Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение судебных экспертиз




Судебно-технические эаспертизы (летная, летно-техни-ческая, авиационно-техническая, метеорологическая, химическая, по-жарно-техническая, экспертизы, связанные с работой средств связи и сигнализации, расшифровкой магнитных лент с записью радиоперего­воров и др.) — служат для выяснения вопросов, касающихся выполне­ния полетного задания, качества пилотирования, управления воздуш­ным движением, метеорологических и других условий полета, техни­ческого состояния воздушных судов, наземных средств управления, оборудования аэропортов.

Перед экспертами ставятся следующие примерные вопросы:

какова непосредственная причина авиационного происшествия? нарушены ли правила безопасности полетов воздушных судов, если нарушены, то какие, кем не соблюдались эти правила и на ком лежала обязанность по обеспечению их соблюдения, какое они имели значение в данном авиапроисшествии?

была ли техническая возможность в создавшейся аварийной обста­новке предотвратить последствия авиационного происшествия? Экспертизы проводятся:

1) По оценке действий конкретных членов экипажей воздушных судов.

2) По оценке действий работников управления воздушным движе­нием, других наземных служб.

3) Относительно метеорологических условий полета.


4) По оценке технического состояния воздушного судна.

5) По техническому состоянию наземного авиационного оборудо­вания.

6) При необходимости установления факта и причин пожара.

По оценке действий конкретных членов экипажей воздушных судов:

какие конкретно и кем из членов экипажа допущены нарушения правил и какое влияние эти нарушения оказали на исход полета?

отвечала ли требованиям правил и наставлений подготовка экипа­жа для полетов на данном типе воздушного судна и для выполнения конкретного полетного задания?

правильно ли действовали в сложившейся конкретной обстановке члены экипажа?

были ли выполнены экипажем (или отдельным членом экипажа) все действия, необходимые для предотвращения авиапроисшествия?

достаточно ли времени было предоставлено экипажу для отдыха перед полетом в рейс и правильно ли он его использовал?

По оценке действий работников управления воздушным движением:

правильно ли оценил создавшуюся обстановку руководитель поле­тов (диспетчер), какие он допустил нарушения при принятии решения и какое влияние эти нарушения оказали на исход полета?

в соответствии ли с правилами подавались команды руководителем полетов (диспетчером) на борт воздушного судна, если нет, то какое влияние это оказало на исход полета?

были ли использованы руководителем полетов (диспетчером) все имевшиеся в его распоряжении средства помощи экипажу воздушного судна, чтобы избежать авиапроисшествия?

Относительно метеорологических условий полета:

соответствовала ли фактическая погода прогнозируемой?

правильно ли было организовано метеообеспечение полета воздуш­ного судна?-

своевременно ли было передано штормовое предупреждение работ­ником службы движения экипажу воздушного судна?

По оценке технического состояния воздушного судна:

является ли данное повреждение воздушного судна (элементов его конструкции) причиной авиационного происшествия или оно его след­ствие?

с каких частей началось разрушение воздушного судна в момент происшествия и в какой последовательности оно происходило?

где началось (происходило) разрушение воздушного судна (эле­ментов его конструкции) — на земле или в воздухе?

работали ли двигатели воздушного судна до момента начала аварий­ной обстановки на заданных режимах, если нет,, то по какой причине?


проводился ли последний ремонт (обслуживание перед полетом) воздушного судна в соответствии с действующими регламентом и тех­нологией?

были ли исправны приборы воздушного судна (указать какие кон­кретно) к моменту авиационного происшествия?

явилось ли разрушение тяги руля высоты результатом неправиль­ного крепления или она разрушилась вследствие удара воздушного судна о землю либо от других причин?

в каком виде («включено», «выключено», «нейтральное положе­ние») находился тумблер в момент удара о землю?

был ли подготовлен к полету самолет (вертолет) в соответствии с действующими требованиями?

По техническому состоянию наземного авиационного оборудования:

исправна ли была аппаратура, связанная с управлением воздушным движением (радиолокационная, связи)?

соответствовала ли ВПП условиям приема (выпуска) воздушного судна (вообще, в данном конкретном случае), если нет, то повлияло ли это на авиационное происшествие?

исправной ли была система светообеспечения?

Помимо перечисленных, могут быть поставлены вопросы, связан­ные с авиапроисшествием (лишь при необходимости):

каковы были скорость, высота полета, загрузка, центровка, отклоне­ние от воздушной трассы (при взлете, в полете, на заданном эшелоне, при снижении, при посадке)?

не было ли столкновений с препятствиями, обледенения воздушного судна, воздействия на него грозовых разрядов, превышения кренов и т.п.?

При необходимости установления факта и причин пожара:

каков очаг возникновения пожара?

какова непосредственная причина пожара?

какие обстоятельства способствовали возникновению пожара?

где начался пожар — в воздухе или на земле?

что произошло раньше — пожар или авиационное происшествие?

являются ли данные предметы (вещества) огнеопасными?

относится ли данное вещество к самовозгорающимся и могло ли оно самовозгореться при данных условиях?

соблюдались ли на воздушном судне правила противопожарной безопасности, если нет, то какие правила были нарушены?

все ли меры безопасности были приняты экипажем?

Криминалистические экспертизы

Трасологическая экспертиза назначается с целью определения меха­низма и последовательности разрушений деталей и конструкции воз­душного судна.


Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

является ли пробоина результатом воздействия определенной дета­ли, осколков?

каково направление срыва заклепок?

В тех случаях, когда нужно установить, относятся ли исследуемые объекты (обломки, осколки, обрывки) к одному предмету:

составляли ли ранее единое целое два представленных фрагмента (например, тяги управления рулем высоты)?

является ли данный кусок металла частью такой-то детали (узла, конструкции и т.д.) воздушного судна?

произошло ли разрушение данного элемента конструкции воздуш­ного судна в воздухе или в результате удара о землю?

При необходимости исследования следов на одежде и обуви членов экипажа для определения их положения в момент авиапроисшествия:

не являются ли следы на обуви данного члена экипажа следствием контакта с педалью во время удара судна о землю?

результатом чего могли явиться имеющиеся на одежде данного члена экипажа характерные повреждения?

Баллистическая экспертиза назначается для исследования следов

взрыва.

Перед экспертами ставятся следующие вопросы:

является ли наблюдаемое повреждение детали самолета (вертоле­та) результатом воздействия взрывной волны?

не является ли пробоина на части облицовки воздушного судна

осколочной?

не может ли быть представленный на исследование кусок металла

частью оболочки взрывного заряда, устройства?

имеются ли на представленных на исследование обломках воздуш­ного судна следы взрыва?

где произошел взрыв — в воздухе или на земле?

Судебно-медицинская экспертиза

Помимо обычных вопросов о причинах смерти или тяжести те­лесных повреждений перед экспертами ставится ряд дополнитель­ных:

присутствуют ли в организме членов экипажа, а при необходи­мости и пассажиров алкоголь, токсические вещества, угарный газ?

имеются ли у пострадавших следы взрывов, ожогов, огнестрельных, резаных и иных ранений?

Медико-трасологическая экспертиза может установить:

каковы были поза, действия и, по возможности, намерения пилотов в аварийной ситуации?


каковы предположительные действия каждого члена экипажа в пе­риод, непосредственно предшествовавший авиационному происшест­вию?.

в каких условиях находился экипаж в аварийной ситуации (пожар, огнестрельное ранение и т.п.)?

Медики совместно с авиационными специалистами могут решить:

кто управлял воздушным судном в момент катастрофы — летчик

или автопилот?

находились ли члены экипажа на своих местах в момент авиацион­ного происшествия?

В отношении погибших пассажиров перед судебно-медицинской экспертизой в отдельных случаях необходимо поставить дополнитель­ные вопросы относительно кислородного голодания, отравления угар­ным газом, наличия следов пожаров и взрывов, а также огнестрельных и резаных ранений.

Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза проводится только в отношении здо­ровых лиц и по вопросам, не связанным с диагностикой каких бы то ни было психических расстройств.

Экспертам-психологам в зависимости от ситуации задают две груп­пы вопросов, касающихся:

1. Установления наличия или отсутствия у субъекта в момент авиа­ционного происшествия состояния физиологического аффекта.

2. Определения факта и степени влияния особенностей психичес­кой деятельности субъекта на успешность выполнения им своих про­фессиональных функций в момент авиапроисшествия.

По первой группе:

находился ли субъект в момент совершения конкретных действий в состоянии физиологического аффекта?

какое влияние это могло оказать на выполнение профессиональных

функций?

По второй группе:

могла ли сложившаяся в полете ситуация вызвать изменение пси­хического состояния членов экипажа?

могло ли изменение психического состояния членов экипажа по­влиять на качество выполнения ими своих профессиональных функ­ций в полете?

исходя из условий полета, мог ли субъект правильно воспринимать конкретную информацию, необходимую для успешного выполнения своих профессиональных функций (например, факт и степень влияния освещенности кабины экипажа на процесс и качество восприятия по­казаний приборов и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.