КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы и средства управления воздушным движением в ЕС ОрВДЕдиная система организации воздушного движения Российской Федерации Системы управления воздушным движением во внеаэродромном воздушном пространстве В соответствии с постановлением Правительства СССР в период 1973‑1978 годах в нашей стране был осуществлен переход от ведомственных систем управления воздушным движением к Единой системе. Переход к Единой системе УВД являлся объективно необходимым по причине роста числа пользователей воздушного пространства: кроме авиации Министерства обороны и гражданской авиации появились другие министерства и ведомства, использующие для решения своих задач авиацию. Значительное увеличение количества ВС, принадлежащих различным ведомствам, сложность процессов координации действий между органами управления авиацией ведомств и диспетчерскими службами районов УВД обусловливали постоянное снижение уровня безопасности полета ВС и воздушного движения в целом. Необходимость ускоренного создания Единой системы УВД страны подтверждалась также рядом серьезных летных происшествий, произошедших по причине несогласованности районных планов полетов ВС диспетчерами района и отсутствия «на земле» необходимых данных о местонахождении воздушных судов в ВП в конкретные моменты времени. Подобная система УВД существует и в США, где она была создана по тем же причинам, но на десятилетие раньше, чем в нашей стране. Созданная система УВД сегодня называется Единой системой организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Она является основным элементом Федеральной аэронавигационной службы Российской Федерации (ФАНС РФ), предназначенной для организации и обслуживания воздушного движения во внеаэродромном воздушном пространстве страны. ФАНС РФ должна обеспечивать высокий уровень безопасности ВД на воздушных трассах, маршрутах полета ВС и местных воздушных линиях на основе распределения всех ВС по месту, времени и высоте на установленных безопасных интервалах, контроля их местоположения и управления ВС наземными органами управления. Данная система предназначена также для решения задач по распределению потоков воздушных судов между элементами ВП с целью его эффективного использования, снятия «пиковых» нагрузок с диспетчеров районов ЕС ОрВД и аэродромов, обеспечения экономичности полетов за счет выбора оптимальных маршрутов и регулярности полетов ВС. В основу построения ЕС ОрВД были положены следующие основные принципы: — совмещение в одном оперативном органе всех функций УВД для государственной, гражданской и экспериментальной авиации; — рациональное использование воздушного пространства страны с учетом интересов всех его пользователей; — централизованное использование комплексов технических средств управления, радиолокации и связи; — иерархичность структуры системы и ее использование при распределении задач УВД (с учетом их важности, ответственности и объема) между уровнями системы; — удовлетворение системой требований для мирного и военного времени без существенных изменений ее организационной и технической структуры. На рисунке 2.5 приведена структура ЕС ОрВД, включающая в свой состав органы управления, оперативные органы управления и связи между ними, а также внешние связи элементов ЕС ОрВД с органами и пунктами управления государственной, гражданской и экспериментальной авиации. Рисунок 2.5 — Структура ЕС ОрВД РФ и ее связи ЦКП — центральный командный пункт; ЦДС — центральная диспетчерская служба; МДП — местный диспетчерский пункт; ВС —внетрассовый (военный) сектор; ГС — трассовый (гражданский) сектор К органам управления ЕС ОрВД относятся центральные регулирующие и координирующие органы, в состав которых входит Межведомственный координационный совет и зональные органы с Зональными координационными советами. Основными задачами этих органов управления являются разработка руководящих документов по организации и обеспечению функционирования центров ЕС ОрВД, совершенствование структуры воздушного пространства страны и зон, порядка использования (режимов полета) ВП, форм и методов работы центров ЕС ОрВД в целях повышения уровня безопасности, регулярности и экономичности ВД, разработка планов совершенствования технического оснащения центров средствами навигации, связи и РТО полетов и другие задачи. К оперативным органам управления ЕС ОрВД относятся главный, зональные и районные центры (ГЦ, ЗЦ, РЦ) управления воздушным движением. Каждый из центров состоит из двух секторов — внетрассового (военного) и трассового (гражданского). Внетрассовый сектор осуществляет установление (снятие) режимов полета для всех видов авиации, планирует и координирует воздушное движение ВС, относящихся к любому виду авиации, по маршрутам вне воздушных трасс и местных воздушных линий. Трассовый сектор осуществляет организацию и управление воздушными судами всех видов авиации, выполняющих полеты по воздушным трассам и местным воздушным линиям. В ряде зон и районов с повышенной плотностью движения ВС созданы вспомогательные зональные и районные центры (ВЗЦ, ВРЦ) УВД, находящиеся под контролем и руководством основных ЗЦ и РЦ. На центры ЕС ОрВД возлагается решение следующих задач: — планирование и координирование ИВП в соответствии с государственными приоритетами; — обеспечение разрешительного порядка ИВП; — обеспечение экономичности, регулярности и безопасности ВД; — установление временных и местных режимов ИВП в зонах и районах и кратковременных ограничений на полеты ВС в элементах ВП; — контроль выполнения установленных режимов; — непосредственное управление экипажами ВС в воздухе, оказание им помощи; — организация и контроль использования радиосветотехнического оборудования районов УВД и аэродромов. Функции трассовых секторов всех центров управления ЕС ОрВД состоят в планировании и управлении воздушным движением всех видов авиации РФ на воздушных трассах и МВЛ. Функции центров ЕС ОрВД и их внетрассовых секторов можно кратко сформулировать следующим образом. Главный центр ЕС ОрВД РФ предназначен для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил ИВП в пределах воздушного пространства России и в районах, где ответственность за организацию ВД возложена на РФ. На внетрассовый сектор ГЦ ЕС ОрВД возложены многочисленные функции, основными из которых являются: — планирование полетов ВС вне воздушных трасс, маршруты полета которых проходят через воздушное пространство трех и более зон и составление совместных с трассовым сектором общего суточного плана воздушного движения; — доведение суточного плана ИВП до внетрассовых секторов зональных центров; — разработка и доведение до центров и пунктов управления всех видов авиации временных ограничений на ИВП и их снятие; — контроль за готовностью основных и запасных аэродромов, средств аэронавигационного обеспечения согласно суточного плана ИВП, выдача разрешения экипажам ВС на выполнение плана полета; — планирование, разрешение и контроль литерных рейсов и международных полетов; — обеспечение безопасности ВД при проведении войсковых и авиационных учений; — координация деятельности внетрассовх секторов зональных центров. Зональный центр ЕС ОрВД предназначен для планирования и координирования ИВП, организации ВД, обеспечения разрешительного порядка ИВП, контроля за соблюдением Федеральных правил ИВП в зоне своей ответственности. Функциями внетрассового сектора ЗЦ являются: — планирование и координирование ИВП зоны в интересах пользователей своей и других зон; — разработка суточного плана зональных и межзональных полетов ВС и изменений к нему и доведение плана до внетрассовых секторов смежных ЗЦ и до РЦ своей зоны; — разработка и снятие местных режимов ИВП; — выдача разрешений на ИВП согласно суточного плана; — контроль за готовностью основных и запасных аэродромов государственной и экспериментальной авиации к приему ВС согласно суточного плана ИВП зоны; — анализ фактической и прогнозируемой метеообстановки; — контроль деятельности и руководство работой внетрассовых секторов РЦ. Зональные центры ЕС ОрВД развернуты при штабах авиационных объединений (соединений). Районный центр ЕС ОрВД предназначен для организации, координации и непосредственного управления ВД авиации всех ведомств в границах района воздушного движения. Основными функциями внетрассового сектора РЦ являются: — планирование и обеспечение внутрирайонных и смежных межрайонных полетов и перелетов авиации всех ведомств по маршрутам вне воздушных трасс (ВТ) и составление с трассовым сектором общего плана ВД и ограничений на полеты; — доведение до пунктов управления временных и местных режимов полета; — выдача разрешений на выполнение полета; — организация и обеспечение непрерывного радиолокационного контроля местонахождения ВС при их полете по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ; — непосредственное управление ВС в воздухе, контроль за выдерживанием маршрутов и недопущения конфликтных ситуаций; — оказание помощи экипажам ВС совместно с поисковой спасательной службой и др. Районные центры ЕС ОрВД расположены в крупных аэропортах. На рисунке 2.6 показана схема управления ВД в воздушном пространстве районных центров УВД и передачи управления от центра к центру на установленных рубежах. В существующей ЕС ОрВД правом непосредственного управления воздушными судами, кроме районных центров, пользуются два зональных центра: Московский и Ростова-на-Дону. Воздушное пространство этих зональных центров включает в себя воздушные пространства районных центров, входящих в состав этих зон. Управление воздушными судами осуществляют диспетчеры ЗЦ в пределах установленных для диспетчеров «секторов управления» с позывными сектора и частотами УКВ радиосвязи. Передача управления ВС от диспетчера к диспетчеру сектора производится на рубежах передачи управления (РПУ), обозначаемых (ПОД) — пункт обязательных донесений. В настоящее время проводится реорганизация структуры ВП и всех управляющих и исполнительных органов по использованию воздушного пространства РФ, в том числе и структуры ЕС ОрВД. Районы ЕС ОрВД укрупняются по типу Московского зонального центра УВД. В новой структуре в состав оперативных органов управления, кроме зональных и укрупненных районных центров УВД, войдут органы обслуживания ВД аэродромов гражданской авиации и органы управления полетами государственной и экспериментальной авиации, а также координационные центры единой системы авиационно-космического поиска и спасения ВС, органы службы аэронавигационной информации, органы метеоинформации. Рисунок 2.6 — Схема управления ВД в ВП районных центров УВД Система управления ВД во внеаэродромном ВП, как и система управления полетами и воздушным движением в районе аэродрома (см.п.2.2), состоит из трех разнофункциональных частей: органов управления, органов оперативного управления (пунктов управления) и средств управления. Состав органов и средств УВД всех видов авиации, осуществляющих полеты по воздушным трассам, маршрутам, местным воздушным линиям и элементам ВП вне пространства аэродромов, приведен на рисунке 2.7. Рисунок 2.7 — Состав органов и средств УВД Органы управления включают: центральные и территориальные регулирующие и координирующие органы, межведомственный координационный совет, зональные координационные советы, Госкорпорацию по организации и обеспечению воздушного движения и занимаются вопросами эффективного и безопасного использования воздушного пространства РФ отечественными и зарубежными пользователями, проведением единой технической политики при разработке средств и систем управления полетами и воздушным движением, подготовкой оперативного и технического персонала для центров и пунктов управления авиацией. Органы оперативного управления ВД включают главный и зональные центры, районные центры ЕС ОрВД и местные диспетчерские пункты. Их задача состоит в долгосрочном, суточном и текущем планировании воздушного движения в подконтрольном им воздушном пространстве, а также в непосредственном управлении воздушными судами в полете путем передачи экипажам команд, аэронавигационной и метеоинформации, оказания помощи. В состав средств управления входят: 1. Радиолокационные средства контроля ВП. Это обзорные радиолокационные станции (ОРЛС) в стационарном исполнении на вышках; вторичные радиолокационные станции (ВРЛС) для получения координатной и полетной информации о ВС (ВРЛС синхронизированы по фазе и скорости вращения с обзорными РЛС); трассовые радиолокационные комплексы (ТРЛК), состоящие из ОРЛС и ВРЛС, размещающихся на одной вращающейся платформе, и АРП. Дальность обнаружения и сопровождения ВС с учетом вторичной радиолокации составляет 400…450 км. 2. Радиотехнические средства навигации, к которым относятся отдельные приводные радиостанции (ОПРС), имеющие дальность действия не менее 150 км; радиотехнические системы ближней навигации (РСБН), радиотехнические системы дальней навигации (РСДН), спутниковые системы навигации (ССН) типа «ГЛОНАСС», «NAVSTAR», «ГАЛЛИЛЕО», азимутально-дальномерные радиомаяки типа «VOR/DME». 