КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало
J 2.4. Гигиена одежды Главная функция одежды современного человека — защита организма от неблагоприятных внешних условий и воздействий. С точки зрения гигиены одежда должна соответствовать климатическим условиям среды обитания человека, характеру его работы, иметь свободный покрой, не затрудняющий кровообращение и дыхание, легко очищаться от пыли и грязи. При выборе материала, из которого изготовлена одежда, надо учитывать требования теплопроводности, воздухопроницаемости, гигроскопичности и водоемкости. Лучшим материалом для изготовления одежды являются натуральные ткани. Однако в последние десятилетия все большее распространение приобретают искусственные волокна — капрон, нейлон, синтепон, лавсан, дакрон, фибра. По многим показателям они превосходят натуральные, но имеют и ряд недостатков. Плохо впитывают влагу, накапливают статическое электричество, уровень которого достигает иногда значительных величин, в процессе длительного использования могут выделять вещества, вызывающие раздражение кожи и аллергические реакции. Определенные гигиенические требования предъявляются и к головным уборам: они должны быть легкими,
не сжимать голову. Летние головные уборы изготавливают из легких, светлых и слабо проводящих тепло материалов с повышенной воздухопроницаемостью. Лучшие головные уборы для холодного времени года — из натурального меха. Обувь предпочтительнее иметь из натуральной кожи. Она не боится влаги, хорошо удерживает тепло, обеспечивает достаточную вентиляцию стопы. Покрой обуви должен полностью учитывать анатомо-физиологические особенности стопы. В случае плоскостопия (поперечного или продольного) обувь снабжают соответствующими супинаторами. Они значительно облегчают движения, улучшают походку, делают ходьбу менее утомительной. Тесная обувь приводит к образованию мозолей, врастанию ногтей. В подростковом возрасте она может вызвать даже деформацию костей стопы и уплощение ее свода. Лучше носить обувь на небольшом каблуке, так как высокий каблук перемещает центр тяжести при ходьбе и вызывает перенапряжение связок и мышц ноги. 2.5. Гигиена жилища Дом (жилище) — это то место, где мы проводим основную часть жизни. На протяжении многих тысячелетий менялся человек, изменялись и условия его жизни. Ученые давно доказали тесную связь между условиями жизни и состоянием здоровья человека. Например, продолжительность жизни людей, живущих в стесненных условиях, меньше, чем у тех, кто живет комфортно. Скученность способствует распространению многих заболеваний, передающихся по воздуху (корь, скарлатина, дифтерия, грипп, ветряная оспа, туберкулез), кишечных инфекций, приводит к расстройствам нервной системы. Какие же гигиенические требования предъявляются к современному жилищу? Помещение, где проживает человек, должно быть достаточно просторным и сухим, хорошо освещаться прямым и рассеянным солнечным светом, проветриваться, иметь благоприятный микроклимат и незагрязненную воздушную среду. Температура в помещении — один из главных показателей удобства жилища. Комнатная температура зависит от климатических условий. В северных районах она должна быть в пределах 20—21 °С, в умеренных широтах — 18—19 °С, в жарком поясе — 17—18 °С. Обычно помещения обогреваются с помощью отопительных батарей. Однако в последние годы широкое распространение получил внутренний подогрев стен и полов. Важно, чтобы разница между температурой комнатного воздуха и температурой внутренней поверхности подогреваемой стены не превышала 3—5 °С, а разница в температуре воздуха у пола и потолка, а также в соседних помещениях одной квартиры была не более 2 °С. Одним из элементов микроклимата жилого помещения является относительная влажность воздуха. При его температуре 18—20 °С она должна находиться в пределах 40—60%. Большая влажность воздуха приводит к сырости помещения, нарушению терморегуляции организма, частым простудным заболеваниям. В деревянных зданиях сырость способствует появлению неприятного запаха и развитию специфических грибков, разрушающих древесину. Повышенная влажность в жилом помещении может быть следствием неправильного выбора территории для строительства (без учета уровня грунтовых вод) или некачественной изоляции фундамента и стен. Такой показатель, как скорость движения комнатного воздуха, также важен. Она не должна превышать 0,2— 0,3 м/с. Естественная освещенность жилища зависит от ориентации здания относительно сторон света. Окна, выходящие на южную сторону, обеспечивают более высокие продолжительность и степень освещенности в течение дня. Если окна смотрят на восток, прямые солнечные лучи проникают в жилое помещение только в утренние часы, а если на запад — только во второй половине дня. Для оценки качества освещенности используют световой коэффициент естественной освещенности помещения: отношение площади остекления окон к площади пола. В норме он находится в пределах 1/6—1/8.
Традиционным источником искусственного освещения в жилых помещениях является лампа накаливания. Спектр ее излучения значительно отличается от естественного. В нем преобладают красные и оранжевые лучи и отсутствуют ультрафиолетовые. Более совершенны современные лампы дневного света, к тому же они экономичнее. В табл. 4 приведены нормы искусственной освещенности в жилых и вспомогательных помещениях (по В. А. Покровскому). Таблица 4. Нормы искусственной освещенности
2.6. Гигиена индивидуального строительства Индивидуальное строительство загородных домов (садовых домиков, коттеджей и т. д.) в последние годы приобрело большой размах. Давайте остановимся на некоторых гигиенических вопросах, связанных с проведением этих работ. Чтобы избежать санитарно-гигиенических нарушений при строительстве, необходимо руководствоваться государственными санитарными нормами и правилами (СНИП) строительства. С ними можно ознакомиться в местных органах государственной службы санэпидконтроля. При планировке территории, выбранной под строительство, предусматривают как минимум две зоны: жилую и хозяйственно-спортивную. Между ними должен быть достаточный технологический разрыв, заполненный зелеными насаждениями. Все хозяйственные постройки надо располагать на расстоянии не менее 16 м от жилого дома. Жилой дом должен занимать место на передней части территории, на расстоянии 6—7 м от улицы — это позволит вырастить достаточно высокие деревья, защищающие от пыли и шума. Большое значение с гигиенической точки зрения имеют водоснабжение и канализация, лучше всего — централизованные. Однако там, где это невозможно, для водоснабжения можно использовать колодцы или артезианские скважины. Их оборудование в обязательном порядке согласовывается с местными органами Госсанэпидконтроля, а в процессе строительства и по его завершении проводится санитарно-гигиенический анализ воды на ее безвредность и пригодность к употреблению. Из всех гигиенических проблем благоустройства загородного дома (дачного домика), пожалуй, самая трудная — проблема сбора, обезвреживания и удаления отбросов (мусора, пищевых отходов) и фекальных стоков. Несмотря на всю серьезность проблемы, она решается плохо. Устраиваются импровизированные свалки, которые являются источником распространения различных инфекций. Оптимальное решение проблемы — централизованный вывоз отходов за пределы территории на отведенные места. Однако когда для этого нет возможности, оборудуют индивидуальные хранилища. Твердые отходы могут быть использованы для формирования компостов. Сложенный органический мусор и отходы обкладывают с боков и сверху землей, и спустя 6—12 месяцев созревает гумус, который идет на удобрение. Для утилизации фекальных отходов целесообразно использовать биотуалеты. В заключение следует особо подчеркнуть, что утилизация отходов требует определенных затрат. Они не столь значительны, как представляется на первый взгляд. Между тем опасность для здоровья, которую создают нечистоты, отходы, свалки вокруг жилой территории, настолько очевидна, что ее просто невозможно переоценить. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое гигиена? Как она возникла? Каковы ее задачи? 2. Из чего складывается личная гигиена? 3. Какие функции выполняет кожа? Перечислите гигиенические правила ухода за кожей. 4. На какие группы подразделяются продукты питания? Коротко охарактеризуйте их. 5. Расскажите о суточном распределении пищевого рациона. Какие продукты должны содержаться в рационе питания человека? 6. Как вы понимаете выражение «органолептические свойства воды»? Назовите их. 7. Для чего разработан государственный стандарт оценки качества воды? 8. Каким требованиям должна отвечать одежда человека? 9. Какие требования предъявляются к жилищу? 10. Расскажите о порядке планировки территории при про Задание 25. Используя табл. 1 и 6 (см. приложение 3), составьте для себя и членов своей семьи недельный рацион питания (меню) по следующей схеме:
Подсчитайте калорийность своего ежедневного меню и сравните с калорийностью и суточным распределением пищевого рациона, которые указаны в табл. 2 и 3. Задание 26. Проведите инвентаризацию своей одежды. Составьте список вещей, в котором укажите, какие предметы одежды, обувь и головные уборы соответствуют гигиеническим требованиям, а какие нет. Сделайте вывод. Задание 27. Из приведенных ответов (параметров) выберите те, которые соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к современному жилищу: а) комнатная температура для северных районов: 23—24, б) комнатная температура для умеренных широт: 15—16, в) комнатная температура для жаркого пояса: 15—16, 16—17, г) относительная влажность при температуре воздуха: 18—20, Какие еще гигиенические требования предъявляются к современному жилищу? Глава 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКА 3.1. Физиологическое и психологическое развитие подростков Состояние здоровья человека во многом зависит от того, как он использует окружающие его условия существования для сохранения и укрепления своего здоровья. Состояние здоровья подростков часто ухудшается из-за того, что нагрузки, которые они испытывают, превышают возрастные возможности. Недосыпание, физическое переутомление, конфликтные ситуации приводят к срыву в работе той или иной системы организма. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием: период полового созревания. Завершается он у мальчиков к 18—19 годам, у девочек — к 16—17. К этому времени полностью формируются пропорции тела, заканчиваются окостенение скелета и рост тела в длину. Эти внешние изменения организма связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регули-
рующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но уже в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг). В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности грудной клетки (на 4,5 см). Однако к 14 годам все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. К этому времени завершается развитие нервной системы и формирование двигательных функций. Скелетная мускулатура претерпевает значительные количественные (весовые) изменения. Так, мышечная масса у ребенка в 7 лет составляет 27% от всей массы тела, в 14—15 лет — 32% и, наконец, в 17—18 лет достигает величины, характерной для взрослых, — 44%. В подростковом периоде происходит усиленный рост и развитие всех органов и систем, что обусловлено активизацией работы желез внутренней секреции: половых, щитовидной, гипофиза. Сложные процессы происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах мозга. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечно-сосудистой. У подростков быстро растет сердце. Вес его с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, которое сердце выбрасывает в сосуды за 1 сокращение, увеличивается у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. В то же время частота сердечных сокращений в покое снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70 ударам в минуту, а у девочек — 72, к 18 годам частота пульса становится такой же, как у взрослых. Следует отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечно-сосудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Отсюда — относительная недостаточность сердечной деятельности. Вот почему иногда у рослых, быстро созревающих юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках. У подростков 10—15 лет увеличивается окружность грудной клетки, за счет чего углубляется дыхание и увеличивается жизненная емкость легких: у мальчиков — от 1900 до 3380 см3, достигая к 18 годам 4500 см3, у девушек — от 1650 до 2800 см3, а к 18 годам — до 3800 см3. В развивающейся системе кровообращения часто встречается несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и девочек в 10 лет артериальное давление равно 99/55 мм, то к 17 годам оно повышается до 120/65 мм у юношей и до 115/60 мм у девушек. В подростковом возрасте отмечается неустойчивость организма к температурным воздействиям. Поэтому высокая температура окружающей среды на подростка может оказать более выраженное действие, чем на взрослого. Подростковый возраст считается одним из самых сложных и ответственных, так как психика в этот период характеризуется повышенной эмоциональностью. Подросток часто пытается казаться взрослым, проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, что не всегда помогает достичь успеха, а иногда приводит к глубокому разочарованию. Возникают разногласия в оценках, приоритетах, стилях жизни и интересах в семье и школе. Они часто приводят к конфликтам, которые травмируют и подростка, и тех, кто его окружает. Подростки не хотят признавать зависимость от взрослых, возникает так называемый конфликт отцов и детей. Легкая внушаемость легко уживается в подростке с упрямством. Повышается потребность в дружбе со сверстниками, укрепляется ориентация на мнение коллектива — класса, компании. Ярко выражен интерес к приключениям, героическим поступкам. Формирование в подростковом возрасте новых психологических качеств личности повышает эмоциональную напряженность и неустойчивость нервной системы. Часто это является предпосылкой для развития психических
и невротических отклонений, иногда приводящих даже к попыткам суицида (самоубийства). Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте? Опытные психологи и психотерапевты дают несколько просщых советов, выполнение которых поможет управлять своими чувствами и эмоциями: 47' • воспитывайте выдержку и волю; •, • научитесь анализировать ситуацию: чем она вызвана, какие могут быть последствия, что зависит от вас для ее успешного разрешения; практика показывает, что не бывает безвыходных положений. Если вы не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией, надо обратиться за помощью к родителям или друзьям; • не давайте выхода отрицательным эмоциям и не выплескивайте их на окружающих, найдите способ снять стресс юмористическим подходом к проблеме, доверительной беседой с близким человеком; • не совершайте импульсивных, непродуманных действий — это только осложнит ситуацию, а не поможет ее разрешить; • будьте объективны в оценках поступков других людей. Прежде чем вынести кому-либо приговор, поставьте на их место себя и подумайте, как бы вы поступили; i • постарайтесь всегда быть в хорошем настроении — оно служит залогом успеха и крепкого здоровья, облегчает контакты с окружающими. 3.2. Психологическая уравновешенность ^ в конфликтных ситуациях Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей. Независимо от того, о чем идет речь, в конфликте всегда присутствует противоречие, за которым стоит различие ценностей, норм. В основе любого конфликта лежит ситуация, суть которой4— либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оп- понентов. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Чаще всего конфликт возникает из мелочи: неудачно сказанное слово — и вот уже бушует конфликт, а из-за чего он возник, часто и вспомнить не могут. Известно, что в школах верховой езды не хвалят наездника, удержавшегося на вздыбленной лошади, так как знающему человеку понятно: под опытным наездником лошадь не встанет на дыбы. Так же и в конфликте: наибольшей похвалы достоин тот, кто предупреждает конфликты или, по крайней мере, гасит их в зародыше. Какие бывают конфликты? Конфликт ценностей. Возникающие в этом случае разногласия касаются взглядов (представлений) на событие. Это совсем не означает, что разные взгляды неизбежно приводят к конфликтам. Люди могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения, несмотря на различие представлений о ценностях. Конфликт интересов. Возникает, когда разные интересы противоречат друг другу. Взаимодействуя, люди в данной ситуации вольно или невольно становятся помехой друг другу в реализации своих интересов. Конфликт правил взаимодействия. Один из источников конфликтных ситуаций этого типа связан с тем, что люди при долговременных контактах вступают между собой в более тесное общение, в которое переносят свои взгляды, предрассудки, культурные стереотипы и т. п. Любые разногласия такого рода становятся конфликтами только тогда, когда кто-либо из оппонентов проявляет нетерпимость, пытаясь навязать свою точку зрения другому и требуя соответствия его взглядов своим. Конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). Конструктив- ными конфликты бывают тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого рода конфликтов приводит к развитию отношений между людьми в соответствии с законом диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития. Неконструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. По сфере разрешения конфликты подразделяются на деловые и личностно-эмоциональные. Полное разрешение конфликтов заключается в устранении их объективных причин и восстановлении нормальных личных отношений. Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения с учетом вашего собственного стиля, стиля других вовлеченных в конфликт людей, а также природы самого конфликта. На разных этапах своей истории люди искали способы помочь себе и другим в разрешении различных конфликтных ситуаций, в том числе создавая авторитетные органы (советы старейшин) или привлекая уважаемых лиц к решению сложных и спорных проблем. Предлагаемый ниже метод преодоления разногласий рассчитан на то, что им может воспользоваться каждый, а не только специалист в области разрешения конфликтов. Он заключается в следующем: • найдите время для беседы, т. е. любую проблему надо обсудить; • подготовьте условия, т.е. правильно подберите время, место и другие условия; • обсудите проблему (не «я против тебя», а «мы против проблемы»); • заключительный договор. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Они рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства раз- ных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личных особенностей. Они представляют собой каждодневное соперничество и противостояние в сфере принципиальных или эмоциональных столкновений, которые нарушают личностное спокойствие. Однако при наличии соответствующего опыта конфликты могут быть предотвращены или разрешены и даже использованы для улучшения отношений с другими людьми. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях, а в распознавании конфликта и контроля над ним с целью получения наилучшего итога. Ведь большинство людей мечтают о том, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов. Правила поведения в конфликтной ситуации:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |