Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое внутренняя среда организма и какую роль она выполняет?




Коротко расскажите о факторах риска, связанных с внеш­ней средой.

По каким направлениям внешняя среда влияет на орга­низм человека?

В чем заключается система П. К. Иванова «Детка»?

Расскажите о системах оздоровления организма человека. Что в них общего и в чем различия?

Назовите основные компоненты здорового образа жизни. Как двигательная активность, рациональное питание, закали­вание, режим труда и отдыха влияют на состояние здоровья?

От каких факторов зависит состояние здоровья и каково их соотношение?

Какая существует взаимосвязь между здоровьем духов­ным и здоровьем общественным?

В чем состоит смысл понятия «здоровье» по определению Все­мирной организации здравоохранения? Расскажите о составля­ющих здоровья: физическом, духовном и социальном здоровье.

Задание 20. Оцените по пятибалльной системе свое самочув­ствие, работоспособность и настроение. Рассчитайте среднюю оценку. Если за последний год вы болели 4 раза или больше, уменьшите полученную цифру на один балл. Если вы оценили свое здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину этого.

Задание 21. Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокой­ный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и за­метьте, сколько секунд вы можете не дышать. Оценка: более 40 с — здоров; от 20 до 40 с — здоровье ослаб­лено; менее 20 с — имеются какие-то заболевания. Запишите свой результат и периодически повторяйте задание.

Примечание. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, условие задания выполнено неточно. Не нужно переси­ливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.

Задание 22. Пульс — важнейший показатель здоровья. Вос­пользуйтесь приложением и определите по пульсу состояние


своего сердца. Далее при помощи индекса Руфье (приложе­ние 1) оцените работоспособность сердечно-сосудистой систе­мы. Сделайте вывод.

Задание 23. Здоровье человека зависит от множества факто­ров, в том числе от образа жизни. Оцените по пятибалльной системе:

• достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке;

• правильно ли вы питаетесь;

• замечаете ли вы у себя какие-нибудь вредные привычки;

• умеете ли вы уменьшать проявления болезни. Полученную сумму баллов разделите на 4. Какая получилась средняя оценка? Сделайте вывод, на что вам нужно обратить внимание, чтобы быть здоровым.

Задание 24. Воспользуйтесь схемой 3 и определите, к какой группе здоровья вы относитесь.



Глава 2. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Жизнедеятельность человека с первых дней жизни про­ходит в тесном взаимодействии с внешней средой. Наука, которая изучает влияние внешней среды на здоровье от­дельного человека и всего населения и разрабатывает ги­гиенические нормы, требования и правила сохранения здоровья, высокой трудоспособности и продления актив­ного долголетия, называется гигиеной. Ее название про­исходит от имени богини Гигиеи — богини здоровья в гре­ческой мифологии.

Гигиена берет свое начало с очень древних времен. Впервые на гигиенические проблемы обратил внимание основоположник научной медицины греческий врач Гип­пократ (460—377 гг. до н. э.). В своих широко известных работах «О здоровом образе жизни», «О воздухе, водах и местностях», «Наставления» он высказал мысль о вли­янии воздуха, воды, почвы, климата населенных мест на здоровье людей. Однако прошло много веков, прежде чем гигиена оформилась в настоящую науку, одно из направ­лений медицинских знаний.

Понятие «личная гигиена» у многих часто ассоцииру­ется только с одним правилом — мыть руки перед едой и после посещения туалета. На самом деле это понятие


очень широкое и включает в себя выполнение многих ги­гиенических правил, требований и норм, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекци­онных заболеваний. Когда мы говорим о личной гигиене, то имеем в виду гигиену отдельного человека, которая, в свою очередь, имеет большое значение для социальной гигиены, т. е. гигиены общества в целом.

Личная гигиена в широком смысле включает в себя ги­гиену жилища, питания, гигиену воды, кожи, одежды, индивидуального строительства, а также другие вопросы.

Остановимся на некоторых из вышеназванных направ­лений.

2.1. Гигиена кожи

Кожа человека — такой же орган человеческого орга­низма, как и многие другие. Она имеет сложное строение и выполняет множество функций, без которых существо­вание организма невозможно. Кожа — это не только обо­лочка, которая отделяет внутреннюю среду от внешней; она оберегает организм от механических и химических повреждений, от проникновения во внутреннюю среду па­тогенных микроорганизмов, регулирует температуру те­ла, дает нам возможность осязать предметы, чувствовать боль, тепло, холод. Через потовые железы, расположен­ные в коже, из организма выводится много лишних и вредных веществ.

Чтобы кожа успешно выполняла свои многочисленные функции, необходимо соблюдать следующие правила:

• мойтесь каждый день теплой водой с туалетным или детским мылом, тщательно промывая места, которые пач­каются больше всего;

• своевременно меняйте белье, носки, чулки, колготки или гольфы;

• если кожа сухая или чешется, смажьте ее кремом или мазью;

• не выдавливайте прыщи, не пытайтесь вскрыть гной­ники: на их месте может начаться воспаление;


 




заметив у иеоя на теле сыпь, немедленно ооратитесь к родителям или в медицинское учреждение;

• употребляйте в пищу больше свежих овощей и фрук­тов, молока;

• избегайте пищевых продуктов, вызывающих у вас ал­лергическую реакцию;

• в холодную погоду защищайте кожу от обморожения;

• в лесу или в поле не трогайте незнакомые растения, так как среди них могут быть ядовитые, вызывающие раздражение кожи. После лесных прогулок просите кого-нибудь из взрослых осмотреть вас с ног до головы: нет ли на теле клещей;

• если вы случайно пролили на себя кислоту или дру­гое химическое вещество, немедленно смойте его проточ­ной водой с мылом;

• если одежда из синтетических тканей или других ма­териалов вызывает у вас раздражение кожи, не носите ее;

• не носите слишком тесную или, наоборот, чересчур свободную одежду и обувь, так как могут возникнуть раз­дражение и мозоли.

2.2,/ Гигиена питания

Полноценность питания во многом определяет состоя­ние здоровья человека. От питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работо­способность, настроение, заболеваемость и продолжитель­ность жизни.

Химический состав тела человека не является абсолют­но постоянным, он изменяется в течение жизни. Орга­низм взрослого человека, имеющего массу (вес) тела око­ло 70 кг, состоит из 40—45 кг воды, 15—17 кг белков, 7—10 кг жиров, 2,5—3 кг минеральных солей и 0,5— 0,8 кг углеводов.

В течение 70 лет человек съедает и выпивает такое ко­личество пищи, которое во много раз превышает его соб­ственный вес (более 50 т воды, 2,5 т белков, 2 т жиров, Ют углеводов и 0,2—0,3 т поваренной соли). Скорость об­мена веществ между организмом и внешней средой пора-


tiAlTtJJIbilcl. XXtllipillVlcp, KJKJTiAJOJlXsma.'C i.j.kjji\jdi!±i±Jl31. xivscl \s uunvut

имеющегося в организме взрослого человека, происходит за 2,5 месяца.

Таким образом, жизнедеятельность организма протека­ет нормально только тогда, когда он получает извне доста­точное количество энергии (в виде белков, жиров, углево­дов, минеральных веществ, витаминов и воды) и при этом соблюдается их строгое соотношение.

Все продукты могут быть поделены на две большие группы: животного и растительного происхождения. В приложении 3 приведена гигиеническая оценка некото­рых важнейших продуктов.

Продукты животного происхождения наиболее полез­ны для организма, так как содержат полноценный белок. Пищевые продукты растительного происхождения (ово­щи, фрукты, ягоды, дрожжи, растительные масла) содер­жат значительное количество минеральных солей, вита­минов, оказывающих благотворное действие на организм человека, и клетчатку, благоприятно влияющую на про­цессы пищеварения и состояние желудочного тракта.

В рационе питания человека доли пищевых продуктов животного и растительного происхождения должны со­ставлять примерно 40 и 60%. Только в этом случае дости­гается полноценное, разнообразное и сбалансированное питание. Пример такого рациона приводится в табл. 1.

Пищевые продукты Количество, граммы в день
Рыба и рыбопродукты  
Сало  
Молоко  
Масло животное  
Творог  
Сметана  
Сыр  
Яйца  

Таблица 1 Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека (по В. А. Покровскому)

 

Пищевые продукты Количество, граммы в день
Все хлебопродукты в переводе на муку  
Картофель  
Овощи и бахчевые  
Фрукты свежие  
Сухофрукты  
Сахар  
Масло растительное  
Мясо и мясопродукты  

 




Соотношение основных компонентов пищи — белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и во­ды должно быть сбалансированным, чтобы в полной мере восполнять энергетические затраты организма. Подрост­кам желательно придерживаться такого сочетания ука­занных элементов, которое приведено в табл. 2.


пол и состояние здоровья человека. Если калорийность питания принять за 100%, то распределение ее в течение дня будет выглядеть следующим образом (табл. 3).

Таблица 3 Суточное распределение (в %) пищевого рациона (по В. А. Покровскому)


 


Таблица 2 Рекомендуемое количество энергии,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.