КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шевчук Денис Александрович 9 страницаДжордано Бруно избежал крайностей антропоцентризма Высокого Возрождения. Однако в согласии с возрожденческими гуманистическими традициями он много размышляет над сущностью человеческих добродетелей и пытается дать им оценку. Бруно считает, что человек должен превратиться из раба жизни, стремящегося только к самосохранению, в ее активного деятеля. Этому способствует понимание той истины, что человек приобретает бессмертие не в религиозном смысле, а как частица мировой целостности; жизнь не ограничена ее земными формами, а вечно продолжается в иных формах в бесчисленных мирах. Стремление активного человека-деятеля к познанию философской истины и труду Бруно называет «героическим энтузиазмом». В работе «О героическом энтузиазме» он приходит к мысли, что существует два типа энтузиазма: для одних он есть просто неразумный порыв, для других — разумное стремление к единому, истинному. «В итоге такие люди говорят и действуют уже не как сосуды и орудия, но как главные мастера и деятели»1. В основе учения Бруно о человеке находится его концепция единой субстанции. Несмотря на то, что тело, взятое само по себе, ниже души, взятой самой по себе, тело необходимо для души в качестве ее осуществления, а душа необходима для тела в качестве его формообразующего принципа. «Героический энтузиазм» не есть чисто духовное чувство и чисто духовный порыв. Он охватывает и все телесное, зажигая его своим духовным огнем и через эту телесность он и становится подлинно героическим. Философские и естественнонаучные идеи Джордано Бруно внесли огромный вклад в преодоление схоластического мировоззрения. Его последовательный пантеизм, не ограниченный ни теизмом, ни антропоцентризмом, выходил за рамки классической возрожденческой традиции. Учение Бруно явилось существенным шагом к иному типу мировоззрения — мировосприятию Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой, она являет собой пример активного «героического энтузиазма», о котором он так глубоко размышлял. Того энтузиазма, который «...ничего не боится и из любви к божественному (истинному) презирает другие удовольствия и совсем не думает о жизни»2.
1 Бруно Дж. Диалоги. С. 304. 1 Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953. С. 52. Там же. С. 54. * * * Глаба 6
Все вышеизложенное показывает, что философская мысль итальянского Возрождения XIV —XVI вв. находилась в постоянном развитии. Ее становление шло от полного или частичного признания средневекового мировоззрения к частичному или полному его отрицанию. Мистический пантеизм XV в., ограниченный теизмом и антропоцентризмом, к XVI в. принимает формы натуралистического пантеизма, часто имеющего материалистическую окраску. Диалектический метод, вначале разрабатываемый на основе умозрительного знания, на более поздних этапах находит опору в опытно-эмпирическом знании. Возвысив человека до состояния Бога, а затем разочаровавшись в радикальных формах антропоцентризма, мыслители итальянского Возрождения не утратили оптимизма в оценке возможностей человека, обратившись к его деятельно-познавательной сущности. Устремления этого нового человека хорошо выразил Т.Кампанелла: Я в горстке мозга весь, — а пожираю Так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит — Я с голоду все время умираю... Меня желанье вечное томит: Чем больше познаю, тем меньше знаю. Философия итальянского Возрождения — своеобразный, самостоятельный этап в развитии западноевропейской философской мысли. Историческое значение этой философии заключается в том, что она, опираясь на античные и арабские источники, средневековые ереси и мистику, а также открытия в области естественных наук, преодолела схоластический догматизм средневековой философии и содействовала возникновению рациональной критической философской методологии и росту авторитета науки. Диалектические, гносеологический, онтологические и этические идеи итальянской возрожденческой философии оказали значительное воздействие на развитие философии этого периода в других европейских странах и явились фундаментом для возникновения философского мышления Нового времени. Цит. по: Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 192. Философия Нового времени
конце XVI — начале XVII в. в передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический способ производства. Разложение феодальных отношений и возникновение капиталистических изменяет всю духовную жизнь общества. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам развития науки о природе. И. Ньютон формулирует основные законы классической механики, открывает закон всемирного тяготения. У. Гарвей делает открытие кровообращения и исследует его роль. Значительный вклад в развитие механики, физики, математики вносят выдающиеся философы Р. Декарт и Г. Лейбниц. Усилия ученых концентрируются на собирании, описании и классификации фактов. Широко применяются способы и приемы изолированного изучения отдельных объектов. На целое смотрят как на механическую сумму частей, а отдельные части нередко наделяются свойствами целого. Такие приемы распространяются и в философии, что приводит к созданию механистического материализма с присущим ему метафизическим методом исследования окружающего мира. Свою главную задачу философы и естествоиспытатели видят в увеличении власти человека над природой и в совершенствовании самого человека. Бесплодная схоластическая псевдонаука, которая основывалась на церковном авторитете и умозрительных обобщениях, постепенно уступает место новой науке, опирающейся прежде всего на практику. Бурное развитие естествознания, особенно механико-математических наук оказало сильное влияние на развитие философии. Перед философией на одно из первых мест выдвинулась задача создания и обоснования методов научного познания. § 1. Философские взгляды Бэкона и Гоббса Ф.Бэкон — основатель опытной науки и философии Нового времени Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы, был видный английский политический деятель и великий философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626). Сын высокопоставленного английского сановника, Бэкон и сам со временем стал занимать высокие государственные посты. Сначала был членом парламента, потом лордом-хранителем печати, затем лордом-канцлером. Философия Бэкона возникла в атмосфере общего научного и культурного подъема Европы. Как и многие передовые умы своего времени, он твердо встал на путь освобождения науки от схоластики и церковной догматики, но вместе с тем остался верен идее Божества и Высшего Разума, что и прослеживается во всех его философских трудах. В главном произведении Бэкона — «Новом Органоне» представлены материалистические взгляды на природу и дано обстоятельное обоснование индуктивному методу и его роли в познании. Важной работой была также его утопия — «Новая Атлантида». В этом сочинении Бэкон раскрывает прежде всего роль науки и техники для развития производства, роста материального благосостояния и всестороннего развития общества. Высшей задачей познания Бэкон считал завоевание природы и совершенствование человеческой жизни. Знание — сила, но силой оно становится, если опирается на исследование явлений природы, само «повинуется» природе и руководствуется познанием ее законов. Предметом философии по Бэкону должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы. Бэкон — родоначальник материализма и эмпиризма Нового времени. В понимании материи он не был типичным механицистом и говорил о качественной разнородности материи, имеющей многообразные формы движения. Для Бэкона вечность материи и движения — само собой разумеющийся, не нуждающийся в обосновании факт. Однако все многообразие форм движения в природе он ограничивал девятнадцатью видами, относя сюда со- ___ ^ противление, инерцию, колебание и тому подобные, порой наивно представляемые им формы движения. Из этого очевидна склонность Бэкона к материализму. Но учение о материи, природе им было разработано недостаточно, так как его интересовали прежде всего проблемы научного познания. В отличие от античных философов, как писал сам Бэкон, он не дает «никакой, всеобщей и цельной теории. Ибо, кажется, еще не пришло для этого время»'. Его материализм обнаруживается главным образом в учении о методе и о познании. Но и здесь Бэкон постоянно прибегает к понятию Бога, подчеркивает, что даже самые выдающиеся успехи науки отражают лишь «вторичные причины», за которыми скрывается всемогущее и непознаваемое Божество. По мнению Бэкона, прогресс естественной философии ведет к разрушению суеверия и к укреплению веры, он считал, что «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии»2. Материализм Бэкона был деистическим. Бог для Бэкона — первопричина мира3. При.этом Бэкон непоколебимо отстаивал познаваемость природы, считая, что вопрос о познаваемости природы решается не спорами, а опытом. Природа познаваема, но на пути познания имеется множество препятствий, заблуждений, которые засоряют сознание людей. Бэкон различает четыре вида заблуждений — четыре вида «идолов» (ложных образов), или призраков. Это «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра». ■«Идолы рода» ведут к ложным представлениям о мире и являются следствием ограниченности человеческого ума, органов чувств. Люди к природе вещей примешивают свою собственную природу, искажая, таким образом, действительную картину мира. Поэтому показания своих чувств люди постоянно должны сопоставлять с вещами, предметами природы, проверять их правильность и уменьшать вред, наносимый познанию призраками рода. 1 Бэкон Фрэнсис. Соч.: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 1977 — 1978. Т. 2. С. 68. 2 Там же. Т. 1. С. 89. Деизм — учение, согласно которому признается существование Бога в качестве первопричины мира. Мир, будучи сотворенным Богом, в дальнейшем подчинен действию естественных законов.
«Идолы пещеры»- — это ложное восприятие действительности, свойственное отдельным людям, или индивидуальное заблуждение человека. Каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о явлениях мира. «Призраки пещеры» вытекают из прирожденных свойств индивида, его образования, воспитания и т.п. «Идолы рынка» — это ложные понятия, которые порождены употреблением неправильных слов, распространенных чаще всего на рынках. В одни и те же слова люди часто вкладывают различное понимание, что ведет к безрезультатным, пустым спорам и затрудняет познание вещей природы. «Идолы театра»- — это неправильное представление о мире, возникшее на основе некритического усвоения различных философских взглядов и систем. Подобные представления изображают вымышленную картину мира, а не действительную природу вещей. В критике «идолов» Бэкон пытался освободить сознание людей от пережитков схоластики, создать условия для научного изучения природы. Правильное познание ведет к господству людей над природой. Но подчинить природу можно только на основе изучения и использования присущих ей законов. Бэкон подчеркивает исключительное значение естествознания для развития науки и философии. Естествознание ■— мать всех наук. До сих пор оно было унижено до презренной, должности служанки и его необходимо восстановить во всех правах. Развитие техники и естествознания — в центре интересов Бэкона. Однако он стоит на точке зрения теории «двойственности истины». Теология имеет своим объектом Бога, наука — природу. Нужно четкое и строгое разграничение сферы их компетенции. Бэкон признает Бога творцом мира и человека, но он может и должен быть объектом лишь веры. Однако знание независимо от веры. Философия основывается на разуме и опыте. Теория «двойственной истины» для своего времени была прогрессивной и представляла собой один из способов преодоления схоластической философии. Бэкон явился первым выдающимся критиком схоластической философии средневековья. По его словам, смешивая божественное и человеческое, некоторые философы дошли до того, что стали основывать свою философию на книгах Священного Писания. Главным препятствием на пути изучения природы, по мнению Бэкона, была схоластика. Схоластика плодовита в словах и бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме чертополоха слов и препирательств. Основной порок схоластики заключается в ее абстрактности, в выведении из общих положений частных следствий. Нельзя достичь подлинного знания, пользуясь только силлогизмами. Силлогизм состоит из суждений, суждения — из понятий. Но понятия добываются обычно весьма поспешно и не имеют достаточно обоснованного обобщения>-В этой связи Бэкон отмечал, что если понятия разума дурно и опрометчиво отвлечены от вещей, смутны и недостаточно определены и очерчены, короче, если они порочны во многих отношениях, то все рассуждение рушится. Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувственный опыт. Верный путь, по которому должен следовать человеческий разум, начинается с ощущений. Он провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе восхождения от единичных явлений и простейших умозаключений к самым общим положениям. Поэтому первым условием прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Процесс обобщения есть индукция. Индукция исходит из ощущений, из отдельных фактов, поднимаясь шаг за шагом, без скачков, она доходит до самых общих положений. Главная задача — это создание нового метода познания. Суть этого метода, который подробно разработал Бэкон, состоит в: 1) наблюдении фактов, 2) в их систематизации и классификации, 3) в отсечении ненужных фактов, 4) в разложении явления на составные части, 5) в проверке фактов на опыте и 6) в обобщении. В процессе наблюдения исследователь собирает факты, с помощью эксперимента он их проверяет, а затем делает обобщения. Таким образом, критикуя дедуктивный метод, Бэкон разработал метод индукции. Однако он преувеличил его значение, противопоставил индукцию дедукции. В действительности, оба метода не исключают, а дополняют друг друга. Познание, считает философ, начинается с чувственных данных, которые в свою очередь нуждаются в экспериментальной проверке и подтверждении, а поэтому судить о явлениях природы следует лишь на основании опыта. Бэкон был эмпириком в теории познания. Вместе с тем он считал, что познание не может ограничиваться только чувствен-
ными данными и их описанием. Оно должно стремиться к раскрытию внутренних причинно-следственных связей и законов природы, что возможно только путем обработки данных органов чувств и опыта теоретическим мышлением, разумом. Бэкон один из первых поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального моментов в познании. Однако решить эту проблему ему как метафизику не удалось. Он недооценивал роль теоретического мышления в познании, полагая, что если воспользоваться созданным им индуктивным методом, то открытие всех законов и причин природы, как и завершение наук, станет делом ближайших лет. Кроме создания эмпирического метода, Бэкон представил систему классификации наук, основанную на различии способностей человеческого познания (память, воображение и рассудок). Память лежит в основе естественной и гражданской" истории, воображение — в основе поэзии. На рассудок опирается математика, естествознание и философия. Главная цель познания — открытие причин предметов. Причины бывают действующими и конечными, целевыми. Физика изучает действующие причины, а метафизика рассматривает цели, или конечные причины. Главная задача естествознания — изучение действующих причин. В этой области познания наука физика занимает центральное место. В ней Бэкон усматривает суть естествознания. Механику он рассматривает лишь как применение знаний о действующих причинах, математику как вспомогательное средство для естествознания, не имеющее своей собственной цели. Во взглядах Бэкона часто встречались теологические высказывания, которые противоречили общей материалистической направленности его философии. Например, такие суждения: все происходит от Бога; истины религии и истины науки в итоге совпадают, так как первые выражают волю Бога, а вторые — его могущество. В подобных утверждениях можно усмотреть стремление Бэкона доказать и обосновать право на самостоятельное существование науки наряду с религией. В целом философия Бэкона представляла собой попытку создания эффективного способа познания природы, ее причин и законов. Возникнув в атмосфере научного и культурного подъема Европы, она оказала огромное влияние на целую эпоху философского и научного развития. Главная роль философии Бэкона состоит в ее эмпирической и практической направленности, в создании эффективного метода научного познания. Философские взгляды Т.Гоббса
илософское учение Томаса Гоббса (1588—1679), непосредственно примыкая к философии Бэкона, представляет собой более последовательный материализм. Главные философские сочинения Гоббса — трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине»; «Левиафан». Основным предметом изучения философии и науки он считает природу и человека, источником философии — разум, а источником религии — авторитет церкви. Доказать существование Бога нельзя, но в Бога можно верить. По Гоббсу, мир — это единая материальная субстанция, все существующее выступает лишь как различные формы этой субстанции и никакой другой самостоятельно существующей духовной субстанции нет. Признание противоположного равносильно признанию существования бестелесных тел. Материя вечна, она состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, ширину и высоту. В учении о природе Гоббс рассматривал лишь количественные характеристики тел с позиций геометрии. Мир состоит из материальных фигур, фигуры — из плоскостей, плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек. Таким образом, материя в понимании Гоббса представляется как нечто однородное, лишенное качественных различий, различия проявляются лишь в количественных отношениях. Механистический подход обнаружился у Гоббса также и в толковании движения материи, которое он понимает лишь в одной механической форме. Движение тела существует лишь тогда, когда оно перемещается из одного места в другое. Представить же движение материи в различных качественно многообразных формах, понять движение как самодвижение, показать его источник, причину Гоббс не сумел в силу исторических условий. Из всех областей знания к тому времени наибольшего успеха достигла механика. Поэтому все остальные формы дви-
жения материи приносились в жертву механическому Гоббс характеризовал движение материи (как и саму материю) лишь со стороны количественных изменений, с позиций математики, геометрии. Определенная непоследовательность проявлялась у него и в понимании пространства и времени. Он указывал, что источником наших представлений о пространстве выступает реальная протяженность тел, а времени — их реальное движение. Наряду с таким утверждением он допускал и другое: пространство и время не существуют сами по себе в телах, они есть результат нашего сознания. В данном случае пространство и время выступают у Гоббса лишь как субъективные формы чувственного восприятия. Материалистические воззрения Гоббса распространяются и на его теорию познания. Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека выступает объективная действительность. В основе познания находятся «идеи». Следует однако иметь в виду, что понятие «идея» в английской философии выступало не в смысле отвлеченной категории, а в смысле конкретного представления, возникающего на основе чувственных ощущений. Чувственные восприятия объективной действительности являются источником идей. Гоббс выступает против учения о врожденных идеях, доказывая, что любая идея не может быть прирожденной, так как источником не только идей, но и всего познания является чувственное восприятие. В результате воздействия на человека предметов окружающего мира образуются первоначальные идеи. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме. Первоначально возникшие идеи в дальнейшем перерабатываются тремя способами активной деятельности разума: сравнением, сочетанием и разделением идей. В теории познания Гоббс был непоследовательным сенсуалистом, сбивающимся на позиции рационализма. Философию он определял как рациональное познание причинной связи вещей. В обосновании научного познания он преувеличивал роль разума и недооценивал роль чувств. Такое преувеличение особенно обнаруживалось в абсолютизации роли математического, аналитического метода в познании. Всю деятельность познания Гоббс пытался сводить к простейшим математическим операциям: сложению и вычитанию. Там, где нет отмеченных математических операций, там нет научного познания. Всякое суждение челове- ка, считал Гоббс, представляет собой процесс сложения и вычитания. В своей гносеологии Гоббс обратил внимание на роль языка в познании. Слова служат для того, чтобы фиксировать для нас самих и передавать другим наши мысли и представления, поэтому речь, язык есть необходимое средство познания и общения людей. В теории познания Гоббс пытался обосновать материалистическое понимание истины. Под истиной он понимал правильные суждения, верно отражающие вещи, причинные связи. Однако в толковании истины он порой допускал субъективизм. Истина и заблуждение у него зависели от правильного или неправильного расположения слов в суждениях. В учении о человеке как гражданине Гоббс рассматривает отношение человека к обществу. Основное внимание он уделяет вопросу о государстве. Государство представляет собой «искусственное тело», оно возникло на основе естественного договора между людьми и не имеет божественного происхождения. Первоначально господствовала война всех против всех, существовало «естественное состояние людей». Создание людьми государства на основе естественного договора явилось выходом из «естественного состояния». Люди по договору поступаются своими правами, которыми пользовались в естественном состоянии, получая взамен гарантию своей безопасности. § 2. Дуализм и монизм: Декарт, Спиноза Дуалистическая философия Декарта
ранцузский философ Рене Декарт (1596—1650) — выдающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической проблематике («Рассуждения о методе», «Начала философии»). Созданная Декартом аналитическая геометрия, стала поворотным пунктом в развитии математики. Вклад Декарта в развитие математики, оптики, механики, физиологии ставит его в ряд великих исследователей XVII в.
В истории новой философии Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философии. Он попытался создать философскую систему на основе признания двух самостоятельных субстанциональных начал — материи и духа, тела и души. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных независимых субстанций: духовной и материальной. Таким образом, единый мир Декарт расчленил на две независимые друг от друга части, определив каждую из них как самостоятельную субстанцию. Неотъемлемым свойством, или атрибутом, материальной, телесной субстанции он считал протяженность, атрибутом духовной субстанции — мышление. Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Движения человеческого организма зависят от его тела, а мысли связаны лишь с душой. Существующие две независимые друг от друга самостоятельные субстанции в понимании Декарта не выступают в качестве совершенных субстанций. В «Началах философии» он определяет субстанцию как такую вещь, которая в своем существовании нуждается только в самой себе. Поэтому совершенной субстанцией выступает лишь Бог, он существует «сам из себя», он есть причина «самого себя». Мир же, сотворенный Богом Декарт разделил на два рода самостоятельных субстанций, не связанных друг с другом. Дуализм, пронизывающий все учение Декарта, получил свое проявление в отделении физики от метафизики (т.е. философии). В философии он становится на позиции дуализма, т.е. признания двух субстанций. Избрав исходным пунктом философии не бытие, а мышление, Декарт склоняется к идеализму. В физике и физиологии Декарта выражается материалистическая тенденция. Здесь материя предстает единственной субстанцией, единственным основанием бытия и познания. В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движения, пытается с механистических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает все, что имеет объем, занимает определенную часть пространства. Материю Декарт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отличающихся величиной, фигурой и направлением механического движения. Декарт лишил материю качественного многообразия, сведя все многообразие движения материи лишь к механическому движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т.п., он считал не качествами предметов, тел, а только человеческими ощущениями. Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные в его понимании — это своего рода машины. Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции — телесная и духовная, и еще в том, что у человека имеются врожденные идеи, а у животного они отсутствуют. Наделив материю лишь атрибутом протяженности и трактуя движение материи как перемещение ее частиц в пространстве, Декарт вынужден был признать некое первоначало мира, первопричину, как источник движения. Таким первоначалом он считал Бога, сотворившего материю вместе с движением и покоем. Механическое понимание движения и материи сопровождалось у Декарта ценным выводом о законе сохранения количества движения. Дуализм Декарта определил его теорию познания, а также учение о методе. Развивая рационализм, он полагал, что в акте познания разум человека не нуждается в чувственных вещах, ибо истинность знаний находится в самом разуме, в постигаемых разумом представлениях и понятиях. С целью оправдания учения о разуме как главном и единственном источнике знаний он вынужден был признать, что нематериальная, т.е. духовная субстанция, имеет в себе изначально врожденные идеи, такие, как идея Бога, идея духовной субстанции, идея материальной субстанции, идеи чисел и фигур, различных геометрических аксиом и т.д. Жизненный опыт человека не имеет в данном случае никакого значения, он лишь подтверждает факт врожденности идей. Разрабатывая естественные науки, Декарт пришел к выводу, что достигнутые успехи этих наук обязаны применению математического, геометрического метода. Преувеличивая роль данного метода, он представлял его как единственно всеобщий метод познания. Поэтому исследование во всех науках, включая философию, следует начинать с отыскания самоочевидных, ясных, и в ^илу этого — истинных положений, не нуждающихся в чувст-
венном материале и логических доказательствах. Такие положения, считал философ, должны быть непосредственно, самоочевидно истинными, подобно аксиомам эвклидовой геометрии. И источник, и критерий истинности знаний он видел в разуме человека. Утвердив в качестве начала познания так называемую интеллектуальную интуицию, не нуждающуюся в показаниях чувственного опыта, Декарт считал, что единственным методом познания может выступать дедукция. Как и Бэкон, он сомневается в истинности того, что считалось несомненным знанием. Ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания. Поэтому начинать надо с методологического сомнения. Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подлежит. В любом случае акт сомнения всегда остается, существует. Можно сомневаться во всем: в существовании Земли, собственного тела и т.д., кроме существования самого сомнения. Сомнение же есть акт мышления, сомневающегося мышления. В качестве мыслящего существа я не призрак, существую. Я мыслю, следовательно, я существую.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |