Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. В последние годы возрастает интерес к исследованию правовых явлений с позиций философии, культурологии




В последние годы возрастает интерес к исследованию правовых явлений с позиций философии, культурологии, рядом других отраслей гуманитарного знания, что обусловлено рядом объективных причин. Строительство правового государства, реформирование правовой системы в нашей стране должно опираться на продуманную стратегию развития общества в целом. Право как важная часть духовной культуры является необходимым условием сосуществования людей, поскольку соединяет их в единое целое и поддерживает стабильность социума. Однако, право – это сложное социальное явление, при анализе которого возникают многое концептуальные вопросы, которые требуют именно философского осмысления. Именно философский подход позволяет более пристально рассмотреть те фундаментальные проблемы генезиса и становления права как важнейшего социального регулятора жизни людей. В современных условиях развития и совершенствования демократических институтов в России философия права занимает важное место в системе отечественного юридического образования.

Философия права – это один из разделов общетеоретического гуманитарного знания, который находится на стыке философского и теоретико-юридического способа осмысления права как явления, как общественной реальности и процесса. Но философия права не может являться ни составной частью ни простым продолжением теории права, как справедливо отмечает С.С. Алексеев, для осмысления права недостаточно: «…ни первичных обобщенных данных юридической догматики, ни данных правовой теории, осмысливающей логику права (хотя всецело философия права опирается на эти данные, особенно по логике права, активно использует их в философских разработках)»[1].

Философия права – это самостоятельная дисциплина, которая обладает собственной богатой традицией и специальным понятийным аппаратом.

Несмотря на то, что философия права, как отрасль знания и как учебная дисциплина имеет давнюю и богатую историю своего развития и становления, сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII века, и до сих пор не утихают споры о предмете, объекте, методах и функциях философии права.

В современной науке существует несколько определений философии права, несколько подходов к проблеме предмета, объекта, методов философии права. Причем эти подходы и определения весьма различны между собой. Вопрос о предмете философии права является дискуссионным не только в мировой философской и юридической мысли, но и в отечественных общественных науках. Но все же, необходимо отметить, что современная философия права является своеобразным феноменом, четко организованным и структурированным направлением исследования на стыке философского знания и правоведения.

Говоря о специфике философии права как учебной дисциплины Г.Ч. Синченко вполне справедливо полагает, что «…как без актеров нет театра, так без права нет юриспруденции, а без того и другого - философии права. Культура беспричинно не рождается, хотя ни из какого конечного числа причин механически не выводится. В конце XIX - первых десятилетиях XX вв. такое «надпричинное» возвышение яркой, самобытной философско-правовой мысли произошло в России. Интеллектуальные волны, последовательно прокатившиеся по Западной Европе, в нашем Отечестве поднялись и сошлись почти одновременно. Целая плеяда ученых настолько преуспела на открывшемся поприще, что совершенно лишила потомство возможности пользоваться разделительным «или»».[2] Поэтому можно вполне уверенно утверждать, что философия права­ – это часть общекультурного наследия мировой цивилизации, особый путь поиска и становления социально-регулятивного мировоззрения, принятие должного в поведении и реализации своих жизненных целей. Кроме того, понимание права как части бытия даёт возможность задуматься не просто о значении права для жизни, но и о смысле правового существования. В.Н. Назаров по этому вопросу считает, что: «В философском смысле право есть духовно-практическое основание общественной жизни в целом, на котором строятся способы взаимодействия и формы объединения людей. Право – это необходимая форма духовного бытия человека. В этом значении понятие права тождественно древнегреческому «этосу» как понятию человеческого образа жизни в целом, общественного бытия человека. Характерно, что сама этимология слова «право», как в русском языке, так и в языках многих европейский народов, выражает это изначальное тождество «права» и «этоса». «Право» имеет общий корень с такими словами, как «правда», «праведность», «правильность», «справедливость»»[3].

Вопросы о природе и сущности, или так называемой идее права, о связи права со спецификой человеческого бытия, о разграничении бытия, должного и сущего в праве и другие принципиальные вопросы нередко остаются в тени, и не получают должного рассмотрения. Видимо, это не случайно, ибо все эти вопросы имеют мировоззренческий и аксиологический характер и вне философского анализа их решение бесперспективно и нереально. Поэтому данный конгломерат теоретических построений следует относить к компетенции философии права.

В отечественной философской и теоретико-юридической литературе философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории государства и права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины наряду с теорией государства и права, социологией права историей правовых и политических учений, антропологией права и другими дисциплинами.

На современном этапе развития отечественной юридической высшей школы философия права представляет собой и особое мировоззрение, и направление научных исследований, и учебную дисциплину, возрождение которых в нашей стране началось сравнительно недавно. Однако, на сегодняшний момент, существует целый ряд работ, которые внесли значительный вклад в формирование теоретической базы и методологического аппарата философии права. Это работы С.С. Алексеева, Ю.В. Тихонравова, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова. Э.В. Кузнецова, В.Н. Кудрявцева, И.Д. Неважжая, О.Э. Лейста, В.С. Нерсесянца, В.П. Малахова, Э.Ю. Соловьева, Ю.В. Ершова, В.А. Туманова, Ю.Я. Баскина Р.О. Халфиной, И.П. Малиновой и др.[4]

Социальные нормы в концентрированном виде характеризуют и раскрывают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым, они выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей. Но рассмотрение данных процессов лишь в узко направленном юридическом контексте представляется недостаточным. Философия даёт возможность осмысления данных процессов с позиции рассмотрения бытия в целом, нравственно-ценностном и логико-познавательном дискурсе, показывает перспективы, возможные условия повышения эффективности права как социального регулятора. С другой стороны именно философия права подчёркивает то, что только в единстве с юридической и другими науками, возможно полное раскрытие права как явления с научной точки зрения. Как отмечает В.П. Малахов: «Из утверждения, что философия права в состоянии дать представление о праве во всей его полноте, не означает, будто только философия формирует всё содержательное богатство наших знаний о праве. Философия позволяет лишь так сказать, схватывать предмет в его целостности, вообще, в идее…».[5]

Историческое развитие и смена различных форм общественной жизни сопровождалась существенными изменениями и в системе социальной регуляции. Одни виды социальных норм отмирали, а другие возникали, изменялись их соотношение и формы взаимодействия. Важную роль в системе социальной регуляции, со времени его появления, стало играть право.

Правовая система оказывает влияние на современную общественную жизнь ежедневно и ежечасно. И это утверждение становится особенно справедливым, если мы будем рассматривать право в предельно широком смысле.

Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе философских и юридических наук напрямую зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране, от политико-идеологических факторов, а также научных традиций. И в таком контексте философия права призвана выполнять ряд функций методологического, гносеологического и аксиологического характера.

Предлагаемое пособие по своему содержанию в целом соответствует примерной программе курса «Философия права» и позволяет познакомиться студентам и слушателям с основными современными подходами, проблемами и теоретическими построениями в этой области гуманитарного знания. Авторы ставили перед собой задачу систематизировать и обобщить традиционные и современные концепции философско-правового знания, показать насколько интересен и разнообразен контекст философского осмысления правовых явлений, как важно для будущего специалиста, в том числе юридического профиля уметь мыслить в русле поиска различных методологических оснований для изучения, понимания и принятия права.

 

 

Раздел 1. Предмет философии права




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.