Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика групп здоровья детей и подростков




Сердца или дыхания, независимо от степени восстановления дыхания и сердечной деятельности должны быть направлены в больницу для получения квалифицированной помощи и устранения возможных осложнений.

Внимание! Все пострадавшие, перенесшие остановку

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите признаки клинической смерти.

2. Что вы можете рассказать о прекардиальном ударе, как он проводится?

3. Расскажите о правилах проведения непрямого массажа сердца.

4. Перечислите мероприятия при проведении искусственной вентиляции легких.

5. Какие признаки свидетельствуют об остановке сердца?

6. Как определить пульс на сонной артерии?

7. Что надо сделать, прежде чем приступить к искусственно­му дыханию?

8. Расскажите о порядке проведения искусственного дыха­ния методом «рот в рот».

Задание 16. Выберите из предложенных вариантов ответов очередность правильных действий по определению призна­ков клинической смерти:

а) определить наличие отечности нижних и верхних конеч­
ностей;

б) убедиться в полной дыхательной активности;

в) убедиться в отсутствии дыхания;

г) убедиться в отсутствии сознания;

д) убедиться в отсутствии речи у пострадавшего;

е) проверить реакцию зрачков на свет;

ж) убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет;

з) убедиться в наличии у пострадавшего ушибов, травмы го­
ловы или позвоночника;

и) убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии; к) определить наличие слуха у пострадавшего.

Задание 17. Укажите в предложенных вариантах ответов правильные действия по нанесению прекардиального удара в область грудины:

а) прекардиальный удар наносится в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка: на 1—2; 2—3; 3—4; 4—5 см;


 





б) прекардиальный удар наносится ладонью;

в) прекардиальный удар наносится ребром сжатой в кулак
ладони;

г) локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен
вдоль тела пострадавшего;

д) локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен по­
перек тела пострадавшего;

е) удар должен быть скользящим;

ж) удар должен быть коротким и резким;

з) после первого удара нанести второй;

и) сразу после удара выяснить, возобновилась ли работа

сердца.

Что необходимо сделать, если после прекардиального удара

работа сердца не возобновилась?

Задание 18. Вы попали в ситуацию, когда пострадавшему необ­ходимо сделать непрямой массаж сердца. Укажите среди пред­ставленных вариантов ответов ваши действия и их очередность:

а) на область сердца положить рядом две ладони, при этом
пальцы рук должны быть разжаты;

б) поочередно надавливать на грудину сначала правой, потом
левой ладонью;

в) положить пострадавшего на кровать или на диван и встать
от него с левой стороны;

г) положить пострадавшего на ровную твердую поверхность;

д) встать на колени с левой стороны от пострадавшего парал­
лельно продольной оси его тела;

е) в точку проекции сердца на грудине положить ладони од­
на на другую, пальцы приподнять, большие пальцы напра­
вить в разные стороны;

ж) давить на грудину полусогнутыми руками;

з) давить руками поочередно ритмично через каждые 2—3 с;
и) давить на грудь только прямыми руками, используя вес
тела;

к) ладони не отрывать от грудины пострадавшего, каждое следующее движение производить после того, как грудная клетка вернется в исходное положение.

Задание 19. Внимательно прочтите текст. Какие техничес­кие ошибки и неточности допущены при проведении искус­ственной вентиляции легких? Что нужно сделать?

Пострадавшего поместили на ровную твердую поверхность. Положив под его плечи валик, запрокинули голову назад. Выдох в легкие осуще­ствлялся методом «изо рта в рот». Однако при выдохе в легкие постра­давшего его грудная клетка не совершала движения (не приподнима­лась), т. е. воздух в легкие не поступал.


Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

1.1. Здоровье человека

Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуй­те!», т. е. желаем доброго здоровья и благополучия. Ино­гда спрашиваем: «Как самочувствие, как здоровье?» Ког­да нас об этом спрашивают, отвечаем: «Нормально» или «Да что-то не очень, беспокоит...»

Так что же такое здоровье, можно ли его оценить коли­чественно и качественно, в чем состоит его ценность? В 1975 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На нем было принято такое определение: «Здоро­вье человекаэто состояние полного физического, ду­ховного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней и физических недостатков».

В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Духовное здоровье — это здоровье нашего разума, физическое — на­шего тела.

Духовное и физическое здоровье — две неразделимые части нашего общего здоровья, которые должны нахо­диться в постоянном гармоничном единстве. Физическое


здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный кон­троль важен для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мыш­ления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к людям, вещам, знаниям и т. д. До­стигается оно умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями, другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведе­ния с учетом необходимости своих возможностей и желаний.

Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил лич­ной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Оно требует отказа от употребления алко­голя, наркотиков, от курения и других вредных привычек.

Человек должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Если он здоров физи­чески, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо.

Человек — не просто высокоорганизованная биологиче­ская система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на его фи­зическом и психологическом самочувствии. Поэтому с ду­ховным здоровьем тесно связано социальное здоровье.

Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду усло­вия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.

В определении понятия «здоровье» обращают на себя внимание два слова — «состояние» и «благополучие». За­глянув в толковый словарь С. И. Ожегова (1982), нахо­дим: состояние — это положение, в котором что-нибудь находится, или физическое самочувствие, а также распо­ложение духа, настроение; благополучие — полная обес­печенность. Эти термины были выбраны не случайно. Со­стояние и благополучие — величины непостоянные, изменяющиеся на протяжении жизни.

Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено по меньшей мере


 




             
   
   
 
   
 
   
 
   
 
 
 
   
 

тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов внешней среды и условиями жизни.

Понятие здоровья диалектически связано с противопо­ложным понятием — нездоровья и болезни. Как опреде­лить, здоров человек или болен? Для этого необходимо ис­следовать состояние и деятельность различных систем и органов. Медики оценивают состояние здоровья по по­казателям, которые можно зарегистрировать и измерить. К ним относятся уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анали­зов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Например, врачи при оценке здоровья детей и под­ростков используют четыре основных критерия:

• наличие или отсутствие на момент обследования хро­нических заболеваний;

• уровень достигнутого физического и нервно-психичес­кого развития;

• состояние основных систем организма — дыхатель­ной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и др.;

• степень сопротивляемости организма внешним воз­действиям..

В соответствии с этими критериями все дети и подрост­ки по состоянию здоровья могут быть разделены на пять групп здоровья (см. схему).

W

fle™ и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, редко бо­леющие и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие

Дети и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеют­ся некоторые отклонения он нормы в физическом развитии или в работе ка­ких-либо органов, часто болеющие (4 раза в год) или длительно болеющие (более 25 дней) одним заболеванием

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания, редко обостряющиеся без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия

Дети и подростки с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения хронических заболеваний, с затяжным периодом выздоровления

Дети и подростки с тяжелыми хроническими заболеваниями и со сниженными функциональными возможностями


К сожалению, школьников, относящихся к 1-й группе здоровья, очень мало. Основная масса детей и подростков относится ко 2-й и 3-й группам.

Каждый человек — явление уникальное, неповтори­мое. То, что для одного является нормой, для другого мо­жет оказаться болезнью. Поэтому понятия «здоровье» и «нездоровье» должны учитывать индивидуальные осо­бенности организма, обусловленные наследственными факторами, условиями жизни и работы.

Принято различать здоровье индивидуальное и здоро­вье населения (общественное).

Общественное здоровье зависит главным образом от по­литических, социально-экономических и природных фак­торов.

Индивидуальное здоровье во многом зависит от нас самих.

Общественное и индивидуальное здоровье взаимозависи­мы — ведь общественное здоровье в конечном счете скла­дывается из здоровья членов общества.

Необходимо запомнить:

• здоровье ценно тем, что составляет непременное усло­вие эффективной деятельности, через которую достигает­ся счастье и благополучие;

• только здоровые люди могут создавать здоровое обще­ство и государство.

Оценить свои физические возможности можно по уров­ню работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (приложение 1).

Наблюдения показывают, что около 20% людей упова­ют на медицину и считают, что за их здоровьем должны следить врачи. Большая часть из упомянутых 80% насе­ления вспоминает о своем здоровье только тогда, когда появилось то или иное заболевание.

Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что на здоровье человека оказы­вают влияние очень многие факторы. Если принять их все за 100%, то получается довольно интересная картина. Оказалось, что влияние медицины (количество врачей, ос­нащенность лечебными учреждениями, лекарствами, ап-


 



1ЯЙ


паратурой и т. д.) составляет всего около 10%, экологиче­ских факторов (состояние среды обитания человека) — 12%, наследственности — чуть больше 20%. Влияние каждого из перечисленных факторов сравнительно неве­лико, а вместе оно составляет всего лишь около 50%. На что же приходятся остальные 50%? Выяснилось, что здоровье человека на 50% зависит от образа его жизни, т. е. от самого человека. Над этим стоит задуматься.

1.2. Здоровый образ жизни — путь

к достижению высокого уровня здоровья

Практика показала, что формирование здорового обра­за жизни с раннего детства является фундаментом хоро­шего здоровья в зрелом возрасте.

В настоящее время существует несколько определений образа жизни, но ни одно из них не может считаться ис­черпывающим. Образ жизни зависит от образа мыслей или, точнее, от мировоззрения, которое складывается из знаний, которыми владеет человек. Однако сами по себе знания не решают проблему здорового образа жизни. Не­обходимо, чтобы потребность в здоровом образе жизни бы­ла характерной чертой личности. Личность формируется под воздействием семьи, общеобразовательных учрежде­ний, искусства, религии, общественных организаций.

И хотя нет единой точки зрения на определение здоро­вого образа жизни, можно с уверенностью сказать, что его элементы известны. Это:

• оптимальный уровень двигательной активности, обес­печивающий суточную потребность организма в движении;

• закаливание, способствующее повышению сопротив­ляемости организма неблагоприятным воздействиям внеш­ней среды и заболеваниям;

• рациональное питание: полноценное, сбалансирован­ное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов);

• соблюдение режима труда и отдыха;

• личная гигиена;

• регулярное прохождение медицинских осмотров;


 

• экологически грамотное поведение;

• психическая и эмоциональная устойчивость;

• сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

• отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

• безопасное поведение дома, на улице и в школе, обес­печивающее предупреждение травм и других поражений.

[ Надо не только хотеть быть здоровым, но активно и на­
стойчиво работать в этом направлении, так как легких
путей к достижению высокого уровня здоровья нет. J

Рассмотрим некоторые из перечисленных составляющих.

Двигательная активность оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека. Она стимулирует деятельность нервной и эндокринной систем организма, по­вышает его устойчивость к неблагоприятному воздействию факторов риска, снимает психическое и эмоциональное на­пряжение, укрепляет нервно-мышечный аппарат, повы­шает умственную и физическую работоспособность неза­висимо от возраста, пола, профессии. Известный русский физиолог П. К. Анохин считал, что физические упражне­ния обладают таким мощным оздоровительным воздейст­вием, какого не имеет ни одно лекарство. В приложении 2 приведены таблицы, свидетельствующие о положительном влиянии двигательной активности на состояние здоровья.

Сильнейшее влияние на состояние здоровья человека оказывает питание. Неправильное питание служит причи­ной многих заболеваний. Часто оно приводит к избыточ­ной массе тела, а та, в свою очередь, — к развитию и обо­стрению различных болезней. Прежде всего страдает функция сердца. Оно работает со значительной перегруз­кой, ухудшается состояние его сосудов, уменьшается их просвет. Сердце испытывает недостаток питательных ве­ществ и кислорода, ухудшается отведение шлаков от сер­дечной мышцы. Смертность людей с избыточной массой тела от заболеваний сердца в 1,5 раза выше, чем людей с нормальным весом.


 




Причинами ожирения являются: высококалорийное питание, из-за которого получение энергии организмом превышает потребность в ней; избыточное потребление уг­леводов (сахара, конфет, пирожных, хлеба, мучных изде­лий и т. д.), животных жиров (масла, сала, жирной пищи и т. д.), пищи, содержащей значительное количество бел­ка и соли, злоупотребление алкогольными напитками (в том числе пивом), малоподвижный образ жизни.

Жизнедеятельность современного человека отличается большой интенсивностью, сложностью взаимоотношений друг с другом, большим эмоциональным и физическим напряжением. Простые и сложные конфликты, обычные недоразумения встречаются довольно часто. Все это требу­ет очень большой психоэмоциональной устойчивости, осо­бенно при конфликтных или сложных ситуациях. Посто­янные психические или эмоциональные стрессы приводят к снижению этой устойчивости, а затем к возникновению различных заболеваний. Особенно опасны эмоции, кото­рые человек держит в себе. Наблюдения показывают, что острые психические травмы в 21% случаев, хронические психические напряжения — в 35% случаев, постоянные напряжения и конфликты на работе — в 30% случаев приводят к инфаркту миокарда.

Серьезное негативное воздействие на здоровье оказыва­ют факторы риска внешней и внутренней среды, особенно пьянство, алкоголизм, табакокурение, наркомания и ток­сикомания.

1.3. Современные методы оздоровления

В настоящее время известно достаточно большое коли­чество теорий и методов оздоровления человеческого орга­низма. Их особенностью является ориентация на здорово­го человека и подход к лечению с позиций восстановления здоровья всего организма в целом.

Теории оздоровления — результат глубоких исследова­ний, проведенных во многих странах по широкому кругу вопросов, связанных с сохранением, поддержанием и вос­становлением здоровья. Авторы оздоровительных теорий,


как правило, используют как медицинские знания во всей их полноте, так и знания, накопленные народной и нетра­диционной медициной, которые подчас отвергаются со­временной медицинской наукой.

Практически все оздоровительные системы являются комплексными и содержат несколько взаимосвязанных методик. Как правило, в состав оздоровительных систем входят следующие разделы:

• совершенствование духовности;

• физическое совершенствование;

• дыхательные техники и их применение;

• питание;

• управление эмоциями;

• управление мыслями;

• биоэнергетика.

В разных оздоровительных системах перечисленным разделам отводятся разные роли — их выдвигают на пер­вый или второстепенный план, могут объединять с други­ми, дробить и т. д., но все они обязательно присутствуют.

Если вы познакомитесь с несколькими оздоровитель­ными системами, то легко заметите определенное сходст­во между ними. Зачем же нужны разные оздоровитель­ные системы? Ответ очень прост — не существует двух одинаковых людей. Каждый человек будет использовать только ту систему, которая близка лично ему. Кроме то­го, любая оздоровительная система требует приложения определенных усилий со стороны того, кто начинает ее практиковать. Следовательно, прежде всего человек дол­жен поверить в эффективность данной системы, поверить ее создателю. Именно поэтому люди приходят к использо­ванию разных оздоровительных систем.

Обилие литературы по оздоровительным системам со­здает впечатление, что достаточно прочесть 1—2 книги и можно приступать к практике. Однако это далеко не так. Для успешной практики в области оздоровления не­обходимо начинать занятия под руководством специали­ста, поскольку в каждой системе существуют особеннос­ти, не описанные в литературе, и каждый человек индивидуален, что тоже невозможно предусмотреть


 




в книге. При возникновении каких-либо индивидуаль­ных проблем оказать практическую помощь сможет только специалист, имеющий достаточный опыт практи­ческой работы в рамках конкретной оздоровительной си­стемы.

1.4. Факторы риска во внешней среде

и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье

Внешняя среда. Любая деятельность человека происхо­дит в условиях постоянного воздействия внешней среды. По своему характеру оно подразделяется на физическое, химическое, биологическое, социальное и психическое.; Каждое из названных воздействий заключает в себе ог­ромное число факторов, оказывающих непосредственное влияние на организм человека. j Oho мож ет бытьдеаначи*.. тельным (ниже порога чувствительности организма) или, нащютж^чд^вычайно сильным (разрушительным), т. е. намного превышающим этот порог..

^Лодог чувствительности — это минимальное воздейст­вие, вызывающее ответную реакцию организма.

Как правило, реакция тем больше, чем сильнее воздей­ствие. Однако бывают и исключения: на небольшое воз­действие организм реагирует чрезвычайно сильно (аллер­гическая реакция немедленного типа, реакция на сверхслабые воздействия какого-либо химического веще­ства в течение длительного времени).

Разрушающее действие многих факторов зависит во mhojtom от особенностей организма, его чувствительности и реактивности. Любая деятельность человека связана с возможной опасностью (риском) для здоровья. В каждом конкретном случае она разная и может быть очевидной (реальной) и неочевидной (скрытой).. Потенциальную опасность подразделяют обычно _на два вида: исходящую от самого человека, его ошибок (так называемый челове­ческий фактор) и зависящую от орудий и средств труда (надежность, прочность, токсичность, способность вы-звать инфекционное заболевание и т. д.). Неочевидная


опасность является наиболее опасной, так как затруднены разработка и своевременное принятие мер защиты.

Под физическим воздействием внешней среды на ор­ганизм человека понимают главным образом облучение электромагнитными излучениями естественного или ис­кусственного происхождения, воздействие приборов и ап­паратуры, использующих электрическую энергию.

Самым мощным природным фактором физического воздейст­вия является солнечный свет. Длительное^ пребывание на солн-це может привести к_ожлгам_паз*_-личной степени, дыдвать.тешю=. вой-или солнечный удар. Уберечь-, себя от неблагоприятного влия­ния солнечной энергии можно, выполняя определенные правила: носить в жаркую погоду головной убор; загорать постепенно, начиная с 2—3 мин в первый, день и прибавляя в последующие дни по 1-—2 мин, но так, чтобы общее время пребывания на солнце не составляло более 2 ч в день."'.. „J,~"

Опасны для здоровья человека мощные ради останции, ^дшшшационные станции* линии_ электропередач и дру-г гие энергетические объекты. Линии электропередач высо­кого напряжения создают вокруг себя переменное элект­рическое поле: его длительное воздействие на организм дает неблагоприятный эффект. Тяжелыми последствия­ми, вплоть до остановки дыхания и сердца, чревато воз­действие электрического тока высокого напряжения. В этом случае иногда только экстренная помощь может спасти человеческую жизнь. Поэтому, работая с электро­приборами, надо строго выполнять правила техники безо­пасности.

Химические факторы риска. Химические вещества широко используются человеком на производстве и в бы­ту (консервирующие, моющие, чистящие и дезинфициру­ющие средства, а также средства для покраски и склеива­ния различных предметов).


 




Все химические вещества, ис­пользуемые в быту, в неболь­ших количествах безопасны для здоровья. Однако нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воз­действие на организм. Чтобы этого избежать, перед началом работы надо внимательно озна­комиться с мерами безопаснос­ти, изложенными в инструкциях, и строго следовать им. Биологические факторы риска. Формы существования живой природы на Земле чрезвычайно многообразны: от одноклеточных простейших до высокоорганизованных биологических организмов. С первых дней жизни челове­ка окружает мир биологических существ, невидимых не­вооруженным глазом. Это мир микроорганизмов. Все ми­кроорганизмы, можно, разделить на три группы: совершенно безвредные для человека; • условно-патогенные (условно-вредные); безусловно-вредные (опасные) для здоровья.

Шшдрение безусловно-вредных
микроорганизмов в организм че­
ловека почти всегда вызывает ин­
фекционное заболевание. Особен­
но это опасно, когда организм
ослаблен или не имеет защиты
(иммунитета). ^

^^^^1 Фактор риска биологической природы всегда связан с нарушением правил общей и личной гигиены, гигиены питания (правил приготовле-Ч ния пищи), гигиены одежды, гигиены жилища и гигиены / усадебного участка.

Социальные факторы риска связаны с жизнью людей. Революционные преобразования почти всегда вызывают в обществе социальную напряженность, которая может оказать негативное влияние на состояние здоровья от-^ дельного человека и общества в целом. Спокойное, посту­пательное, эволюционное развитие общества и обществен-


ных отношений гарантирует уменьшение действия факто­ров риска социальной природы. Основными из этих фак­торов считаются неуверенность в завтрашнем дне, невоз­можность предсказать исход событий, явлений, ситуаций, разрушение устоев, традиций, обычаев, взглядов.

Факторы риска психического характера связаны со специ­фическим аспектом жизнедеятельности человека. Остановим­ся только на одном из них —Ц^ихшогическом^микроклима­те fe семье и школе. Общительность, доброта, внимательность, взаимопомощь и поддержка членов семьи или одноклассни­ков создают положительный микроклимат^хорошее настро-ение, потребность в работе и удовлетворенность ее резуль­татами.. И напротив, постоянные ссоры, конфликтность, неумение и нежелание общаться вызывают психологическую напряженность, психологические стрессы, которые отнюдь не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Внутренняя среда организма. Воздействие разнообраз­ных факторов внешней среды вызывает ответную реак­цию организма, которая направлена на сохранение посто­янства внутренней среды. Внутренняя среда организма человека включает в себя кровь, лимфу и межтканевую жидкость, которая находится в межклеточном простран­стве^ Очень ва жн ую роль в ней игр ают нерв ная система и система желез внутренней секреции. Внутренняя среда характеризуется множеством параметров и констант. Од­ни из них очень подвижны, другие, напротив, изменяют­ся в весьма небольших пределах.

Практически л к>бяя деятельностьL человека сопровож-дается изменением параметров внутренней среды. Способ­ность организма поддерживать на постоянном уровне или в заданных пределах состояние внутренней среды очень велика, но далеко не безгранична. Если о^хшиательное воздействие внешней среды достаточно сильно или про­должительно, оно нарушает нормальное состояние внут­ренней среды организма и ведет к развитию болезни. Нор­мализация состояния внутренней среды достигается «включением» организмом специальных компенсатор-ных, или приспособительных, механизмов. Благодаря им организм перестраивает свою деятельность, приспосабли-


 


 



 



вается к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.