Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аграрные преобразования в АПК РБ




В республике в течение короткого времени была сформирована основа правовой базы для развития земельных отношений. 20 марта 1991 года принимается Закон Башкирской ССР «О собственности в Башкирской ССР», которым было установлено, что осуществление права собственности на землю регулируется республиканским законодательством (ст. 2). В отличие от федерального законодательства, земельные участки не были признаны объектом права собственности граждан. Земля, как указывается в законе, является собственностью народа.

В принятом Законе от 21 марта 1991 года «О земельной реформе в Башкирской ССР» было прямо указано, что частная собственность на землю в Башкирской ССР не допускается. По этому закону определялись следующие юридические основания использования земли: владение, пользование и аренда. Установлено пожизненное наследуемое владение и пользование земли (для граждан), постоянное владение и пользование (для колхозов, совхозов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности) и аренда (для граждан и предприятий). Арендодателями были признаны местные Советы народных депутатов, а не колхозы и совхозы, как это было раньше. Устанавливалась плата за землю в форме земельного налога и арендной платы – для стимулирования землевладельцев, землепользователей и арендаторов экономно и эффективно использовать земельные площади.

В республике приняты акты, регулирующие плату за землю, определяющие нормативную цену земли. По вопросу «Должна ли земля быть объектом неограниченной купли-продажи», по которому на федеральном уровне политические споры не стихают до сих пор, 17 декабря 1995 года в республике был проведен всенародный референдум, на котором 86% граждан высказались против неограниченной купли-продажи земель и прежде всего земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 50 Земельного кодекса РБ, граждане имеют право получить земельные участки в собственность в установленном законом порядке для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства.

Земельный кодекс РБ предусматривает три формы собственности в нашей республике: государственную, муниципальную и частную (статья 47).

В республике получили равные права различные формы хозяйствования на земле. По данным Государственного Комитета РБ по статистике (в 1999 году), в АПК республики функционировали 374 колхоза, 98 совхозов, 189 сельскохозяйственных кооперативов, 13 хозяйственных товариществ и обществ, 11 АО, товарищество на вере, 3443 фермерских хозяйств и 191 других форм хозяйственных предприятий.

Новый Земельный кодекс содержит главу «Управление земельными ресурсами», что имеет исключительно важное значение, так как республика располагает значительными земельными ресурсами и большим разнообразием природно-экономических условий1.

По расчетам отечественных и зарубежных ученых для обеспечения потребности населения в продовольствии необходимо иметь 0,5 га пашни в расчете на одного человека. В среднем на одного жителя планеты приходится по 0,30 га, в РФ - по 0,86 га, в нашей республике – 1,17 га. Обеспеченность земельными ресурсами в расчете на душу населения в нашей республике значительно выше минимально необходимого количества2.

В Земельном кодексе РБ впервые определено природно-сельскохозяйственное районирование и зонирование территорий. Земельный кодекс РБ, признавая приоритет земель сельскохозяйственного назначения, подчеркивает, что сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране, а перевод этих земель в другие категорий для несельскохозяйственных нужд допускается только в исключительных случаях (статья 13).

Земельным кодексом определены также нормативы предоставления земель для населения в пожизненное наследуемое владение или в собственность:

для ведения личного подсобного хозяйства – до 3 га;

для садоводства – до 0,15 га;

для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства – в соответствии с утвержденной градостроительной и проектно-технической документацией (статья 63).

Для нужд строительства, промышленности, транспорта и иных, не запрещенных целей земельные участки предоставляются в соответствии с градостроительной и проектной документацией.

В результате проведения земельной реформы в использовании земельного фонда республики произошли значительные изменения: было передано в ведение местных Советов более 1,5 млн га земель, создан специальный земельный фонд районных Советов на площади 684 тыс. га, утверждена новая городская черта 12 городов республики.

За 1991-1999 годы количество личных подсобных хозяйств (ЛПХ) возросло 458 тыс. до 527 тыс., а занимаемая ими площадь со 107 тыс. га до 142 тыс. га. Количество семей, занимающихся коллективным садоводством, возросло с 336 тыс. до 531 тыс., а занимаемая ими площадь с 17 тыс. га до 34 тыс. га соответственно.

Осуществление таких масштабных перераспределений земельного фонда потребовало изменения самого подхода к организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной земель.

В соответствии с Земельным кодексом РБ и Законом Республики Башкортостан «О плате за землю» использование земли в РБ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Созданная в республике правовая база позволяет провести значительные земельные преобразования. К началу ХХI столетия завершен первый этап земельной реформы: произведено масштабное перераспределение земель, созданы экономические условия для развития всех форм хозяйствования. Создание автоматизированного земельного кадастра, инвентаризация и оценка земель – это выигрыш и бюджета, и землепользователей. Главное – обеспечивается реализация прав граждан и юридических лиц на землю, происходит ускорение оборота земельных участков, что в конечном итоге приведет к существенному пополнению бюджетов всех уровней, лучшему использованию земельных ресурсов.

Важнейшей составляющей аграрной политики в Башкортостане является продуманная государственная поддержка АПК. Целенаправленно решается задача восстановления и повышения его технической оснащенности. Только в последние годы за счет республиканского бюджета закуплено 523 импортных и отечественных комбайна, другая сельскохозяйственная техника. За 1992-2002 годы практически заново создана отрасль сельскохозяйственного машиностроения. Стараниями руководителей, специалистов, рабочих акционерных обществ «НефАЗ», «Туймазинский завод автобетоновозов», «Башсельмаш», «Стерлитамакский завод строительных машин», концерна «Инмаш» и других производится новое поколение сельскохозяйственных машин, отвечающих мировому уровню и востребованных как в республике, так и во многих регионах России. Машиностроители республики дают селу по-настоящему современную технику в достаточном количестве. Ныне следует в сжатые сроки одновременно решить две проблемы: повышения качества и снижения стоимости производимой нашими предприятиями техники. Только это позволит добиться ее высокой конкурентоспособности.

В Башкирии комплексно решаются вопросы интеграции и кооперации обслуживающих отраслей АПК. Акционерная нефтяная компания «Башнефть», акционерные общества «Башкирская нефтехимическая компания», «Салаватнефтеоргсинтез», «Башнефтепродукт» обеспечивают своевременную поставку горюче-смазочных материалов, а «Башкирэнерго» - бесперебойное снабжение электроэнергией в напряженный период весенне-полевых и уборочных работ. Работники «Башавтотранс», Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги, акционерное общество «Бельское речное пароходство» оказывают большое содействие сельчанам в перевозках зерна, сахарной свеклы и другой сельскохозяйственной продукции.

Реформирование аграрного сектора – это восстановление сельскохозяйственного производства и переход к его устойчивому развитию. Проведение реформ в этом секторе – объективная необходимость, но это не кратковременная компания. Реформирование возможно лишь на основе комплексного подхода, с учетом особенности сельскохозяйственного производства, специфики республики, менталитета и традиций ее населения.

В республике придается принципиальное значение правильному решению вопроса о формах хозяйствования на селе. Отношение здесь должны и в перспективе строиться на основе многоукладности аграрной экономики и не противопоставляться друг другу. Необходимо и далее совершенствовать структурную политику в АПК, исходя из особенностей конкретных хозяйств, рыночного спроса на продукцию, возможности финансового и материально-технического обеспечения отрасли.

Стратегическое направление развития АПК – переход на минимальные обработки и энергосберегающие технологии. Это диктуется не только экономическим состоянием сельского хозяйства, но и экологическими факторами.

Ухудшающаяся экологическая ситуация проявляется в деградации земель во всех ее формах, сокращении площади лесов и ухудшении их видового состава, захламлении больших территорий разнообразными отходами. Надо вернуть природе все то, что мы у нее бездумно отняли: чистоту рек и озер, воздуха, лугов и пастбищ.

Нельзя сказать, что проблема не осознается, но кризисное состояние экономики, нехватка финансовых ресурсов, отодвигают на второй план и будущее решение многих экологических проблем РБ (не только в АПК).

Решая вопросы развития аграрной отрасли, надо иметь в виду, что сельское хозяйство, в котором в республике занят каждый третий работник из числа трудоспособного населения, – это базис всего общества. На селе проживает около 35% населения Башкортостана, но сконцентрировано около 85% общеобразовательных школ республики, обучается более 40% всех учащихся. Это прекрасное свидетельство того, что у села есть будущее.

От состояния земледелия и животноводства зависят экономические возможности повышения благосостоянии народа, наполнения потребительского рынка, осуществления социально ориентированных рыночных преобразований во всех сферах народного хозяйства. Отсюда, требуется сохранение рабочих мест на селе. Согласно мировой практике, одно рабочее место в сельском хозяйстве обеспечивает 6-8 рабочих мест в других отраслях экономики.

Стабильное развитие сельского хозяйства зависит от повышения кадрового потенциала отрасли. В республике постоянно в большом количестве готовятся кадры специалистов, однако проблема их закрепления на селе не решена. В этих целях принято постановление Кабинета министров по вопросам кадрового обеспечения агропромышленного комплекса. В нем предусмотрен целый комплекс мер по материальной поддержке успешно работающих руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства, включающих помощь в вопросах обеспечения жильем и хозяйственного обустройства, а также единовременные постоянные выплаты молодым специалистам, заключившим договоры с сельскохозяйственными предприятиями.

Аграрный сектор необходимо рассматривать не только как один из важнейших отраслей экономики Башкортостана, но и как сферу, где активно реализуется государственная социальная политика. По развитию социальной сферы республика уверенно входит в группу лидирующих регионов России. Делается очень многое для создания более комфортных для жизни условий.

В республике все годы реформирования в сельской местности в первоочередном порядке ведется строительство дорог, газификация, электрификация и телефонизация, решаются проблемы развития здравоохранения, образования, сферы услуг, обеспечения их соответствия возрастающим запросом сельских жителей. За 1992-2001 годы построено 12 тысяч километров автомобильных дорог, сотни мостов. Ныне более 98% сел и населенных пунктов соединены дорогами с твердым покрытием. Инфраструктура села из года в год становится все более развитой.

Так, если до 1990 года в сельских районах было проложено всего лишь три тысячи двести километров газовых сетей, то за 1992-2001 годы их протяженность возросла более чем на семнадцать тысяч километров, или больше чем в пять раз, причем в 2001 году проложено более двух тысяч километров газопроводов. До 1990 года было газифицировано около сорока трех тысяч квартир и домов на селе, на конец 2001 года более двухсот двадцати тысяч квартир и домов использовали голубое топливо. По масштабам и темпам решения газификации села республика занимает лидирующую позицию в России. Уровень газификации в республике достиг 86%. Полное обеспечение жителей республики «голубым топливом» будет достигнуто уже в ближайшее время.

За 1990-2001 годы было введено в действие на селе школ на восемьдесят две тысячи ученических мест, больниц – на две тысячи мест, обеспеченность сельского населения домашними телефонами возросла в два раза, 25% сельских семей имеют свой телефон.

Растут и объемы жилищного строительства на селе. В 2001 году они составляли более восьмисот тысяч квадратных метров в год. Ежегодно в республике вводится до полутора миллионов квадратных метров жилья, из них более половины в сельской местности. В целом только в 2001 году на реализацию комплексных социальных программ из республиканского и местных бюджетов было направлено более 5,3 миллиарда рублей, а доля расходов на социальное обеспечение за десять лет возросла в три раза. Села республики поистине меняют свой облик, преображаются. Возводятся кварталы кирпичных домов (чем не город), обеспеченных современными удобствами. В селах появляются целые улицы молодоженов. А в молодеющем и хорошеющем селе будут успешно решаться и остро стоящие перед Россией и республикой демографические проблемы. Повышение рождаемости на селе – это общегосударственная проблема. Ибо деревня была и остается носителем духовного и физического здоровья нации, любого этноса.

В республике оказывается специальная поддержка молодым семьям. Им выделяются ссуды на строительство и приобретение жилья, которые ежегодно получают свыше тысячи молодых семей, проживающих в сельской местности.

Башкортостан, делая очень и очень многое для социально-культурного развития села, улучшения демографической ситуации, всегда держит в центре внимания, что именно в деревне (на селе) наши корни, традиции, истоки духовных ценностей, чистые родники народной мудрости, рождающие самые замечательные таланты. Отсюда, если будет жить и процветать село – будут перспективы у России и Башкортостана.

В республике сельским жителям создаются все возможности для нормальной жизни и высокопроизводительного труда.

Вместе с тем, надо иметь в виду, что сельское хозяйство республики сильно (глубоко) интегрировано в АПК России. Успешное развитие республиканского сельскохозяйственного производства немыслимо без согласованного взаимодействия с АПК страны.

При активном и многостороннем участии государства проделана значительная работа по совершенствованию всего АПК Башкортостана. В результате по общему объему продукции сельского хозяйства республика занимает третье место среди регионов России, а в Уральском экономическом регионе – первое. Валовой сбор зерна в 2002 году составил более 4,5 миллионов тонн (это без малого пять процентов от общего валового сбора в России) при урожайности почти 30 центнеров зерна с гектара. Республика собрала зерна на миллион больше, чем в 2001 году и стала пятой в России, а по продукции животноводства – второй, поголовью крупного рогатого скота – на первом месте, свиней – на втором, производству мяса птицы – пятом.

Республика вышла на признанный в мире научно обоснованный уровень, когда в расчете на одного жителя производится более одной тонны зерна, чего не удавалось достичь ни по Союзу, ни по России. Этот объем зерна позволяет успешно решить проблемы и продовольствия, и прочной кормовой базы.

Стабильному развитию АПК способствовала новая техническая политика. Создание машинно-технологических станций (МТС) в республике и регионах полностью оправдало себя. Достаточно сказать, зерноуборочными комбайнами МТС в 2002 году убрана треть площадей зерновых культур, а кормоуборочной техникой – даже 72%. При этом средняя выработка на один комбайн в МТС была более чем в пять раз выше, чем на сельхозпредприятиях. Укрепление материальной базы МТС необходимо продолжить. Практика показала, что экономически выгодно использование высокопроизводительных импортных комбайнов. Так, если выработка одного комбайна «Нива» в среднем достигает от силы 130 зерновых гектаров, то для сравнения, на комбайне «Кейс» убрали более 2200 гектаров зерновых (то есть почти в 17 раз больше) и намолотили 3600 тонн зерновых. Это равно площади зерновых культур одного среднего хозяйства.

Но в развитии АПК имеется и ряд нерешенных проблем:

1. Сбыт и реализация готовой сельскохозяйственной продукции. Особое значение имеет регулирование рынка зерна. На полках наших магазинов еще много продукции, неоправданно завозимой из-за пределов республики. Необходимо добиться глубокой переработки сырья и доведения его до высококачественной продукции, отвечающей мировым стандартам. Изделия целого ряда перерабатывающих предприятий республики за последние годы удостаивались десятков высоких наград международных и российских агровыставок.

2. Сельское хозяйство Башкортостана в основном ориентировано на традиционные отрасли. С учетом нынешних реалий необходимо усилить внимание пчеловодству, звероводству, рыбоводству; разведению индюков, гусей, уток и т.д.

3. В республике слабо используется созданный мощный промышленный потенциал заводов по производству минеральных удобрений.

4. Недостаточно ведется селекционная и племенная работа по улучшению генетического потенциала сельскохозяйственных животных.

5. Неполно пока используются возможности малого и среднего предпринимательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.