Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В свободном полете 4 страница




Кстати, простые ситуации в консультировании количественно преобладают над сложными. Од­нажды, например, один кандидат решил «выделиться из толпы» та­ким способом: он снабдил свою листовку собственной фотографи­ей... в овальной рамке (см, рису­нок)! Ему не пришло в голову, что такие снимки бывают только на

С. Горин. НЛП: техники россыпью

надгробиях, а консультанта у него не было - и вот, фигурально выражаясь, в борьбе за должность он сам себя «похоронил». Но вернемся к НЛП.

Еще одна НЛП-находка, принятая политической рекла­мой - иерархия ценностей Г. Бейтсона. Интерес к политике, к форме правления, согласно этой иерархии, находится на последнем месте по значимости - следовательно, начинать аги­тационные материалы с аргументации типа «Мы - за демок­ратические реформы» не имеет смысла, они не будут приняты потребителем. На первом месте в иерархии находятся сугубо витальные ценности - понятно же, что для того, чтобы быть демократом или республиканцем, надо быть как минимум живым. Такие понятия, как «здоровье», «семья», «финансовое благополучие», «уверенность в будущем своих детей», тоже опережают интерес человека к политике, поэтому любой по­литический лозунг должен включать в себя упоминание об этих простых вещах. В последние 2-3 года предвыборная пропа­ганда стала учитывать иерархию ценностей при производстве печатных материалов.

Особое направление консультирования - повышение ораторского мастерства кандидата на выборную должность, повышение пропагандистской эффективности его личных и телевизионных выступлений. Для достижения этих целей мне представляются более уместными приемы и техники эриксо-нианского гипноза, которые в дополнение к обычным приемам ораторского искусства существенно увеличивают силу воздей­ствия оратора на аудиторию.

Разумеется, чтобы повысить человеку уровень оратор­ского мастерства, надо сначала определить исходный уровень, точку отсчета. Для этого предлагаю вам простой тест.

Слабый оратор от политики считает своей обязаннос­тью сказать людям очень много правды (точнее, того, что он сам считает правдой), а свою задачу видит в том, чтобы мак­симально подробно объяснить людям смысл предлагаемой политической программы.

Сильный оратор от политики считает своей обязан­ностью сказать людям то, что они хотят услышать, и свою задачу видит в том, чтобы (в порядке убывания значимости):

а) выяснить, что является правдой для данной ауди­тории (во что люди верят, как в правду); а уж тогда -

В свободном полете

б) понравиться публике;

в) запомниться публике;

г) внушить людям, что предлагаемая оратором поли­тическая программа - самая правильная;

д) если останется время, то объяснить аудитории смысл какого-нибудь одного пункта (одного обычно хватает) из сво­ей политической программы.

После того как вы отнесли оратора к одной из этих групп, можно составлять план работы. Сильного оратора име­ет смысл учить шаблонам гипнотической речи - работе с рит­мом, интонациями (мелодикой) речи, стратегиям утилизации транса (подробнее см. «ГТР», глава 6, и «АВПГ», главы 4,3,5). Слабого оратора, привив ему мировоззрение сильного, нужно учить говорить с аудиторией простым разговорным языком, и можно научить его основам присоединения к большой груп­пе. Существует около десятка «гипнотических» приемов при­соединения к аудитории; от простых, вроде демонстративного разделения эмоционального состояния группы, до сложных, напоминающих работу по шаблону «5-4-3-2-1»: «Когда вы ви­дите меня, то понимаете, что я - один из вас, и когда вы слы­шите мой голос, то можете понять, что я - не профессиональ­ный оратор в отличие от тех болтунов, которых вы можете на­блюдать но телевизору» и т. п. Я не вижу смысла отдельно описывать эти приемы, поскольку при знакомстве с шаблона­ми гипнотической речи они самоочевидны.

Кроме того, слабому оратору нужно объяснить, что по­литик никогда не должен оправдываться - все порочащие его высказывания надо сразу спокойно опровергать. Это делается либо таким способом: «Этого, конечно, не было»; либо таким: «Мне такие факты неизвестны»; и если уж совсем «прижали к стенке», то допустимо сказать: «Это было, но на самом деле было не то, что вам кажется».

В пропаганде и контрпропаганде есть одно простое правило: прежде, чем сделать какую-нибудь гадость соперни­ку, скажите, что вы ее делать не будете. Это - не просто дань вежливости по отношению к сопернику или предвыборное «правило хорошего тона»; нет, это работающая техника: «люди верят описаниям». А уж если вас начали в чем-то подозре­вать - тем более надо убедить людей в том, что вы их не обма­нываете. Например:

С. Горин. НЛП: техники россыпью

1. «Я никогда не унижусь до распускания слухов о со­пернике на пост мэра» (это значит, что уже заготовлены лис­товки с компрометирующими соперника материалами, а со­трудники команды получили инструкции по эффективному распусканию слухов);

2. «Денежной реформы и стране не будет!» (здесь и по­яснять нет нужды - вся страна знает, что назавтра будет ре­форма);

3. «Моя команда не строит каких-либо препятствий со­пернику в проведении предвыборной кампании и не будет этого делать никогда» (это значит, что завтра в избирательную ко­миссию поступят две жалобы на то, что соперник нарушает законодательство о выборах).

Оратора из любой группы имеет смысл познакомить со «спиральными» техниками построения речи (двойная и трой­ная «спираль») и с техникой «кавычек». Если вам это интерес­но, можно разобрать чуть подробнее... Хорошо, давайте раз­берем.

Техника «кавычек» - это оформление вашего высказы­вания, как сказанного кем-то другим. В индивидуальной рабо­те с пациентом мы с помощью кавычек маскируем внушение, если мы произносим: «И тогда этот человек сказал мне: «ус­покойся и расслабься», то пациент не может сознательно со­противляться внушению, поскольку от нас он внушения как бы не получал. В работе оратора с группой очень удобно «за­кавычивать» рискованные высказывания (отзывы о соперни­ках на должность, отзывы о действующей власти и т. д.); если аудитория согласна с высказыванием, то для нее это произнес оратор, а если несогласна, то ведь оратор это не произносил, он только довел до публики чье-то мнение. Самые спорные фразы лучше заключать в двойные и тройные кавычки, напри­мер: «Сейчас мне передали записку, в которой пенсионер, от­давший всю жизнь своему заводу, пишет: «Возле проходной висит листовка с надписью «Губернатор - иуда». Подумайте, почему кто-то таким способом выразил свое мнение». Или: «Я сам лично с моим соперником Б. не знаком, но приятель как-то дал мне газету, в которой написано, что сотрудники Б. считают его вором. Не знаю, что к этому можно добавить». После серии кавычек всегда уместно поставить многоточие-не давать конкретного вывода, пусть его сделают слушатели.

В свободном полете 479

Очень интересно меняют восприятие речи «спираль­ные» техники. Их структура проста.

В двойной «спирали» вы рассказываете две истории одновременно: фрагмент первой истории - фрагмент второй, фрагмент первой - фрагмент второй и т. д. Хорошая иллюст­рация - песенка любимых мной А. Иващенко и Г. Васильева:

«Уронили Мишку на пол,

Раз, два, три, четыре, пять.

Оторвали мишке лапу,

Вышел зайчик погулять...

Все равно его не брошу,

Вдруг охотник выбегает,

Потому что он хороший,

Прямо в зайчика стреляет!»

В тройной «спирали» вы рассказываете три истории, но совмещаете их в одну по другим правилам: вы начинаете рассказывать историю 1, прерываете ее примерно в середине (или на самом интересном месте) и начинаете рассказывать историю 2, которую тоже прерываете посередине (или на са­мом интересном месте), чтобы рассказать полностью историю 3; потом вы заканчиваете историю 2 и завершаете историю 1. В историю 3 включаете внушение (собственно, одна внушаю­щая фраза и может быть всей историей 3), ничего не опасаясь при этом, потому что история 3 вместе с внушением будет за­быта слушателями на сознательном уровне восприятия сразу после ее рассказывания. Можно составить простую графичес­кую схему для последовательности историй (см. рисунок). «Спиральные» техники позволяют:

а) привлечь и постоянно удерживать внимание слуша­телей;

б) экономить время выступления (рассказывание состав­ляющих «спираль» историй по отдельности заняло бы больше времени);

в) скрыто, неявно наводить гипнотический транс и (или) внедрять внушения;

г) создавать юмористический эффект рассказа;

д) «на стыке» отдельных историй «спирали» создавать добавочный смысл, не вытекающий непосредственно из смыс­ла любой отдельной истории (чтобы это понять, перечтите еще раз текст песенки Иващенко и Васильева).

С. Горин. НЛП: техники россыпью

рассказа рассказа

«Спиральные» техники легко комбинируются и с при­емами ораторского мастерства, и с приемами сопоставления терапевтических метафор. Есть, например, хороший прием, используемый в эриксонианском гипнозе в качестве «ловуш­ки для сознания» - включение в речь множества подробнос­тей. Сознание просто «увязает» в этих подробностях, что по­зволяет вам быстро выходить на общение с подсознанием. Вот послушайте...

«Если бы вы оказались небывало жарким летним ут­ром 3 июля 1852 года в Париже, на набережной Сены, вы обя­зательно обратили бы внимание на человека, стоявшего у подъезда весьма дорогой гостиницы. Человек был одет в не по сезону плотный плащ из дорогой шерстяной ткани. В руке он держал трость из черного дерева с золотым набалдашни­ком в виде головы льва. Внимание привлекал также его осо­бый южный загар, очень подходящий к резким, но поразитель­но гармоничным чертам лица... Вы просто не могли не обра­тить внимания на этого человека, и не мудрено - это был знаменитый путешественник Жак Морель собственной пер­соной, и к нему было приковано внимание парижской публи­ки в течение целых десяти лет! Но на самом деле вам стоило обратить внимание на другого человека - очень просто и небогато одетый, он шмыгнул в подъезд ближайшей бакалей-ной лавки и скрылся из виду, совсем не привлекая к себе

      История 2 [внушение)      
    Начало истории 2   Конец истории    
Начало истории           Конец истории 1

В свободном полете

внимания. Его звали Клод Лекокю, никто в жизни не обра­щал на него внимания, так он и умер неизвестным...»

Теперь отдайте себе отчет в том, почему вы так внима­тельно слушали всю эту ахинею. Да, конечно, - сознание за­нималось подробностями, а подсознание принимало скрытые инструкции «быть внимательным». Теперь посмотрите, как удачно совмещается этот прием с техникой «тройной спи­рали»...

В 1987 году я жил в Казахстане. Как-то раз субботним утром в середине августа я по обыкновению лежал на диване и читал «Литературную газету»... Тогда еще ее интересно было читать, но дело не в этом - я читал совершенно стран­ную для меня статью. Если бы вы меня знали в 1987 году, вы бы так и сказали: «Странно, что ты читаешь эту статью», -тем не менее, я ее читал. В статье говорилось о том, что в Со­ветском Союзе (тогда еще был Советский Союз) существует Всесоюзная ассоциация преподавателей русского языка и ли­тературы - сокращенно ВАПРЯЛ. И в статье говорилось о том, что существует, оказывается, и Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы - сокращенно, по первым буквам, МАПРЯЛ. И еще в статье говорилось о том, что как раз в те дни эти две организации проводили в Москве совместную конференцию. Казалось бы, что здесь интересного было для меня? А интересным был заголовок статьи. Стоило мне прочитать заголовок, и я прочел статью очень внимательно от начала до конца, потому что заголовок был для меня странным, мистическим, эзотерическим, а где-то - даже и трансцендентальным...

Если говорить о заголовках, то это будет очень инте­ресной темой, как ни странно. С одной стороны, заголовок должен давать понятие о том, что содержится в статье. С дру­гой стороны, заголовок должен интриговать читателя, то есть скрывать содержание статьи. Как-то раз мне попала в руки газета «Красноярский железнодорожник» - я ее, конечно, не читаю, она случайно попала ко мне - и там был заголовок, который показался мне поразительно универсальным. Его можно было поместить в книгу о железной дороге, а можно было - в учебник акушерства и гинекологии. Бывают же такие универсальные словосочетания... Учитесь и скажите спасибо!

17 т,

схккка россыпью

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Этот универсальный заголовок был таким -«ПОДВИЖ­КИ ПРИ ЗАДЕРЖКАХ» (смех в зале).

И если вернуться к «Литературной газете», то заголо­вок, заставивший меня прочитать целую статью на совершен­но ненужную мне тему, показался мне тогда мистическим, эзо­терическим, трансцендентальным, а местами - так даже и ин­фернальным. Потому что заголовок был такой - «ВАПРЯЛ ЧЛЕН МАПРЯЛ» (смех в зале).

Итак, вы прослушали «тройную спираль», причем я вас заранее предупредил, что это будет именно «тройная спираль». Вопрос-какую инструкцию вы получили?»

(После обсуждения вопроса). Понятно, что эти техни­ки в первую очередь предназначены для личного выступления оратора перед аудиторией (включая теле- и радиовыступления), но для печатного текста «кавычки» пригодны, а «спирали» -нет. Зато «спиральные» техники пригодны для составления рекламного фильма - два сюжета, соединенные в «двойную спираль», весьма существенно экономят время, позволяя вклю­чать действенные внушения в фильмы малой продолжитель­ности (менее минуты). Но разве в психотерапии мы не эконо­мим время? Разве при работе с одним человеком мы не зани­маемся тем же самым, что и при работе с массовым сознанием?

Думаю, что любую задачу по воздействию на массовое сознание можно решить, если привести ее структуру к при­вычным для нас терапевтическим задачам, к воздействию на индивидуальное сознание. Впрочем, если тема организации предвыборных и рекламных кампаний интересует вас серьез­но и детально, имеет смысл обратиться к специальной литера­туре. При достаточно большом выборе книг по рекламе и про­паганде для себя я отметил, как самую толковую, книгу «Са­мый короткий путь к власти». В ней описаны этапность кампании (то, о чем я не упоминал, но что имеет большое зна­чение), основные тактические шаблоны воздействия на элек­торат и т. д. А если вы уже работаете в этой области, вам помо­гут компьютерные программы «Диатон» и «Диаскан», создан­ные лабораторией суггестивной лингвистики «Ведиум» - эти программы позволяют наглядно оценивать суггестивность тек­ста, оперативно менять его характеристики, находить цвето­вые решения для рекламных текстов и др.

В свободном полете

Напутствие

Когда нам 20 лет, нас очень беспокоит, что о нас дума­ют люди. Когда нам 40 лет, нам наплевать, что о нас думают люди. И только в 60 мы понимаем, что люди о нас вообще не думают.

Если профессия позволяет понять такие простые вещи, зачем дожидаться шестидесяти, чтобы начать думать о себе? «Мир - это описание мира»; на данный принцип я уже ссы­лался, так почему его не применить? Скажите, что вы умее­те консультировать всех и все, что угодно, и работайте! Люди притворятся, что верят нам; потом притворятся, что стали ва­шими клиентами; потом забудут, что притворяются, и станут клиентами по-настоящему... Лишь бы вы помнили, с чего все началось.

Концепция, которую я вам изложил, сводится к тому, что вы берете любой метод из психотерапии и успешно пере­носите его в область работы с массовым сознанием. Эта кон­цепция так же ложна, как любая другая попытка свести мир и поведение людей в нем к простым описаниям и алгоритмам. Но одновременно концепция истинна - в том смысле, что она работает, подобно другим простым описаниям и алгоритмам. В рамках самой себя она позволяет логически вывести одно положение из другого, оперирует понятными терминами - но мы помним, что вся понятность и вся логика мгновенно ис­чезнут при выходе за рамки концепции. Я выбрал именно ее потому, что нам с вами она близка в связи с образованием, кругом интересов или чем-то еще. В конце концов, разные книги по рекламе всего лишь объявляют истинными разные концепции.

Насколько я понимаю, самые главные навыки при ра­боте в любой неизвестной ранее области у нас, медиков, фор­мируются еще в студенческие времена. Во-первых, это уме­ние делать непроницаемое лицо: если вы все время держитесь уверенно, люди склонны полагать, что вы всегда знаете, что делать дальше. Во-вторых, это стремление постоянно учить­ся. В-третьих, это потребность вкладывать душу в работу и не говорить лишнего.

К этим умениям я предлагаю добавить еще один принцип и одно правило. Полезный принцип, который мой

С. Горин. НЛП: техники россыпью

знакомый бизнесмен называет «принципом забора» (или, по автору, «принципом Тома Сойера»), формулируется так: «Кра­сить заборы - очень круто». Запомните на случай, если при­дется убеждать кого-нибудь в том, что ему нужен консультант с медицинским образованием. Полезное правило мы назовем «правилом 2» (если считать правилом 1 обучение за счет кли­ента), оно специально предназначено для работы с политика­ми: работать надо на победителя. И это означает как то, что лучше всего работать там, где и без вас все получится, так и то, что если вы взялись работать -делайте победителем сво­его подопечного. Мы не можем гарантировать успех, но мо­жем гарантировать, что весь опыт, знания, навыки мы прило­жим для достижения успеха.

Когда-то в число моих настольных книг попала книга В. Суворова «Аквариум». Там рассказывается о жизни и рабо­те автора в такой очень эффективной и очень жестокой орга­низации, как ГРУ- Главное разведывательное управление Ген­штаба. Один монолог из этой книги я хочу сделать заключи­тельной метафорой для всего курса лекций. Итак...

«- Обрати внимание на то, что во время войны в нашей авиации существовало две категории летчи­ков: одни (меньшинство) - с десятками сбитых само­летов на счету, другие (большинство) - почти ни с чем. Первые - вся грудь в орденах, вторые - с одной-двумя медальками. Первые пережили войну в большинстве, вторые гибли тысячами и десятками тысяч. Статисти­ка войны суровая. Десять часов в воздухе для боль­шинства - после этого смерть. В среднем летчик-ис­требитель погибал в пятом боевом вылете. А в первой категории наоборот - у них сотни боевых вылетов и тысячи часов в воздухе у каждого... Мой собеседник Герой Советского Союза генерал-майор авиации Ку-чумов, ас во время войны, один из самых свирепых волков советской военной разведки после нее. Сейчас по приказу начальника ГРУ он проводит проверку заг­раничных отделений ГРУ, спрятанных под легальны­ми масками. В одни страны он приезжает как член различных делегаций по разоружению, сокращению, доверию и пр., в других странах он появляется как член совета ветеранов войны. Но он к разряду ветеранов

В свободном полете

себя никак не относит, он активный боец тайного фрон­та. Он инспектирует нас и, голову даю на отсечение, проводит молниеносные и головокружительные тай­ные операции. Сейчас мы вдвоем с ним в «каюте». Он вызывает нас по одному. Разговаривая с нами, он, ко­нечно же, контролирует нашего командира, а заодно и помогает ему.

- Между двумя категориями летчиков на войне была пропасть. Никакого связующего звена, никакого среднего класса. Ас, герой, генерал или убитый в пер­вом вылете младший лейтенант. Среднего не давалось. Происходило это вот почему. Все летчики получали одинаковую подготовку и приходили в боевые подраз­деления, имея почти одинаковый уровень. В первом же бою командир разделял их на активных и пассив­ных. Тот, кто рвался в драку, кто не уходил в облака от противника, кто не боялся идти в лобовую атаку, тех немедленно ставили ведущими, а остальным прика­зывали активных прикрывать. Часто выделение актив­ных бойцов происходило прямо в первом воздушном бою. Все командиры звеньев, эскадрилий, полков, ди­визий, корпусов и воздушных армий бросали все свои силы, чтобы помогать активным в бою, чтобы их ох­ранять, чтобы их беречь в самых жарких схватках. И чем больше активный имел успеха, тем больше его охраняли в бою, тем больше ему помогали. Я видел в бою Покрышкина, когда у него было на счету уже бо­лее пятидесяти германских самолетов. По личному приказу Сталина его прикрывали в бою две эскадри­льи. Он идет на охоту, у него в хвосте ведомый, а две эскадрильи идут сзади одна чуть выше, другая чуть ниже. Сейчас у него на груди три Золотых Звезды и бриллиантовая на шее, он Маршал авиации, но не ду­май, что все это само к нему пришло. Совсем нет. Про­сто он в первом бою проявил активность, и его стали прикрывать. Он проявлял больше дерзости и умения, и ему все больше помогали и больше им дорожили. А не случилось бы этого, то в самом начале его отнесли бы к числу пассивных, поставили на неблагодарную работу защищать кому-то хвост в бою. Так бы он в

С. Горин. НЛП: техники россыпью

хвосте у кого-то и летал младшим лейтенантом. И по статистике на пятом вылете его бы сбили, а то и рань­ше. Статистика, она кому улыбается, а кому рожи корчит.

- Все это, - продолжал Кучумов, - я говорю к тому, что наша разведывательная работа от воздуш­ных боев почти ничем не отличается. Советская воен­ная разведка готовит тысячи офицеров и бросает их в бой. Жизнь их быстро делит на активных и пассив­ных. Одни достигают сияющих высот, другие сгора­ют в первой же зарубежной командировке.

- Я ознакомился с твоим делом, и ты мне нра­вишься. Но ты прикрываешь хвосты другим. Работа в обеспечении - это тяжелая, опасная и неблагодарная работа. Кто-то получает ордена, а ты рискуешь своей карьерой, выполняя самую грязную и тяжелую рабо­ту. Запомни, что от этого тебя никто не освободит. Любой командир нашей организации за рубежом, по­лучая свежее пополнение молодых офицеров, исполь­зует их всех в обеспечивающих операциях, и они быс­тро сгорают. Их арестовывают, выгоняют из страны, и они потом всю жизнь прозябают в службе информа­ции ГРУ или в наших «братских» странах. Но если же ты сам проявишь активность, сам начнешь искать людей и вербовать их, то командир немедленно сокра­тит твою активность в обеспечении, наоборот, кто-то другой будет прикрывать тебе хвост, рисковать собой, защищая твои успехи. Такова наша философия. Не­сколько лет назад наш командир в Париже приказал пассивному помощнику военного атташе пожертвовать собой ради успеха нескольких других офицеров. Будь уверен, что командир жертвовал своим пассивным офицером. Активному, успешному он никогда такой неблагодарной задачи не доставит, и мы это полнос­тью поддерживаем. Руководство ГРУ стремится как можно больше вырастить активных, дерзких, успеш­ных асов. Не беспокойся, чтобы прикрыть таких лю­дей, у нас всегда найдется множество пассивных, ма­лодушных, инертных. И не думай, что все это я тебе говорю потому, что тебе отдаю предпочтение. Совсем

В свободном полете

нет. Я всем вам молодым это говорю. Работа у меня такая - боевую активность и боевую производитель­ность повышать. Да вот беда, не до всех это доходит. Много у нас ребят хороших, которые так никогда и не выбираются в ведущие, чужие хвосты прикрывают и бесславно горят на песке. Желаю тебе успехов и по­путного ветра. Все в твоих руках, старайся, и тебя бу­дут две эскадрильи в бою прикрывать».

Литература:

1. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Пер. спольск.-М.: «Прогресс», 1970.

2. Деревицкий А. Шпаргалка агента. - Киев: «Довира», 1995.

3. Курс для высшего управленческого персонала. / со-кращ. пер. с англ. - М.: «Экономика», 1971.

4. Лайнбарджср П. Психологическая война. / пер. с англ. -М.: «Воениздат», 1954.

5. Ножин Е. А. Основы советского ораторского мастер­ства. М.: «Знание», 1973.

6. Петропавловский Н. Н., Ситников А. П., Артемьев М. А., Гафт В. И. Самый короткий путь к власти. - Таганрог: «Сфинкс», 1995.

7. Розенталь Д. Э. Язык рекламных текстов. - М.: «Тор­говля», 1977.

8. Степанов А., Толмачев А. Спутник оратора. - М.: «Советская Россия», 1966.

9. Суворов В. Аквариум.-М., 1991.

10. Усов В. В. Основы торговой рекламы. - М.: «Эконо­мика», 1976.

11. Но viand С. J., Janis T. L., Kelley H. H. Communication and Persuasion». - New Haven, Jalle Univ. Press., - 1953.

ЧАСТЫП.

ДЕТАЛИ БЫТА И

РАБОТЫ

Глава 3.

НЕНОРМАТИВНАЯ

ЛЕКСИКА В РЕЧЕВОМ

ИСКУССТВЕ

(отредактированная стенограмма лекции, прочитанной на смоленском семинаре по

психотерапии в октябре 1996 года)

У всех по замыслу Творца -Своя ума и духа зона, Житейский опыт мудреца -Иной, чем опыт мудозвона.

Игорь Губерман

Карамзин изобрёл только букву Ё. X, ПиЖизобрели Кирилл и Мефодий. Венедикт Ерофеев

С. Горин: Добрый вечер. Тема моей лекции - ненорма­тивная лексика в речевом искусстве.

Поскольку лекция была заявлена как факультативная, вне программы, я рассчитывал увидеть здесь пятнадцать-двад-цать мужчин. Но вас собралось значительно больше, и жен­щины здесь тоже есть, поэтому я хочу повторить и уточнить -речь пойдет об инвективной, или нецензурной, лексике, или о

В свободном полете

мате. И, рассуждая об этом предмете, я не смогу не употре­бить отдельные непечатные слова для иллюстрации. Подумай­те, зачем вам это нужно? Что лично вы от этого хотите полу­чить?

Идея лекции весьма и весьма проста, и я вам ее выска­жу отдельно: слова из арсенала ненормативной лексики име­ют очень сильный эмоциональный заряд, который можно и нужно использовать в речевом искусстве (как в речи психоте­рапевта, так и в речи любого другого оратора), не используя при этом самих слов, но делая на них ссылки. Рассмотрению же вопроса о том, как именно это можно сделать, будет по­священа вся лекция.

Я дам вам время для того, чтобы вы подумали, стоит ли здесь оставаться, поскольку главное я уже сказал.

(Обращение к читателю: вы тоже можете не утруждать себя чтением непечатных слов, обратив­шись сразу к резюме).

Ответ из зала: Мы определимся в процессе...

С. Горин: Можно и в процессе. Хорошо. В таком слу­чае, как у нас, у «живых классиков», принято, начнем с эпиг­рафа.

Эпиграф следующий. Идет городская конференция дворников. На трибуну выходит дядя Вася и говорит: «Как ёптымть, так ёбнврот. Ну и на х-х-х, ну и по х-х-х!» Бурные аплодисменты собравшихся, отрывочные выкрики с мест: «Правильно, дядя Вася! Не будем больше старыми метлами работать! Пусть начальство новые дает!» (Смех в зале).

Как только мы начинаем изучать ненормативную лек­сику, нас сразу удивляет ее поразительная универсальность и многофункциональность. Уже в приведенном эпиграфе мы видим две функции мата: функцию универсального место­имения и функцию эмоциональной добавки. На первую из них обращал внимание еще В. Даль - в своем словаре для сло­варной статьи «хуй» он дает такое описание: «род. ХУЯ, м., вульг. неприл., мужской детородный член. Становится почти местоимением в значении «что, что-либо, какой, какой-нибудь». Например: «ни хуя - ничего».

Нас далее не будет интересовать функция оскорбления, которую многие считают основной для нецензурной лек­сики. Вскользь отметим, что, так как нецензурные слова

С.Горин. НЛП: техники россыпью

преимущественно являются названиями половых органов и выделений организма, их легко сделать оскорблением, срав­нив кого-либо с этими органами или экскрементами. Отметим также, что в этой связи реакция слушателя на мат частично является активно- или пассивно-агрессивной реакцией на по­тенциальное оскорбление, и нам необходимо избежать ее. Здесь мы с указанной функцией расстанемся, больше она нам не нужна.

Давайте лучше разберем подробнее функцию эмоцио­нальной добавки - откуда она взялась и что из себя представ­ляет. Нам придется ввести несколько отдельных тезисов, по­ложений, посылок. Такую, например, посылку: часть эмоцио­нальности мата связана просто с демонстративным нарушением запрета на него. Поэтому при повторном (и тем более постоянном) употреблении мата в речи его образность и эмоциональный заряд сильно уменьшаются, а на первый план выходит функция универсального местоимения.

В прошлом нам известны культуры и цивилизации, в которых половые органы обожествлялись - им посвящались празднества, их скульптурные и живописные изображения почитались и т. п. Понятно, что в таких культурах слова, обо-зрачающие половые органы, никак не могли быть запретны­ми. Но с течением времени в любом обществе (с возрастани­ем уровня его культуры) увеличивается число запретов и на прямую агрессию, и на косвенную, к которой относится упот­ребление некоторых слов. Чем выше культура - тем больше слов под запретом, но ведь запреты очень интересно нару-шать\ Демонстративное нарушение табу - это и выброс ад­реналина, и масса интересных ощущений, и своеобразное са­моутверждение (особенно в первый раз).

Кстати, многие слова, которые мы привыкли считать неприличными, были таковыми не всегда. Так, слово «блядь» стало по-настоящему нецензурным только в нашем веке.

Еще двести лет назад оно употреблялось совершенно свободно, даже в официальных документах, потому что име­ло иное значение - словами «блядь, блядство» обозначали любое нарушение порядка (воровство, грабеж, хулиганство). И когда в Уставах петровской эпохи говорилось о необходи­мости вечерних и ночных обходов города, чтобы «блядства всякого не было», речь шла именно о воровстве и хулиганстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.