3. Средства наземной связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и службами УВД. Эти связи реализуются проводными (кабельными) средствами электросвязи, средствами КВ радиосвязи и спутниковыми средствам связи (ССС). 4. Средства воздушной радиосвязи обеспечивают связь с экипажами ВС по радиотелефону посредством УКВ радиостанций, а также по спутниковым средствам связи (ССС). В перспективе радиообмен будет происходить по цифровым каналам связи. 5. Комплексы средств автоматизации органов управления, которые по уровню автоматизации могут быть как малыми автоматизированными системами УВД, то есть системами с частичной автоматизацией процессов управления, так и системами управления с более высоким уровнем автоматизации. 6. Специальные средства и системы, к которым относятся метеослужбы федерального и регионального уровней. Рассмотренный состав средств управления ВД обеспечивает реализацию в оперативных органах системы управления ВД принципа «вижу — слышу — управляю» при решении задач безопасного управления полетами ВС в контролируемом ВП. Возможности районных центров ЕС ОрВД по выполнению задач УВД зависят от тактико-технических характеристик средств наблюдения, обработки и отображения информации о воздушной и наземной обстановке, от средств получения обработки и передачи заявочной и плановой информации взаимодействующим органам УВД. Районные центры ЕС ОрВД РФ с малой и средней интенсивностью воздушного движения оснащены в настоящее время комплексами средств МАСУВД. Структурно-функциональная схема такой системы приведена на рисунке 2.8. Рисунок 2.8 — Структурно-функциональная схема МАСУВД На радиолокационной позиции РЦ УВД размещены средства наблюдения за воздушной обстановкой и получения координатной, полетной и пеленговой информации о ВС, находящихся в зоне обзора ПРЛС, ВРЛС и в зоне радиоприема информации от экипажей ВС, автоматическим радиопеленгатором (АРП). С помощью ПРЛС, она же обзорная РЛС (ОРЛС), происходит обнаружение ВС по «эхо — сигналу» и определение его полярных координат: наклонной дальности и азимута. В качестве ПРЛС используются РЛС типа «Утес» или «Скала». Дальность обнаружения и сопровождения ВС в зависимости от высоты полета находится в пределах 250…400 км. Эта дальность круговой зоны обзора ВП определяет границы контролируемого ВП РЦ УВД. В качестве ВРЛС используется ВРЛ типа «Корень». Дальность обнаружения и получения пеленга на ВС не менее, чем у ПРЛС. Высота полета ВС в качестве третьей координаты передается с борта по каналу ВРЛС. Координатная, полетная и пеленговая информация обрабатывается в аппаратуре АПОИ и передается в устройство обработки и отображения информации РЦ ЕС ОрВД. Дальность радиотелефонной связи диспетчеров центра с экипажами ВС в УКВ диапазоне волн составляет не менее 450 км. Средства отображения и обработки информации РЦ ЕС ОрВД включают совмещенные индикаторные устройства, которые позволяют отображать: — координатные аналоговые отметки от РЛС или синтетические отметки в результате цифровой обработки координат; — формуляры сопровождения (ФС) с полетной информацией; — векторы-указатели, соединяющие ФС с отметкой от ВС; — электронные карты с наземной инфраструктурой. В РЦ УВД могут использоваться несколько типов такой аппаратуры: «Страница», «Строка-2», «Строка-Ц». Устройства обработки координатной информации позволяют одновременно производить автосопровождение до 30 воздушных судов. Суточное и текущее планирование ВД производится диспетчерами вручную. Прием заявок, получение и отправка сообщений по УВД осуществляется по телефонным и телеграфным каналам связи.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 9213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |