КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика групп здоровья детей и подростков
Сердца или дыхания, независимо от степени восстановления дыхания и сердечной деятельности должны быть направлены в больницу для получения квалифицированной помощи и устранения возможных осложнений. Внимание! Все пострадавшие, перенесшие остановку ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите признаки клинической смерти. 2. Что вы можете рассказать о прекардиальном ударе, как он проводится? 3. Расскажите о правилах проведения непрямого массажа сердца. 4. Перечислите мероприятия при проведении искусственной вентиляции легких. 5. Какие признаки свидетельствуют об остановке сердца? 6. Как определить пульс на сонной артерии? 7. Что надо сделать, прежде чем приступить к искусственному дыханию? 8. Расскажите о порядке проведения искусственного дыхания методом «рот в рот». Задание 16. Выберите из предложенных вариантов ответов очередность правильных действий по определению признаков клинической смерти: а) определить наличие отечности нижних и верхних конеч б) убедиться в полной дыхательной активности; в) убедиться в отсутствии дыхания; г) убедиться в отсутствии сознания; д) убедиться в отсутствии речи у пострадавшего; е) проверить реакцию зрачков на свет; ж) убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет; з) убедиться в наличии у пострадавшего ушибов, травмы го и) убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии; к) определить наличие слуха у пострадавшего. Задание 17. Укажите в предложенных вариантах ответов правильные действия по нанесению прекардиального удара в область грудины: а) прекардиальный удар наносится в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка: на 1—2; 2—3; 3—4; 4—5 см;
б) прекардиальный удар наносится ладонью; в) прекардиальный удар наносится ребром сжатой в кулак г) локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен д) локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен по е) удар должен быть скользящим; ж) удар должен быть коротким и резким; з) после первого удара нанести второй; и) сразу после удара выяснить, возобновилась ли работа сердца. Что необходимо сделать, если после прекардиального удара работа сердца не возобновилась? Задание 18. Вы попали в ситуацию, когда пострадавшему необходимо сделать непрямой массаж сердца. Укажите среди представленных вариантов ответов ваши действия и их очередность: а) на область сердца положить рядом две ладони, при этом б) поочередно надавливать на грудину сначала правой, потом в) положить пострадавшего на кровать или на диван и встать г) положить пострадавшего на ровную твердую поверхность; д) встать на колени с левой стороны от пострадавшего парал е) в точку проекции сердца на грудине положить ладони од ж) давить на грудину полусогнутыми руками; з) давить руками поочередно ритмично через каждые 2—3 с; к) ладони не отрывать от грудины пострадавшего, каждое следующее движение производить после того, как грудная клетка вернется в исходное положение. Задание 19. Внимательно прочтите текст. Какие технические ошибки и неточности допущены при проведении искусственной вентиляции легких? Что нужно сделать? Пострадавшего поместили на ровную твердую поверхность. Положив под его плечи валик, запрокинули голову назад. Выдох в легкие осуществлялся методом «изо рта в рот». Однако при выдохе в легкие пострадавшего его грудная клетка не совершала движения (не приподнималась), т. е. воздух в легкие не поступал.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 1.1. Здоровье человека Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!», т. е. желаем доброго здоровья и благополучия. Иногда спрашиваем: «Как самочувствие, как здоровье?» Когда нас об этом спрашивают, отвечаем: «Нормально» или «Да что-то не очень, беспокоит...» Так что же такое здоровье, можно ли его оценить количественно и качественно, в чем состоит его ценность? В 1975 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На нем было принято такое определение: «Здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Духовное здоровье — это здоровье нашего разума, физическое — нашего тела. Духовное и физическое здоровье — две неразделимые части нашего общего здоровья, которые должны находиться в постоянном гармоничном единстве. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья. Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к людям, вещам, знаниям и т. д. Достигается оно умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями, другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости своих возможностей и желаний. Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Оно требует отказа от употребления алкоголя, наркотиков, от курения и других вредных привычек. Человек должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Если он здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо. Человек — не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования. В определении понятия «здоровье» обращают на себя внимание два слова — «состояние» и «благополучие». Заглянув в толковый словарь С. И. Ожегова (1982), находим: состояние — это положение, в котором что-нибудь находится, или физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение; благополучие — полная обеспеченность. Эти термины были выбраны не случайно. Состояние и благополучие — величины непостоянные, изменяющиеся на протяжении жизни. Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено по меньшей мере
тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов внешней среды и условиями жизни. Понятие здоровья диалектически связано с противоположным понятием — нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов. Медики оценивают состояние здоровья по показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. К ним относятся уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Например, врачи при оценке здоровья детей и подростков используют четыре основных критерия: • наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; • уровень достигнутого физического и нервно-психического развития; • состояние основных систем организма — дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и др.; • степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.. В соответствии с этими критериями все дети и подростки по состоянию здоровья могут быть разделены на пять групп здоровья (см. схему).
fle™ и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, редко болеющие и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие Дети и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые отклонения он нормы в физическом развитии или в работе каких-либо органов, часто болеющие (4 раза в год) или длительно болеющие (более 25 дней) одним заболеванием Дети и подростки, имеющие хронические заболевания, редко обостряющиеся без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия Дети и подростки с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения хронических заболеваний, с затяжным периодом выздоровления Дети и подростки с тяжелыми хроническими заболеваниями и со сниженными функциональными возможностями К сожалению, школьников, относящихся к 1-й группе здоровья, очень мало. Основная масса детей и подростков относится ко 2-й и 3-й группам. Каждый человек — явление уникальное, неповторимое. То, что для одного является нормой, для другого может оказаться болезнью. Поэтому понятия «здоровье» и «нездоровье» должны учитывать индивидуальные особенности организма, обусловленные наследственными факторами, условиями жизни и работы. Принято различать здоровье индивидуальное и здоровье населения (общественное). Общественное здоровье зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов. Индивидуальное здоровье во многом зависит от нас самих. Общественное и индивидуальное здоровье взаимозависимы — ведь общественное здоровье в конечном счете складывается из здоровья членов общества. Необходимо запомнить: • здоровье ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие; • только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство. Оценить свои физические возможности можно по уровню работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (приложение 1). Наблюдения показывают, что около 20% людей уповают на медицину и считают, что за их здоровьем должны следить врачи. Большая часть из упомянутых 80% населения вспоминает о своем здоровье только тогда, когда появилось то или иное заболевание. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что на здоровье человека оказывают влияние очень многие факторы. Если принять их все за 100%, то получается довольно интересная картина. Оказалось, что влияние медицины (количество врачей, оснащенность лечебными учреждениями, лекарствами, ап-
1ЯЙ паратурой и т. д.) составляет всего около 10%, экологических факторов (состояние среды обитания человека) — 12%, наследственности — чуть больше 20%. Влияние каждого из перечисленных факторов сравнительно невелико, а вместе оно составляет всего лишь около 50%. На что же приходятся остальные 50%? Выяснилось, что здоровье человека на 50% зависит от образа его жизни, т. е. от самого человека. Над этим стоит задуматься. 1.2. Здоровый образ жизни — путь к достижению высокого уровня здоровья Практика показала, что формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья в зрелом возрасте. В настоящее время существует несколько определений образа жизни, но ни одно из них не может считаться исчерпывающим. Образ жизни зависит от образа мыслей или, точнее, от мировоззрения, которое складывается из знаний, которыми владеет человек. Однако сами по себе знания не решают проблему здорового образа жизни. Необходимо, чтобы потребность в здоровом образе жизни была характерной чертой личности. Личность формируется под воздействием семьи, общеобразовательных учреждений, искусства, религии, общественных организаций. И хотя нет единой точки зрения на определение здорового образа жизни, можно с уверенностью сказать, что его элементы известны. Это: • оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении; • закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; • рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов); • соблюдение режима труда и отдыха; • личная гигиена; • регулярное прохождение медицинских осмотров;
• экологически грамотное поведение; • психическая и эмоциональная устойчивость; • сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков; • безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и других поражений. [ Надо не только хотеть быть здоровым, но активно и на Рассмотрим некоторые из перечисленных составляющих. Двигательная активность оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека. Она стимулирует деятельность нервной и эндокринной систем организма, повышает его устойчивость к неблагоприятному воздействию факторов риска, снимает психическое и эмоциональное напряжение, укрепляет нервно-мышечный аппарат, повышает умственную и физическую работоспособность независимо от возраста, пола, профессии. Известный русский физиолог П. К. Анохин считал, что физические упражнения обладают таким мощным оздоровительным воздействием, какого не имеет ни одно лекарство. В приложении 2 приведены таблицы, свидетельствующие о положительном влиянии двигательной активности на состояние здоровья. Сильнейшее влияние на состояние здоровья человека оказывает питание. Неправильное питание служит причиной многих заболеваний. Часто оно приводит к избыточной массе тела, а та, в свою очередь, — к развитию и обострению различных болезней. Прежде всего страдает функция сердца. Оно работает со значительной перегрузкой, ухудшается состояние его сосудов, уменьшается их просвет. Сердце испытывает недостаток питательных веществ и кислорода, ухудшается отведение шлаков от сердечной мышцы. Смертность людей с избыточной массой тела от заболеваний сердца в 1,5 раза выше, чем людей с нормальным весом.
Причинами ожирения являются: высококалорийное питание, из-за которого получение энергии организмом превышает потребность в ней; избыточное потребление углеводов (сахара, конфет, пирожных, хлеба, мучных изделий и т. д.), животных жиров (масла, сала, жирной пищи и т. д.), пищи, содержащей значительное количество белка и соли, злоупотребление алкогольными напитками (в том числе пивом), малоподвижный образ жизни. Жизнедеятельность современного человека отличается большой интенсивностью, сложностью взаимоотношений друг с другом, большим эмоциональным и физическим напряжением. Простые и сложные конфликты, обычные недоразумения встречаются довольно часто. Все это требует очень большой психоэмоциональной устойчивости, особенно при конфликтных или сложных ситуациях. Постоянные психические или эмоциональные стрессы приводят к снижению этой устойчивости, а затем к возникновению различных заболеваний. Особенно опасны эмоции, которые человек держит в себе. Наблюдения показывают, что острые психические травмы в 21% случаев, хронические психические напряжения — в 35% случаев, постоянные напряжения и конфликты на работе — в 30% случаев приводят к инфаркту миокарда. Серьезное негативное воздействие на здоровье оказывают факторы риска внешней и внутренней среды, особенно пьянство, алкоголизм, табакокурение, наркомания и токсикомания. 1.3. Современные методы оздоровления В настоящее время известно достаточно большое количество теорий и методов оздоровления человеческого организма. Их особенностью является ориентация на здорового человека и подход к лечению с позиций восстановления здоровья всего организма в целом. Теории оздоровления — результат глубоких исследований, проведенных во многих странах по широкому кругу вопросов, связанных с сохранением, поддержанием и восстановлением здоровья. Авторы оздоровительных теорий, как правило, используют как медицинские знания во всей их полноте, так и знания, накопленные народной и нетрадиционной медициной, которые подчас отвергаются современной медицинской наукой. Практически все оздоровительные системы являются комплексными и содержат несколько взаимосвязанных методик. Как правило, в состав оздоровительных систем входят следующие разделы: • совершенствование духовности; • физическое совершенствование; • дыхательные техники и их применение; • питание; • управление эмоциями; • управление мыслями; • биоэнергетика. В разных оздоровительных системах перечисленным разделам отводятся разные роли — их выдвигают на первый или второстепенный план, могут объединять с другими, дробить и т. д., но все они обязательно присутствуют. Если вы познакомитесь с несколькими оздоровительными системами, то легко заметите определенное сходство между ними. Зачем же нужны разные оздоровительные системы? Ответ очень прост — не существует двух одинаковых людей. Каждый человек будет использовать только ту систему, которая близка лично ему. Кроме того, любая оздоровительная система требует приложения определенных усилий со стороны того, кто начинает ее практиковать. Следовательно, прежде всего человек должен поверить в эффективность данной системы, поверить ее создателю. Именно поэтому люди приходят к использованию разных оздоровительных систем. Обилие литературы по оздоровительным системам создает впечатление, что достаточно прочесть 1—2 книги и можно приступать к практике. Однако это далеко не так. Для успешной практики в области оздоровления необходимо начинать занятия под руководством специалиста, поскольку в каждой системе существуют особенности, не описанные в литературе, и каждый человек индивидуален, что тоже невозможно предусмотреть
в книге. При возникновении каких-либо индивидуальных проблем оказать практическую помощь сможет только специалист, имеющий достаточный опыт практической работы в рамках конкретной оздоровительной системы. 1.4. Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье Внешняя среда. Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. По своему характеру оно подразделяется на физическое, химическое, биологическое, социальное и психическое.; Каждое из названных воздействий заключает в себе огромное число факторов, оказывающих непосредственное влияние на организм человека. j Oho мож ет бытьдеаначи*.. тельным (ниже порога чувствительности организма) или, нащютж^чд^вычайно сильным (разрушительным), т. е. намного превышающим этот порог.. ^Лодог чувствительности — это минимальное воздействие, вызывающее ответную реакцию организма. Как правило, реакция тем больше, чем сильнее воздействие. Однако бывают и исключения: на небольшое воздействие организм реагирует чрезвычайно сильно (аллергическая реакция немедленного типа, реакция на сверхслабые воздействия какого-либо химического вещества в течение длительного времени). Разрушающее действие многих факторов зависит во mhojtom от особенностей организма, его чувствительности и реактивности. Любая деятельность человека связана с возможной опасностью (риском) для здоровья. В каждом конкретном случае она разная и может быть очевидной (реальной) и неочевидной (скрытой).. Потенциальную опасность подразделяют обычно _на два вида: исходящую от самого человека, его ошибок (так называемый человеческий фактор) и зависящую от орудий и средств труда (надежность, прочность, токсичность, способность вы-звать инфекционное заболевание и т. д.). Неочевидная опасность является наиболее опасной, так как затруднены разработка и своевременное принятие мер защиты. Под физическим воздействием внешней среды на организм человека понимают главным образом облучение электромагнитными излучениями естественного или искусственного происхождения, воздействие приборов и аппаратуры, использующих электрическую энергию. Самым мощным природным фактором физического воздействия является солнечный свет. Длительное^ пребывание на солн-це может привести к_ожлгам_паз*_-личной степени, дыдвать.тешю=. вой-или солнечный удар. Уберечь-, себя от неблагоприятного влияния солнечной энергии можно, выполняя определенные правила: носить в жаркую погоду головной убор; загорать постепенно, начиная с 2—3 мин в первый, день и прибавляя в последующие дни по 1-—2 мин, но так, чтобы общее время пребывания на солнце не составляло более 2 ч в день."'.. „J,~" Опасны для здоровья человека мощные ради останции, ^дшшшационные станции* линии_ электропередач и дру-г гие энергетические объекты. Линии электропередач высокого напряжения создают вокруг себя переменное электрическое поле: его длительное воздействие на организм дает неблагоприятный эффект. Тяжелыми последствиями, вплоть до остановки дыхания и сердца, чревато воздействие электрического тока высокого напряжения. В этом случае иногда только экстренная помощь может спасти человеческую жизнь. Поэтому, работая с электроприборами, надо строго выполнять правила техники безопасности. Химические факторы риска. Химические вещества широко используются человеком на производстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, а также средства для покраски и склеивания различных предметов).
Все химические вещества, используемые в быту, в небольших количествах безопасны для здоровья. Однако нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воздействие на организм. Чтобы этого избежать, перед началом работы надо внимательно ознакомиться с мерами безопасности, изложенными в инструкциях, и строго следовать им. Биологические факторы риска. Формы существования живой природы на Земле чрезвычайно многообразны: от одноклеточных простейших до высокоорганизованных биологических организмов. С первых дней жизни человека окружает мир биологических существ, невидимых невооруженным глазом. Это мир микроорганизмов. Все микроорганизмы, можно, разделить на три группы: совершенно безвредные для человека; • условно-патогенные (условно-вредные); безусловно-вредные (опасные) для здоровья. Шшдрение безусловно-вредных ^^^^1 Фактор риска биологической природы всегда связан с нарушением правил общей и личной гигиены, гигиены питания (правил приготовле-Ч ния пищи), гигиены одежды, гигиены жилища и гигиены / усадебного участка. Социальные факторы риска связаны с жизнью людей. Революционные преобразования почти всегда вызывают в обществе социальную напряженность, которая может оказать негативное влияние на состояние здоровья от-^ дельного человека и общества в целом. Спокойное, поступательное, эволюционное развитие общества и обществен- ных отношений гарантирует уменьшение действия факторов риска социальной природы. Основными из этих факторов считаются неуверенность в завтрашнем дне, невозможность предсказать исход событий, явлений, ситуаций, разрушение устоев, традиций, обычаев, взглядов. Факторы риска психического характера связаны со специфическим аспектом жизнедеятельности человека. Остановимся только на одном из них —Ц^ихшогическом^микроклимате fe семье и школе. Общительность, доброта, внимательность, взаимопомощь и поддержка членов семьи или одноклассников создают положительный микроклимат^хорошее настро-ение, потребность в работе и удовлетворенность ее результатами.. И напротив, постоянные ссоры, конфликтность, неумение и нежелание общаться вызывают психологическую напряженность, психологические стрессы, которые отнюдь не способствуют сохранению и укреплению здоровья. Внутренняя среда организма. Воздействие разнообразных факторов внешней среды вызывает ответную реакцию организма, которая направлена на сохранение постоянства внутренней среды. Внутренняя среда организма человека включает в себя кровь, лимфу и межтканевую жидкость, которая находится в межклеточном пространстве^ Очень ва жн ую роль в ней игр ают нерв ная система и система желез внутренней секреции. Внутренняя среда характеризуется множеством параметров и констант. Одни из них очень подвижны, другие, напротив, изменяются в весьма небольших пределах. Практически л к>бяя деятельностьL человека сопровож-дается изменением параметров внутренней среды. Способность организма поддерживать на постоянном уровне или в заданных пределах состояние внутренней среды очень велика, но далеко не безгранична. Если о^хшиательное воздействие внешней среды достаточно сильно или продолжительно, оно нарушает нормальное состояние внутренней среды организма и ведет к развитию болезни. Нормализация состояния внутренней среды достигается «включением» организмом специальных компенсатор-ных, или приспособительных, механизмов. Благодаря им организм перестраивает свою деятельность, приспосабли-
вается к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |