Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следы шин




Детальный осмотр места ДТП

Включает в себя:

1. Осмотр участка проезжей части для обнаружения, фиксации и изъятия разнообразных следов.

2. Осмотр трупа.

3. Осмотр транспортных средств.


Наиболее целесообразной является такая последовательность ос­мотра следов и объектов на месте дорожно-транспортного происшест­вия:

— осмотр, фиксация и изъятие следов жидкостей, сыпучих ве­ществ, мелких объектов;

— осмотр стойких следов транспортных средств (торможения, час­тей транспортных средств на препятствиях, сооружениях, деревьях и т.д.), следов и веществ биологического происхождения;

— осмотр трупа и транспортных средств.

Первая группа объектов и следов подвержена быстрому изменению и уничтожению. Поэтому они должны осматриваться, фиксироваться (описываться, фотографироваться) и изыматься в первую очередь. Следы второй группы более устойчивы, поэтому их осмотр, а также фиксация и изъятие без ущерба для дела могут быть произведены после осмотра легко изменяющихся следов.

Объекты третьей группы можно после их фотографирования, от­метки мелом или краской точного положения на проезжей части доро­ги, улицы переместить на обочину дороги, тротуар. Такая необходи­мость нередко возникает при осмотре мест происшествий на дорогах и улицах с интенсивным движением, на путях городского электротран­спорта.

Измеряется расстояние от объектов осмотра до элементов дороги. Фотографирование осуществляется с применением масштабной ли­нейки. Описав положение и зафиксировав расстояние следов и объек­тов в отдельности, с помощью специалиста-автотехника можно опреде­лить происхождение частей транспортных средств, масел и других жидкостей, используемых для обеспечения работы механизмов.

Следы и объекты после их осмотра и описания изымаются и упако­вываются в бумажные и полиэтиленовые пакеты. При этом осколки стекла помещаются в один пакет, если они находились в одном месте. Следы сыпучих веществ также помещаются в отдельные пакеты. Недо­пустимо смешение этих веществ. Следы масел и других жидкостей изымаются (соскабливаются) вместе с поверхностным слоем асфальта, дерева, грунта. Кроме того, изымаются контрольные образцы поверх­ностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п. Значение следов жидкос­тей, сыпучих веществ и мелких объектов (краски, осколков стекла и т.д.) возрастает в случаях, когда предстоит розыск транспортных средств и доказывание их причастности к происшествию.


На месте ДТП могут остаться следующие виды следов шин: отпечатки, следы скольжения, следы проскальзывания.

Отпечатки — это следы, оставленные протекторами шин, когда ко­леса транспортного средства свободно вращаются (динамические или следы качения) или транспортное средство длительное время стоит (статические). Отпечатки хорошо видны как вдоль, так и поперек следа. В зависимости от вида и состояния дорожного покрытия эти следы могут быть как объемные, так и поверхностные (наслоения, от­слоения). Объемные следы образуются на мягком грунте (земле, пыли, снегу). Поверхностные следы образуются на твердом покрытии дорог (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования автомобиля (мотоцикла, мотороллера), одежде потерпевшего при наез­дах. Поверхностные следы могут быть позитивные, в них отображаются только выступающие части рисунка протектора и негативные, обра­зующиеся за счет грязи или красящих веществ, застрявших в углубле­ниях протектора. При этом рельефные (выступающие) части образуют пробелы. Часто одни и те же поверхностные следы шин на одних участ­ках дороги могут оказаться позитивными, на других — негативными.

Следы скольжения-юза — это полосы, оставленные на дороге смеща­ющимися шинами заторможенных, не вращающихся колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора не виден поперек следа, но оставляет опре­деленное количество продольных линий. Если шина скользит парал­лельно оси колеса, то ширина следа равна габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка не видны.

Следы проскальзывания — следы, которые являются результатом одновременного скольжения и вращения колес.

При осмотре сравнительно легко обнаружить объемные следы ко­лесного транспорта на мягком грунте (земле, снегу). Гораздо труднее отыскать следы на асфальте. Иногда поверхностные следы можно об­наружить только при косо падающем освещении. Поверхностные по­зитивные следы хорошо видны на покрытии дороги (асфальте, бетоне) после того, как колеса переехали участки дороги, покрытые водой, пылью, грязью и т.п. Негативные следы шин можно обнаружить в конце следа торможения, когда колеса, двигаясь некоторое расстояние по асфальтированному или бетонному покрытию дороги «юзом», вби­рают в себя стирающиеся частицы протектора и грязь с покрытия до­роги. При полной остановке транспортного средства эти частицы, вы-


падая из углублений участка протектора, отображают рисунок его стро­ения. Особенно четким отображение бывает в следах шин с мелким рисунком протектора.

Следы торможения — наиболее важные объекты, подлежащие ос­мотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для уста­новления ряда обстоятельств: направления движения и скорости авто­мобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомо­биля и др. (рис. 41).

Рис. 41. Тормозной след автомобиля: 1 — след протектора типы;

' 2 — след торможения протектора с одновременным проворачиванием колеса;

3 — след при блокированном (невращающемся) колесе (юз)

Характер следов торможения служит ключом к расшифровке действий водителя и движения машины, ее технического состояния и т.д. Так, криволинейные следы отпечатков протектора могут сви­детельствовать о попытке избежать происшествия торможением и маневром.

Прерывистые следы торможения иногда свидетельствуют о том, что машина двигалась с большой скоростью, и водитель, предотвращая опрокидывание автомобиля от резкого торможения, постепенно сни­жал скорость. Измерение и фиксация характера следа торможения яв­ляются крайне важными, так как на этой основе с учетом других дан­ных (коэффициенты сцепления шин с дорогой и эксплуатационные условия торможения, время нарастания замедления при экстренном


торможении, величина угла профильного уклона дороги) специалист может установить скорость движения автомашины.

Процесс торможения технически исправного автомобиля характе­ризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процес­се торможения прямолинейно. Отклонение от прямой может быть объ­яснено, например, наличием поперечного уклона дороги. Если же не все колеса блокируются одновременно, то машина будет отклоняться в сторону ранее заблокированных (левых или правых) колес. Такие следы могут указывать на неправильную регулировку тормозов.

На обледенелой дороге не происходит достаточного сцепления шины с дорожным покрытием и следы не имеют ярко выраженного характера. Скольжение колес вызывает подтаивание льда, который затем подмораживается, а значит, приобретает другой вид. Это явление и позволяет обнаружить следы движения невращающихся (затормо­женных) колес.

В начале торможения передняя часть машины под действием раз­личных сил опускается и происходит «клевок». При этом увеличивает­ся давление на шины колес, возрастает площадь контакта шины с доро­гой. Вот почему следы торможения вращающихся колес имеют вид отпечатка, размеры которого несколько больше размеров рисунка про­тектора. Его границы четкие, но по мере замедления вращения колес расплываются, исчезая в следах скольжения.

В следах торможения иногда наблюдаются перерывы, возникаю­щие как в результате действий водителя, так и по техническим причи­нам (скольжение колес по частично мокрой дороге, неправильная рас­точка тормозного барабана).

Водитель может прекратить торможение, полагая, что опасность миновала, но, осознав после этого ее реальность, вновь затормозить. На участках мокрой дороги скользящее колесо не оставляет следов, поскольку водная пленка уменьшает сцепление, следы образуются только на сухих участках. При высыхании воды они частично утра­чиваются.

Следы торможения колес с шипами противоскольжения имеют не­которые особенности. В результате трения шипы повреждают поверх­ность дороги. В следах стирания резины шины они оставляют продоль­ные параллельные царапины. В следах качения царапины короткие, а в следах скольжения — более длинные.

. Тщательное изучение следов торможения позволяет выявить и не­которые технические неисправности автомобиля, в частности непри­годные для эксплуатации шины. Форма шины колеса с неизношенным протектором округлая. Вызываемая торможением поперечная дефор-


мация уменьшает округлость беговой дорожки, увеличивая площадь контакта шины с дорогой. Стирание резины происходит равномерно по всей ее ширине. Если протектор полностью изношен, то беговая дорож­ка становится менее упругой, чем боковые части шины. Последние стираются в большей степени, чем середина, что обнаруживается в конце следа торможения. Форма окончания следа торможения шины с отсутствующим протектором имеет вид полуэллипса, обращенного от­крытой стороной в направлении движения автомобиля.

Следы торможения следует отличать от других следов. Внешне на след скольжения похож след волочения потерпевшего. По цвету он' почти не отличается от следа торможения, однако в нем присутствуют частицы измельченной трением ткани, царапины от пуговиц, крючков, металлических предметов и др.

Следы торможения могут быть простыми и сложными. Простые следы располагаются параллельно дороге или отклоняются от ее про­дольной оси. По форме следов можно определить действия водителя:

движение, параллельное оси дороги; маневр влево или вправо.

Сложные следы образуются при пересечении следов торможения передних и задних колес. Сложность анализа таких следов заключается в разграничении отображений передних и задних колес. При этом сле­дует помнить, что в процессе торможения происходит занос задних колес, имеющих большее сцепление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.