Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции философии права




Философия права в системе наук.

У философии права богатая история, хотя и следует указать, что в античности и средние века она разрабатывалась в рамках более широкой темы и только в XVIII века стала самостоятельной научной дисциплиной. Возникновение философско-правовых представлений происходит еще в древности. Философы древности, пытаясь найти истину, мыслили совершенно свободно, надеялись и хотели познать ее непосредственно; они не могли осознавать чётко и ясно тех начал, которыми они руководствовались в познании истины; противоположность между мышлением и бытием не была проникнута их духом во всей ее глубине, рациональность была интуитивна, без строгой логической системности. Поэтому и в области законодательства государство, вообще говоря, стояло для них выше отдельных лиц.[53]

Начало философии права было положено началом формирования представлений о естественном праве (в рамках теологии, философии, юриспруденции, политической науки). Стоит, однако, задаться вопросом, какова вообще дисциплинарная принадлежность философии права? Можно ли считать философию права особой наукой в рамках философского знания или это всего лишь часть общей теории права. Один из первых русских философов права К.А. Неволин ещё во второй половине XIX века вводит специальное понятие «философия законодательства». Он задаётся следующими вопросами: «Чем должна быть философия законодательства? Какую задачу она должна выполнить? Обыкновенно она занималась изложением прав и обязанностей человека, вытекающих из его чисто человеческой природы, и поэтому старалась изобразить только совершеннейший, какой возможен, для людей порядок жизни общественной, совсем не обращая или обращая очень мало внимания на несовершенные виды жизни общественной. Но таким образом явления этого последнего рода оставались непонятыми, необъясненными для разума, а с тем вместе не могло быть понято и существо совершенного устройства порядка общественного».[54]

К.А. Неволин полагал, что философия законодательства должна, разрабатывать подходы к следующим проблемам:

1) определить составные начала, из которых слагается всякое законодательство;

2) обозначить различные возможные способы, какими могут быть сложены между собой эти состав­ные начала для образования из них одного целого законодательства, более или менее полного и совершенного;

3) изложить совершеннейший способ соединения между собой разных начал, изобразив совершеннейшее целое, какое может быть из них составлено;

4) описать порядок постепенного образования законодательств и изменения их как с худшего на лучшее, так и с лучшего на худшее.[55]

Вообще, можно сказать, что в целом, философия права является междисциплинарной наукой, соединяющей, прежде всего философские системные и методологические начала и юриспруденцию. Более того, философский контекст придаёт философии права статус интегративного гуманитарного знания.

Как философы, так и юристы претендуют на монопольное отнесение философии права к своему полю научных исследований. Поэтому все множество существующих концепций философии права в целом можно разделить на два основных направления: юридические и философские.

Первоначально сам термин «Философия права» появился в юридической науке. В философской традиции, специального термина для характеристики правовых явлений до этого времени специально термина не существовало. Так, в 1788 году немецкий юрист, профессор Геттингенского университета Густав Гуго впервые ввёл в научный оборот обозначенный выше термин в рамках своих размышлений о праве. Итак, по замыслу Г. Гуго юриспруденция должна состоять из трех основных частей:

1) догматика (эмпирические знания, ремесло, юридическая практика);

2) философия права;

3) история права.

Два последних пункта образуют разумную основу научного познания права. Положительные законы, которые санкционирует государство, не могут бороться со злом, встречающимся в жизни, так как они лишь опора внешне существующего правового порядка.

Однако широкое распространение термина связано только с именем Г. Гегеля и его фундаментальной работой «Философия права». С точки зрения Г. Гегеля – философия права – это не юридическая дисциплина, а философская. Г.Гегель определил предмет данной научной дисциплины как идею права. Он писал: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление».[56]

Задача философии права, по Г. Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью правильного мышления и философского познания права.

Таким образом, мы видим, что налицо два подхода к определению характера философии права как науки в своих глубинных основаниях больше юридической или как науки в большей степени философской.

Необходимо отметить, что практически все основные философские течения философской мысли ХIХ-ХХ вв. – кантианство и неокантианство; гегельянство и неогегельянство; христианская философия (неотомизм, протестантизм); позитивизм, марксизм и неомарксизм, феноменология; философская антропология; экзистенциализм, постмодернизм – разработали свои философско-правовые концепции.

Этот вопрос также представляется крайне сложным. Например, существуют различные подходы к самому построению философии права. Первая точка зрения говорит о том, что философия права есть просто форма философского знания. На разных этапах человеческой истории философия занималась разными проблемами. Сейчас, к числу основных философских проблем относятся проблемы общества. Значит философия права просто современная форма философского знания, как в средние века философия выражала общие направления теологии.

Вторая точка зрения считает философию права обоснованием права, которое нуждается в легитимации.

Последняя точка зрения настаивает на том, что философия права – это преимущественно юридическая наука. Кроме функции легитимации, ученые – юристы выделяют еще и другую, методологическую функцию. Так уже упоминавшийся нами С.С. Алексеев считает, что философия права вместе с социологией права и специальной юридической теорией входит в состав теории права. Весьма известный и в советское время и сейчас теоретик Д.А. Керимов считает, что теория права состоит из философии права и социологии права.

Эти учёные размышляют в одинаковом ключе: философия права выполняет в системе юридических наук методологическую функцию. Философия права занимается разработкой логики, диалектики и теории познания правового бытия.[57] Д.А. Керимов считает, что задача философии права направлять ученого юриста по правильному пути в исследовательском процессе, оптимизирует и рационализирует этот процесс.

Теперь необходимо дать характеристику отдельным функциям философии права.

Одна из основных функций философии права – легитимирующая. Она проявляется в способности философии оценивать существующие государственно-правовые институты как полезные и пригодные для достойного человеческого существования, или как противоречащие общественному развитию, в соотношении их с трансцендентальными принципами, идеями и ценностями.

Большое значение имеет мировоззренческая функция, которая играет важнейшую роль в концептуальных проявлениях философии права. Мировоззрение, как обыденное, так и теоретическое – это совокупность взглядов на мир как единое целое, на человека и его отношение к миру. Данная функция проявляется в том, что философия права способствует формированию правосознания и правовой культуры, без которых невозможно создание гармоничного правового социального пространства.

Методологическая функция философии права вытекает из той роли, которую философское знание играет в отношении большинства конкретных наук. Знания о смысле и предназначении права, которые вырабатывает философия права, задают направления в изучении конкретных правовых форм и служат основой общей теории права.[58]

Эвристическая (познавательная) функция свойственна философии права лишь в контексте конкретизации специальных философско-правовых явлений, и отделения их от общефилософского содержания познания социальной реальности.

Философия права также выполняет эпистемологическую функцию, т.е. функцию системного отражения фрагментов правовой действительности. На её основе формируется «особое видение юридической действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное»[59].

Аксиологическая функция философии права состоит в выработке особой системы ценностей на основе принятия, осознания и реализации на практике правового начала.

Воспитательная функция философии права состоит в том, что ей принадлежит большая роль в воспитании как социальных групп так и отдельных граждан, которые, в результате изучения и принятия философско-правовых знаний должны обрести уверенность в том, что правовое ограничение свободы дает возможность стабильности и устойчивости социального развития и извлечения для всех максимальной полезности.

Если попытаться обозначить в целом предметное и проблемное поле философии права философии права как особого отражения, рефлексии по поводу предельных оснований права необходимо сконцентрировать внимание на тех проблемах, которые исследуются философией права. В существующей учебной литературе по философии права четкого и системного определения в отношении того, что образует предметное и проблемное поле философии права как особой системы философского знания.

Согласно подходу известного австрийского юриста А. Фердроса, задача философии права как юридической дисциплины состоит в том, что бы не ограничиваясь позитивным правом, дать нравственно – духовное обоснование обязательности законов. Он критикует традиционную юриспруденцию за изоляцию права от других социальных явлений.

Перечисленные точки зрения стремятся отождествить философию права с чисто юридической дисциплиной, но есть и принципиально иная точка зрения, которая настаивает на самостоятельности философии права, которая с теорией права не может быть отождествлена. Так, по мнению Тихомирова, философия права – это дедуктивное знание о праве, выводимое из общих знаний о мироздании, теория же права – это индуктивное знание, исходящее из достижений всех юридических наук.

Ученые-философы, считают точку зрения Д.А. Керимова грубой методологической ошибкой, поскольку и в этом случае отождествляют философию с наукой, должны отождествлять с сущим. Ведь философия плотно не интересуется содержанием какой-либо проблемы и до начала 19 века о праве судили в основном с позиций философии.

Затем появилась теория права как результат специализации познавательной деятельности, именно как наука о праве. Философия и теория права размежевались, так как по-разному смотрят на мир. Философия не просто старается познать мир как он есть, она старается познать его как он должен быть (философский тип правопонимания подразумевает, что человек должен быть внутренне свободен).

Наука зачастую выступает этически нейтральной в рамках общественного существования, а философия нет. Кроме того, в философии, в отличие от любой другой науки параллельно существуют совершенно разные теории. Таким образом, если мы рассматриваем философию права как часть философии, то мы говорим, что это часть социальной философии, а не философии науки. Философия права как философская дисциплина, активно взаимодействует с другими дискурсами (точками рассмотрения)[60] права: социологий права, антропологией права, политологией права и.т.д. Философия права – это междисциплинарная наука, интегративное знание, которое задаёт основное направление теоретического осмысления регулятивно-правовых явлений. Однако, если говорить о принадлежности такого знания либо к юриспруденции, либо к философии тех или иных вариантов философии права, то нам необходимо учесть концептуальное различие юридического и философского подхода к пониманию права.

Философия права является философской дисциплиной и входит в комплекс социально-философского знания. «Философия права может пониматься широко, любая философская система, претендующая на универсальность и общезначимость, вовлекает в поле своей философской интерпретации и право, другие правовые явления, определяет их место в жизни общества и человека». [61]

Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе философское знание, законы и категории общей философии, которые не иллюстрируются правовым материалом, а модифицируются. С одной стороны происходит адаптация философского знания к правовой среде, а с другой стороны эта среда порождает такие уровни осмысления правовой реальности, которые достигают высот философского обобщения.

В философии права как философской дисциплине (наряду с такими дисциплинами как философия религии, философия политики и т.д.) внимание сосредотачивается на потенциале определенной философской концепции в сфере права. Так, испанский правовед П. Бельда считает, что наука о праве как философская дисциплина занимается всеобщим порядком Вселенной и теми обязательствами, которые природа накладывает на человека. Следовательно, задача состоит в том, чтобы поведение человека в обществе привести в соответствие с требованиями его природы.[62]

В центре философско-правовой концепции немецкого юриста А. Кауфмана стоят проблемы человека в праве, право как мера власти, соотношение права и нравственности. Философия права должна исследовать смысл права как сопротивления несправедливости, смысл вины и наказания за вину, то есть представлять собой философию надежды.

Кроме того, отечественный специалист в области антропологии права А.И. Ковлер отмечает, что для сегодняшней социальной действительности характерны: «…Процессы правовой глобализации (требующие, конечно, отдельного анализа) устанавливают, таким образом, иную иерархию правовых норм, чем та, в которой протекала жизнь предшествующих поколений; разрушают существующие типы правосознания Современная правовая теория, как и право в целом, должны дать ответ на вызовы правовой глобализации, адекватные масштабности возникшей проблемы».[63] То есть значение философии права для формирования нового осмысления правовой реальности представляется уникальной и неповторимой.

В заключении по данному разделу можно сказать следующее. Существует такой аспект права, который может быть познан только философией. Но что же представляет собой философия права? Вопрос о предмете крайне дискуссионный. Сторонники позитивистского правопонимания от материальных основ права предлагают обратиться к формальной стороне. Сторонник сугубо юридического подхода считают, что философия права – это учение о смысле права, то есть о том в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право.

 

 

Раздел 2. Типы философского обоснования права




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.