КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В свободном полете 4 страница
Кстати, простые ситуации в консультировании количественно преобладают над сложными. Однажды, например, один кандидат решил «выделиться из толпы» таким способом: он снабдил свою листовку собственной фотографией... в овальной рамке (см, рисунок)! Ему не пришло в голову, что такие снимки бывают только на С. Горин. НЛП: техники россыпью надгробиях, а консультанта у него не было - и вот, фигурально выражаясь, в борьбе за должность он сам себя «похоронил». Но вернемся к НЛП. Еще одна НЛП-находка, принятая политической рекламой - иерархия ценностей Г. Бейтсона. Интерес к политике, к форме правления, согласно этой иерархии, находится на последнем месте по значимости - следовательно, начинать агитационные материалы с аргументации типа «Мы - за демократические реформы» не имеет смысла, они не будут приняты потребителем. На первом месте в иерархии находятся сугубо витальные ценности - понятно же, что для того, чтобы быть демократом или республиканцем, надо быть как минимум живым. Такие понятия, как «здоровье», «семья», «финансовое благополучие», «уверенность в будущем своих детей», тоже опережают интерес человека к политике, поэтому любой политический лозунг должен включать в себя упоминание об этих простых вещах. В последние 2-3 года предвыборная пропаганда стала учитывать иерархию ценностей при производстве печатных материалов. Особое направление консультирования - повышение ораторского мастерства кандидата на выборную должность, повышение пропагандистской эффективности его личных и телевизионных выступлений. Для достижения этих целей мне представляются более уместными приемы и техники эриксо-нианского гипноза, которые в дополнение к обычным приемам ораторского искусства существенно увеличивают силу воздействия оратора на аудиторию. Разумеется, чтобы повысить человеку уровень ораторского мастерства, надо сначала определить исходный уровень, точку отсчета. Для этого предлагаю вам простой тест. Слабый оратор от политики считает своей обязанностью сказать людям очень много правды (точнее, того, что он сам считает правдой), а свою задачу видит в том, чтобы максимально подробно объяснить людям смысл предлагаемой политической программы. Сильный оратор от политики считает своей обязанностью сказать людям то, что они хотят услышать, и свою задачу видит в том, чтобы (в порядке убывания значимости): а) выяснить, что является правдой для данной аудитории (во что люди верят, как в правду); а уж тогда - В свободном полете б) понравиться публике; в) запомниться публике; г) внушить людям, что предлагаемая оратором политическая программа - самая правильная; д) если останется время, то объяснить аудитории смысл какого-нибудь одного пункта (одного обычно хватает) из своей политической программы. После того как вы отнесли оратора к одной из этих групп, можно составлять план работы. Сильного оратора имеет смысл учить шаблонам гипнотической речи - работе с ритмом, интонациями (мелодикой) речи, стратегиям утилизации транса (подробнее см. «ГТР», глава 6, и «АВПГ», главы 4,3,5). Слабого оратора, привив ему мировоззрение сильного, нужно учить говорить с аудиторией простым разговорным языком, и можно научить его основам присоединения к большой группе. Существует около десятка «гипнотических» приемов присоединения к аудитории; от простых, вроде демонстративного разделения эмоционального состояния группы, до сложных, напоминающих работу по шаблону «5-4-3-2-1»: «Когда вы видите меня, то понимаете, что я - один из вас, и когда вы слышите мой голос, то можете понять, что я - не профессиональный оратор в отличие от тех болтунов, которых вы можете наблюдать но телевизору» и т. п. Я не вижу смысла отдельно описывать эти приемы, поскольку при знакомстве с шаблонами гипнотической речи они самоочевидны. Кроме того, слабому оратору нужно объяснить, что политик никогда не должен оправдываться - все порочащие его высказывания надо сразу спокойно опровергать. Это делается либо таким способом: «Этого, конечно, не было»; либо таким: «Мне такие факты неизвестны»; и если уж совсем «прижали к стенке», то допустимо сказать: «Это было, но на самом деле было не то, что вам кажется». В пропаганде и контрпропаганде есть одно простое правило: прежде, чем сделать какую-нибудь гадость сопернику, скажите, что вы ее делать не будете. Это - не просто дань вежливости по отношению к сопернику или предвыборное «правило хорошего тона»; нет, это работающая техника: «люди верят описаниям». А уж если вас начали в чем-то подозревать - тем более надо убедить людей в том, что вы их не обманываете. Например: С. Горин. НЛП: техники россыпью 1. «Я никогда не унижусь до распускания слухов о сопернике на пост мэра» (это значит, что уже заготовлены листовки с компрометирующими соперника материалами, а сотрудники команды получили инструкции по эффективному распусканию слухов); 2. «Денежной реформы и стране не будет!» (здесь и пояснять нет нужды - вся страна знает, что назавтра будет реформа); 3. «Моя команда не строит каких-либо препятствий сопернику в проведении предвыборной кампании и не будет этого делать никогда» (это значит, что завтра в избирательную комиссию поступят две жалобы на то, что соперник нарушает законодательство о выборах). Оратора из любой группы имеет смысл познакомить со «спиральными» техниками построения речи (двойная и тройная «спираль») и с техникой «кавычек». Если вам это интересно, можно разобрать чуть подробнее... Хорошо, давайте разберем. Техника «кавычек» - это оформление вашего высказывания, как сказанного кем-то другим. В индивидуальной работе с пациентом мы с помощью кавычек маскируем внушение, если мы произносим: «И тогда этот человек сказал мне: «успокойся и расслабься», то пациент не может сознательно сопротивляться внушению, поскольку от нас он внушения как бы не получал. В работе оратора с группой очень удобно «закавычивать» рискованные высказывания (отзывы о соперниках на должность, отзывы о действующей власти и т. д.); если аудитория согласна с высказыванием, то для нее это произнес оратор, а если несогласна, то ведь оратор это не произносил, он только довел до публики чье-то мнение. Самые спорные фразы лучше заключать в двойные и тройные кавычки, например: «Сейчас мне передали записку, в которой пенсионер, отдавший всю жизнь своему заводу, пишет: «Возле проходной висит листовка с надписью «Губернатор - иуда». Подумайте, почему кто-то таким способом выразил свое мнение». Или: «Я сам лично с моим соперником Б. не знаком, но приятель как-то дал мне газету, в которой написано, что сотрудники Б. считают его вором. Не знаю, что к этому можно добавить». После серии кавычек всегда уместно поставить многоточие-не давать конкретного вывода, пусть его сделают слушатели. В свободном полете 479 Очень интересно меняют восприятие речи «спиральные» техники. Их структура проста. В двойной «спирали» вы рассказываете две истории одновременно: фрагмент первой истории - фрагмент второй, фрагмент первой - фрагмент второй и т. д. Хорошая иллюстрация - песенка любимых мной А. Иващенко и Г. Васильева: «Уронили Мишку на пол, Раз, два, три, четыре, пять. Оторвали мишке лапу, Вышел зайчик погулять... Все равно его не брошу, Вдруг охотник выбегает, Потому что он хороший, Прямо в зайчика стреляет!» В тройной «спирали» вы рассказываете три истории, но совмещаете их в одну по другим правилам: вы начинаете рассказывать историю 1, прерываете ее примерно в середине (или на самом интересном месте) и начинаете рассказывать историю 2, которую тоже прерываете посередине (или на самом интересном месте), чтобы рассказать полностью историю 3; потом вы заканчиваете историю 2 и завершаете историю 1. В историю 3 включаете внушение (собственно, одна внушающая фраза и может быть всей историей 3), ничего не опасаясь при этом, потому что история 3 вместе с внушением будет забыта слушателями на сознательном уровне восприятия сразу после ее рассказывания. Можно составить простую графическую схему для последовательности историй (см. рисунок). «Спиральные» техники позволяют: а) привлечь и постоянно удерживать внимание слушателей; б) экономить время выступления (рассказывание составляющих «спираль» историй по отдельности заняло бы больше времени); в) скрыто, неявно наводить гипнотический транс и (или) внедрять внушения; г) создавать юмористический эффект рассказа; д) «на стыке» отдельных историй «спирали» создавать добавочный смысл, не вытекающий непосредственно из смысла любой отдельной истории (чтобы это понять, перечтите еще раз текст песенки Иващенко и Васильева). С. Горин. НЛП: техники россыпью рассказа рассказа «Спиральные» техники легко комбинируются и с приемами ораторского мастерства, и с приемами сопоставления терапевтических метафор. Есть, например, хороший прием, используемый в эриксонианском гипнозе в качестве «ловушки для сознания» - включение в речь множества подробностей. Сознание просто «увязает» в этих подробностях, что позволяет вам быстро выходить на общение с подсознанием. Вот послушайте... «Если бы вы оказались небывало жарким летним утром 3 июля 1852 года в Париже, на набережной Сены, вы обязательно обратили бы внимание на человека, стоявшего у подъезда весьма дорогой гостиницы. Человек был одет в не по сезону плотный плащ из дорогой шерстяной ткани. В руке он держал трость из черного дерева с золотым набалдашником в виде головы льва. Внимание привлекал также его особый южный загар, очень подходящий к резким, но поразительно гармоничным чертам лица... Вы просто не могли не обратить внимания на этого человека, и не мудрено - это был знаменитый путешественник Жак Морель собственной персоной, и к нему было приковано внимание парижской публики в течение целых десяти лет! Но на самом деле вам стоило обратить внимание на другого человека - очень просто и небогато одетый, он шмыгнул в подъезд ближайшей бакалей-ной лавки и скрылся из виду, совсем не привлекая к себе
В свободном полете внимания. Его звали Клод Лекокю, никто в жизни не обращал на него внимания, так он и умер неизвестным...» Теперь отдайте себе отчет в том, почему вы так внимательно слушали всю эту ахинею. Да, конечно, - сознание занималось подробностями, а подсознание принимало скрытые инструкции «быть внимательным». Теперь посмотрите, как удачно совмещается этот прием с техникой «тройной спирали»... В 1987 году я жил в Казахстане. Как-то раз субботним утром в середине августа я по обыкновению лежал на диване и читал «Литературную газету»... Тогда еще ее интересно было читать, но дело не в этом - я читал совершенно странную для меня статью. Если бы вы меня знали в 1987 году, вы бы так и сказали: «Странно, что ты читаешь эту статью», -тем не менее, я ее читал. В статье говорилось о том, что в Советском Союзе (тогда еще был Советский Союз) существует Всесоюзная ассоциация преподавателей русского языка и литературы - сокращенно ВАПРЯЛ. И в статье говорилось о том, что существует, оказывается, и Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы - сокращенно, по первым буквам, МАПРЯЛ. И еще в статье говорилось о том, что как раз в те дни эти две организации проводили в Москве совместную конференцию. Казалось бы, что здесь интересного было для меня? А интересным был заголовок статьи. Стоило мне прочитать заголовок, и я прочел статью очень внимательно от начала до конца, потому что заголовок был для меня странным, мистическим, эзотерическим, а где-то - даже и трансцендентальным... Если говорить о заголовках, то это будет очень интересной темой, как ни странно. С одной стороны, заголовок должен давать понятие о том, что содержится в статье. С другой стороны, заголовок должен интриговать читателя, то есть скрывать содержание статьи. Как-то раз мне попала в руки газета «Красноярский железнодорожник» - я ее, конечно, не читаю, она случайно попала ко мне - и там был заголовок, который показался мне поразительно универсальным. Его можно было поместить в книгу о железной дороге, а можно было - в учебник акушерства и гинекологии. Бывают же такие универсальные словосочетания... Учитесь и скажите спасибо! 17 т, схккка россыпью С. Горин. НЛП: техники россыпью Этот универсальный заголовок был таким -«ПОДВИЖКИ ПРИ ЗАДЕРЖКАХ» (смех в зале). И если вернуться к «Литературной газете», то заголовок, заставивший меня прочитать целую статью на совершенно ненужную мне тему, показался мне тогда мистическим, эзотерическим, трансцендентальным, а местами - так даже и инфернальным. Потому что заголовок был такой - «ВАПРЯЛ ЧЛЕН МАПРЯЛ» (смех в зале). Итак, вы прослушали «тройную спираль», причем я вас заранее предупредил, что это будет именно «тройная спираль». Вопрос-какую инструкцию вы получили?» (После обсуждения вопроса). Понятно, что эти техники в первую очередь предназначены для личного выступления оратора перед аудиторией (включая теле- и радиовыступления), но для печатного текста «кавычки» пригодны, а «спирали» -нет. Зато «спиральные» техники пригодны для составления рекламного фильма - два сюжета, соединенные в «двойную спираль», весьма существенно экономят время, позволяя включать действенные внушения в фильмы малой продолжительности (менее минуты). Но разве в психотерапии мы не экономим время? Разве при работе с одним человеком мы не занимаемся тем же самым, что и при работе с массовым сознанием? Думаю, что любую задачу по воздействию на массовое сознание можно решить, если привести ее структуру к привычным для нас терапевтическим задачам, к воздействию на индивидуальное сознание. Впрочем, если тема организации предвыборных и рекламных кампаний интересует вас серьезно и детально, имеет смысл обратиться к специальной литературе. При достаточно большом выборе книг по рекламе и пропаганде для себя я отметил, как самую толковую, книгу «Самый короткий путь к власти». В ней описаны этапность кампании (то, о чем я не упоминал, но что имеет большое значение), основные тактические шаблоны воздействия на электорат и т. д. А если вы уже работаете в этой области, вам помогут компьютерные программы «Диатон» и «Диаскан», созданные лабораторией суггестивной лингвистики «Ведиум» - эти программы позволяют наглядно оценивать суггестивность текста, оперативно менять его характеристики, находить цветовые решения для рекламных текстов и др. В свободном полете Напутствие Когда нам 20 лет, нас очень беспокоит, что о нас думают люди. Когда нам 40 лет, нам наплевать, что о нас думают люди. И только в 60 мы понимаем, что люди о нас вообще не думают. Если профессия позволяет понять такие простые вещи, зачем дожидаться шестидесяти, чтобы начать думать о себе? «Мир - это описание мира»; на данный принцип я уже ссылался, так почему его не применить? Скажите, что вы умеете консультировать всех и все, что угодно, и работайте! Люди притворятся, что верят нам; потом притворятся, что стали вашими клиентами; потом забудут, что притворяются, и станут клиентами по-настоящему... Лишь бы вы помнили, с чего все началось. Концепция, которую я вам изложил, сводится к тому, что вы берете любой метод из психотерапии и успешно переносите его в область работы с массовым сознанием. Эта концепция так же ложна, как любая другая попытка свести мир и поведение людей в нем к простым описаниям и алгоритмам. Но одновременно концепция истинна - в том смысле, что она работает, подобно другим простым описаниям и алгоритмам. В рамках самой себя она позволяет логически вывести одно положение из другого, оперирует понятными терминами - но мы помним, что вся понятность и вся логика мгновенно исчезнут при выходе за рамки концепции. Я выбрал именно ее потому, что нам с вами она близка в связи с образованием, кругом интересов или чем-то еще. В конце концов, разные книги по рекламе всего лишь объявляют истинными разные концепции. Насколько я понимаю, самые главные навыки при работе в любой неизвестной ранее области у нас, медиков, формируются еще в студенческие времена. Во-первых, это умение делать непроницаемое лицо: если вы все время держитесь уверенно, люди склонны полагать, что вы всегда знаете, что делать дальше. Во-вторых, это стремление постоянно учиться. В-третьих, это потребность вкладывать душу в работу и не говорить лишнего. К этим умениям я предлагаю добавить еще один принцип и одно правило. Полезный принцип, который мой С. Горин. НЛП: техники россыпью знакомый бизнесмен называет «принципом забора» (или, по автору, «принципом Тома Сойера»), формулируется так: «Красить заборы - очень круто». Запомните на случай, если придется убеждать кого-нибудь в том, что ему нужен консультант с медицинским образованием. Полезное правило мы назовем «правилом 2» (если считать правилом 1 обучение за счет клиента), оно специально предназначено для работы с политиками: работать надо на победителя. И это означает как то, что лучше всего работать там, где и без вас все получится, так и то, что если вы взялись работать -делайте победителем своего подопечного. Мы не можем гарантировать успех, но можем гарантировать, что весь опыт, знания, навыки мы приложим для достижения успеха. Когда-то в число моих настольных книг попала книга В. Суворова «Аквариум». Там рассказывается о жизни и работе автора в такой очень эффективной и очень жестокой организации, как ГРУ- Главное разведывательное управление Генштаба. Один монолог из этой книги я хочу сделать заключительной метафорой для всего курса лекций. Итак... «- Обрати внимание на то, что во время войны в нашей авиации существовало две категории летчиков: одни (меньшинство) - с десятками сбитых самолетов на счету, другие (большинство) - почти ни с чем. Первые - вся грудь в орденах, вторые - с одной-двумя медальками. Первые пережили войну в большинстве, вторые гибли тысячами и десятками тысяч. Статистика войны суровая. Десять часов в воздухе для большинства - после этого смерть. В среднем летчик-истребитель погибал в пятом боевом вылете. А в первой категории наоборот - у них сотни боевых вылетов и тысячи часов в воздухе у каждого... Мой собеседник Герой Советского Союза генерал-майор авиации Ку-чумов, ас во время войны, один из самых свирепых волков советской военной разведки после нее. Сейчас по приказу начальника ГРУ он проводит проверку заграничных отделений ГРУ, спрятанных под легальными масками. В одни страны он приезжает как член различных делегаций по разоружению, сокращению, доверию и пр., в других странах он появляется как член совета ветеранов войны. Но он к разряду ветеранов В свободном полете себя никак не относит, он активный боец тайного фронта. Он инспектирует нас и, голову даю на отсечение, проводит молниеносные и головокружительные тайные операции. Сейчас мы вдвоем с ним в «каюте». Он вызывает нас по одному. Разговаривая с нами, он, конечно же, контролирует нашего командира, а заодно и помогает ему. - Между двумя категориями летчиков на войне была пропасть. Никакого связующего звена, никакого среднего класса. Ас, герой, генерал или убитый в первом вылете младший лейтенант. Среднего не давалось. Происходило это вот почему. Все летчики получали одинаковую подготовку и приходили в боевые подразделения, имея почти одинаковый уровень. В первом же бою командир разделял их на активных и пассивных. Тот, кто рвался в драку, кто не уходил в облака от противника, кто не боялся идти в лобовую атаку, тех немедленно ставили ведущими, а остальным приказывали активных прикрывать. Часто выделение активных бойцов происходило прямо в первом воздушном бою. Все командиры звеньев, эскадрилий, полков, дивизий, корпусов и воздушных армий бросали все свои силы, чтобы помогать активным в бою, чтобы их охранять, чтобы их беречь в самых жарких схватках. И чем больше активный имел успеха, тем больше его охраняли в бою, тем больше ему помогали. Я видел в бою Покрышкина, когда у него было на счету уже более пятидесяти германских самолетов. По личному приказу Сталина его прикрывали в бою две эскадрильи. Он идет на охоту, у него в хвосте ведомый, а две эскадрильи идут сзади одна чуть выше, другая чуть ниже. Сейчас у него на груди три Золотых Звезды и бриллиантовая на шее, он Маршал авиации, но не думай, что все это само к нему пришло. Совсем нет. Просто он в первом бою проявил активность, и его стали прикрывать. Он проявлял больше дерзости и умения, и ему все больше помогали и больше им дорожили. А не случилось бы этого, то в самом начале его отнесли бы к числу пассивных, поставили на неблагодарную работу защищать кому-то хвост в бою. Так бы он в С. Горин. НЛП: техники россыпью хвосте у кого-то и летал младшим лейтенантом. И по статистике на пятом вылете его бы сбили, а то и раньше. Статистика, она кому улыбается, а кому рожи корчит. - Все это, - продолжал Кучумов, - я говорю к тому, что наша разведывательная работа от воздушных боев почти ничем не отличается. Советская военная разведка готовит тысячи офицеров и бросает их в бой. Жизнь их быстро делит на активных и пассивных. Одни достигают сияющих высот, другие сгорают в первой же зарубежной командировке. - Я ознакомился с твоим делом, и ты мне нравишься. Но ты прикрываешь хвосты другим. Работа в обеспечении - это тяжелая, опасная и неблагодарная работа. Кто-то получает ордена, а ты рискуешь своей карьерой, выполняя самую грязную и тяжелую работу. Запомни, что от этого тебя никто не освободит. Любой командир нашей организации за рубежом, получая свежее пополнение молодых офицеров, использует их всех в обеспечивающих операциях, и они быстро сгорают. Их арестовывают, выгоняют из страны, и они потом всю жизнь прозябают в службе информации ГРУ или в наших «братских» странах. Но если же ты сам проявишь активность, сам начнешь искать людей и вербовать их, то командир немедленно сократит твою активность в обеспечении, наоборот, кто-то другой будет прикрывать тебе хвост, рисковать собой, защищая твои успехи. Такова наша философия. Несколько лет назад наш командир в Париже приказал пассивному помощнику военного атташе пожертвовать собой ради успеха нескольких других офицеров. Будь уверен, что командир жертвовал своим пассивным офицером. Активному, успешному он никогда такой неблагодарной задачи не доставит, и мы это полностью поддерживаем. Руководство ГРУ стремится как можно больше вырастить активных, дерзких, успешных асов. Не беспокойся, чтобы прикрыть таких людей, у нас всегда найдется множество пассивных, малодушных, инертных. И не думай, что все это я тебе говорю потому, что тебе отдаю предпочтение. Совсем В свободном полете нет. Я всем вам молодым это говорю. Работа у меня такая - боевую активность и боевую производительность повышать. Да вот беда, не до всех это доходит. Много у нас ребят хороших, которые так никогда и не выбираются в ведущие, чужие хвосты прикрывают и бесславно горят на песке. Желаю тебе успехов и попутного ветра. Все в твоих руках, старайся, и тебя будут две эскадрильи в бою прикрывать». Литература: 1. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Пер. спольск.-М.: «Прогресс», 1970. 2. Деревицкий А. Шпаргалка агента. - Киев: «Довира», 1995. 3. Курс для высшего управленческого персонала. / со-кращ. пер. с англ. - М.: «Экономика», 1971. 4. Лайнбарджср П. Психологическая война. / пер. с англ. -М.: «Воениздат», 1954. 5. Ножин Е. А. Основы советского ораторского мастерства. М.: «Знание», 1973. 6. Петропавловский Н. Н., Ситников А. П., Артемьев М. А., Гафт В. И. Самый короткий путь к власти. - Таганрог: «Сфинкс», 1995. 7. Розенталь Д. Э. Язык рекламных текстов. - М.: «Торговля», 1977. 8. Степанов А., Толмачев А. Спутник оратора. - М.: «Советская Россия», 1966. 9. Суворов В. Аквариум.-М., 1991. 10. Усов В. В. Основы торговой рекламы. - М.: «Экономика», 1976. 11. Но viand С. J., Janis T. L., Kelley H. H. Communication and Persuasion». - New Haven, Jalle Univ. Press., - 1953. ЧАСТЫП. ДЕТАЛИ БЫТА И РАБОТЫ Глава 3. НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧЕВОМ ИСКУССТВЕ (отредактированная стенограмма лекции, прочитанной на смоленском семинаре по психотерапии в октябре 1996 года) У всех по замыслу Творца -Своя ума и духа зона, Житейский опыт мудреца -Иной, чем опыт мудозвона. Игорь Губерман Карамзин изобрёл только букву Ё. X, ПиЖизобрели Кирилл и Мефодий. Венедикт Ерофеев С. Горин: Добрый вечер. Тема моей лекции - ненормативная лексика в речевом искусстве. Поскольку лекция была заявлена как факультативная, вне программы, я рассчитывал увидеть здесь пятнадцать-двад-цать мужчин. Но вас собралось значительно больше, и женщины здесь тоже есть, поэтому я хочу повторить и уточнить -речь пойдет об инвективной, или нецензурной, лексике, или о В свободном полете мате. И, рассуждая об этом предмете, я не смогу не употребить отдельные непечатные слова для иллюстрации. Подумайте, зачем вам это нужно? Что лично вы от этого хотите получить? Идея лекции весьма и весьма проста, и я вам ее выскажу отдельно: слова из арсенала ненормативной лексики имеют очень сильный эмоциональный заряд, который можно и нужно использовать в речевом искусстве (как в речи психотерапевта, так и в речи любого другого оратора), не используя при этом самих слов, но делая на них ссылки. Рассмотрению же вопроса о том, как именно это можно сделать, будет посвящена вся лекция. Я дам вам время для того, чтобы вы подумали, стоит ли здесь оставаться, поскольку главное я уже сказал. (Обращение к читателю: вы тоже можете не утруждать себя чтением непечатных слов, обратившись сразу к резюме). Ответ из зала: Мы определимся в процессе... С. Горин: Можно и в процессе. Хорошо. В таком случае, как у нас, у «живых классиков», принято, начнем с эпиграфа. Эпиграф следующий. Идет городская конференция дворников. На трибуну выходит дядя Вася и говорит: «Как ёптымть, так ёбнврот. Ну и на х-х-х, ну и по х-х-х!» Бурные аплодисменты собравшихся, отрывочные выкрики с мест: «Правильно, дядя Вася! Не будем больше старыми метлами работать! Пусть начальство новые дает!» (Смех в зале). Как только мы начинаем изучать ненормативную лексику, нас сразу удивляет ее поразительная универсальность и многофункциональность. Уже в приведенном эпиграфе мы видим две функции мата: функцию универсального местоимения и функцию эмоциональной добавки. На первую из них обращал внимание еще В. Даль - в своем словаре для словарной статьи «хуй» он дает такое описание: «род. ХУЯ, м., вульг. неприл., мужской детородный член. Становится почти местоимением в значении «что, что-либо, какой, какой-нибудь». Например: «ни хуя - ничего». Нас далее не будет интересовать функция оскорбления, которую многие считают основной для нецензурной лексики. Вскользь отметим, что, так как нецензурные слова С.Горин. НЛП: техники россыпью преимущественно являются названиями половых органов и выделений организма, их легко сделать оскорблением, сравнив кого-либо с этими органами или экскрементами. Отметим также, что в этой связи реакция слушателя на мат частично является активно- или пассивно-агрессивной реакцией на потенциальное оскорбление, и нам необходимо избежать ее. Здесь мы с указанной функцией расстанемся, больше она нам не нужна. Давайте лучше разберем подробнее функцию эмоциональной добавки - откуда она взялась и что из себя представляет. Нам придется ввести несколько отдельных тезисов, положений, посылок. Такую, например, посылку: часть эмоциональности мата связана просто с демонстративным нарушением запрета на него. Поэтому при повторном (и тем более постоянном) употреблении мата в речи его образность и эмоциональный заряд сильно уменьшаются, а на первый план выходит функция универсального местоимения. В прошлом нам известны культуры и цивилизации, в которых половые органы обожествлялись - им посвящались празднества, их скульптурные и живописные изображения почитались и т. п. Понятно, что в таких культурах слова, обо-зрачающие половые органы, никак не могли быть запретными. Но с течением времени в любом обществе (с возрастанием уровня его культуры) увеличивается число запретов и на прямую агрессию, и на косвенную, к которой относится употребление некоторых слов. Чем выше культура - тем больше слов под запретом, но ведь запреты очень интересно нару-шать\ Демонстративное нарушение табу - это и выброс адреналина, и масса интересных ощущений, и своеобразное самоутверждение (особенно в первый раз). Кстати, многие слова, которые мы привыкли считать неприличными, были таковыми не всегда. Так, слово «блядь» стало по-настоящему нецензурным только в нашем веке. Еще двести лет назад оно употреблялось совершенно свободно, даже в официальных документах, потому что имело иное значение - словами «блядь, блядство» обозначали любое нарушение порядка (воровство, грабеж, хулиганство). И когда в Уставах петровской эпохи говорилось о необходимости вечерних и ночных обходов города, чтобы «блядства всякого не было», речь шла именно о воровстве и хулиганстве.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |