Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В свободном полете 6 страница




Натали подносит стакан. Гуревич медленно тя­нет - потом благодарно приникает губами к руке На­тали.

Гуревич. Она имеет грубую психею. Так Герак­лит Эфесский говорил.

Натали. Это ты о ком?

Гуревич. Да я все об этой Тамарочке, сестре ми­лосердия. Ты заметила, как дурнеют в русском народе нравственные принципы? Даже в прибаутках. Преж­де, когда посреди разговора наступала внезапная ти­шина, - русский мужик говорил обычно: «Тихий ан­гел пролетел»... А теперь, в этом же случае: «Где-то милиционер издох!..» «Гром не прогремит - мужик не перекрестится», вот как было раньше. А сейчас: «Пока жареный петух в жопу не клюнет...» Или помнишь? -«Любви все возрасты покорны». А теперь всего-навсе­го: «Хуй ровесников не ищет». Хо-хо. Или, вот еще; ведь как было трогательно: «Для милого семь верст -не околица». А слушай, как теперь: «Для бешеного кобеля - сто километров не круг» (Натали смеется). А это вот- еще чище. Старая русская пословица: «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться» - она преобразилась вот каким манером: «Не ссы в ком­пот - там повар ноги моет».

Натали смеется уже так, что раздвигается шир­ма и сквозь нее просовывается физиономия сестры милосердия Тамарочки.

Тамарочка. Ого! Что ни день, то новый кавалер у Натальи Алексеевны! А сегодня - краше всех, пре­жних. И жидяра, и псих - два угодья в нем.

Натали (смиряя бунтующего Гуревича, - стро­го к Тамарочке). После смены, Тамара Макаровна, мы с вами побеседуем. А сейчас у меня дела...

Тамарочка скрывается и там возобновляет все прежнее: «Как же! Снотворного ему подай - получишь ты от хуя уши... Перестань дрожать! и попробуй толь­ко пискни, разъебай!...» и пр.

В свободном полете

Насчет лексики процедурной медсестры: работавшие в психиатрическом стационаре согласятся, что в любом отделе­нии вы найдете такую, которая именно так и разговаривает. Разве что персонаж Ерофеева более остроумен, чем медсест­ры из жизни. Правда, у Ерофеева и алкоголики энциклопеди­чески образованы, все без исключения, и слушать их речь -огромное удовольствие!

Интересен и даже символичен выбор имен для героев пьесы. Он -Лев Гуревич. Трудно возразить, что здесь - харак­тер и национальность. Она - Наталья...

В свое время я провел небольшое и достаточно поверх­ностное исследование на тему «Частотность употребления женских имен в русской литературе». Получилось примерно следующее.

Если писатель хочет описать действующее лицо как, м-м-м... просто блядь без особого ума, то он, вероятнее всего, выберет имена: Мария, Марина, Маргарита. Первое имя -явное библейское влияние, второе и третье - влияние запад­ной прозы. Фольклор тоже предпочитает эти имена - тут вам и «Маша - радость наша», и «мыла Марусенька белые ноги». Вы могли бы возразить, что есть такая очень целомудренная сказка «Машенька и медведь», но это не будет возражением -мы знаем детский вариант сказки, а если обратиться ко взрос­лым вариантам (из любого академического издания), то «Кама-Сутра» явно отстает от них.

Продолжим. Если дама с таким вот... сексуальным ха­рактером обладает еще и некоторыми зачатками интеллекта, то ее с большой вероятностью назовут Натальей. Яркий об­разец из школьной программы - Наташа Ростова. И вообще с этим именем в русском языке связаны какие-то особо интим­ные ассоциации: магазин нижнего белья, женский журнал, гигиенические прокладки - все это назовут «Наташа» или «На­тали». Ерофеев, таким образом, просто не изменяет традиции!

Очень интересными свойствами обладают в литерату­ре Людмилы и Алёнушки. Я подчеркиваю - в литературе, поскольку я говорю лишь о ней! Так вот, Людмилы и Аленуш­ки ведут очень правильную половую жизнь, начиная ее только в браке. Наверное, поэтому встречаются исключительно в сказ­ках... я имею в виду имена.

С. Горин HJIIJ: техники россыпью

И, наконец, чтобы в русской литературе как-то назвать романтическую девственницу, приходится изобретать искус­ственные имена: Снегурочка и Ассоль (смех в зале).

Вернемся к Ерофееву и пьесе. Автор - не только пре­красный стилист, но и тонкий психолог: в том числе в описа­нии национального менталитета. Обратите внимание: разго­вор о прибаутках, то есть о русском языке, автор передоверяет еврею - но ведь мы учились русскому языку по учебнику Ро-зенталя! А вот русский менталитет Ерофеев прекрасно опи­сывает в сцене смерти - когда из выпивших метанол из живых осталось только двое. Я опять отвлекаюсь от темы, но, по-мо­ему, это одно из лучших описаний смерти в беллетристике: «Прохоров. Алеха!... Алеха (тяжко дышит). Да... я тут... Прохоров (тормошит). Алеха! Алеха. Да... я тут... прощай, мама... твоя дочь Любка... уходит... в сырую землю... (Запрокидыва­ется и хрипит)... мой пепел... разбросайте над Ган­гом... (Хрипы обрываются).

Прохоров. Так что же это... Слушай, Гуревич, я видеть начинаю плохо... А тебе - ничего?., (уже ис­подлобья).

Гуревич. Да видеть-то я вижу. Просто в палате потемнело. И дышать все тяжелее... Ты понимаешь: я сразу заметил, что мы хлещем чего-то не то...

Прохоров. Я тоже - почти сразу заметил... А ты, если сразу заметил, - почему не сказал? Принуж­дал почему?

Гуревич. Да кто же принуждал? Мне просто по­казалось...

Прохоров. Что тебе показалось?.. А когда уже передохла половина палаты, тебе все еще казалось?.. (Злобно). Ум-мысел у тебя был. Ум-мысел. Вы же не можете... без ум-мысла...

Гуревич. Да, умысел был: разобщенных - сбли­зить. Злобствующих-умиротворить... приобщить их к маленькой радости... внести рассвет в сумерки этих душ, зарешеченных здесь до конца дней... Другого умысла - не было...

В свободном полете

Прохоров. Врешь, ползучая тварь... Врешь.. Я знаю, чего ты замыслил... Всех - на тот свет, всех -под корень... Я с самого начала тебя раскусил... Рене-Декарт... Сссучара... (Пробует подняться с кровати и с растопыренными уже руками надвигается на спокой­но сидящего Гуревича. Но уже не в силах - что-то от­брасывает его назад, в постель). Сссу-ченок...

Гуревич. Выражайся достойнее, староста... Что проку говорить теперь об этом? Поздно. Я уже после Вовиной смерти - понял, что поздно. Осталось только продолжать. Заметить-то я сразу заметил. А вот убе­дился - когда уже поздно...

Прохоров. Ты мне просто скажи - смертельную дозу... мы уже перевалили?..

Гуревич. По-моему, да. И давно уже. Обмениваются взглядами, полными бездонно­го смысла.

Продолжает темнеть.

Прохоров. Пиздец, значит... Ну, тогда... Там еще чуть-чуть плещется на дне... Ты слушай: прости, что я в сердцах на тебя нашипел... На тебе нет ника­кой вины... Налей, Гуревич, весь остаток - пополам. Ты готов?

Гуревич (совершенно спокойно). Готов. Но толь­ко здесь умирать - противонатурально. Меж крутых бережков пожалуйста. Меж высоких хлебов - хоть сейчас... Но здесь!... (Чокаются кружками. Дышат еще тяжелее прежнего). И потом - мне предстоит вна­чале небольшое дело... один обещанный визит... (Прохоров, ухватившись за горло и сердце, клонится и клонится к подушке).»

Хорошо. Теперь из отрывочных тезисов мы можем по­степенно выходить на конкретную технологию, сделав ряд предварительных выводов.

Первый: отношение к отдельным словам как к неприс­тойным в значительной степени условно и зависит от уровня культуры данного общества. В той субкультуре, в которой ра­ботает психотерапевт (или оратор, читающий публичную лек­цию), мат «открытым текстом» недопустим.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

(Впрочем, с оговоркой: если авторитет гово­рящего очень высок, то употреблением нецензурного слова вы создадите эффект психологического шока, который можете утилизировать в терапевтических целях. Подробнее об этом см. «ГТР», глава 2).

Второй: ненормативная лексика при редком употребле­нии содержит в себе мощный эмоциональный заряд, который может быть полезным для усиления воздействия речи на слу­шателей. Но для того, чтобы пользоваться матом как эмоцио­нальной добавкой, необходимо включать в речь какую-то за­щиту от агрессивной реакции слушателя на мат. На практике самый распространенный вид такой защиты для обыденной речи и ораторских выступлений - эвфемизм.

Вы всегда найдете нужный эвфемизм для любой нецен­зурной конструкции: «послать по матушке», «идет он сам зна­ет куда», «на кой хрен нам это надо» и т. п. Для наиболее попу­лярного в ненормативной лексике слова «хуй» самым силь­ным из допустимых в обществе эвфемизмов является «хрен» (к тому же «детский» эвфемизм «фиг» в речи взрослого выгля­дит достаточно глупо). Совсем недавно прочно вошло в разго­ворный язык слово «трахаться» в значении «совершать поло­вой акт» (спасибо за это неизвестному переводчику текстов американских фильмов).

Несколько иной (качественно) набор эвфемизмов для нецензурных слов существует в одесском диалекте русского языка. «Одесский русский» свободно использует в этом плане (да и просто использует) иностранные слова. Так, из иврита и идиш взяты слова «шмок» и «поц» (или «поте»). И то, и другое переводится как «мужской половой член», но если «шмок» имеет оскорбительный оттенок (особенно - трансформировав­шись в «чмо»), то «поц» такого смыслового оттенка полнос­тью лишен и употребляется и обыденных разговорах совер­шенно свободно («Леня, ну что Вы стоите, как поц, и нервиру­ете девушек? Пойдемте пить пиво!»).

И еще я хочу обратить ваше внимание на такие вариан­ты защиты оратора от произносимого им мата, как семанти­ческая или фонетическая многозначность (двусмысленность, игра слов) и побуквенное произнесение слова. Для иллюстра­ции приведу фрагменты реальных публичных выступлений,

В свободном полете

очень тепло принятых аудиторией. Когда эти фрагменты гово­рились оратором, публика смеялась и аплодировала.

Сначала пойдут выступления наших коллег, психотера­певтов, на различных «семинарских» презентациях и популяр­ных лекциях.

«Мы всех посылаем на три буквы... На НЛП!»

«Сколько волка ни корми... а у слона все равно боль­ше!»

«У подростков вдруг появился спрос на значки «Герба-лайфа» - «Хочешь похудеть? Спроси меня, как!» Оказывает­ся, они носят эти значки, стерев буквы «п» и «д» в слове «по­худеть»!»

Теперь - речь серьезного и успешного политика на встречах с избирателями:

«Когда я описываю наше общество, мне все чаще хо­чется начать слово «общество» с буквы Ё!»

«Я беседовал с этим сенатором по фамилии Муди, и в конце беседы сказал ему: «Ваша фамилия довольно неприлич­но звучит по-русски, по она звучала бы точнее, если бы в ней зачеркнуть букву «и», добавив «а» и «к»!»

Резюме

Итак, ненормативную лексику в речевом искусстве мож­но использовать:

прямо - для вызывания «психологического шока» - в исключительных случаях (см. «ГТР», глава 2);

в виде метафоры или «в кавычках» (например, в виде цитаты из литературного произведения или фольклора);

в виде эвфемизма;

без явного произнесения нецензурного слова- с исполь­зованием побуквенного произнесения слова, семантической либо фонетической многозначности (двусмысленности, игры слов).

За сим, в сущности, все. Благодарю за внимание.

Эпилог

-Доклад был интересный, но какой-то суковатый...

- Вы хотели сказать, «суховатый»?

- Нет, я хотел сказать, что докладчик все время повто­рял: «И что, сука, характерно»...

Фольклор

С. Горин НЛП: техники россыпью

Литература

1. Алешковский Юз. Собрание соч. В 3-х тт. -М., 1996.

2. Губерман И. Иерусалимские гарики. - М.: «Поли­текст», 1994.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. - М.: «Универс», 1994.

4. Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое. Почти все. -М.: изд-во АО «ХГС», 1995.

5. Лимонов Э. Это я, Эдичка! - М., 1994.

6. Флегон А. За пределами русских словарей / пер. с англ. - М.: «Рике», 1993.

7. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства / Пер. с нем. - М.: «Республика», 1995.

8. Черепанова И. Дом колдуньи (начала суггестивной лингвистики). Т. 1.-Канск, 1996.

Глава 4.

НЕОКОНЧЕННЫЕ ОЧЕРКИ МУЖСКОГО ШОВИНИЗМА

Женщины носят чулки и колготки И равнодушны к проблемам культуры. 20% из них - идиотки 30% - набитые дуры. 40% из них - психопатки Это нам в сумме дает 90. 10% имеем в остатке. Да и из этих-то выбрать не просто Игорь Иртеньев

Если вы вступаете в брак, то жить в нем надо хорошо. Плохо жить можно и вне брака.

Сергей Кондратьев

С. Горин:... В сущности, все те примеры различий меж­ду мужским и женским мышлением, которые мы с вами сей­час перебрали, сводятся к различию между преимущественно левополушарным (у мужчин) и преимущественно правопо-лушарным (у женщин) мышлением. Добавив это отличие к уже имеющимся (анатомическим, физиологическим, социальным, культуральным и т. д.), мы вполне можем прийти к выводу, что мужчины и женщины произошли от разных видов обезьян.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Конечно, логике и интуиции, разуму и эмоциям трудно понять друг друга. Возможно, поэтому и возникает отноше­ние к представителю противоположного пола (само слово оце­ните - противоположный) либо как к обитателю другой пла­неты, существу «не от мира сего», либо как к существу непол­ноценному. Именно так воспринимают и мужчины женщин, и женщины - мужчин, хотя мужской шовинизм почему-то счи­тается более распространенным и более унизительным для дам.

На самом доле мужской шовинизм является скорое ком­плиментом: если мужчина искренне считает женщину непол­ноценным существом, то он и обращается с ней, как с каприз­ным ребенком, - ухаживает, оберегает, балует, окружает забо­той и почти не наказывает. Литературно-психотерапевтическим примером такого истинно мужского, по-хорошему покрови­тельственного отношения к женщинам может служить следу­ющий тест (автор теста - С. В. Паламарчук):

Тест-анкета для женщин «ВАШ СЕКСУАЛЬ­НЫЙ ИМИДЖ» 1. Выберите один из вариантов:

а) уже выбрала 4 очка
б) еще нет  
в) не поняла, о чем идет речь  
г) я замужем и мужу не изменяю  
2. Мастурбируете ли Вы?  
а) непрерывно  
б) не знаю  
в) если успеваю  
г) я не «Мастурбируете», а  
(укажите вашу настоящую фамилию)  
3. Какую позицию Вы предпочитаете?  
а)принципиальную  
б) мужчина сверху  
в) мужчина снизу  
г) мужчина на работе  
4. Приходилось ли Вам испытывать оргазм
под душем?  
а) да, и только под ним  
б) нет, это аморально  
в) испытываю в данный момент  
г) у нас постоянные перебои с водой  

В свободном полете

5. Какое архитектурное сооружение больше всего напоминает Вам фаллос?

а) Исаакиевский собор 4

б) девятиэтажка 3

в) пятиэтажка 2

г) стараюсь об этом не думать 1

6. Обычно я занимаюсь сексом:

а) раз в неделю 1

б) с мужем 2

в) утром 3

г) ДА!!! 4

7. Мое поведение в постели ограничивает:

а) природная скромность и чувство внутреннего достоинства 1

б) отсутствие сексуального партнера 3

в) размеры жилплощади 2

г) присутствие мужа 4

8. Я пробовала секс:

а) на практике 3

б) втроем 4

в) по переписке 1

г) бросить и успешно 2 Теперь суммируйте набранные Вами очки. От 0 до 12: Вы - честная и открытая девушка.

Жизненные невзгоды не коснулись Вас и вряд ли кос­нутся в дальнейшем. В условиях нарастающей безра­ботицы Ваш сексуальный имидж окажет Вам добрую услугу при конкурсном отборе в охранные службы и на тяжелые земляные работы.

От 13 до 21: Вы из тех людей, на которых дер­жится наш мир. Вы образцовая мать, примерная жена и хороший работник. Даже во времена разнузданной пропаганды сексуальной распущенности Вам удается сохранить верность себе и избранным жизненным целям.

От 22 до 27: Вы умны, привлекательны и изыс­канны. Интуитивно Вы выбрали правильные ценнос­тные ориентиры. Не позволяйте отвлечь себя на лож­ный путь медитаций и эзотерических учений. Мы

С Горин. НЛП: техники россыпью

думаем, что наш тест подсказал Вам некоторые следу­ющие шаги в формировании Вашего сексуального имиджа.

От 28 до 32: Даже если мы не встречались, то все равно близки с Вами. Автор признателен Вам за доставленные минуты счастья и вдохновения, пода­ренные Вами для сочинения данного труда.

Больше 32: Так не бывает (см. таблицу умно­жения на 4).

Похоже, что единственная область, где возможно взаи­мопонимание полов, - это секс, и имеет смысл сделать эту область эффективного общения максимально полноценной. О полноценном сексе писали и пишут многие; последняя НЛП-находка в данной теме - книга Л. Камерон-Бэндлер, Д. Гордо­на, М. Льебо «Know-How (Технология)», фрагмент из которой я вам предлагаю как упражнение (перевод О. Чекчуриной). «КАКЗАИНТЕРЕСОВАТЬСЯ БОЛЬШЕ Следующий импринт-формат даст вам полез­ную ноу-хау того, как получать удовлетворение во вре­мя сексуальных отношений, то ноу-хау, на которую часто не обращают внимания или о которой просто не знают. Прочитайте описания всех этапов действий и получите удовольствие, выполнив эти инструкции. Эти упражнения сконцентрируют ваше внимание на вашем нынешнем чувственном опыте. Вы сфокусируете свое сознание на приятных ощущениях, кроме того, при­мете как данность и оцените собственную, от приро­ды данную вам сексуальность. Наконец, вы научитесь разбираться в своих, желаемых для вас, эмоциях и на­учитесь выбирать адекватные способы их выражения. В результате этого вы сможете вызывать желаемые реакции у другого человека и получите ноу-хау того, как получать сексуальное удовлетворение для себя.

Как уже было отмечено выше, секс- это осно­ванная на чувствах деятельность, которая относится в основном к настоящему. Если вы будете занимать свое сознание фрагментами из прошлого или будущего в то время, когда занимаетесь чувственной деятельнос­тью, то это, конечно же, ослабит остроту чувств.

В свободном полете

Поскольку секс - это природная чувственная деятель­ность, наиболее фундаментальные изменения внутрен­них процессов при этом касаются ощущений.

1. Начнем с внешних стимулов Дочитав этот абзац до конца, закройте глаза и прикоснитесь к раз­ным объектам, которые похожи друг на друга, но в чем-то, тем не менее, отличаются. Например, можете взять для этой цели авокадо, апельсин и лимон. Сначала ощупайте их руками, обращая внимание на различия в фактуре, влажности, твердости, весе, температуре поверхности и так далее. Потом понюхайте каждый фрукт, сравнивая их запахи, терпкость. Потом прикос­нитесь к каждому из них языком и губами и попробуй­те их на вкус, ощущая опять их фактуру, температуру, твердость - все то, что вы ощущали своими пальца­ми. Сделайте это сейчас, прежде чем двигаться дальше

2. Теперь обратим внимание на ваши конечно­сти. Вытяните руку и подвигайте ею вперед-назад, пока не почувствуете движение воздуха вокруг нее. Посту­чите по столу карандашом, а потом постучите по нему пальцем. Какова разница в ощущениях? Сколько сен­сорной информации вы получаете, когда стучите по столу карандашом? пальцем? После того как ответите на этот вопрос, повторите упражнение (постучав сна­чала карандашом, а потом пальцем), обращая на этот раз внимание на ощущения, которые при этом испы­тываете, а не на информацию о столе, по которому стучите. (Некоторые люди относятся к своему телу так, словно оно, как карандаш, пассивный объект, которым можно манипулировать, а не часть их самих, способ­ная реагировать па окружающий мир и взаимодейство­вать с ним). Если вы пороетесь в своей памяти, то, возможно, вспомните о своих знакомых, которые были очень внимательны к ощущениям в своем теле. Мо­жет быть, к вам прикасались удивительные руки це­лителя, опытной массажистки или чувственного воз­любленного. Задумайтесь на минуту и вспомните, как этот человек пользовался своими руками для того, что­бы осторожно снять информацию о вас, когда он к вам

С Горин НЛП: техники россыпью

прикасался. Еще один пример чувствительности и чут­кости подобного рода вы сможете найти, если вспом­ните своих знакомых и сравните, чьи объятья прият­ны, а чьи нет. Сейчас займитесь минуту-другую этим экспериментом. Доведите это упражнение до конца, прежде чем переходить к другому.

3. Потреплите ласково собаку или кошку дере­вянной лопаточкой, потом рукой и запомните разни­цу в ощущениях, которую вы при этом испытывали, а также в чем отличалась реакция животных на ваши прикосновения. Теперь потрогайте руками собствен­ные руки, ощущая те места, где ваши руки больше покрыты волосками, где они мягче, тверже, влажнее, теплее, прохладнее и так далее. Потом потрогайте ру­ками все свое тело, обращая внимание на разницу в ощущениях, фактуре и температуре разных участков вашей кожи.

4. А теперь с партнером или с другом потрени­руйтесь, выбирая какую-то информацию, которую хо­тите ему передать, но не пользуйтесь при этом слова­ми. Выберите привязанность, страсть, заботу, до­верие - все, что хотите. Возьмите этого человека за руку и только при помощи руки передайте ему выб­ранное вами сообщение. Спросите своего партнера, понял ли он (поняла ли она) содержание сообщения. Продолжайте передавать рукой свое сообщение, пока ваш партнер не прореагирует адекватно. Сделав это, измените способ прикосновения - пусть это будут объятья, ласки и так далее, используя их для передачи сообщения партнеру.

5. Теперь давайте подумаем об эксперименте, направленном внутрь тела. Для этого нужно особые ощущения в теле и их значения привести в соответ­ствие с тезисом о том, что секс - это чувственная деятельность. Направьте сознание вглубь собствен­ного тела. Перемещаясь мысленно внутри него, ощу­тите его массу, то, из чего ваше физическое тело со­стоит. Изнутри этого «живого цилиндра» ощутите свою левую руку, правую, ваше левое и правое бедро, ощути­те биение своего сердца и то, как при дыхании

В свободном полете

расширяются и сокращаются легкие, прикасаясь к ва­шему торсу изнутри. Когда вы осознаете эти ощуще­ния, то определите, где ваше тело соприкасается с ве­щественным миром - с одеждой, обувью, стулом, по­лом и так далее. Делая это, вы понимаете, что значит быть живым. Продолжайте концентрироваться на ощущениях, которые позволяют вам понять, что вы - живое существо. Обязательно потратьте столько времени, сколько вам нужно будет для того, чтобы сде­лать это упражнение.

6. Теперь не глядя на себя и не прикасаясь к себе, обратите внимание на ощущения, которые дают вам знать, что вы мужчина или женщина. Если вы муж­чина, то это ощущения волосяного покрова на лице, ваших тестикулов, пениса, изменение давления в нем и связанных с пенисом мышцах. Если вы женщина, то это ощущение вашей груди, ее вес, ощущение ваших влагалищных губ, влагалища и мышц этого очень чув­ствительного отверстия, ощущения в матке и яични­ках. Почувствуйте полностью свое тело. Теперь на­правьте свое сознание на то, чтобы почувствовать губы, зубы и язык. Прикоснитесь языком к губам, почув­ствуйте, какие они теплые, их влажность, мягкость и фактуру поверхности. Потом направьте свое сознание на остальную часть тела - вашу сексуальность опре­деляют те же ощущения, которые дают вам сигнал о том, что вы - живое существо. На этом наиболее базо­вом уровне сенсорного опыта ваша сексуальность не более отделена от вас самих, чем ваше дыхание или биение сердца. Может быть, вы и не всегда можете осознавать эти чувства, которые лежат в основе вашей сексуальности, но они, тем не менее, всегда здесь, они часть вас и вашего самочувствия.

Одним из важнейших следствий этого сенсор­ного опыта является то, что он отделяет сексуальность от критериев; здесь нет правильного и неправильно­го, привлекательного или отвратительного, большого, маленького, плохого, хорошего, достойного гордости или стыдного. Здесь есть только ощущения. Каждый из нас обладает критериями (и значениями критериев),

С Горин. НЛП: техники россыпью

которые накладываются на сексуальность. Ваши ро­дители, сверстники, образовательные учреждения и средства массовой информации оказали огромное вли­яние на то, что считается в отношении секса привле­кательным, уместным и правильным. Последователь­ность упражнений, описанных выше, позволяет вам вернуться к первозданному ощущению собственной сексуальности и таким образом дает вам возможность испытывать сексуальные переживания, сбросив бре­мя навязанных вам критериев. Это также дает вам воз­можность создать собственные критерии для подоб­ных переживаний. Это важный шаг для того, чтобы добиться большого удовлетворения от сексуальной активности. Это помогает привести в соответствие между собой приятные физиологические реакции, эмоции и внутренние процессы, из которых склады­ваются приносящие удовлетворение сексуальные от­ношения.

7. Подобно тому, как вы уже делали это рань­ше, направьте сознание на свои ощущения и обратите внимание на то, какие приятные ощущения вы испы­тываете в настоящий момент, включая эмоции, части тела, в которых вы чувствуете приятные ощущения, тепло и возбуждение внутри тела и на его поверхнос­ти. Например, чувство, которое вы испытываете пря­мо сейчас, читая эту фразу, может быть любопытством, при этом нижняя часть вашего лица расслаблена, мыш­цы вокруг глаз и в теле приятно напряжены, вы чув­ствуете тепло во рту и в руках. Прежде чем читать даль­ше, изучите свои ощущения, чтобы обнаружить эти приятные эмоции и ощущения.

8. Проявляя внимание к эмоциям, вы можете выбирать себе эмоциональные состояния, подбирая для их выражения наиболее адекватные действия. Выберите из этого списка эмоций те, которые вы ис­пытываете, и те, которые возможны в сексуальном контексте. Эмоциональные состояния могут быть, на­пример, такими: одиночество, скука, замешательство, любовь, возбуждение, сила, привязанность, романтич­ность, нежность.

В свободном полете

На минуту задумайтесь, какие чувства вы ис­пытываете и хотите испытывать, а потом перечис­лите их.

ЭМОЦИИ, КОТОРЫЕ Я ХОЧУ ИСПЫТЫ­ВАТЬ, КОГДА ЗАНИМАЮСЬ СЕКСОМ__________

9. А теперь как вы отличаете с точки зрения ощущений одно эмоциональное состояние от друго­го? Когда дочитаете до конца этот абзац, выберите одно из перечисленных вами эмоциональных состояний и определите, из каких ощущений складывается для вас это эмоциональное состояние. Например, привязан­ность выражается в том, что вы улыбаетесь губами и глазами, у вас расслаблены лицо и торс, вы чувствуете тепло в теле, чувствуете, что хотите прикоснуться ру­ками к вашему любимому человеку и так далее. Опре­делите сейчас эти ощущения.

10. Сделав это, определите, по крайней мере, три способа, которые адекватно и с пользой для ва­ших взаимоотношений могут это чувство выразить. Если взять в качестве примера привязанность, то для того, чтобы выразить это чувство, вы можете нежно приласкать своего любимого человека, ошеломить его (ее) страстным объятием или поцелуем, сказать, что вы любите его (ее). Прежде чем продолжать чтение, определите по меньшей мере три способа выразить выбранное вами чувство.

СПОСОБЫ АДЕКВАТНО ВЫРАЗИТЬ ЭТО ЧУВСТВО___________________________________

11. Теперь прорепетируйте для себя эти спосо­бы действия, найдя для этого подходящую ситуацию и представив, что вы проделываете все это со своим любимым человеком. Если вы чувствуете неловкость или опасения, когда представляете себе это, то внеси­те изменения в свои действия (или то, что их порож­дает) мысленно так, чтобы вы чувствовали себя сво­бодно, совершая их. Обязательно измените то, что нуж­но, чтобы суметь повести себя так, как вы решили, поддерживая желаемое эмоциональное состояние.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Представьте, как вы совершаете эти новые действия, прежде чем читать дальше.

12. Сделав это для одного из выбранных вами эмоциональных состояний, пройдитесь по своему списку, определяя для каждого чувства те ощущения, которые его характеризуют, и по три способа выра­зить каждое из этих чувств. Затем отрепетируйте мыс­ленно каждое из этих действий так, как вы уже это делали, как можно ярче представляя себе эти действия мысленно. Сделав это сейчас, вы сможете достигать и поддерживать эти желаемые эмоциональные состоя­ния и использовать адекватные средства их выраже­ния в будущем.

Цель упражнений, через которые мы вас про­вели, заключается в том, чтобы научить вас осозна­вать свои чувства во время сексуальных взаимоотно­шений и привести ваши действия в соответствие с адекватными критериями сексуальности и их значе­ниями. Мы познакомили вас здесь с процессами, ко­торые призваны стать основой вашего поведения, и в случае необходимости вы всегда можете использовать их в качестве ресурса. Мы дали вам упражнения, цель которых была сконцентрировать ваше внимание на тех чувствах, которые вы испытываете непосредственно во время занятий сексом, но глобальная цель (в том, что касается секса) заключается в том, чтобы вы авто­матически отслеживали любые ощущения, получая немедленно сенсорную информацию. Эта немедлен­но полученная информация может быть использована как обратная связь для того, чтобы изменить что-то сразу же, чтобы достичь большего удовольствия. Это придет с опытом. В это же время вы получили новые опыт, понятия, поведенческий и сенсорный выбор, выполняя предложенные нами упражнения. Поэтому, пока вы не научитесь действовать автоматически в подобных ситуациях, касающихся секса, используйте то, чему вы научились, проделав эти упражнения, для того, чтобы сконцентрировать свое сознание на тех действиях, благодаря которым можно получить удо­вольствие. Когда вы будете испытывать более сильное




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.