КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Помните: бестактный человек является главным источником конфликта!
Колкости, реплики, резкости — опасное оружие. Используйте их только в исключительных случаях. Овладевая искусством спора, параллельно овладевайте искусством жеста, мимики, интонации. Слушая, вникайте, сопереживайте, ищите в собеседнике хоть что-то для вас интересное и ценное! Уразумейте цель говорящего. Слушая собеседника, стремитесь понять его внутренний мир. 3. Не перебивайте собеседника фразой: «Я и так это знаю!» 3.3. Управление чувствами и эмоциями Умение управлять чувствами и эмоциями в конфликт^ ной ситуации заключается в использовании корректных приемов и аргументов и недопущении нелояльных. К допустимым приемам относятся: -„•умение придать конфликту ход в соответствии со своим сценарием, т. е. овладеть инициативой; • концентрация своих действий на главном или наиболее слабом звене позиции противника; • использование «эффекта внезапности» — самые неожиданные и важные сведения и действия необходимо приберегать и применять их в решающих фазах конфликта. Нелояльными приемами и аргументами являются: • использование недоказанных или даже ложных аргументов в надежде на то, что противник этого не заметит, а может быть, не знает; • обращение к публике с целью взволновать, наэлектризовать и привлечь на свою сторону окружающих, используя их зависимость, слабые стороны, религиозные и национальные предрассудки или давая какие-либо обещания; • аргументация своей позиции взглядами людей, с которыми противник в силу разных причин не смеет спорить; • угроза или прямое применение мер морального или физического насилия. Говоря о поведении в конфликтах, необходимо подчеркнуть, что не нужно конфликтовать без особой необходимости. Если есть малейшая возможность достичь согласия, ею надо непременно воспользоваться. «Ни один человек, который решил действительно преуспеть в жизни, — говорил американский президент А. Линкольн, — не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание... Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она укусила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса...» Теперь разберем несколько случаев конкретного поведения в различных ситуациях. Общение с возбужденным собеседником. Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой такому собеседнику, он воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Взволнованный оппонент в момент бурного монолога напоминает глухаря на току — он ничего не слышит, кроме собственной «песни». Ему надо остыть и успокоиться. Не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвется». Следует помочь ему разрядить
эмоции. С этой целью организуют психический дренаж: «Что вы имеете в виду?», «Да?», «Понимаю!», «Это важно узнать», «Можно ли это рассказать поподробнее?», «Да, а что было потом?». Эти реплики снимают напряженность, боязнь быть непонятым. В этот момент люди ищут в собеседнике скорее «резонатор», нежели советчика. Постепенно высказывая свои чувства и обиды, человек накапливает удовлетворение. После того как ваш собеседник выговорится, его возбуждение снижается, и тогда появляется возможность разъяснить ему что-либо. Когда человека терпеливо и доброжелательно выслушали, он становится менее реактивным, более разумным и восприимчивым. Теперь он слышит уже не только себя, может осознать свои ошибки и принять правильное решение. Многие боятся, что поддакивание, проявление интереса приведут собеседника к убеждению, что вы соглашаетесь с его позицией. Однако признать тезис — это вовсе не то же самое, что согласиться с ним, это просто признание права на существование другой точки зрения. Иначе говоря, вы посылаете собеседнику сигнал: «Да, теперь я вижу, как это представляется вам». Как снять эмоциональное напряжение. Чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: наколоть дров, пройтись пешком или просто походить туда и обратно. Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, является рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения. Как только человек начинает двигаться, волнение уменьшается. О характере своего поведения в подобных ситуациях английский премьер-министр Маргарет Тэтчер писала следующее: «Бывают времена, когда я прихожу домой поздно вечером и на меня так сразу все наваливается, что я пускаю слезу — молча и одна. Я часто снимаю напряжение тем, что начинаю гладить или переставлять посуду в шкафу. Такие занятия помогают мне расслабиться». Кроме физического движения и переключения есть и другие способы понизить напряжение, например, посоветоваться, просто выговориться другу, послушать музыку или даже выплакаться. Какими бы горькими ни были слезы, они способствуют разрядке отрицательных эмоций — после них на душе светлее. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», — писал В. Гюго. Излить эмоциональное напряжение можно и в письме, стихах, рассказе. Такая форма особенно удобна для людей замкнутых и скрытных. Клапаном порой служит и музыка, как, впрочем, и допингом, восполняющим эмоциональную недостаточность. Именно эти особенности позволяют рассматривать музыку как одно из средств снятия эмоционального напряжения. Музыкотерапию практиковали еще врачи древности, в том числе Гиппократ. В ряде стран созданы общества музыкальной терапии и лечебной музыки. Хорошо послушать музыку в тяжелую минуту, она просветляет печаль, снимает усталость. Тот, кто может заставить себя улыбнуться в тяжелый момент, получит некоторое облегчение. Улыбка на лице улучшает настроение по причине глубокой связи между мимическими, телесными реакциями и переживаемыми эмоциями. Смех также может служить средством разрядки эмоционального напряжения — благодаря ему мозг более интенсивно освобождается от продуктов обмена, и возникает ощущение свежести. Быстро снимает напряжение и общее расслабление мускулатуры — релаксация. При беспокойстве, волнении, раздражении мышечный тонус повышен, тогда как в состоянии душевного покоя мышцы расслаблены. Надо выработать привычку расслаблять мышцы во всех случаях, когда возникают дискомфорт и стресс. При расслаблении трудно или даже невозможно сильно рассердиться. Методы релаксации полезны, когда нужно быстро, за 5—10 мин, привести себя в спокойное состояние. Они составляют основу аутогенной тренировки, которая рекомендуется для устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги.
Эмоции и достижение цели. Ничто так не способствует возбуждению положительных эмоций, как значительная цель, достижение которой стало органической потребностью человека. Преодолев трудности и достигнув этой цели, человек получает много положительных эмоций. В то же время слишком близкая и доступная цель приводит к разочарованию и пассивности, а отрицательные эмоции сохраняются продолжительнее, чем положительные, и могут повлечь за собой не только неприятные психические состояния и нарушения поведения, но и болезненные процессы типа нагноения, язв на коже, поражения внутренних органов. Поэтому при длительном отсутствии положительных эмоций человек должен научиться ценить себя и время от времени радоваться своим даже скромным успехам. Помните, что ощущение успешности и полезности своих усилий делает человека устойчивее по отношению к последующим нагрузкам. 3.4. Суицид и подросток Самоубийство (суицид) — явление сугубо антропологическое, свойственное лишь человеку. Нет ни одного другого живого существа на Земле, которое могло бы сознательно прервать свою жизнь. Совершению самоубийства предшествуют определенные обстоятельства. Чаще всего они носят психологический характер. В первую очередь это семейные ссоры или конфликты на производстве, а также любое событие, сог здающее для конкретного человека психотравмирующую ситуацию. Зачастую желание покончить с собой связано со значительными для конкретного человека изменениями в его жизни и судьбе (смерть близкого человека, потеря работы, тяжелое заболевание, развод). Для человека* который мысленно уже подошел к последней черте, иногда достаточно порезанного во время бритья подбородка, насмешливого замечания или просто дождливой погоды, чтобы совершенно неожиданно для окружающих выброситься из окна. Человек, задумавший свести счеты с жизнью, может скрывать свои намерения. Но есть ряд признаков, которые указывают на возможность такого поступка с его стороны. К ним можно отнести следующие: • человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей; • чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве; • начинает раздавать свое личное имущество; • когда он принимает окончательное решение, к нему после состояния депрессии возвращаются спокойствие и даже веселое настроение. Почему так часты случаи самоубийства среди молодежи? На этот факт обращают внимание все суицидологи. Как правило, уходят из жизни люди, неспособные в силу определенных причин реализовать себя. Несмотря на внешнюю браваду, большие претензии и амбиции, они остались полуживыми. Их жизнь, ее формирование остановились на половине пути. Специалисты отмечают, что самоубийства детей и подростков ужасают не только теми способами, которые они используют для того, чтобы лишить себя жизни, но и тем, что даже в момент самоубийства они остаются детьми. Они продолжают играть. Ведь очень часто «безумное» самоубийство подростка — это неудачная попытка имитации самоубийства. Подросток просто хотел попугать своих родителей, например, хотел «наказать» их за то, что они не купили ему обещанный велосипед или магнитофон. В душе такой незадачливый самоубийца, наверное, еще и посмеивался над предполагаемым испугом. В юности огромное значение для формирования устойчивого образа своего «я» имеет внешность. Можно привести множество примеров того, как основной причиной самоубийства становится какой-нибудь незначительный внешний изъян или несчастный случай, приведший к обезображиванию лица или тела. Одна очень красивая 14-летняя девушка случайно обварилась кипятком. Обезображенная внешность и последовавшие за этим насмешки подружек довели ее до того, что она бросилась в реку. Спрашивается, кто виноват
в данной трагедии? Сама девушка, оказавшаяся неспособной найти приемлемый для себя выход из сложившейся экстремальной ситуации, или ее так называемые подружки, затравившие ту, которой прежде мучительно завидовали? Другой пример. Одна юная дама перед тем, как обратиться к психотерапевту, совершила нешуточную попытку отправиться в мир иной. Причина была такова: за намеченный срок, полгода, ей не удалось сбросить 5 лишних килограммов веса, которые она считала губительными для своей талии и соответствующего жизненного успеха. Между прочим, вес ее равнялся 65 кг при росте 165 см — нормальный в общем-то вес. С точки зрения взрослого человека, ей еще смело можно съедать по две тарелочки манной каши по утрам. Но она желала весить ровно 60 кг и ни грамма больше. Одна из основных характеристик развитой личности — самосознание. Соблюдение внутренних нравственных законов, независимость личных убеждений, наличие таких моральных качеств, как честь, совесть, долг, целомудрие, помогают личности с достоинством выйти из критических жизненных ситуаций. Человек с несформировавшимися внутренними убеждениями может бороться против несправедливости, сердиться, плакать, обижаться или жаловаться. Но в нем обязательно будет расти терзающее его чувство собственной неполноценности, и очевидно, что в определенный момент чаша реальных или предполагаемых страданий может переполниться. Только у молодых людей (и у невротических женщин) может возникнуть убеждение, что они не нравятся окружающим, потому что глупы, некрасивы, слишком малы ростом, чересчур толсты или, напротив, худы. Ведь если у человека сложилось подобное уничижительное мнение о самом себе, то оно может принимать всевозможные формы и подкрепляться большим количеством более или менее правдоподобных соображений. Часто случается, что действительный, но небольшой недостаток, не имеющий серьезного значения (вроде прыщей или угрей на лице, плохих зубов или косоглазия), в глазах подростка принимает немыслимо преувеличенные размеры, превращаясь в такой крупный дефект, который, по его мнению, может сделать бессмысленной и мучительной всю оставшуюся жизнь. Главная причина всех жизненных неудач — отсутствие уверенности в себе, которое вызвано неумением оценить себя и понять других людей. Придавая преувеличенное значение своим дефектам и недостаткам, подросток приходит к низкой самооценке, ошибочным представлениям о своих способностях. Трудно перечислить все причины и обстоятельства, толкающие подростка к самоубийству. Остановимся на некоторых, наиболее типичных. К таким прежде всего относятся тяжелые семейные обстоятельства: пьянство родителей, драки в семье и т. д. Особенно опасные ситуации складываются тогда, когда на фоне тяжелых семейных условий рвется положительная эмоциональная связь между подростком и кем-либо из близких (например, в случае смерти матери и необходимости жить с жестоким отцом-пьяницей). Бывают и случаи совершенно осознанного ухода из жизни (например, после того, как подросток попал в автомобильную катастрофу и стал тяжелым инвалидом). Приведем отрывок из последнего письма одной девушки, попавшей в такие обстоятельства: «Дорогая мамочка, дорогой папочка! Я вынуждена уйти из жизни, так как не могу находиться в ужасном состоянии, лишенном всякой перспективы. У вас есть еще дети, они заменят ме-сгладят ваше горе. Мне же ничего не остается, кроме самоубийства. Я неполноценный человек, остаток человека. Если вы и мои сестры будете каждодневно видеть меня, вся ваша жизнь будет отравлена. Я вынуждена сделать то, что не довела до конца злосчастная катастрофа. Будьте счастливы и помните меня красивой и веселой. Простите мой поступок: иного выхода нет ни у меня, ни у вас». Каждому человеку необходимо знать, что подъемы и спады настроения, его приподнятость сегодня и снижение завтра наблюдаются у большинства людей. Для этого
довольно часто нет никакой видимой причины, подобные состояния быстро проходят. Все по-другому, когда мы имеем дело с угнетенным психическим состоянием. Угнетенное состояние обычно характеризуется ощущением бесполезности своего существования и чувством вины; ему часто способствуют такие физические симптомы, как головные боли и похудение. Часто оно бывает вызвано тяжелыми событиями. Особенность психики в подростковом возрасте заключается в том, что именно в это время человек более склонен к повторяющимся приступам депрессии, которые наступают без видимых причин. Наиболее характерные симптомы депрессии — плохой сон и раннее пробуждение. Депрессия — угнетенное состояние духа. Она может развиться из-за сложных отношений с родителями, со сверстниками, из-за того, что, как вы считаете, вы не так выглядите, не так себя ведете, из-за разрыва с девушкой (парнем), ссоры с другом, болезней кого-то из членов семьи, ощущения провала или неудачи в каких-то делах. Если вам худо, вы должны с кем-то поговорить: с родителями или кем-то, кому можно довериться. Но подростки часто пытаются не выдавать свои чувства, даже маскируют их, держат все свои печали при себе, а это вредит здоровью и может усиливать депрессию. Если вам действительно не с кем! поделиться, поговорите по «телефону доверия» — там работают хорошо подготовленные психологи, которые смогут выслушать и помочь. Из депрессии можно вытащить себя чисто физически: займитесь каким-то делом, лучше физической деятельностью (танцы, бег, спорт, физическая работа, генеральная уборка квартиры и т. п.). Но если вы-чувствуете сильную подавленность и это состояние не проходит за несколько дней, стоит посоветоваться с психологом или врачом. Депрессия может довести человека до самоубийства, особенно если какие-то трудности и проблемы кажутся неразрешимыми и невыносимыми. Но самоубийство — это не решение. Вместо этого попробуйте изменить свой внешний облик, неплохо уехать в другое место, изменить имя. Человек может переломить ситуацию. Если вы чувствуете, что с другом творится что-то неладное, останьтесь с ним до тех пор, пока это настроение не пройдет. Убедите его обратиться за помощью к специалисту. Расскажите об этом взрослому, которому доверяете и который может организовать помощь. Может показаться, что после первого разговора на эту тему состояние вашего друга вроде нормализовалось. Но это вовсе не значит, что кризис миновал. Через какое-то время депрессия и мысли о самоубийстве могут вернуться, поэтому важно не терять времени и пройти курс психотерапии, чтобы найти и устранить глубинные психологические причины, которые подталкивают человека к самоубийству. В заключение хотелось бы напомнить, что искусство жить — это уверенность в том, что несчастья, когда они настигают вас, естественны в долгой человеческой жизни и закономерны, что они, как и радости, преходящи. На смену ночи всегда обязательно приходит день. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Перечислите мероприятия, выполнение которых поможет вам управлять своими чувствами и эмоциями. 2. Дайте определение конфликта. Какие бывают конфликты? Приведите примеры конфликтов из вашей жизни, литературы, событий текущей жизни. Охарактеризуйте виды конфликтов. 3. Можно ли обойтись в жизни без конфликтов? Каковы их причины? 4. Расскажите о методе преодоления разногласий.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |