Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование целевых программ для решения территориальных задач структурной перестройки экономики




«Программа» - это универсальное понятие, и имеющее единый греческий корень (programma – объявление, предписание) и распространенное на многих языках мира. Однако существуют принципиальные различия между трактовкой «программы» как перечня или расписания («программа передач», «программа дел на сегодня») и «программой» как механизмом управления.

Наука управления, теория и практика решения сложнейших многоаспектных и долгосрочных задач политического, социального, экономического и технического характера выработали вполне устойчивое представление о «программах» и о «программно-целевых» методах. Целевая программа есть специально разработанный для решения доказательно приоритетной региональной проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения: подготовка программы, ее реализация и контроль за выполнением требуют специально организованного управления и координации с возложением соответствующих функций на какой-либо орган. «Программно-целевой метод» «подход» - это теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле (научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием целевых программ).

Проблемы территориального развития и целевые подпрограммы созданы друг для друга. Трудно представить метод, более подходящий для решения многофакторных, многоаспектных и внутренне противоречивых проблем территориального развития, чем программно-целевой. В основе предпочтительности программно-целевых подходов лежит их уникальная способность системно воздействовать на предмет регулирования, стягивая вокруг единой цели и политические, и социальные, и экономические, и экологические и многие другие частные решения.

Целевые программы – не единственный механизм регулирования территориального развития. Они (как любой другой механизм) могут быть использованы эффективно и бездарно. Целевые программы – это еще и проявление воли к действию, доказательство готовности использовать ресурсы не на сиюминутные политико-популистские полумеры, а на одно-два самых трудных решения, которые в той или иной перспективе обеспечат улучшение реальной ситуации в целом.

Речь может идти о нескольких главных условиях результативного использования целевых программ для решения территориальных проблем.

Первое важнейшее условие результативности целевых программ: отношение к ним как к сложному и ответственному делу (исходные знания о сущности и всех технологических тонкостях применяемого программно-целевого метода; объективные представления о региональной ситуации и тенденциях ее развития; умение доказать необходимость концентрации ресурсов в «направлении главного удара»; готовность взять на себя ответственность за принятие решения о разработке и реализации программы и, главное, за достижение поставленной цели.

Второе условие – статусное. Разработка и реализация целевых программ как особой формы концентрации ресурсов, предполагающей к тому же многокритериальный отбор предмета такой концентрации.

Третье условие – информационная обеспеченность принятия решений разработки программ, собственно их разработки, реализации и контроля. Но это одно из самых «узких мест», выступающее и причиной, и следствием неэффективного управления в целом. Информационные ресурсы тоже стоят и денег, и немалых административных усилий. В то же время в мире единственное, на чем не принято экономить – именно информация. В России данное право тоже должно соблюдаться.

Четвертое условие – объективный отбор действительно приоритетных задач территориального развития, на которых стратегически необходимо сосредоточиться силы и средства бюджета и других ресурсных источников. Это – «условие из условий». Ибо неудачи с реализаций именно «размазанное», неконкретное, недоказанное приоритетное целеполагание.

Пятым – завершающим условием - является финансовое обеспечение программ. При этом на разработку и реализацию программ вообще не нужно изыскивать какие-то новые финансовые источники: направление финансовых ресурсов на программно-целевое решение наиболее важных проблем – не дополнительное, а как раз наиболее рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств регионов.

В условиях общекризисной финансовой ситуации, конечно, основную часть бюджетных средств необходимо использовать для финансирования повседневных нужд, «текучки». Но практическим работникам и исследователям проблем территориального развития ясно, что если не разрубить «гордиевы узлы» местных проблем, концентрируя средства хотя бы на ближайшую перспективу, то существующее бедственное положение с финансами сохраняется навсегда. Для нахождения и реализации такой перспективы и нужно финансировать программы. Но это возможно, если выполняются выше названные четыре условия.

Все названное всецело относится и структуре экономики Башкортостана, и основным направлениям ее совершенствования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.