КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шевчук Денис Александрович 7 страница
Оккам проявлял повышенный интерес к проблемам гносеологии и теории языка. Он считал, что познание человека начинается с внешнего восприятия и внутреннего переживания полученной таким путем информации. Этот первый этап познания он назвал интуитивным. Если какое-то понятие не может быть познано интуитивно и не поддается проверке опытом, то оно должно быть исключено из науки. Этот ставший знаменитым принцип был назван затем «бритвой Оккама» и кратко формулируется так: «Сущности не следует умножать без необходимости» или, другими словами, «то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего».
«Бритва Оккама» сыграла важную роль в борьбе, которую «новейший путь» в философии вел против «древнего пути». Она стала лозунгом эмпиризма и ее острие было направлено против умозрительной схоластики. «Бритва» отсекала всю паутину изощренных рассуждений и словесную «мудрость» о вещах запредельных и расчищала поле для естественнонаучных исследований. Будучи схоластическим по форме, номинализм Оккама был антисхоластическим по своему содержанию и продолжал оказывать заметное влияние на развитие научной и философской мысли еще и в XV столетии, вплоть до появления философии Ренессанса. * * *
одводя краткий итог знакомства с историей развития средневековой философии, следует отметить, что с точки зрения объективной оценки ее содержания, влияния на духовное развитие общества и культурный прогресс, потомки не склонны были высоко оценивать этот период. Так, гуманисты, а затем и великие мыслители XVII в. — Френсис Бэкон, Декарт и многие другие, нуждались в обращении к религиозной схоластической философии. Рассматривая философию как свободный творческий поиск, как такой процесс познания, где невозможно заранее знать результат, они невысоко ценили философские взгляды мыслителей средневековья, философские рассуждения которых начинались с того, что они уже наперед знали истину (она содержалась в Священном Писании) и направляли свои усилия на ее доказательство. Еще меньше ценили средневековую философию французские просветители XVIII в., которые вели бескомпромиссную борьбу с католической церковью и христианской религией. Однако их избирательный, узкопрофессиональный подход к пониманию рассматриваемого периода не давал им возможности объективно оценить своеобразную и по-своему интересную эпоху средневековья, а следовательно, и отразившую ее во всех деталях и тонкостях философию. На это в свое время указал Ф.Энгельс, писавший о французских просветителях, что они смотрели на средние века «как на простой перерыв в ходе истории, вызван- ный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимание на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV вв. А тем самым становился невозможным правильный взгляд на великую историческую связь, и история в лучшем случае являлась готовым к услугам философов сборником примеров и иллюстраций»1. Немецкая классическая философия, в особенности это относится к Гегелю и Фейербаху, также сохранила сложившееся отрицательное отношение к средневековой философии, считая, что она не дала сколь-нибудь значимых новых идей. Современная зарубежная философия, являя собою пеструю картину различных школ, направлений и течений, по-разному определяет свое отношение к философии средних веков — от полного отсутствия интереса к ней (например, в неопозитивизме) до почитания и восприятия многих ее идей в упоминавшемся уже неотомизме. В отечественной философской историографии отношение к средневековью и оценка его философии многие десятилетия были детерминированы воинствующим атеизмом, с позиции которого роль и значение религии, а вместе с ней и религиозной философии, в развитии культуры, мировоззрения, духовности оценивались однозначно — отрицательно. Освобождение от тоталитарных оков, и прежде всего в сознании, уравнивает в правах воинствующий атеизм и теологию и потому формирует потребность по-новому переосмыслить и саму эпоху средних веков и ее, несомненно, интересную философию. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 287-288. Глаба 5 Философия Возрождения
озрозкдением} называют переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (Италия XIV —XVI вв., другие европейские страны XV —XVI вв.), когда средневековье в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Это эпоха становления простого товарно-денежного хозяйства, возрастания социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и независимый труд ремесленников, процветали торговля и банковское дело, появились мануфактуры. Крупным изменениям в производстве и в экономике в целом способствовали технические открытия того времени — изобретение самопрялки, усовершенствование ткацкого станка, возникновение доменного металлургического производства, изобретение огнестрельного оружия; а также ряд географических открытий конца XV — начала XVI в., прежде всего открытие Америки и морского пути в Индию, приведшие к возникновению ранее неизвестных торговых путей. Становление новых экономических отношений было отмечено первыми буржуазными революциями в Германии и Нидерландах. Изменяется духовная ситуация в обществе. Возникает городская светская культура, деятели которой — художники, писатели, философы подвергали существенному пересмотру традиционные религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья, в то же время полностью с ними не порывая. Разносторонние запросы человеческой личности нашли свое выражение в гуманизме (лат. пшпапиз — человеческий, чело- 1 Термин «Возрождение» обязан своим появлением деятелям культуры. В литературе Италии XIV —XV вв. часто повторяется мысль о возрождении искусства и культуры к свету после тысячелетнего «мрака средневековья». В дальнейшем этим термином пользовались французские мыслители XVIII в. (по-французски — возрождение — гепа155апсе). Начиная с XIX столетия он окончательно утвердился в научном лексиконе. вечный, образованный), существующем как в форме мировоззрения, так и социально-политического движения, социальной практики в сфере политики, морали и других областях общественной жизни. Гуманизм эпохи Возрождения признавал ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Он совершил подлинный переворот в культуре и мировоззрении того времени. В отличие от средневековой культуры, устремленной к Богу, новая культура устремлена к человеку. В ее основе — принципы антропоцентризма1, представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость, что нередко порождало абсолютизацию индивидуализма и моральный нигилизм. В поисках идеала большинство представителей гуманистической культуры этой эпохи обращаются к ценностям античной культуры как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики. Гуманизм и антропоцентризм возрожденческой культуры был неразрывен с антиклерикальными настроениями2, получившими развитие в идеях Реформации3. Все противоречия этой переходной эпохи, изменения в духовной жизни общества в полной мере нашли выражение в философии Возрождения, и прежде всего в итальянской философии, анализу которой посвящена настоящая глава. Италия раньше других европейский стран встала на путь буржуазного развития и возрожденческое мироощущение утвердилось в ее духовной жизни ранее, чем в других европейских странах, проявляясь в наиболее развитой и законченной форме. Философия итальянского Возрождения представляет собой не нечто неизменное и застывшее, а постоянно ищущее духовное образование. Различают следующие периоды в развитии ее идей: 1) раннее Возрождение; 2) период расцвета, или Высокое Антропоцентризм (греч. агЛгороз — человек и лат. сеп4гит — центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Антиклерикализм (греч. апгл — против и лат. с1епса11$ — церковный), движение, направленное против клерикализма, т.е. против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии. Реформация (от лат. гегогглагло — преобразование, исправление) — широкое и разнородное движение в большинстве стран Европы XVI —XVII вв., имевшее непосредственной целью реформу католицизма и носившее в целом антифеодальный характер.
Возрождение; 3) позднее, или модифицированное Возрождение. § 1. Основные идеи раннего итальянского Возрождения
илософия раннего итальянского Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой. Полемизируя с ее представителями, итальянские гуманисты стремились возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя основные положения христианского вероучения. В творчестве вдохновителя гуманистического движения в Италии великого поэта, автора «Божественной комедии» Данте Али-гьери (1265 — 1321) впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Не отрицая схоластическую догматику, Данте пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека. Он полагает, что божественное и человеческое существуют в единстве. Бога нельзя противопоставить творческим возможностям человека. Существование человека обусловлено, с одной стороны, Богом, с другой — природой. Данте постоянно подчеркивает, что человек — продукт реализации возможностей собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности. Он утверждает, что все человеческое существование должно быть подчинено человеческому разуму. Родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель Франческо Петрарка (1304 — 1374) считал главной задачей разработку «искусства жизни». С точки зрения Петрарки, человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Опираясь на этические концепции стоицизма, Петрарка настойчиво подчеркивает достоинство человеческой личности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем в творчестве Петрарки находят место индивидуалистические тенденции, характерные для философии эпохи Возрождения. Он полагает, что совершенствование личности воз- можно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае, при условии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром, творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя. Близкие по духу идеи высказывали последователи Петрарки: итальянский гуманист Джованни Боккаччо (1313 — 1375) и др. Оценивая философию раннего итальянского Возрождения в целом, следует отметить, что для нее характерна попытка дополнить христианское вероучение античными, «языческими» философскими идеями. Кроме того, итальянские гуманисты XIV в. впервые сформулировали философские принципы антропоцентризма, сближая человека не только с природой, но и с понятием Бога. Для них не Бог, а человек, всесторонне развитый, деятельный, равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом, что нередко приводит к утверждению принципов крайнего индивидуализма. Особенностью философии этого периода является то, что она скептически относилась к возможностям научного познания. Итальянские гуманисты эпохи раннего Возрождения не видели практической ценности в естественнонаучном знании, натурфилософская проблематика не входила в круг их интересов, направленных на решение моральных и социальных проблем. В период становления философии итальянского Возрождения еще не появились развернутые философские учения, однако были созданы условия для их создания. § 2. Философия Высокого Возрождения
середине XV в. философия итальянского Возрождения достигает своего расцвета и приобретает новые своеобразные черты. Она расширяет круг античных источников, использует наследие Аристотеля, очищенное от схоластической интерпретации. Философия этого периода обращается к идеям арабской философии, богатой материалистическими традициями и знаниями в области естественных наук, а также к средневековой ереси и мистике.
Происходит дальнейшая, хотя и не окончательная, секуляризация1 философии. Философы этого периода не теряют оптимизма в трактовке возможностей человеческой личности, утверждают принципы антропоцентризма. Вместе с тем они пытаются осмыслить те трагические противоречия, которым сопутствует абсолютизация человеческой свободы, приводящая к крайним формам индивидуализма2. Одной из характернейших особенностей итальянской философии середины XV в. является органицизм. Рассматривая природу по аналогии с человеческой жизнью, многие мыслители представляли ее единым огромным организмом. Глубокий интерес к природе, стремление к ее пониманию и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей3. В области естественных наук центральное место занимало математическое знание. Именно математика явилась фундаментом для формулировки ряда диалектических положений. Характерной чертой итальянской философии эпохи расцвета был пантеистический взгляд на мир, выраженный подчас в мистической форме. Среди мыслителей этого времени видное место занимают Николай Кузанский, Лоренцо Валла, члены Платоновской Академии во Флоренции, глава школы александристов Пьетро Пом-понацци и др. Философские взгляды Николая Кузанского
лючевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464), урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии имя по месту своего рождения — небольшого селения Кузы, на бе- 1 Секуляризация (лат. 5аеси1ап5 — мирской, светский) — высвобождение от 2 Разгул своеволия и распущенности достигает в этот период невероятных раз 3 Натурфилософия (лат. пат.ига - природа), философия природы, умозритель- регу Мозеля, в Южной Германии). Отец его был рыбаком и виноделом. Политическая, научная.и философская деятельность Н. Кузанского теснейшим образом связана с Италией, что позволяет рассматривать его философское творчество в рамках итальянской философии. Получив образование в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах, Кузанский становится священнослужителем и впоследствии кардиналом римско-католической церкви. Философская и общественная деятельность Николая Кузанского, несмотря на его религиозный сан, активно содействовала секуляризации общественного сознания в целом и философского, в частности. Ему были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией. Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии со средневековой схоластической традицией он утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако Кузанец отходит от ортодоксальных схоластических идей в толковании Бога и развивает идеи, близкие к античному пантеизму, деперсонализирует Бога, который выступает у него как «не-иное», «бытие-возможность», «сама возможность», а чаще всего как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Кузанский приходит к мысли о противоречивости Бога, которая обусловлена тем, что абсолютный максимум, являясь бесконечностью, не страдает ни от каких конечных операций. Являясь неделимым он также есть и абсолютный минимум, и таким образом, представляет собой единство противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума. Совпадение максимума и минимума позволяет заключить, во-первых, что Бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне Бога является непоследовательным; что, во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; и, наконец, в-третьих, сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это свидетельствует об единстве мира. Понимание Бога как единства противоположностей ослабляет его творящие личностные функции, сближает бесконечного Бога и конечный мир, приводит к отходу,от принципа креационизма.
Идею генезиса универсума Кузанскии развивает в соответствии с неоплатоновским принципом эманации^. Божественное начало, будучи неограниченной возможностью всего сущего и абсолютным единством, содержит в себе все бесконечное многообразие природного и человеческого мира в свернутом виде, возникновение мира — результат его развертывания из божественных глубин. Происходит «вечное порождение» неограниченным ограниченного, единым множественного, абстрактно-простым — конкретно-сложного, индивидуального. Возвращение многообразного, индивидуального мира природы и человека к Богу представляет своеобразный процесс «свертывания». Таким образом, не порывая полностью с теистическими взглядами средневековой схоластики, Николай Кузанскии выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца и творение, растворяя творение в творце. Он пренебрегает идеей разрыва божественного и природного, земного и небесного, характерной для схоластического мышления. Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге», Кузанскии формулирует принципы, присущие культурной и философской традиции эпохи Возрождения, стремящейся понять мир духовный и мир земной как единое целое. Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского нашли свое дальнейшее выражение в космологии и натурфилософии. Низведя бесконечность Бога в природу, Кузанскии выдвигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. Он утверждает, что сфера неподвижных звезд не есть окружность, замыкающая мир: «...машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. Ибо ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде»2. Вселенная однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы, любая часть Вселенной равноценна, ни одна из звездных областей не лишена обитателей. Исходные положения космологии Кузанского явились основанием для утверждения, что Земля не является центром Вселенной, она имеет такую же природу, как и другие планеты и находится в постоянном движении. Подобный взгляд противоре- 1 Эманация (лат. етапа(ло — истечение, распространение) — термин античной 2 Кузанскии Н. Соч.: В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 134. чил господствующему в эпоху средневековья представлению о конечности мироздания в пространстве и о Земле как о его центре. Кузанскии в умозрительной форме переосмыслил аристоте-левско-птолемеевскую картину мира и явился предвестником гелиоцентрического взгляда на мироздание. Он предвосхитил своей концепцией выводы Коперника, который «сдвинув Землю, остановил Солнце» и ограничил Вселенную сферой неподвижных звезд. Космологические идеи Кузанского оказали большое влияние на Дж. Бруно, который преодолел узость взглядов Коперника, опираясь на глубокие диалектические идеи Кузанского. Природный мир, согласно Кузанцу, представляет собой живой организм, одушевленный мировой душой. Все части этого мира находятся в общей связи и существуют в постоянной динамике. Природа противоречива, выступает как единство противоположностей. «Все вещи, — пишет Кузанскии в «Ученом незнании», — состоят из противоположностей... выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим»1. Примеры совпадения противоположностей он черпает, как правило, из математики, ибо считает, что в основе всех явлений лежат математические принципы. Распространение принципа единства противоположностей на реальный природный мир позволило Кузанскому занять видное место в истории развития диалектики. Особое внимание в философии Николая Кузанского уделено учению о человеке. Кузанскии отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека и возвращается к идеям античности, рассматривающим человека как своеобразный микрокосм. Пытаясь связать микрокосм с божественной сущностью, он вводит понятие «малого мира», т.е. самого человека, «большого мира», т.е. универсума и «максимального мира» — божественного абсолюта. Согласно Кузанскому, малый мир — подобие большого, а большой — подобие максимального. Данное утверждение необходимо приводит к выводу, что малый мир, человек, не только воспроизводит окружающий его многогранный природный мир, но и является подобием мира максимального — Бога. 1 Кузанскии Н. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 96.
При поверхностном анализе создается впечатление, что уподобляя человека Богу, Николай Кузанский не выходит за рамки средневековой ортодоксии. Однако, при более глубоком рассмотрении, становится ясным, что он не столько уподобляет человека Богу, сколько приходит к его обожествлению, называя человека «человеческим Богом» или «очеловечившимся Богом». Человек, с точки зрения Кузанского, есть диалектическое единство конечного и бесконечного, конечно-бесконечное существо. В онтологическом плане человек стоит выше всех остальных творений Бога, за исключением ангелов, максимально приближен к Богу. «Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг — божественная природа», — заявляет Кузанский в «Трактате об ученом незнании»1. Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о его творческой сущности. Если абсолют, Бог, есть творчество, то человек, подобно Богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли. Натуралистические, близкие к антропоцентризму тенденции философии Николая Кузанского были усилены в позднейших гуманистических концепциях итальянского Возрождения XV в. Учение Кузанского о человеке тесно связано с гносеологическими проблемами и решением вопроса о познавательных возможностях человека. Основную задачу познания Кузанский видит в устранении схоластической веры в авторитеты. «Ничей авторитет мной не руководит, даже если побуждает меня к движению», — пишет он в диалоге «Простец об уме»2, а в диалоге «Простец о мудрости» Кузанский сравнивает схоласта, скованного верой в авторитет, с конем, который по природе свободен, но привязан уздой к кормушке и не может есть ничего другого, кроме того, что ему подали. Кузанский полагает, что человек, как микрокосм, обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посредством ума, уподобляемого божественному, творческому уму. Ум — индивидуален, что обусловлено различным телесным устройством людей. Существуют три способности, три вида ума: чувство (ощущения плюс воображение), рассудок и разум. Выделение чувственного познания как одной из познавательных способностей человека свидетельствует о том, что Кузанский не отрицает необходимости опытно-эмпирического изучения действительности, а это выходит за рамки средневековой традиции. Однако он считает чувственное познание наиболее ограниченной разновидностью ума, присущей даже животному. Чувственное познание человека подчинено различающему и упорядочивающему началу рассудка. Но ни чувства, ни рассудок не способны познать Бога. Они представляют собой инструмент для познания природы. Кузанский не сомневается в возможности познания природы, методологическим стержнем которого является математика. Разум — высшая познавательная способность человека. «Разум не может ничего постигнуть, чего не было бы уже в нем самом в сокращенном, ограниченном состоянии»1. Разум полностью изолирован от чувственно-рассудочной деятельности, являясь сугубо умозрительной, чисто духовной сущностью, порождением самого Бога. Он способен мыслить всеобщее, нетленное, постоянное, приближаясь тем самым к сфере бесконечного и абсолютного. Присущее разуму понимание бесконечности приводит его к пониманию смысла противоположностей и их единства. В этом заключается превосходство разума над рассудком, который «спотыкается оттого, что далек от этой бесконечной силы и не может связать противоречия, разделенные бесконечностью»2. Рассматривая основные познавательные возможности человека в их взаимодействии, Кузанский приходит к мысли, что процесс познания есть единство противоположных моментов — познаваемой природы и непознаваемого Бога, ограниченных способностей чувства и рассудка и более высоких возможностей разума. Проблема истинности знания решается Кузанским диалектически. В основе учения об истине находится положение: истина неотделима от своей противоположности — заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим». Человек в познавательной деятельности способен лишь к более или менее точному представлению о сущности мира, ибо божественные
1 Кузанский Н. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 155. 2 Там же. С. 405. 1 Кузанский Н. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 115. 2 Там же. С. 55. пути непостижимы, их невозможно осмыслить точно и непротиворечиво. Противоречивость «ученого» незнания может понять только разум, который тем самым приближается к истине. Однако «наш разум... никогда не постигает истину так точно, чтобы не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов он имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не равен кругу»1. Что касается рассудка, то он догматичен, склонен рассматривать каждое из своих положений как истину в последней инстанции. Ку-занский полагает, что разуму необходимо постоянно преодолевать догамтическую самоуверенность рассудка относительно окончательной истинности суждений, тем самым способствуя пониманию истины как процесса все большего углубления познания на пути к недостижимому абсолюту. Способность человеческого ума к бесконечному углублению своих знаний значительно важнее претензии на обладание некоей неизменной истиной. Философские воззрения Николая Кузанского сыграли существенную роль в преодолении схоластической традиции в философии, в развитии идей позднего Возрождения. Лоренцо Валла, его этические взгляды
оренцо Валла (1406 или 1407—1457), философ, историк и филолог. Центральное место в его философии занимает учение о человеке. В трактате «О наслаждении как истинном благе» (1431) он выступает с позиций эпикуреизма, противопоставляя учение Эпикура христианскому аскетизму и суровой этике стоиков. Развивая учение Эпикура, Валла пытается обосновать полноценность жизни человека, духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонних проявлений человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения, который Валла сводит к удовольствиям души и тела и нередко отождествляет с пользой, тем самым трактуя наслаждение в духе утилитаризма. Валла полагает, что добродетель есть не что иное, как полезность. «Полезность, — пишет он, — то же самое, что вызываю- щее наслаждение, справедливое — то же самое, что и доброде-_ тельное... Как же назовется полезным то, что не будет ни добродетельным, ни вызывающим наслаждение? Ничто не является полезным, что не ощущалось бы; то же, что ощущается, приятно или неприятно»1. Валла верил в силу человеческого разума, выдвигая идею активности человека и призывая к воспитанию воли к действию. Вместе с тем, согласно духу времени, он нередко абсолютизирует человеческий индивидуализм, доводя его до идеи асоциальности. Платоновская Академия во Флоренции
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |