Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суд над Иваном Грозным




(деловая игра-обсуждение с элементами ретроспективности)

Цель занятия: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы по теории и истории государства и права «Россия в ХV1веке», и через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать ее противоречивость. Урок по типу суда помогает школьникам самостоятельно оценивать неоднозначные исторические эпохи, явле­ния и деятелей, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции. (В данной разработке мы фрагментарно использовали статьи московских учителей Клименко А.В., Румыниной В.В. Уроки-суды в преподавании истории и права. // Преподавание истории в школе. 1998, №3 и Старобинской Г.И. Использование элементов дискуссии на уроке истории СССР в VIII классе. // Преподавание истории в школе. 1990, № 1.)

Опережающее задание: изучить необходимую литературу по эпохе Ивана Грозного. А.В. Клименко предлагает ученикам до урока раздаточные краткие справки с необходимой информацией о реальных государственных деятелях этой эпохи, роли которых им предстоит исполнить. Образцы таких справок приводятся в статье.

Действующие лица: свидетели со стороны обвинения - А.Ф. Адашев, Сильвестр, A.M. Курбский, митрополит Филипп, Владимир Старицкий и др., свидетели со стороны защиты -Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романовна, опричники Филипп Колычев, Василий Грязной, Алексей Басманов.

Эксперты: Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников и др.

Вводная часть игры. Учитель отмечает, что сегодня они еще раз обращаются к эпохе Ивана Грозного, вспоминают наиболее яркие и образные события его противоречивого царствования. Перед ребятами ставится задача: сформулировать оценку Ивана IV как государственного деятеля и человека, высказать собственное отношение к этому времени.

Вопросы для вводной беседы:

1. В какие периоды российской и мировой истории тема Ивана Грозного становилась наиболее актуальной для историков и политиков?

2. По словам дьяка И. Тимофеева, царь Иван Грозный «опричниной, как секирой, рассек пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и. тем самым, способствовал наступлению Смуты». Как вы относитесь к этому высказыванию?

3. Имеем ли мы право назвать царствование Ивана IV эпохой?

4. Что бы вы ответили собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделал много полезного для Русского государства?

5. Как бы вы ответили человеку, оценивающему И.Грозного как отрицательную личность, безнравственного, аморального и жестокого человека, принесшего много вреда своей стране?

6. Иван Грозный - как солнце: если слишком близко - обожжешься, попадешь в опалу, слишком далеко - холодно. Как вы относитесь к такой оценке царя? Аргументируйте свою точку зрения.

Основное содержание игры.

Процесс начинается со вступительных речей обвинения и защиты.

Прокурор: Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть дело о виновности царя Иоанна Грозного и вынести свое решение по нему. Обвинители намерены доказать вам, что, будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким, обуреваемым жаждой единоличного правления, подсудимый прямо способствовал и отдавал приказы об убийствах своих подданных, служивших ему верою и правдою. Он поощрял взяточничество и мздоимство, ограничивал и нарушал вековые традиции и оставил к концу своего правления страну в состоянии разорения и на краю пропасти.

Защитник: Уважаемый суд! Господа присяжные! Мы намерены опровергнуть поступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы докажем вам, что действия обвиняемого были следствием его тяжелого характера, который сформировался в условиях чрезвычайных. Мы намерены доказать, что, приняв страну в состоянии нестабильном, когда занятые борьбой за власть и сведением личных счетов, бояре особо не обременяли себя делами государственными, царь Иван Васильевич оставил потомкам Россию сильную, окончательно независимую от Орды и значительно расширившую свою территорию, и в своих действиях руководствовался он единственными соображениями пользы государственной.

Для представления показаний вызывается подсудимый сам царь Иоанн Грозный, вопросы которому задаются поочередно.

Судья: Подсудимый, вы вызываетесь для допроса судом. Что вы можете сказать по сути предъявленных вам обвинений?

Иван IV: Мой отец Василий умер, когда мне было три года. Моя мать Елена Глинская правила от моего имени и по внушению Боярской Думы, которая творила беззакония. Именно по ее наущению были убиты братья отца моего, дядя моей матери, мой внучатый брат. После того, как мою мать отравили в 1538 году, бояре и вовсе перестали считаться со мной. Князь В.В. Шуйский уморил голодом мою воспитательницу боярыню Агриппину, ее брата и князя И. Телепнева.

Заручившись поддержкой митрополита, я созвал бояр и объявил им, что они употребляют во зло юность мою, беззаконничают, убивают людей и грабят землю русскую. Я велел казнить Андрея Шуйского. В январе 1547 года я венчался на царство, а в марте женился на Анастасии Романовне Юрьевой. С 1549 года, опираясь на преданных мне людей, я провел реформы, дабы улучшить положение в своем государстве. Я принял новый судебник, в котором установил наказания для взяточников, отменил кормления, ограничил местничество, провел военные реформы.

Я оградил Россию от нападок ханских войск, захватив Казанское и Астраханское ханства. Поволжье и Сибирь присоединены в мое правление к России. Я навел порядок в стране, увеличил ее территорию и сделал Русь великой державой. Предъявленные мне обвинения считаю возмутительной крамолой, не соответствующей действительности.

Прокурор: Скажите, сколько лет было вам, когда умерла мать?

Царь: 8 лет.

Прокурор: Вы настаиваете на том, что бояре старались отстранить вас от управления государством?

Иван. Да.

Прокурор: Как вы думаете, способен ли восьмилетний ребенок управлять страной? Вы могли бы управлять в 1538 году?

Иван: Нет.

Прокурор: Почему вы решили принять царский титул?

Иван: Я хотел показать полную независимость Руси от Золотой Орды, ее величие.

Прокурор: Почему вы отдали приказ стрелять в народ во время пожара 1547 года?

Иван: Я велел стрелять в бунтовщиков.

Судья: Господин адвокат, вы можете приступать к допросу.

Адвокат: Господин обвиняемый, как часто бояре давали вам уроки, на которых вас учили управлять государством?

Иван: Какие там уроки, если меня порой забывали даже накормить.

Адвокат: Сколько лет было вашей матери, когда она умерла? Была ли она вполне здорова?

Иван: 30 лет, вполне здорова.

Адвокат: За что вы отдали приказ казнить Андрея Шуйского и почему вы не отдали приказ казнить Скопина-Шуйского, который подстрекал чернь на бунт?

Иван: Андрей Шуйский разорял землевладельцев, разорял крестьян, позволял всякого рода насилие. В отношении второго я передал это суду Божьему, как истинно верующий человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.