Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамическая модель движения воздушного судна в АСУ полетами и воздушным движением




Динамическая модель движения ВС описывает процесс движения ВС в пространстве как материальной точки под воздействием внешних сил, приводящих к изменению положения центра масс ВС, т.е. к изменению пространственной траектории движения ВС. В общем случае на ВС в полете действуют три силы, приложенные к центру масс:

— полная аэродинамическая силаm, ее вектор направлен от центра давления на самолетной аэродинамической хорде в противоположную сторону движения ВС;

— сила тяги двигателя, она действует по оси двигателя и направлена в общем случае из центра тяжести ВС под углом aдв к связанной неподвижно с ВС оси 0X1;

— сила тяжести = g, ее вектор направлен из центра тяжести ВС к земле вдоль оси, параллельной оси 0Yg земной неподвижной системы.

Вектор общей силы можно представить как сумму векторов

Ј = + +.

Вектор полной аэродинамической силы независимо от положения и выполняемых ВС маневров в полете всегда раскладывается по осям полусвязанной с ВС (поточной) системы координат 0XпYпZп, которая находится в плоскостях симметрии ВС с началом в центре давления, образуя вектор подъемной силы, вектор сопротивления воздушной среды и вектор боковой силы.

= + +.

Модули составляющих аэродинамических сил определяются по известным выражениям:

Y = Cy S; Q = Cq S; Z = Cz S,

где — давление, создаваемое набегающим воздушным потоком на поверхность ВС (скоростной напор); S — площадь поверхности ВС; Cy = (M, a…); Cq = (M, a…); Cz = (M, a…) — безразмерные аэродинамические коэффициенты для действующих на ВС сил.

Как уже упоминалось, полная аэродинамическая сила раскладывается по осям полусвязанной системы координат 0XпYпZп, которая находится в плоскостях симметрии ВС (вдоль продольной и поперечных осей ВС), ось 0Xп находится в одной плоскости с вектором скорости ВС под углом скольжения b к вектору и под углом атаки a к продольной связанной с ВС оси 0X1. Вектор совпадает с положительным направлением оси 0Yп и лежит в вертикальной плоскости симметрии ВС, в которой находятся оси 0X1 и 0Y1 связанной с ВС системы координат. Вектор совпадает с отрицательным направлением оси 0Xп и лежит в вертикальной плоскости симметрии ВС, в которой также находятся вектор подьемной силы и отрицательно направленные полуоси 0X1, 0Yп. Вектор боковой силы возникает при наличии у ВС угла скольжения b, угла крена g или обоих углов одновременно. Направление вектора может совпадать с положительным или отрицательным направлением оси 0Zп в зависимости от принятого направления отсчета углов. Вектор лежит в горизонтальной плоскости симметрии ВС, в которой находится ось 0Z1 связанной системы координат и вектор скорости воздушного судна. На рисунке 3.3 показаны связанная 0X1Y1Z1, полусвязанная (поточная) 0XпYпZп и траекторная (скоростная) 0XтYтZт системы координат ВС, летящего со скоростью без крена (g=0) с углом скольжения b, углом атаки a, углом наклона траектории q (необязательно в горизонтальном по отношению к земле полете). В траекторной (скоростной) системе координат ось 0Xт является продолжением вектора скорости, ось OZт всегда параллельна земной поверхности, а ось OYт перпендикулярна осям 0Xп, 0Zп и лежит в местной земной вертикальной плоскости. На этом же рисунке показано разложение полной аэродинамической силы на составляющие,,.

Кроме сил на центр масс ВС действуют моменты от аэродинамических сил и плеч. Проекции момента от полной аэродинамической силы на оси связанной с ВС системы координат 0X1Y1Z1 имеют следующие математические выражения:

= S l; = S l; = S b а,

где,, — безразмерные коэффициенты моментов крена, рыскания и тангажа; l — размах крыла; b а — средняя аэродинамическая хорда крыла.

Моменты разворачивают ВС вокруг осей 0X1, 0Y1, 0Z1, создавая углы крена g, скольжения b, тангажа u и угол наклона траектории q.

В режиме управления ВС на траектории эти моменты с помощью органов упрвления: элеронов, руля высоты, отклоняющегося стабилизатора специально создаются для образования углов крена и тангажа с целью перемещения ценра масс ВС в вертикальной и горизонтальной плоскости. В режиме стабилизации ВС на траектории эти моменты компенсируются органами управления.

Рисунок 3.3 — Связанная, полусвязанная (поточная)
и траекторная (скоростная) системы координат

Динамическая модель движения ВС в земной неподвижной системе коордират 0XgYgZg полностью описывается тремя дифференциальными уравнениями движения центра масс под воздействием сил в проекциях на оси 0Xg, 0Yg, 0Zg, тремя кинематическими уравнениями движения центра масс вдоль этих осей, двумя кинематическими уравнениями изменения географической широты и долготы и уравнением изменения веса ВС, связанного с секундным расходом топлива. В уравнениях кроме сил,,,, углов тангажа, крена, рыскания, угла атаки учитывается влияние массы ВС, угловой скорости вращения Земли, радиуса Земли, географической широты места ВС, высоты полета. При моделировании воздушной обстановки и решения задач УВД последние составляющие в уравнениях не используются, поэтому система уравнений действующих на ВС сил упрощается и уравнения сил записываются в проекциях сил на скоростную (она же траекторная) систему координат, связанную с ВС (см. рисунок 3.3). В этом случае ускорение в местной вертикальной плоскости вдоль оси 0Yт равно:

Jy = = Vwz = V,

где rв — радиус кривизны траектории в вертикальной плоскости, wz — угло­вая скорость вращения вектора вокруг оси 0Zп; q — угол наклона траектории (вектора скорости) относительно земной поверхности.

Ускорение в местной горизонтальной плоскости вдоль оси 0Zт равно:

Jz = = V cosq wy = V cosq,

где r — радиус кривизны траектории в горизонтальной плоскости; wy —угловая скорость вращения вектора вокруг оси 0Yп, j — угол между проекцией вектора скорости на горизонтальную плоскость и одной из осей земной системы координат.

На рисунке 3.3 показано взаимное положение траекторной (скоростной) и земной системы координат и прекции сил на оси траекторной системы координат 0XтYтZт при наличии у ВС угла скольжения b, тангажа u, атаки a, угла наклона траектории q и угла крена g.

Автоматизированное управление ВС при НУ с земли состоит в воздействии на ЦМ с целью изменения его траектории движения в пространстве. Воздействие осуществляется с помощью сигналов, вырабатываемых как в САУ ВС, так и в АСУП и ВД, находящейся на ПУ или в ЦУ РЦ ЕС ОрВД, с целью перемещения рулей dРУД, dg, du, dн.

Запишем уравнения движения ЦМ ВС как материальной точки в пространстве с учетом сделанных допущений. Уравнения движения ЦМ ВС записываются в траекторной системе координат (третьей системе координат, связанной с ВС), в которой ось 0Xт совпадает с вектором скорости ВС, ось 0Zт всегда параллельна поверхности земли, а ось 0Yт перпендикулярна двум первым осям и всегда находится в вертикальной плоскости, но наклонена к поверхности земли, как и вектор, на угол наклона траектории q. Чтобы записать уравнения движения ЦМ в траекторной системе координат необходимо все силы. действующие на ВС в связанной системе координат (силу) и полусвязанный (поточной) системе координат 0XпYпZп, спроектировать на оси траекторной системы координат 0XтYтZт. На рисунке 3.4 показаны оси координат в их проекциях на вертикальную и горизонтальную плоскость неподвижной земной системы координат (0XgYgZg), а также силы и их проекции, под воздействием которых осуществляется продольное и боковое движение ВС:

m = P cos(a + jр) cosb - Q cosb - Z sinb - G sinq;

mV = P [sin(a + jh) cosg + cos(a + jh) sinb sing] -
- Q sinb sing + Y cosg + Z cosb sing - G cosq;

-mV cosq = P[sin(a + aр) sing - cos(a - aр) sinb cosg] +
+ Q sinb cosg + Y sing - Z cosb cosg.

Рисунок 3.4 — Взаимное положение земной и скоростной системы координат. Проекция сил на оси скоростной (траекторной) системы координат

Дальнейшее упрощение уравнений связано с малыми величинами углов a и b, вызывающие аэродинамические силы, поэтому допустимо принять:

sina» a, cosa» 1, sinb» b, cosb» 1, sin(a + jр)» (a + jр),, cos(a + jр)» 1.

Уравнения движения принимают вид:

m = P - Q - Z b - G sinq;

mV = P [(a + jh) cosg + b sing] - Q b sing + Y cosg + Z sing - G cosq;

-mV cosq = P[(a + aр) sing - b cosg] + Q b cosg + Y sing - Z cosg.

В третьем уравнении знак «минус» учитывает знаки углов крена g и пути j.

Если принять, что у ВС при появлении угола скольжения он устраняется демпфером, вектор возникает при появлении угла крена и вектор тяги совпадает с вектором скорости, то уравнения имеют самый простой вид:

m = P - Q - G sinq;

mV = Y cosg - G cosq;

-mV cosq = Y sing.

Оставив в левых частях уравнений только производные параметров траектории и выразив правые части уравнений через перегрузки

nx =; ny =; nz =; G = mg; Y = Cy S; Z = Cz S,

получим уравнения движения центра масс ВС в перегрузках:

= g[nx(t) - sinq]; = [ny(t) cosg - cosq]; = - ny(t) sing(t).

Управляющими параметрами в этих уравнениях являются перегрузки nx(t), ny(t), nz(t) и угол крена g(t).

Перегрузки и крен создаются экипажем или бортовой САУ ВС по командам с наземных ПУ в виде заданных величин: заданной скорости Vзад, заданной вертикальной скорости V и путевого угла jзад, вырабатываемых АСУ П и ВД в режиме непосредственного управления ВС в аэродромном и во внеаэродромном ВП. Параметры nx(t), ny(t), nz(t) и g(t) связаны с командами управления Vзад, V, jзад следующими зависимостями:

nx(t) = fV[Vзад - V(t)] + sinq(t);

ny(t) = { fq[V - V(t) sinq(t)] + cosq(t)};

sing(t) = fj[jзад - j(t)].

После ряда преобразований получим дифференциальные уравнения движения центра масс ВС в скоростной (траекторной) системе координат в простом виде

= fV[Vзад - V(t)]; = fg[V - V(t) sinq(t)]; = fj[jзад - j(t)].

Выражения для производных в правых частях уравнений с коэффициентами fV, fg, fj учитывают динамические свойства ВС — «энергичность» или «вялость» в исполнении заданных команд конкретным ВС.

Интегрируя эти уравнения, получим текущие значения V(t), q(t), j(t).

Движение ВС в пространстве в земной неподвижной системе координат 0XgYgZg определяются кинематическими уравнениями:

= V cosq(t) cosj(t); = (t) = V sinq(t); = -V cosq(t) sinj(t).

Интегрируя уравнения, найдем координаты ВС и траектории их движения в неподвижной земной системе координат 0XgYgZg.

Зная координаты ВС и координаты других обьектов, можно в АСУ П и ВД вырабатывать управляющие команды для ВС (вывод в заданную точку или область ВП), а также оценивать взаимное положение ВС с целью недопущения конфликтных ситуаций по критерию:

+ ³ 1,

где i и k — индексы (номера) ВС, подлежащих перебору.

Следует отметить, что силой Z можно пренебречь из-за того, что управление в боковом движении ВС идет через крен g. Управляемыми параметрами, позволяющими изменять положение ЦМ ВС и, следовательно, менять траекторию полета ВС, являются:

— тяга Р, она вызывает ускорение и повышение скорости

V(t) = Vисх +;

— угол тангажа u = a + q — изменение u приводит к изменению угла атаки a и, следовательно, подъемной силы и угла наклона траектории (вектора скорости) относительно земной поверхности q. Изменение угла q ведёт к изменению вертикальной скорости Vв = V sinq и, как следствие, к изменению высоты полета ВС; Vв растёт медленнее, чем a;

— угол крена g; крен изменяется быстро и ведет к изменению

= tgg; j (t) = jисх +.

При управлении ВС с земли на борт поступают не значения перегрузок, а заданные значения V, V, yзад. Между этими параметрами и производными в левых частях уравнений имеется связь через передаточные коэффициенты:

= fV[V - Vг(t)]; = fq[V - V sinq(t)]; = fj[jзад - j(t)].

Таким образом, в АСУ П и ВД в аэродромном ВП НУ сводится к управлению курсом y для вывода ВС на предпосадочную прямую и выдерживания посадочного курса; управлению углом наклона траектории q для выдерживания глиссады посадки через u = a + q и вертикальной скорости = V sinq, управлению скоростью V на траектории посадки.

Выдерживание угла наклона траектории при снижении или полёте по глиссаде осуществляется через угол тангажа:

n(t) = K[Q(t) - Qзад] - K; =; Q(t) = Qнач +.

Управление высотой полета также осуществляется через угол тангажа:

n(t) = K[ Hзад - H(t)] + KDq(t); Dq(t) = q(t) - q(tнач); q(t) = qнач +.

Передаточные коэффициенты K = и K = — это производные функций n = f1(H) и n = f2(q), которые характеризуют «вялость» или «энергичность» изменения угла тангажа на величину изменения высоты Н и угла наклона траектории q. Эти передаточные коэффициенты определяются динамическими свойствами конкретного ВС.

График зависимости изменения высоты полета ВС от угла тангажа и приращения угла наклона траектории приведен на рисунке 3.5.

Положение ЦМ ВС в ВП аэродрома, на ВТ, МП определяется интегрированием дифференциальных уравнений, полученных при рассмотрении кинематики движения ВС:

= V cosqcosj; = -V cosq sinj; = V sinq.

Xg(t) = +; Zg(t) = +; H(t) = Y0 +.

Рисунок 3.5 — График зависимости изменения высоты полета ВС
от угла тангажа и приращения угла наклона траектории

Пространственные координаты Xg(t), Zg(t), H(t) позволяют рассчитывать текущее эшелонирование ВС в ВП между ВС в момент t и выработки команд для «развода» ВС в процессе автоматизированного непосредственного управления.

В целом, динамическая модель движения воздушных судов дает возможность дублировать в АСУ П и ВД воздушную обстановку при отказе средств наблюдения, принимать в конфликтных ситуациях решения в виде передачи на борт ВС управляющих команд при условии, что в АСУ П и ВД реализовано математическое и программное обеспечение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.