Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расскажите, что можно предпринять, если с чьей-то сто­роны предполагается попытка суицида




Дайте определение депрессии. Как ее можно преодолеть?

По каким признакам можно определить потенциального самоубийцу?

Как вы понимаете термин «суицид»? Назовите наиболее типичные причины самоубийства.

Как часто у вас бывают конфликтные ситуации? Всегда ли удается их разрешить положительно? Произносятся ли в наблюдаемых вами конфликтных ситуациях неуместные, на ваш взгляд, слова? Приведите примеры.

Как снять эмоциональное напряжение?

Расскажите о корректных и некорректных приемах пове­дения в конфликтной ситуации.

Каковы правила поведения в конфликтной ситуации?

 

Задание 28. Перечислите всех людей, с которыми вы кон­фликтовали в течение недели. Назовите причину конфликта с точки зрения лица, с которым вы конфликтовали, и со сво­ей точки зрения. К какому типу вы относите ваши конфлик­ты и почему? Как разрешались конфликты?

Задание 29. Внимательно прочтите описание ситуаций:

Ситуация 1. Ваша подруга обещала позвонить в 17 ч. Уже 18, а звон­ка нет. И вдруг... звонок.

Ситуация 2. Вы стоите с двумя друзьями, обсуждая вчерашнюю дис­котеку. Получаете комплименты в свой адрес. Вдруг кто-то вмеши­вается в ваш разговор.

Ситуация 3. Вы встретили подругу из соседней школы, которая уже полгода обещает вернуть книгу.

Ситуация 4. Прогуливая собаку, вы слышите замечания проходящих мимо девушек о недостатках собак этой породы. К тому же девушки явно желают спровоцировать конфликт.

Каким образом каждая из ситуаций может перерасти в кон­фликтную? Что можно сделать, чтобы положительно разре­шить или предотвратить конфликт?

Задание 30. Проиграйте следующие ситуации и попытайтесь решить конфликтную ситуацию путем переговоров:

а) Катя договаривается с родителями о том, когда возвращаться
с дискотеки;

б) Ученик обсуждает с учителем необъективную, по его мнению,
оценку.

Какие уступки могут быть сделаны во время переговоров? Объясните понятие: переговоры — путь к согласию.


Задание 31. Внимательно прочтите описание ситуаций:

Ситуация 1. Семья.

Мама: Давай съездим в выходной к тете Маше.

Дочь: Не хочу я тратить выходной на поездку к зануде тете Маше.

Мама: Мы поедем. Мне все равно, что ты думаешь.

Ситуация 2 (межличностная).

Друг: Где ты была вчера?

Ты: Не твое дело.

Друг: Ладно, в таком случае не проси меня ни о каком одолжении.

Ситуация 3. Школа.

Учитель: Ты убираешь сегодня кабинет № 15.

Учащийся: Почему именно я, я не дежурный?!

Учитель: Потому, что я так сказала.

Какие слова делают ситуацию конфликтной?

Задание 32. «Чем мы не похожи друг на друга». Наверняка у вас есть друг (подруга). Сядьте друг напротив друга и каж­дый в своей тетради молча в течение 5—6 мин запишите, чем вы отличаетесь друг от друга, думая об этом человеке и о се­бе одновременно. Например:

— Ты более уступчива, чем я.

— Ты любишь яркую косметику, а я — нет и т. д.

После того как закончится перечисление различий, обменяй­тесь записями и выразите свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Ответьте, мешают ли эти разли­чия вашему общению, дружбе. Как эти различия могут при­вести к конфликту? Что нужно делать, чтобы понимать и принимать различия?

Задание 33. Прочтите описание ситуации. Андрей — вратарь в спортивной команде. Тренер заменил Андрея на другого игрока, восьмиклассника. Андрей считает, что это неспра­ведливо, так как он опытней и к тому же девятиклассник. Разыграйте разговор между тренером и Андреем.

Задание 34. «Волшебные слова». Одним из способов предот­вращать конфликты является умение говорить «волшебные слова». Вспомним «волшебные слова» и выражения: «изви­ните за беспокойство», «прошу прощения», «простите», «по­жалуйста». Какие еще «волшебные слова» для извинений вы знаете? В каких случаях их необходимо говорить? Ответы могут быть такими:

— в транспорте при допущенной неловкости;

— при опоздании;

— при невыполнении обещания;

— при доставлении неудобств.


 




Гкава 4. РОЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ПОДРОСТКОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ

Содержание главы имеет целью ознакомить вас с осно­вами планирования семьи. Эти знания помогут вам выра­ботать правильные взгляды на отношения полов, буду­щую семейную жизнь, сохранить здоровье и воспитать чувство ответственного родительства.

Вам знакомо состояние влюбленности? Когда это случа­ется, вы поете с утра до вечера, вам все дается легко; по­дойдя к зеркалу, вы не узнаете себя — так похорошели. Кажется, у вас выросли крылья. Даже непонятно, как та­кое огромное чувство умещается в душе... Вы не спите по ночам, думаете о нем (о ней) до галлюцинаций, ищете встреч и панически боитесь их. Состояние этого полета, этой одержимости длится неделю, две, месяц(ы). Чувства и страсти нарастают, а могут и угаснуть, чтобы вновь вспыхнуть, но уже к новому объекту.

В жизни сексуальность и ее проявления связывают с любовью. Практически каждый человек имеет свою точку зрения по этому поводу: одни считают, что прояв­ления сексуальности в любой форме недопустимы без любви или хотя бы влюбленности. Другие более терпимы.


Третьи придерживаются мнения, что любовь и сексуаль­ность существуют сами по себе, никак не связаны между собой. Некоторыми людьми любовь вообще отрицается. Эти различия естественны. Дать всеобъемлющее опреде­ление понятия «любовь» невозможно, оно всегда будет носить элементы личного (а потому и спорного для дру­гих), зависеть от национальных традиций, от историчес­кой эпохи. Большинство же придерживается мнения, что в любви на первый план выступает альтруизм (чувство, противоположное эгоизму), выражающийся в потребнос­ти психологического слияния с любимым человеком. Же­лание любить и быть любимым пробуждают в человеке лучшие качества, стремление стать лучше, достойнее, со­вершеннее. Радость, счастье становятся полными при ус­ловии, что подобные состояния, чувства переживает и любимый человек.

Но бывает любовь и безответная. Психологи считают, что любовь превращается в экстремальную ситуацию, ког­да подавляется способность мыслить аналитически, кри­тически относиться к себе и окружающим (особенно к предмету влюбленности). Относитесь к своим чувствам в ситуации безответной любви как к задаче, которую можно решить. В энциклопедиях экстремальных ситуа­ций вы можете найти полезные советы на этот счет. На­пример:

1. Многие сильные люди заваливали себя работой, спа­саясь от сердечного горя. Но этого мало: желательно най­ти для себя новый круг общения и новое занятие, чтобы не сидеть без дела. Занимайтесь чьей-то проблемой, помо­гайте ближним.

2. Жизнь духа надо лечить переменами в жизни тела. Сильная физическая нагрузка снижает любой стресс — это химическая реакция: из организма вместе с потом вы­ходят адреналин (формирующий ощущение тоски и безы­сходности) и норадреналин (усиливающий чувства гнева и враждебности).

3. Нужно развенчать свой идеал. Любят всегда одно­временно и человека и идеализированный образ, создан­ный на его основе. Используя это свойство любви, вспоми-


 




найте недостатки своего «предмета», ищите изъяны, под­черкивайте их в своем воображении.

4. Не замыкайтесь в себе. Один из традиционных при­емов — письменно фиксировать свои проблемы и навяз­чивые идеи. Не жалейте времени на ведение дневника. Это — сильное лекарство.

Ревность не менее сильное чувство, чем любовь. Часто она сопровождает влюбленность. Отношение к ревности не менее противоречиво, чем к любви. Одни считают ее необходимым спутником любви, пикантной приправой к чувствам. Другие полагают, что ревность губит любовь. Чувство ревности весьма болезненно, это довольно жгу­чее, ранящее переживание. Тяжело бывает не только то­му, кого ревнуют, но и самому ревнующему. Справиться с ревностью удается далеко не каждому.

Теперь давайте остановимся на таком понятии, как «ловушки влюбленности». Они возникают из неосознава­емых убеждений и предубеждений, которые мы привно­сим в наши отношения. Наши ожидания основаны на представлениях, которые сложились у нас в течение жиз­ни, причем многие из них являются ложными.

Например, существует такое убеждение: если кто-то любит тебя, то он (она) знает твои мысли и чувства. «Ес­ли бы ты меня любил, ты бы знал, чего я хочу (чувствую, думаю). Ты не знаешь, значит — не любишь». Это неверно. Единственный путь узнать наверняка, что думает и чувст­вует другой, — это услышать от него самого.

Другое предубеждение, которое препятствует откры­тому выражению чувств: «Если я скажу тебе, что я пе­реживаю, ты рассердишься. Я этого боюсь, поэтому не скажу». Подобные тезисы основаны на широко распрост­раненном, но ошибочном убеждении, что мы несем от­ветственность за чувства и переживания наших близких. Это не так. Мы можем отвечать только за собственное поведение.

«Ловушки любви» играют свою роль и при вступлении в сексуальные отношения. Например: «Если ты меня лю­бишь, то должна это доказать» или «Если ты не согласна, значит, ты меня не любишь».


Мотивы вступления в сексуальные отношения весьма многообразны, не всегда это — любовь и желание. Иногда вступлению в половые отношения способствуют следую­щие обстоятельства:

• алкогольное опьянение;

• скука;

• отсутствие эмоционального тепла дома;

• материальная выгода;

• желание удержать партнера, страх остаться в одино­честве;

• стремление не быть «белой вороной», быть «как все»;

• попытка привлечь к себе внимание;

• желание самоутвердиться;

• дефицит информации;

• стремление доказать свою взрослость;

• насилие.

Соответствует ли то, что происходит, вашему представ­лению «о первом разе»? Как много ждут от того, что долж­но свершиться! И как часто все происходит скучно, быст­ро, неинтересно. И часто этот день становится последним днем вашей влюбленности. Будто сдернули пелену с ва­ших глаз, а с нею — и романтический ореол. Чувства и страсти угасли. Вспыхнут ли они заново?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Знакомо ли вам состояние влюбленности? Что при этом переживает человек? Попробуйте объяснить выражение «...любить и быть любимым». Какие чувства и эмоции оно вызывает у вас?

2. Можно ли разрешить проблему безответной любви? Какие полезные советы вы могли бы дать своему другу, своей по­друге в этом случае?

3. Расскажите, как вы понимаете термин «ловушка влюб­ленности».

4. По каким мотивам, кроме вступления в брак, может про­изойти вступление в сексуальные отношения?



Глава 5. ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

5.1. Употребление табака

и его влияние на здоровье

Табакокурение — одна из самых распространенных вредных привычек. Есть страны, где курят около 50% мужчин и 25% женщин.

Известно более 60 разновидностей табака. Его листья содержат значительное количество разнообразных хими­ческих соединений: белки, углеводы, аммиак, азот, нико­тин, смолы, эфирные масла, мышьяк, никель, свинец, кадмий, хром и т. д. В XVI в. испанцы завезли его из Южной Америки в Европу, где он получил широкое рас­пространение. Первоначально табак жевали и нюхали, по­том стали использовать для курения.

Табачный дым представляет собой аэрозоли, состоящие из жидких и твердых частиц, находящихся во взвешен­ном состоянии. Он содержит никотин, угарный газ, амми­ак, синильную кислоту, цианистый водород, ацетон и зна­чительное количество веществ, вызывающих образование злокачественных опухолей.


Горящая сигарета — своего рода фабрика по производ­ству более 4 тыс. различных химических соединений, и ни одно из них не приносит пользу организму человека.

Наиболее опасен никотин. Его содержание в табачном дыме от 1 сигареты — 1800 мкг. Для сравнения: фенола — 86 мкг, нафтил-аммиака — 0,023 мкг, ДДТ — 0,77 мкг. К никотину организм привыкает быстро, поэтому острое отравление имеет очень короткую фазу. Его признаками являются головокружение, кашель, тошнота, горечь во рту. Иногда присоединяются слабость, недомогание, блед­ность лица.

Однако было бы неверно утверждать, что вредное воз­действие табака связано исключительно с никотином. Угарный газ (окись углерода), образующийся при горе­нии табака, в 300 раз быстрее растворяется в крови ку­рильщика, чем кислород. Это приводит к кислородному голоданию организма, от чего страдает прежде всего серд­це. В табачном дыме содержится сравнительно большое количество радиоактивных веществ, которые могут вы­зывать образование раковых опухолей.

Постоянное употребление табака вызывает с течением времени физическую и психическую зависимость куриль­щика, которая, по существу, ничем не отличается от нар­котической зависимости.

Различают три стадии никотиновой зависимости:

I стадия — эпизодическое курение не более 5 сигарет
в день, никотиновой абстиненции не наблюдается (т. е.
прекращение курения не вызывает никаких расстройств);
небольшие изменения в деятельности нервной системы
полностью обратимы.

II стадия — постоянное курение от 5 до 15 сигарет в день; появляется небольшая физическая зависимость; при прекращении курения развивается состояние, тяже­лое в физическом и психическом отношении, его снимает выкуривание очередной сигареты.

III стадия — постоянное выкуривание от 1 до 1,5 пач­ки в день; вырабатывается привычка курить натощак, сразу после еды и среди ночи; привыкание к табаку очень сильное; прекращение курения вызывает тяжелое


 




состояние курильщика; выражены изменения в нервной системе и внутренних органах. Общая картина токсиче­ского разрушения организма характеризуется как забо­левание.

От воздействия табачного дыма страдает прежде всего легочная система: воздухоносные пути и легочная ткань. Ядовитые вещества табачного дыма постепенно разруша­ют все известные механизмы защиты легких, вызывая ле­гочные заболевания. Кроме раздражения слизистой обо­лочки гортани, трахеи, бронхов и альвеол (легочных пузырьков) развивается хроническое заболевание дыха­тельных путей — бронхит курильщика. Им страдают 80% курильщиков.

Одновременно с ухудшением состояния легочной ткани страдает и клеточная защита легочной системы.

Некоторые ингредиенты табачного дыма растворяют­ся в слюне и с ней попадают в желудок. Их количество достаточно, чтобы вызвать воспаление слизистой желуд­ка. Поэтому у курильщиков язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки наблюдается в 10 раз ча­ще, чем у некурящих.

Особенно неблагоприятно систематическое отравление табачным дымом сказывается на деятельности сердечно­сосудистой системы. У всех курильщиков частота сердеч­ных сокращений выше, чем у некурящих. Следовательно, время отдыха сердца сокращается в 2—2,5 раза. Таким образом, сердце курильщиков работает на износ. У них в 12—13 раз чаще встречаются заболевания сердца: сер­дечная недостаточность, стенокардия, инфаркт миокарда, сужение сосудов (вследствие усиленного отложения в из­мененных стенках артерий сердца холестерина).

Описание воздействия табачного дыма на организм че­ловека будет неполным, если не сказать о крайне неблаго­приятных последствиях курения для женского организма и его детородной функции. У курящих женщин наблюда­ется значительно более раннее, чем у некурящих, увяда­ние организма. Кожа теряет свою эластичность и све­жесть, появляются ранние морщины на лице, от которых никакой увлажняющий крем не спасает; голос становит-


ся низким, хриплым; добавьте к этому специфический запах изо рта. Безвозвратно исчезают женственность, све­жесть, чистота. Особенно такому пагубному влиянию под­вержен организм девушки.

Ребенок курящей женщины весит при рождении в среднем на 250 г меньше, чем у некурящей; в 2 раза ча­ще у курящих женщин встречаются выкидыши, рожда­ются неполноценные и мертворожденные дети.

В заключение необходимо сказать несколько слов о пассивном курении. Курящие люди обладают удиви­тельной особенностью — неуважительным отношением ко всем, кто не курит. Ибо только этим можно объяснить тот факт, что большинство из них, пренебрегая здоровьем ок­ружающих, курят где угодно. Конечно, от этого страдают все, кто не курит. Табачный дым вызывает головную боль, недомогание, снижение работоспособности, быстрое утомление, обострение заболеваний верхних дыхательных путей.

Некурящий человек, находясь в помещении с курильщи­ком в течение только 1 часа, по сути, каждый раз выкури­вает половину сигареты. У него наблюдаются негативные изменения в деятельности нервной системы, нарушается состав крови, мочи. Пассивные курильщики подвергают­ся риску возникновения злокачественных новообразова­ний не только в легких, но и в других органах. Особенно опасно пассивное курение для детей.

Объем главы не позволяет подробней остановиться на проблемах табакокурения. Однако и того, что сказано, достаточно, чтобы проснулись здравый смысл и ин­стинкт самосохранения. И если вы начали курить, по­старайтесь бросить. Отказ от курения сразу же уменьша­ет риск развития сердечных заболеваний или хроничес­кого бронхита. Чтобы бросить курить, надо очень захотеть этого.

В вашем возрасте бросить курить можно сразу. Если же влечение к табаку не проходит, воспользуйтесь следую­щими советами:


 




       
 
 
   

6.2. Алкоголь, его влияние на организм

Люди давно научились изготавливать спиртные напитки. Первоначально их прием носил обрядовый характер. Опья­няющий напиток поднимал настроение, снимал эмоциональ­ное напряжение, сближал людей. Он стал непременным ат­рибутом праздничных и печальных застолий. Так постепенно И употреблению алкоголя приобщилось огромное число лю­ден. В настоящее время во многих странах злоупотребление ил королем стало не только медицинской, но и очень серьез-нон социальной проблемой. В результате неумеренного по­требления спиртных напитков совершаются многие преступ-пепия, происходят промышленные аварии и катастрофы, несчастные случаи на производстве и в быту. Под воздейст-


вием алкоголя человек утрачивает способность реально оце­нивать ситуацию или событие и принимать адекватное реше­ние, игнорируются нравственные и этические нормы.

Установлено, что алкоголь разрушающе действует на все системы и органы человека. Обычный путь поступле­ния алкоголя в организм — через желудочно-кишечный тракт. При этом 20% принятого алкоголя всасывается в желудке, а остальные 80% — в тонком кишечнике.

Алкоголь, или этиловый спирт, очень хорошо раство­ряется в жирах и жироподобных веществах. Ткань голо­вного мозга состоит как раз из жироподобного вещества, поэтому спирт действует главным образом на нервную си­стему, разрушая ее основу — клетки головного мозга. По­гибшие клетки мозга не восстанавливаются. Употребле­ние 100 г водки приводит к уничтожению примерно 7,5 тыс. клеток головного мозга. Вместо погибшей клетки ее функции берет на себя уцелевшая клетка. В этом за­ключается функциональная пластичность нервной ткани. Однако это не может продолжаться долго. Наступает та­кой момент, когда количество погибших клеток становит­ся больше, чем уцелевших. В этой ситуации головной мозг не может выполнять предназначенные ему функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.