КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое внутренняя среда организма и какую роль она выполняет?
Коротко расскажите о факторах риска, связанных с внешней средой. По каким направлениям внешняя среда влияет на организм человека? В чем заключается система П. К. Иванова «Детка»? Расскажите о системах оздоровления организма человека. Что в них общего и в чем различия? Назовите основные компоненты здорового образа жизни. Как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, режим труда и отдыха влияют на состояние здоровья? От каких факторов зависит состояние здоровья и каково их соотношение? Какая существует взаимосвязь между здоровьем духовным и здоровьем общественным? В чем состоит смысл понятия «здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения? Расскажите о составляющих здоровья: физическом, духовном и социальном здоровье. Задание 20. Оцените по пятибалльной системе свое самочувствие, работоспособность и настроение. Рассчитайте среднюю оценку. Если за последний год вы болели 4 раза или больше, уменьшите полученную цифру на один балл. Если вы оценили свое здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину этого. Задание 21. Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Оценка: более 40 с — здоров; от 20 до 40 с — здоровье ослаблено; менее 20 с — имеются какие-то заболевания. Запишите свой результат и периодически повторяйте задание. Примечание. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, условие задания выполнено неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно. Задание 22. Пульс — важнейший показатель здоровья. Воспользуйтесь приложением и определите по пульсу состояние своего сердца. Далее при помощи индекса Руфье (приложение 1) оцените работоспособность сердечно-сосудистой системы. Сделайте вывод. Задание 23. Здоровье человека зависит от множества факторов, в том числе от образа жизни. Оцените по пятибалльной системе: • достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке; • правильно ли вы питаетесь; • замечаете ли вы у себя какие-нибудь вредные привычки; • умеете ли вы уменьшать проявления болезни. Полученную сумму баллов разделите на 4. Какая получилась средняя оценка? Сделайте вывод, на что вам нужно обратить внимание, чтобы быть здоровым. Задание 24. Воспользуйтесь схемой 3 и определите, к какой группе здоровья вы относитесь.
Глава 2. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Жизнедеятельность человека с первых дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней средой. Наука, которая изучает влияние внешней среды на здоровье отдельного человека и всего населения и разрабатывает гигиенические нормы, требования и правила сохранения здоровья, высокой трудоспособности и продления активного долголетия, называется гигиеной. Ее название происходит от имени богини Гигиеи — богини здоровья в греческой мифологии. Гигиена берет свое начало с очень древних времен. Впервые на гигиенические проблемы обратил внимание основоположник научной медицины греческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. э.). В своих широко известных работах «О здоровом образе жизни», «О воздухе, водах и местностях», «Наставления» он высказал мысль о влиянии воздуха, воды, почвы, климата населенных мест на здоровье людей. Однако прошло много веков, прежде чем гигиена оформилась в настоящую науку, одно из направлений медицинских знаний. Понятие «личная гигиена» у многих часто ассоциируется только с одним правилом — мыть руки перед едой и после посещения туалета. На самом деле это понятие очень широкое и включает в себя выполнение многих гигиенических правил, требований и норм, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний. Когда мы говорим о личной гигиене, то имеем в виду гигиену отдельного человека, которая, в свою очередь, имеет большое значение для социальной гигиены, т. е. гигиены общества в целом. Личная гигиена в широком смысле включает в себя гигиену жилища, питания, гигиену воды, кожи, одежды, индивидуального строительства, а также другие вопросы. Остановимся на некоторых из вышеназванных направлений. 2.1. Гигиена кожи Кожа человека — такой же орган человеческого организма, как и многие другие. Она имеет сложное строение и выполняет множество функций, без которых существование организма невозможно. Кожа — это не только оболочка, которая отделяет внутреннюю среду от внешней; она оберегает организм от механических и химических повреждений, от проникновения во внутреннюю среду патогенных микроорганизмов, регулирует температуру тела, дает нам возможность осязать предметы, чувствовать боль, тепло, холод. Через потовые железы, расположенные в коже, из организма выводится много лишних и вредных веществ. Чтобы кожа успешно выполняла свои многочисленные функции, необходимо соблюдать следующие правила: • мойтесь каждый день теплой водой с туалетным или детским мылом, тщательно промывая места, которые пачкаются больше всего; • своевременно меняйте белье, носки, чулки, колготки или гольфы; • если кожа сухая или чешется, смажьте ее кремом или мазью; • не выдавливайте прыщи, не пытайтесь вскрыть гнойники: на их месте может начаться воспаление;
• заметив у иеоя на теле сыпь, немедленно ооратитесь к родителям или в медицинское учреждение; • употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, молока; • избегайте пищевых продуктов, вызывающих у вас аллергическую реакцию; • в холодную погоду защищайте кожу от обморожения; • в лесу или в поле не трогайте незнакомые растения, так как среди них могут быть ядовитые, вызывающие раздражение кожи. После лесных прогулок просите кого-нибудь из взрослых осмотреть вас с ног до головы: нет ли на теле клещей; • если вы случайно пролили на себя кислоту или другое химическое вещество, немедленно смойте его проточной водой с мылом; • если одежда из синтетических тканей или других материалов вызывает у вас раздражение кожи, не носите ее; • не носите слишком тесную или, наоборот, чересчур свободную одежду и обувь, так как могут возникнуть раздражение и мозоли. 2.2,/ Гигиена питания Полноценность питания во многом определяет состояние здоровья человека. От питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни. Химический состав тела человека не является абсолютно постоянным, он изменяется в течение жизни. Организм взрослого человека, имеющего массу (вес) тела около 70 кг, состоит из 40—45 кг воды, 15—17 кг белков, 7—10 кг жиров, 2,5—3 кг минеральных солей и 0,5— 0,8 кг углеводов. В течение 70 лет человек съедает и выпивает такое количество пищи, которое во много раз превышает его собственный вес (более 50 т воды, 2,5 т белков, 2 т жиров, Ют углеводов и 0,2—0,3 т поваренной соли). Скорость обмена веществ между организмом и внешней средой пора- tiAlTtJJIbilcl. XXtllipillVlcp, KJKJTiAJOJlXsma.'C i.j.kjji\jdi!±i±Jl31. xivscl \s uunvut имеющегося в организме взрослого человека, происходит за 2,5 месяца. Таким образом, жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии (в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды) и при этом соблюдается их строгое соотношение. Все продукты могут быть поделены на две большие группы: животного и растительного происхождения. В приложении 3 приведена гигиеническая оценка некоторых важнейших продуктов. Продукты животного происхождения наиболее полезны для организма, так как содержат полноценный белок. Пищевые продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, дрожжи, растительные масла) содержат значительное количество минеральных солей, витаминов, оказывающих благотворное действие на организм человека, и клетчатку, благоприятно влияющую на процессы пищеварения и состояние желудочного тракта. В рационе питания человека доли пищевых продуктов животного и растительного происхождения должны составлять примерно 40 и 60%. Только в этом случае достигается полноценное, разнообразное и сбалансированное питание. Пример такого рациона приводится в табл. 1.
Таблица 1 Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека (по В. А. Покровскому)
Соотношение основных компонентов пищи — белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды должно быть сбалансированным, чтобы в полной мере восполнять энергетические затраты организма. Подросткам желательно придерживаться такого сочетания указанных элементов, которое приведено в табл. 2. пол и состояние здоровья человека. Если калорийность питания принять за 100%, то распределение ее в течение дня будет выглядеть следующим образом (табл. 3). Таблица 3 Суточное распределение (в %) пищевого рациона (по В. А. Покровскому)
Таблица 2 Рекомендуемое количество энергии,
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |