Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19.2. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления. 8 страница




 

 

Тема 11.2. Государственное регулирование в отраслях культуры

§11.2.1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус ор­ганизаций культуры в системе Министерства культуры Российской Федерации.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в ред. от 08.05.2010г. №83-ФЗ)[200] связывает понятие культуры и творчества с различными видами культурной деятельности—деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. При этом под культурными ценностями понимаются нравствен­ные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, историчес­кие топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества. Организационную основу отрасли культуры составляют в современных условиях государственные учреждения культуры, что останется и в ближайшей перспективе. Часть из них переходит в подчинение органов местного самоуправления.

Государственные учреждения культуры разделяются по подчиненности на:

- находящиеся в федеральном ведении;

- находящиеся в ведении субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей);

- находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Политика государства и его полномочия в общей форме в отношении учреждений культуры определяется в следующих положениях: стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры; обеспечивает условия труда и занятости творческих работников; способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества; совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности; способствует материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре (ст.27 Закона). Эти намерения и полномочия государства относятся также ко всем объединениям творческих работников, что также закреплено в Законе (ст.78).

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация. И, соответственно, творческий работник— физичес­кое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признан или требует признания в качестве творческо­го работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

В культуре большая роль принадлежит профессионально-твор­ческим организациям (союзы писателей, театральных деятелей, ки­нематографистов и другие), которые объединяют и направляют твор­ческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.

Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положе­ние) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты сруководителем в порядке, установленном законодательством. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями феде­рального, субъектов Российской Федерации или муниципального значения, постольку уставы и положения организаций культуры ут­верждаются актами Правительства РФ, Министерством культуры РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальными органами местного са­моуправления. При этом органы управления культурой выступают учредителями организаций культуры в части создания организаций, определения их уставных задач, структуры, принципов управления, назначения руководителей, а органы исполнительной власти по управлению имуществом выступают учредителями этих организаций в части установления статуса управления государственным (муници­пальным) имуществом.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, рас­пространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различ­ных формах и видах, является основной деятельностью организа­ций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради ко­торых она создана, и соответствующую этим целям. Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положе­нием) организации культуры. Учредитель (либо орган, зарегистри­ровавший организацию культуры) имеет право приостановить пред­принимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной. Любые платные формы куль­турной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность органи­заций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, нацио­нальной, религиозной, классовой и иной исключительности или не­терпимости, порнографии.

Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней на праве оперативного управления.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)[201] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

На Министерство культуры Российской Федерации возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему агентств: Федеральное архивное агентство [202] и Федеральное агентство по туризму [203], действующие на основе специальных Положений о них, утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Министерство культуры Российской Федерации облечено множеством полномочий, среди которых право принимать самостоятельно нормативные правовые акты в сфере своей деятельности (например, определение порядка хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; положение о Музейном фонде Российской Федерации; положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации; положение о специальном фонде (реестре) перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, предназначенных для обмена на культурные ценности Российской Федерации, разграбленные бывшими неприятельскими государствами в период Второй мировой войны и находящиеся на территории государства, не востребовавшего свои культурные ценности; порядок регистрации и отнесения документов к книжным памятникам; положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; реставрационные нормы и правила; перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями; координирует деятельность по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации; а также иные нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В ведении Минкультуры России находится библиотечно-информационные организации,[204] а также министерство осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно административному регламенту предоставления Минкультуры России государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения, утвержденный приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г. N 683, оно выдает обязательные для исполнения предписания: о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность; о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера;

о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, и (или) об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Важным направлением деятельности Министерства культуры РФ является разработка предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия для направления в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Министерство культуры РФ разработало и предложило в качестве государственных минимальных стандартов в сфере культуры методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, а также нормативы удельных капитальных вложений по объектам культуры. Нормативы обеспеченности задают состав учреждений культуры и искусства (библиотеки, клубы или учреждения клубного типа, музеи, детские школы искусств, школы эстетического образования, парки культуры и отдыха, выставочные залы, профессиональные театры, концертные залы) и важнейшие характеристики ихматериальной базы по типам населенных пунктов с учетом численности их жите­лей и административного статуса. Эта методика и социальные нормы и норма­тивы одобрены распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 г. N 1683-р (в ред. от 23.11.2009 N 1767-р).[205]

На сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация учреждений культуры; обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе направлены основные положения разработанной Федеральной целевой программы «Культуры России (2012-2018 годы), которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.03. 2012 г. N 186.[206] Ожидаемые результаты - это увеличение доли объектов культурного наследия, учреждений культуры и искусства, находящихся в федерально собственности, состояние которых является удовлетворительным, увеличение количества посещений театрально- концертных мероприятий; увеличение доли фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации; увеличение доли учреждений культуры, имеющих свой информационный портал; увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России; увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия; увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений сферы культуры; увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств; увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; увеличение количества посещений музейных учреждений; увеличение доли документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов; повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек; увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом и многое иное.

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

 

§11.2.2. Государственное регулирование архивного дела

Организационно самостоятельной подотраслью социально-куль­турного отраслевого комплекса является архивное дело, под которым в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Рос­сийской Федерации и архивах» понимается деятельность по органи­зации хранения, учета и использования архивных документов. При этом под архивным документом понимается документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника, а под Архивным фон­дом Российской Федерации понимается совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью исто­рико-культурного наследия народов Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использовани­ем документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архи­вное агентство (Росархив), которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 (в ред. от 24.03.2011 г. N 210) "О Федеральном архивном агентстве"[207] осуществляет свою деятельность во взаи­модействии с федеральными и субъектов Федерации органами государственной власти, а также Российской академией наук, Рос­сийским обществом историков-архивистов и другими обществен­ными объединениями. Федеральное архивное агентство организует: информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам; исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда Российской Федерации; экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их вывоза; экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их временного вывоза; экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, временно вывезенных за пределы Российской Федерации, после их возвращения;

На Росархив возложено централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации, а также контроль за работой федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну и координация деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов.

Данная Служба ведет государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, а также Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

 

§11.2.3 .Государственное регулирование туризма.

Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций. Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение старой и новой столиц России, санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по «Золотому кольцу России», круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика», дальние поездки по Транссибирской магистрали, с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье. В настоящее время в России сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной Правительством РФ 02.08. 2011 г. № 644 федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)».[208] В самых живописных и востребованных туристами регионах России были созданы туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса. Так, например, в последние годы внимание государства обращено на ряд курортов, в числе которых г. Сочи, где особенности осуществления туристской деятельности, связанные с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, закреплены в специальном федеральном законе.[209]

Принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, которые изложены в Федеральном законе от 24.11.1996г. N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012г. №47-ФЗ) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации",[210] который затрагивает также и вопросы регулирования отношений, возникающих при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №901 (в ред. от 19.06.2012г. №2012)[211] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

Реализуя приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности, Ростуризм осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров. Агентство обязано информировать в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; осуществлять продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.

По результатам экономического анализа деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий Ростуризм имеет право утверждать экономические показатели их деятельности, проводить в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса.

Осуществляя взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности Ростуризм создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

 

§11.2.4. Государственное регулирование печати, иных средств массовой информации, кино-театральной деятельности, библиотечного дела.

Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Сфера культуры является сложным и специфическим объектом государственного управления. Следует отметить, что в связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеет пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.

В целях обеспечения необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства в Постановлении Правительства РФ от 25.03.1999г. №329 (в ред. от 23.12.200г. №) "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" были определены приоритетных направлений в области театрального искусства:

а) сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела;

б) осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ;

в) обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников кинопроектов, их рентабельности и т.п.

В последующем Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р была одобрена Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) и План мероприятий по ее реализации[212]. Главные цели данной Концепции - определить пути и способы сохранения достижений отечественного сценического искусства, обеспечить динамичное развитие театрального дела в традиционных для нашей страны формах.

Государственная политика в области кинематографии направлена на дальнейшее развитие отечественной киноотрасли с целью обеспечения зрительской аудитории (как массовой зрительской аудитории, так и специальные виды аудитории, а также отечественной, так и зарубежной) конкурентоспособной кинопродукции отечественного производства.

Принципы государственной политики закреплены в Федеральном законе от 22.08.1996 N 126-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».[213] Согласно ст. 6 этого Закона формами государственной поддержки кинематографии являются:

принятие законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии;

частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов;

полное государственное финансирование кинолетописи.

В киноотрасли успешно действуют общественные организации, например, Гильдия продюсеров, Ассоциации теле- и кинопродюсеров, некоммерческое партнерство «Киноальянс», объединяющий кинотеатры, Союз кинематографистов и КиноСоюз, которые объединяют людей по профессии, деятельность которых направлена на повышение эффективности.

В рамках отрасли структуру культуры составляют социальные подотрасли – культурно-просветительные учреждения (театры, музеи, выставки, клубы и др.), средства массовой информации, телевидение и радиовещание, издательское дело. Каждая подотрасль объединяет значительные группы соответствующих учреждений культуры.

В Конституции РФ (ст.44) закреплено положение о свободе творчества и праве на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям. Впервые в истории нашей культуры и законодательства принят Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (в ред. от 21.07.2011 N 252-ФЗ) «О средствах массовой информации»[214]. под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

В ст. 3 данного Закона говорится, что ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения. В остальных случаях цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается, как не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

В Законе «О средствах массовой информации» содержатся требования о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Специальная Глава VII посвящена ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации, как за злоупотребление свободой массовой информации, так и за ущемление свободы массовой информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.