Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная система. Бюджетное устройство





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

Задачи и функции, относящиеся к субъектам РФ, осуществляются с помощью региональных бюджетов. Все виды бюджетов образуют бюджетную систему государства. Бюджетная система РБ является частью бюджетной системы РФ. Она включает в себя бюджет РБ и местные бюджеты. Свод бюджетов в целом по РБ называется консолидированным. Консолидированный бюджет РБ включает в себя республиканский бюджет и местные бюджеты (районные, городские, поселковые, сельские бюджеты) образований, находящихся на её территории. В свою очередь, Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов федерации, в том числе РБ, образуют консолидированный бюджет РФ.

Региональный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.

Бюджетная система РБ, так же как и РФ, строится на принципах единства, разграничения, самостоятельности, полноты, сбалансированности, гласности и достоверности. Следствием реализации вышеуказанных принципов в организа­ции бюджетной системы республики стало то, что субъектами меж­бюджетных отношений в республике начали выступать не органы власти и управления РБ, а административно-территориальные об­разования республики в целом. При этом нижестоящий бюджет перестал входить в составную часть вышестоящего бюджета, а консо­лидированные бюджеты территорий начали использоваться лишь для статистических и аналитических расчетов.

Принципы формирования местных бюджетов основаны на государственных социальных стандартах, социальных и финансовых нормах, в частности, таких как конституциональный минимум социальной защиты.

Бюджет РБ представляет собой баланс доходов и расходов РБ и субъектов, входящих в ее состав.

Необходимым условием осуществления бюджета является дос­таточность его доходов для финансирования всех расходов государ­ства. В случае превышения расходов над доходами возникает дефицит бюджета. Наличие или отсутствие дефицита бюджета нельзя однозначно оценивать только отрицательно или положительно, необходимо учитывать структуру расходов бюджета и источники формирования его доходной части.



Стабилизации и оздоровлению экономики нередко способствуют активные бюджетные дефициты. Государство вынуждено субсидировать крупные доходные инвестиционные и инновационные проекты, обещающие в будущем рост бюджетных доходов.

Сегодня в бюджетной системе республики к закрепленным до­ходам относятся доходы, которые в соответствии с законодательст­вом полностью или в твердо закрепленной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет. До­ля закрепленных доходов в структуре общих доходов бюджета име­ет большое значение для его действительной самостоятельности.

Так доходы государственного бюджета на 2002 г. сбалансирован с расходами и планируются на уровне 25,8 млрд руб.

Основная часть доходов бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, складывающихся из доходов государственного имущества, платных услуг различных фирм административных объектов, финансовых средств полученных из бюджета РФ и т.д.

Основным налоговыми поступлениями в консолидированный бюджет РБ являются налоги: налог на прибыль, налог на доходы с физических лиц, налог с продаж, налог на имущество предприятий, платежи за пользование недрами.

Неналоговые источники ресурсов субъектов федерации складываются из доходов от имущества, находящегося в собственности РБ, доходы от платных услуг, оказываемых государственными организациями, штрафы, пени, компенсации и т.д., доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд РФ, часть прибыли унитарных предприятий и др.

В соответствии с Конституцией РБ республиканский бюджет РБ утверждается в форме закона Государственным Собранием РБ по представлению Президента РБ в составе Бюджетного послания, а местные бюджеты – Советами народных депутатов в форме реше­ний.

Составление бюджета производится в соответствии с програм­мами и прогнозами социально-экономического развития террито­рий. При этом важна реализация одного из принципов построения бюджетного процесса - принципа реальности запланированных доходов и расходов.

Расходная часть бюджетной системы РБ – представляет собой затраты, возникающие в связи с выполнением данным субъектом Федерации государством своих социально-экономических функций.

Расходы бюджета РБ могут делиться на три группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление.

Структура расходов бюджета в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя приоритеты в распределении бюджетных средств. Начиная с 90-х годов, наблюдались заметные изменения.

В последние годы бюджетные расходы концентрируются в первую очередь на решении важных социальных проблем республиканского уровня, не имеющих альтернативных источников финансирования. Общий объем капиталовложений в 2000 году составил более 7,6 млрд руб., 69,7% было направлено на строительство объектов непроизводственного назначения, инвестиции в основной капитал в 2001 году составили 12 млрд руб. Приоритетными направлениями стали инвестиции в строительство жилья, как через Фонд жилстроя при Президенте Республики Башкортостан.

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан характеризуется увеличением доли республиканского бюджета, как в структуре доходов, так и в структуре расходов. 52% всех расходов республиканского бюджета составляют основную часть бюджетных расходов, осуществляемых на уровне республики.

Из республиканского бюджета предоставляются средства, предназначенные для пополнения местных бюджетов, не имеющих достаточные собственной доходной базы. В 2002 году финансовая помощь в форме дотаций, субвенций и субсидий местным бюджетам Республики Башкортостан из республиканского бюджета планируется в размере 52000000 тыс. руб., федерального бюджета - предусмотрена в размере 791539 тыс. руб.

Бюджетная политика, проводимая в республике, предусматривает

государственную поддержку предприятий практически всех отраслей экономики, при этом не допускается «распыление» средств. Необходимым признается отказ от практики «благотворительности» – поддержки неперспективных, не дающих должной отдачи производств.



Расходы бюджета Республики Башкортостан имеют тенденцию к повышению, за период с 1999 по 2002 год средний темп роста составил 64%. Если в 2000 году наблюдался профицит бюджета в исполнении на 1297579 тыс. руб., то в 2001 году ситуация изменилась и бюджетные расходы превышали доходы на 761500 тыс. руб., против заложенных в проекте 1125292 тыс. руб. Больше средств, чем предусмотрено Законом о Бюджете Республики Башкортостан в 2001 году, было направлено на государственное управление и самоуправление (превышение на 14%), фундаментальные исследования и содействие НТП (на 33%), на промышленность, энергетику и строительство (превышение на 10%), финансовую помощь бюджетам других уровней – на 35%.

Бюджет Республики Башкортостан на протяжении многих лет ориентирован на сохранение стабильной ситуации в агропромышленном комплексе. Однако опыт прошлых лет показывает, что эффективность вложения средств в этот сектор остается низкой.

Благодаря относительно стабильным и высоким расходам по статье «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика», в Республике удалось создать большую, хорошо смонтированную и благоустроенную сеть автодорог. Проведение жилищной реформы обусловливают изменения расходов на статью «Жилищно-коммунальное хозяйство».С 1999 по 2002 год они уменьшились на 2,7%. Большая часть расходов связана с субсидиями и трансфертами населению.

Если в Федеральном бюджете за этот же период произошло снижение расходов на финансирование народного хозяйства, то в бюджете Республики Башкортостан наблюдается рост этих статей расходов.

В общей структуре расходов республиканский бюджет ориентирован более на финансирование собственных экономических расходов.

Основным инструментом оказания государственной поддержки на комплексной основе остаются целевые программы, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Начиная с 1997 года, комплексное финансирование из федерального бюджета осуществляется только по программам социальной направленности. Реализация остальных программ происходит за счет привлечения внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В рамках федеральных программ в республике в настоящее время реализуются следующие программы развития: промышленного потенциала - «Развитие конкурентоспособных производств», «Развитие рудно-сырьевой базы металлургической промышленности», «Развитие медицинской промышленности», «Жилище», «Свой дом», «Машиностроение для агропромышленного комплекса России», в отраслях АПК - «Повышение плодородия почв», «Развитие рыбного хозяйства», «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», «Развитие индустрии детского питания», «Машиностроение для АПК России», «Увеличение производства сахара», «Газификация села”; социальной сферы - "Дети России", "Инвалиды", "Образование", "Культура и искусство", "Дети-инвалиды", "Безопасное материнство", "АнтиВИЧ/СПИД", "Социальная поддержка инвалидов", "Дети-сироты", "Развитие образования", "Одаренные дети" и другие.

В целом на реализацию федеральных целевых программ в Республике Башкортостан потребуется финансовых затрат на сумму 896,9 млн руб. и 2,4 млн долларов США, из них за счет федерального бюджета - 783,2 млн руб. и 2,4 млн долларов США, за счет республиканского бюджета - 81,2 млн руб., за счет других источников 32,5 млн руб.

Строго целевое направление финансовых ресурсов позволяет реализовывать приоритетные проекты и важнейшие объекты в условиях ограниченных капитальных расходов федерального бюджета.

Сокращение количества федеральных целевых программ позволяет сделать вывод о начавшейся концентрации бюджетных расходов на финансировании приоритетных программ и объектов. Недостаточная концентрация финансовых ресурсов на реализации действительно приоритетных проектов и важнейших объектов при ограниченных капитальных расходов федерального бюджета ведет к распылению бюджетных средств по многочисленным объектам, росту незавершенных работ и снижению эффективности использования бюджетных средств.

В структуре расходов федеральных целевых программ не предусмотрено кардинальное сокращение расходов на прочие нужды и соответствующее увеличение расходов на государственные инвестиции и НИОКР, вследствие чего федеральные целевые программы все больше становятся лишь дополнительным источником финансирования текущих расходов.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Устройство кранов машиниста усл.№394 и 395
  2. Автоматизированная информационная система.
  3. Аксиомы полезности и бюджетное ограничение
  4. Антенное устройство
  5. Арифметико-логическое устройство
  6. Базальные ядра. БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО полушарий головного мозга. ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА. ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ МОЗГ. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Ретикулярная формация. Боковые желудочки.
  7. Базальные ядра. БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО полушарий головного мозга. ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА. ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ МОЗГ. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Ретикулярная формация. Боковые желудочки.
  8. Базальные ядра. БЕЛОЕ ВЕЩЕСТВО полушарий головного мозга. ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА. ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ МОЗГ. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Ретикулярная формация. Боковые желудочки.
  9. Балластная система. Назначение, состав, требования Регистра.
  10. Банки, их виды и функции. Банковская система.
  11. Банковская система. Виды и функции банков.
  12. Билет №7 Вопрос 1 Лафетные пожарные стволы: назначение, устройство, характеристика. Техника безопасности при работе со стволом

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.