власти при решении конкретных дел, анализе отдельных норм; компетентно определять отраслевой характер административно-правового регулирования на примере деятельности отдельных органов исполнительной власти;

владеть навыками грамотного ориентирования в базовых нормативных актах, устанавливающих компетенцию органов исполнительной власти с учетом не только сфер их деятельности, но и места, занимаемого ими в их иерархической системе; юридического консультирования граждан во вопросам организации деятельности в хозяйственно-обслуживающем комплексе на территории субъекта РФ.

Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, учреждений, организаций однородного профиля - производственные (отрасли промышленности, строительства, транспортные, агропромышленные, хозяйственного обслуживания) и непроизводственные (социально-экономического и социально-культурного профиля, строго централизованные системы административно-политической сферы), которые находятся в ведении федерального или субъекта Федерации органа исполнительной власти.

Тема 10.1. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе

Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольная, нефтяная, машиностроительная, пищевая промышленность и т. д.), которые, в свою очередь, в экономическом и организационном плане объединяются в промышленные комплексы, например, элек­троэнергетический, машиностроительный, военно-промышленный и другие. Так, в рамках единого промышленного комплекса авиацион­ная промышленность, ракетно-космическая промышленность, радио иэлектронная промышленность, судостроительная промышленность составляют в своей совокупности военно-промышленный комплекс как определенное единство, в отношении которого могут приниматься управленческие решения на высшем уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.