Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осмотр транспортного средства




Транспортные средства, находящиеся на месте происшествия, осмат­риваются, как правило, после осмотра, фиксации и изъятия следов и предметов, подверженных быстрому изменению и уничтожению, и одновременно с трупом или сразу после него.

Осмотр транспортных средств начинается с уяснения их положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ори­ентирам, определенным в процессе общего осмотра (дорожным знакам, перекресткам, сооружениям), другим транспортным средствам и трупу. Осмотр транспортных средств на месте происшествия осуществляется двумя методами: статическим и динамическим. При статическом ос­мотре транспортное средство воспринимается как элемент обстановки места происшествия, занимающий определенное положение по отно­шению к окружающим его объектам. Оно фотографируется, наносится на схему дорожной обстановки.

В протоколе осмотра указывается, какое это транспортное средство, его тип (вид), модель, регистрационный номер, цвет, характер груза, его количество, вес, и т.д.; где находится транспортное средство (на проез­жей части, на тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке, пешеходном переходе и т.д.), как расположено на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя часть (бампер, крюк), правая и левая стороны (шины, борта кузова) от элементов дороги, других транспортных средств, трупа, а также объектов, избранных следовате-


лем В качестве ориентиров. Эти объекты-ориентиры избираются в про­цессе общего осмотра дорожно-транспортного происшествия.

Определяя положение транспортного средства по отношению к эле­ментам дороги (бордюру, обочине, линии разметки), указывается, куда обращена передняя часть транспортного средства. Осмотр транспорт­ного средства рекомендуется начинать с его передней части. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на частях автомобиля: передней, боко­вых, кабины и кузова. Отыскиваются следы рук человека, фиксируется их форма, положение на частях автомобиля, размеры и высота над уровнем земли. Так же тщательно осматривается и задняя часть. Важ­ное значение имеет обнаружение и фиксация динамических следов, образующихся на транспортном средстве в момент столкновения с дру­гим транспортным средством или какой-либо преградой. Динамичес­кие следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Вмятина — углубление, образованное за счет остаточной деформа­ции, воспринимающей поверхности от удара. Царапина — линейное повреждение от скользящего соприкосновения с деталями рельефа другого транспортного средства. Разрез — линейное нарушение целост­ности материала, образуемое от скольжения твердой, острой детали по более мягкому следовоспринимающему материалу. Задиры — мелкие разрывы металла или покрытия, глубина которых более их ширины. Образуются при контакте примерно равных по жесткости поверхнос­тей. Соскобы (отслоения) — удаление верхнего слоя поверхности дета­ли или части транспортного средства. Наслоение — наложение вещест­ва с поверхности следообразующего объекта.

Анализ следов столкновения позволяет определить направление силы, вызвавшей повреждения, что, в свою очередь, способствует уста­новлению места первичного контакта автотранспортных средств и угла их столкновения.

По форме вмятины представляется возможным судить о том, какой частью (деталью) образовано повреждение. Поверхность вмятин и ее краев позволяет установить направление движения объекта, оставив­шего след.

При осмотре царапин обращают внимание на их направление. Оп­ределение начала и конца царапины производится обследованием грунтовки в зоне царапины. Отслоившаяся грунтовка имеет каплеоб­разную 4юрму, ее широкий конец направлен в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам каплеобразного


отслоения грунтовки, также направлены в сторону приложения силы. Изучение посторонних включений в царапинах (краска, резина, стекло, грязь и т.п.) помогает в установлении детали, оставившей след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боко­вой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит другой авто­мобиль, деталь которого образовала царапину, резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это означает резкое снижение скорости (торможение) автомобиля, на котором имеется царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой жесткой частью он мог быть оставлен, не имеется ли на гранях разреза наслоений краски, грунтовки и других частиц от детали, причинившей разрез.

' Для определения линии столкновения сопоставляют парные следы на обоих транспортных средствах, совпадающие по своему расстоянию от поверхности грунта, локализации, механизму образования, форме, размерам. Определив следы первичного контакта, устанавливают линию столкновения для каждого транспортного средства в отдельнос­ти, а затем, сопоставив обе линии столкновения так, чтобы одна из них являлась продолжением другой, выясняют взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения.

При осмотре нижней части автомобиля могут быть обнаружены следы крови, мышечные волокна, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды. Они находятся чаще всего на выступающих частях пе­реднего и заднего моста, передней оси, рессорах, картере двигателя. Нижнюю часть транспортного средства лучше осматривать из смотро­вой ямы и поэтому его доставляют в какой-либо гараж, ремонтную мастерскую или станцию технического обслуживания. Перемещение транспортного средства возможно лишь в хорошую, сухую погоду. В ненастное время нижняя его часть будет забрызгана грязью и имев­шиеся пятна крови, мозгового вещества, волосы, волокна одежды по­терпевшего могут быть утрачены.

В ходе осмотра необходимо изъять и упаковать следы, вещества, предметы: осколки стекла от разбитых фар, подфарника или ветрового стекла. Влажными марлевыми тампонами снимаются пятна крови, после чего марля высушивается.

Осмотр транспортного средства обычно заканчивается проверкой технического состояния: тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных средств.

В ходе проверки тормозной системы производятся опытные заезды инспектором ГИБДД с применением торможения раздельно ручным и ножным тормозами. Если замедление автомобиля измерялось с помо­щью деселерометра или деселерографа, то об этом также указывается в


протоколе осмотра места происшествия и отражаются показания дан­ных приборов. Лента деселерографа изымается и прилагается к прото­колу осмотра места происшествия.

При выяснении состояния рулевого управления измеряется вели­чина люфта колеса с помощью специального прибора.

Давление в шинах проверяется с помощью манометра, о чем дела­ется отметка в протоколе осмотра места происшествия. В нем же фик­сируется и состояние протектора.

В случае если транспортное средство осматривается не на месте ДТП, то описывается, а также фотографируется рисунок протектора, его особенности. Это важно тогда, когда водитель скрылся с места про­исшествия.

Если ДТП случилось в ночное время и фары не повреждены, уста­навливается освещенность пути фарами осматриваемой машины путем включения ближнего и дальнего света. Об этом делается соответствую­щая запись в протоколе с указанием видимости в метрах освещаемого пути.

Следы и повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, опи­сываются по общим правилам фиксации результатов следственного осмотра: с указанием точного места их расположения, наименования узла и детали транспортного средства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.