Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок-лекция




МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРАВА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Процесс развития современного образования требует применения различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Под влиянием возрастающих требований к школьному образованию советские психологи еще четыре десятилетия назад начали исследовать «зону ближайшего развития» детей, была поставлена задача выявить, каковы возможности мышления детей, если так изменить содержание и методы обучения, чтобы они активизировали развитие отвлеченного, абстрактно-теоретического мышления. Учебная деятельность требует владения разными приемами создания образов на разном материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности, что связано с разной степенью их обобщенности.

Любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом: «Главное - не навредить».

Наиболее частой в практике учителей работающих в старших классах является система вузовского обучения (лекция, семинар, практикум, зачет)

Уроки нового материала (лекции) проводятся учителем с использованием опорных конспектов, таблиц, учебных пособий, учащиеся ведут конспекты в тетради, знакомятся с документами, картами, фактическим материалом.

Уроки - закрепления (семинары) являются лекциями с элементами доклада и содоклада учащихся. Строятся на самостоятельной подготовке учащихся в библиотеках по планам семинарских занятий, разработанных учителем истории и обществознания.

Уроки-практикумы (лабораторные занятия) строятся на закреплении знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме, сочетают в себе знакомство с источниками, проверку знаний, историческое лото, викторину, игру и другие формы.

Уроки проверки (зачеты) могут проходить в письменном или устном виде.

Уроки обобщения подводят итоги изученной темы, определяют наиболее важные моменты, необходимые для изучения следующей темы, раздела, курса.

Условно формы организации обучения можно разделить на три группы: фронтальные ( когда задействован весь классный коллектив учащихся ), групповые (по партам, по вариантам, по учебным способностям, по виду заданий и т.д.), индивидуальные.

1.Фронтальные формы обучения учитель использует на уроках:

а) изучения нового материала (составление конспекта лекции, заполнение таблицы, фронтальная беседа, работа с учебными пособиями, учебной картиной и т.д.);

б) во время контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся (тестирование, терминологический диктант, контрольная работа);

в) при повторении и обобщении материала (игра и т.д.).

I. К групповым формам обучения учитель прибегает при изучении нового материала для самостоятельного освоения темы по пунктам плана, подготовки докладов и содокладов и т.д.; при организации опроса (работа с консультантами, парный опрос, ответ по цепочке, выполнение творческих заданий и т.д.), при повторении и обобщении (дискуссия, брейн-ринг, зачет).

II. Индивидуальные формы организации обучения также могут использоваться во всех звеньях педагогического процесса. При изучении нового материала может быть избран дифференцированный подход к изучению отдельных аспектов темы, различные виды выполнения конспектирования (план-конспект, тезисный конспект, проблемный конспект, развернутый конспект). Проблемный конспект может выполняться в виде вопросов к докладчику, оппонирования, рецензирования (это зависит от навыков, которые удалось выработать у учащихся учителю); опрос может быть письменным и устным.

В качестве письменного задания учащемуся может быть предложена карточка с заданием, описание учебной картины, работа с хронологией, документом, рабочей тетрадью, учебником, хрестоматией.

Индивидуальный опрос может сочетать привлечение соседа по парте для консультации, опроса, рецензирования и выставления оценок.

Использование различных форм, приемов и методов опроса позволяет активизировать учебный процесс, организовать обратную связь на уроке, повысить контроль за усвоением знаний, поддерживать интерес к предмету.

Обновление содержания обществоведческого образования неизбежно влечет за собой изменения в системе средств обучения. В последние годы получили широкое применение сравнительно новые для нашей школы формы выявления уровня подготовки учащихся – тесты и тестовые задания. При грамотной их разработке, умелом использовании они позволяют получить более объективную информацию по сравнению с традиционными средствами проверки и контроля.

Ранжирование – одна из форм тестового контроля. Оно предполагает проставить нумерацию с рангом значимости. Учащимся предлагается, например, список признаков государства: границы, армия, публичная власть, герб, гимн, флаг (как символ государства), сенат, парламент, монархия (как формы государственного управления, демократии и автократии) и т.д. Учащийся по степени значимости указывает нумерацию приведенных признаков.

Целесообразно, чтобы список был кратен пяти, тогда проще оценивать знания учащихся.

Ранжирование может быть представлено в форме таблиц с двумя или несколькими колонками. В этом случае задание усложняется и учащемуся предлагается не только определить степень значимости, но и соотнести этап возникновения того или иного явления, процессы, которые оно включает, имена ученых, политических деятелей, которые первые определили причинно-следственные связи данных явлений в жизни общества, государства. Такой тест-ранжирование содержит перечень событий и явлений, процессов, имена политических деятелей, даты опубликования или написания научных работ по изучаемой проблеме.

Учитель предварительно сам выполняет задание, чтобы иметь образец правильного выполнения, и учитывает, какие данные, приведенные в тесте-ранжировании, могут вызвать у учащихся затруднение, потребуют дополнительного комментирования задания. В таком случае учитель изменяет или дополняет инструкцию-задание, упрощает или делает более понятным текст задания.

Ранжирование позволяет сделать контроль за знаниями учащихся более быстрым, позволяет не только проверить знания, но и способствует развитию аналитического и логического мышления, умение обобщать и делать выводы, что очень важно в подготовке старшеклассников к взрослой жизни, ориентации в условиях развития современного общества.

Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т. д. Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:

-изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

- рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;

-подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;

- выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т. д.;

- применении изученного материала при решении практических задач.

Структура лекции определяется выбором темы и цели урока Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока-организации; постановки цели и актуализации знаний; обобщении знаний учителем и усвоении их учащимися; определении домашнего задания. Приведем возможный вариант структуры урока-лекции:

—создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции; плана лекции;

—выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

—воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т. д.;

—применение полученных знаний;

—обобщение и систематизация изученного;

—формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.