Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И реального сектора экономики




Взаимодействие банковской системы

 

На сегодняшний день состояние банковской системы РБ характеризуется рядом проблем, в частности, наличием оборота товаров без денежного сопровождения (бартер), векселей, долговых обязательств и неплатежей в больших объемах между предприятиями. Основная масса ресурсов банков обращается на рынке ценных бумаг, вексельного обращения, валюты и других, которые подвержены сильным колебаниям, благодаря чему осуществляется перелив капитала из реального сектора экономики в сферу обращения.

В 2001 году в области кредитования в целом имелась положительная динамика. Остатки кредитных вложений республиканской банковской системы в экономику достигли 21,4 млрд руб. (по сравнению с началом 2001 г. рост на 28%). Рост объемов кредитования экономики был обеспечен.

Продолжилась тенденция роста объемов долгосрочного кредитования – остатки кредитных вложений сроком более одного года выросли на 18% и составили 5,8 млрд руб. (27% от общего объема кредитов). Из них 2,8 млрд руб. приходится на кредиты, предоставленные на инвестиционные цели (сро­ком свыше трех лет).

В насто­ящее время все привлеченные ресурсы-нетто кредитных организаций (28,7 млрд руб.) размещены в работающие активы. При этом, в отличие от ситуации 1996-1997 гг., когда более 40% привлеченных ресурсов размещалось на финансовых рынках, сегодня 76% из них вложено в реальный сектор экономики в виде кредитов и ценных бумаг, в том числе около 70% составляют кредиты. Осталь­ная часть находится в ликвидной форме для своевременного осуществления текущих платежей тех же предприятий-клиентов. Таким образом, практически все резервы для увеличения объемов кредитования в настоящее время исчер­паны. Происходит уменьшение абсолютного объема привлекаемых кредитными организациями ресурсов.

Так, в 2002 году ввиду общего сокращения объемов прибыли в экономике (на 5% по сравнению с 2000 г.) на 12% снизился объем депозитов предприятий и организаций в кредитных организациях республики, составив 3,7 млрд руб.; создание Управления федерального казначейства по РБ приве­ло к уменьшению остатков средств на счетах бюджета и внебюджетных фон­дов в банковской системе республики почти в 2 раза (до 1,7 млрд руб. на 01.01.2002 г.).

В республике наблюдается стабильное увеличение объема налично-денежного оборота. Объем наличных денег, прошедших через кассы банков, увели­чился по сравнению с предыдущим годом в реальном выражении на 20% и составил 140,2 млрд руб. Позитивной тенденцией в сфере наличного денежно­го обращения явилось опережение темпов роста поступлений наличных денег в кассы банков (150%) над темпами роста их выдач (143%). В результате этого доля эмиссии в кассовом расходе в целом по республике уменьшилась до 20,1% в 2001 г. по сравнению с 21,7% в 2000 г.

Объемы кредитования еще не обеспечивают полного удовлетворения потребностей предприятий в заемных денежных ресурсах, это происходит из-за сохранения высоких кредитных рисков в реальном секторе экономики, обусловленных неустойчивым финансовым по­ложением предприятий, накоп­ленной просроченной кредиторской задолженности.

Сегодня увеличение объемов банковского кредитования реального секто­ра экономики будет происходить только в том случае, если будет происходить финансовое оздоровление предприятий посредством полно­го выполнения ими программ реформирования, а проводимых преобразований в банковской системе, которые предполагают снижение банками ставок по представляемым кредитам, организацию рефинансирования коммерческих банков через инвестиционные счета, наращивание капитала банков путем привлечения их внутреннем и внешнем рынках в форме вкладов населения, иностранных кредитов, а также за счет выпуска собственных облигаций, чтобы инвестировать в возрастающих объемах освоение новых производств и развитие существующих, активного использования различных схем концентрации капитала, создания замкнутых банковских группировок.

Доля долгосрочных кредитов, направляемых в экономику, особенно в производственную деятельность, по-прежнему сохраняется на незначительном уровне – в пределах от 3 до 10%.

 

6.8. Перспективы развития банковской системы РБ

 

Развитие банковской системы РБ в ближайшей перспективе связывается, прежде всего, с формированием межбанковского сотрудничества, с созданием ассоциаций в форме объединения ряда мелких банков под руководством крупного банка для решений, позволяющих эффективнее и целенаправленнее использовать финансовые ресурсы.

В дальнейшем концентрация банковского и промышленного капиталов и приведет к формированию финансово-промышленных групп, способных реализовывать крупные и долгосрочные инвестиционные программы.

Правительство республики и Национальный банк в 2001 г. разработали специальную Программу развития банковской системы республики на период до 2003 г. Программа призвана обеспечить поэтапный переход от экстенсивно­го развития банковской системы к интенсивному.

Реализация программы должна позволить увеличить объемы привлечения сбережений населения, масштабы кредитования экономики, обеспечить бесперебойное осуществление расчетов, повысить уровень конкуренции в банковском секторе.

Особое место в программе развития банковской системы РБ занимают мероприятия, направленные на решение проблемы недостаточного развития банковских учреждений на территории республики. Программа предусматри­вает разработку схем оптимального размещения сети банковских учреждений.

 

 

Тема 7. Проблемы развития рыночной инфраструктуры

 

План:

 

7.1. Понятие рыночной и социальной рыночной инфраструктуры, особенности ее формирования в РБ.

7.2. Особенности формирования и тенденции развития рынка инвестиций.

7.3. Рынок потребительских товаров и услуг в РБ.

 

7.1. Понятие рыночной и социальной рыночной инфраструктуры, особенности ее формирования в РБ

 

Инфраструктура (от лат. Infra – ниже, под и structura – строение, расположение), комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, наук, здравоохранение и т.д. Сам термин появился в экономической литературе в конце 40-х гг. ХХ века, заимствован из военного лексикона, где обозначает комплекс сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады военных материалов, аэродромы, полигоны и т.д.). Экономическая наука подразделяет инфраструктуру на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство. Во вторую группу включаются отрасли, опосредствованно связанные с процессом производства. Социальная инфраструктура – группа отраслей, обеспечивающих процесс воспроизводства материальных благ и нормальных условий жизни населения – строительство и эксплуатация объектов жилищного и социально-культурного назначения, розничная торговля, общественное питание, здравоохранение, образование и др. Социальная инфраструктура не создает материальных благ непосредственно, но без нее процесс производства либо несовершенен, либо вообще невозможен. Материальное производство и социальная инфраструктура выражают в совокупности определенные экономические и социальные связи и функции.

1. Социальная функция. Сохранение и развитие трудового и духовного потенциала.

2. Экономическая функция. Создание условий для воспроизводства материальных благ.

Финансовые и материальные ресурсы, расходуемые для развития социальной инфраструктуры, создаются в материальном производстве, поэтому его развитие оказывает существенное влияние на уровень развития социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура как системное образование состоит из следующих подсистем:

1. Материально-бытовой подсистемы. К ней относятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание, общественное питание. Эта подсистема в основном удовлетворяет материально-бытовые и естественные физиологические потребности населения.

2. Социально-оздоровительной подсистемы. Эта подсистема включает учреждения здравоохранения, спортивные сооружения, организационно-туристические организации. Она направлена на охрану и укрепление здоровья людей, организацию их активного отдыха.

3. Образовательно-духовной подсистемы. Эта подсистема ориентирована на удовлетворение познавательных, духовных потребностей населения (образование, культура, искусство).

4. Коммуникационной подсистемы. Данная подсистема включает сферы пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения.

5. Социально-экономической подсистемы. Данная подсистема обеспечивает потребности населения в различных услугах и финансово-кредитных операциях (сберегательные кассы, банки, нотариальные конторы, юридические консультации).

Уровень развития социальной инфраструктуры характеризуется:

а) величиной затрат на ее развитие (материальных, финансовых и трудовых);

б) производственно-экономическими показателями (сеть и мощность предприятий и объектов, эффективность развития инфраструктуры);

в) достигнутыми социальными результатами (обеспеченность населения благами и услугами).

 

7.2. Особенности формирования и тенденции развития рынка инвестиций

 

Инвестиции – это долгосрочные вложения средств (капитала) в отрасли экономики с целью получения прибыли или социального эффекта. Различают реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции. Реальные или прямые инвестиции – это долгосрочные капитальные вложения в отрасли материального производства, т.е. непосредственно в предприятие: производство продукции, включающее покупку, создание или расширение фондов предприятия. Финансовые или портфельные инвестиции – это кредитно-финансовая деятельность, включающая операции с ценными бумагами. Интеллектуальные или нематериальные инвестиции – вложение средств в подготовку специалистов, передачу опыта, научные разработки и др. Инвестиции также могут осуществляться как в виде внутренних и внешних (иностранных).

Совокупность практических действий по реализации инвестиций называется инвестиционной деятельностью (инвестированием), а осуществляющие инвестиции лица – инвесторами. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

1) собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, сбережений и т.д.);

2) заемных финансовых средств инвесторов (облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов);

3) привлечение финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов граждан и юридических лиц);

4) бюджетных инвестиционных ассигнований.

Привлечение инвестиционных ресурсов является главным условием успешного развития экономики республики. В Башкортостане созданы реальные условия для активной поддержки высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, развития мощностей по производству конкурентоспособной продукции, а также создания благоприятных условий для привлечения в ее экономику иностранных инвестиций.

Проводимая инвестиционная политика нацелена на поддержку ведущих предприятий в рамках осуществления структурной перестройки республики, установление взаимовыгодного экономического сотрудничества при реализации инвестиционных программ и проектов с предприятиями других регионов, а также иностранными инвесторами.

Реализация государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций в первую очередь связана с принятием важнейших нормативных документов в целях создания благоприятного инвестиционного климата в республике.

Наряду с совершенствованием системы законодательства Российской Федерации, расширившей права субъектов Федерации в области внешнеэкономических связей, в республике создана собственная правовая база. Так, в частности, Закон «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» определяет порядок и создает благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, на обеспечение прав и защиту имущественной, финансовой, интеллектуальной и иной собственности иностранных инвесторов. Данный Закон предусматривает льготное налогообложение коммерческих организаций с иностранными инвесторами. Кроме того, на территории республики действуют указы Президента РБ «О создании зоны экономического благоприятствования «Агидель» и «Кумертау» и ряд других нормативно важных документов.

Башкортостан характеризуется как регион с благоприятным инвестиционным климатом, что подтверждается многочисленными рейтингами. Согласно последнему исследованию инвестиционной привлекательности регионов России, составленному агентством «РА- Эксперт» осенью 2000г., Башкортостан занял 8-е место по уровню инвестиционного риска среди 89 регионов России и входит в первую десятку регионов страны по законодательной активности в инвестиционной сфере (4-е место), по объему капитальных вложений (8-е), по уровню промышленного развития (9-е), по инновационной активности предприятий (10-е). По уровню инвестиционного потенциала республика занимает 11-е место.

Инвестиционный потенциал Башкортостана был недавно подтвержден наиболее авторитетными международными рейтинговыми агентствами – «Standart & Poory’s» и рейтинг В3 от «Moody’s». Кредитные рейтинги обоих агентств соответствуют общероссийскому рейтингу и являются максимально возможными для субъекта Российской Федерации. Необходимо особо подчеркнуть тот факт, что Башкортостан стал первым российским регионом, получившим международные рейтинги после финансового кризиса – 1998г.

Из российских регионов, имеющих международные рейтинги, только Москва, Санкт-Петербург и Самарская область имеют рейтинги подобного уровня. Мы рассматриваем такие международные рейтинги как признание Башкортостана регионом, привлекательным для инвестиций и перспективным с точки зрения дальнейшего роста ведущими финансовыми экспертами мира.

По данным официальных источников, по состоянию на 1 января 2001 г. оценочный накопленный объем привлеченных иностранных инвестиций в экономику республики составил 353,7 млн долл. В том числе за 2000 г. данный показатель составил 23,4 млн долл., из них прямые – 11,8 млн долл. В структуре иностранного капитала в отмеченный период доля прямых инвестиций от общего объема составила 50,4%. Наибольший объем иностранных инвестиций направляется на развитие и реконструкцию предприятий пищевой промышленности, сельского хозяйства и машиностроения. Наиболее активными странами-инвесторами выступают Германия, Бельгия, Голландия, Испания и Китай.

Другой эффективной формой инвестирования в экономику являются портфельные инвестиции. По сведениям Государственного комитета РБ по статистике, портфельных инвестиций в 2000 г. в республику привлечено не было. Это связано с неразвитостью рынка ценных бумаг, приостановлением процесса выпуска еврооблигаций и присвоением республике низкого кредитного рейтинга.

В табл. 1.7 приведена динамика инвестиций Республики Башкортостан за последние 5 лет.

Таблица 7.1

Инвестирование региона в 1995-2001 гг. (млн долл.)

 

Показатели              
Всего за год В том числе: 24,7 14,9 102,2 114,2 39,9 23,4 52,1
Кредиты 20,6 8,2 81,7 103,2 31,8 8,1 33,2
Прямые 3,5 6,1 8,0 8,5 6,5 11,8 18,9
Портфельные 0,0 0,0 8,5 2,5 0,4 0,0 0,0
Прочие 0,6 0,6 4,0 0,0 1,2 3,5 0,0

 

В 2000 г. основная доля инвестиций была направлена в пищевую промышленность – 10,9 млн долл., сельское хозяйство – 3,7 млн долл. и машиностроение – 450 тыс. долл., остальные – в нефтехимический комплекс. Предприятия других отраслей не проявляют в этом плане достаточную активность.

Важным направлением использования инвестиций для развития инфраструктуры региона является активизация деятельности совместных предприятий. На 1 января 2001 года в РБ число совместных предприятий, филиалов и представительств иностранных юридических лиц составило 490, из них 299 – совместные предприятия. 120 – предприятия, принадлежащие иностранным инвесторам, 36 филиалов и 37 представительств иностранных юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 13% выросло число предприятий со 100 – процентным участием иностранного капитала, на 3,8% – число предприятий со смешанным капиталом.

Активно работающие совместные предприятия продолжают расширять свое производство: увеличился размер уставного капитала башкирско-китайского предприятия «БЭТО-Хуавей», специализирующегося на производстве телефонных станций (достиг 46 млн руб. или 1,6 млн долл.); совместное башкирско-голландское предприятие «Амстар» зарегистрировало изменение устава, согласно которому иностранный участник «Amsterdam Brevery Investment B.V.» внесет имущество на сумму около 260 млн руб. (9,3 млн долл.).

Общий объем вложений иностранных инвесторов в уставный капитал совместных предприятий, зарегистрированных в РБ на 1 января 2001г., составляет 265,1 млн рублей (9,4 млн долл.). При этом средняя доля участия иностранного капитала по этим предприятиям составляет 48,7%, что свидетельствует о заинтересованности иностранных инвесторов в финансовых результатах.

Наибольшее количество совместных предприятий, филиалов и представительств в Башкортостане открыто с участием фирм и компаний: Турции – 56, Узбекистана – 44, США – 36, Вьетнама – 29, Украины – 25, Германии – 24, Китая – 24, Казахстана – 21.

Анализ вложений иностранных инвесторов в уставный капитал совместных предприятий показал, что наибольший объем прямых инвестиций поступил в республику из Китая – более 80 млн рублей или 31,37% от общей суммы вложений в уставный капитал совместных предприятий, зарегистрированных в республике. Наибольший вклад иностранного инвестора (в расчете на одно совместное предприятие) осуществлен представителями Испании – 8,35 млн рублей, Китая – 3,6 млн рублей и Голландии – 2,3 млн рублей.

Созданная с целью защиты прав и интересов иностранных инвесторов Ассоциация содействия развитию предприятий с участием иностранного капитала РБ в этом году проводила работу по увеличению числа своих участников (на сегодняшний день их насчитывается 22).

Однако темпы притока иностранных инвестиций в экономику республики, как и в целом по России, остаются низкими. Поэтому, придавая важное значение привлечению инвестиций в экономику региона, правительство республики продолжает вести активную политику в данной сфере. Принята «Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан», которая является составной частью «Программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан», конкретизирующая и развивающая ее основные положения, касающиеся создания условий для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу республики.

О высокой инвестиционной привлекательности нашего региона свидетельствует повышенный интерес зарубежных компаний к инвестиционным проектам республики: проводятся презентации, бизнес - встречи деловых кругов, организуются правительственные визиты делегаций республики, встречи и переговоры с руководством ведущих фирм и компаний.

При этом наиболее предпочтительной формой в инвестиционной сфере является привлечение инвестиций путем оформления кредитов иностранных банков и в виде создания на территории республики предприятий с участием иностранного капитала. На сегодняшний день зарегистрировано около 500 совместных и иностранных предприятий, представительств и филиалов иностранных компаний.

При активном участии Посольства Чешской Республики и Российской Федерации в Москве состоялась презентация Республики Башкортостан. В майские дни по приглашению Правительства Чешской Республики в Праге находилась делегация республики. В ходе бизнес-встречи, в которой приняло участие около 100 представителей деловых кругов Чехии, были достигнуты договоренности о создании в Уфе совместного предприятия по модернизации и ремонту трамваев и ряда других, касающихся перспектив взаимовыгодного сотрудничества двух республик.

Особую активность в последнее время проявляют компании Провинции Ляонин (КНР), предпочитающие, как правило, создавать небольшие совместные предприятия. Примером успешной реализации проекта является создание на базе Давлекановского авторемонтного завода совместного предприятия по сборке мини-тракторов мощностью 25-30 л.с.

В рамках подписанного соглашения с провинцией Ляонин реализуются инвестиционные проекты по производству древесно-волокнистых плит средней плотности, полипропиленовых мешков и ряда других проектов.

В июне 2001 года в Берлине (ФРГ) Башкортостан был представлен на экономическом форуме «Инвестиционный потенциал Республики Башкортостан». В свою очередь, в целях анализа итогов 9-летнего экономического сотрудничества по реализации совместных проектов в рамках башкирско-саксонского гарантийного фонда и установления новых направлений сотрудничества предпринимательских кругов двух регионов в Башкортостане прошли дни экономики Свободного Государства Саксония.

Башкортостан является одним из немногих регионов России, осуществляющих сотрудничество с ЮНИДО, одним из главных направлений деятельности которого в нашей республике является помощь в поиске иностранных инвесторов для таких крупных инвестиционных проектов, как строительство башкирского полиэфирного комплекса в Благовещенске, комплекса по производству катализаторов на Ишимбайском химическом заводе катализаторов, производство поликарбонатов на АО «Уфахимпром».

В реализации инвестиционных проектов содействие предприятиям республики и иностранным компаниям оказывает и созданное в республике Агентство по иностранным инвестициям. Более 150 инвестиционных проектов республики включены в информационную базу данных ЮНИДО.

В целом, если рассматривать Башкортостан как регион, обладающий привлекательными природными, промышленными ресурсами и значительным экономическим потенциалом, то объем привлеченных иностранных инвестиций остается пока еще на низком уровне. В целях улучшения в ближайшие годы сложившейся ситуации необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, стимулирующую привлечение иностранных инвестиций; используя мировой опыт, способствовать разработке и созданию современной эффективной системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций; развивать систему информационного и консультационного обеспечения; создавать необходимые условия для развития международного лизинга.

Одним из важнейших шагов в этом направлении является разработка законодательства по соглашениям о разделе продукции (концессии) в области пользования землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами нашей республики, что, несомненно, будет способствовать привлечению иностранных инвестиций.

 

7.3. Рынок потребительских товаров и услуг в РБ

 

Торговая отрасль Республики Башкортостан представлена 14 тыс. предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания, 160 рынками и около 60 тыс. частных предпринимателей.
В Башкортостане идет дальнейшая универсализация продовольственной торговли, развивается сеть специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов. Открылся Торгово-деловой комплекс "Гостиный двор", выстроенный на уровне мировых стандартов, имеющий свой ярко индивидуальный стиль и придавший неповторимое своеобразие центру столицы. В нем расположены сеть магазинов и торговых лавок, супермаркет, ресторан, несколько кафе и баров.
Ежегодный оборот розничной торговли республики составляет около 40 млрд рублей. По объему розничного товарооборота Башкортостан входит в первую десятку среди регионов России и занимает второе место в Уральском регионе. Состояние розничной торговли в 2001г. характеризовалось ее динамичным развитием: в течение года наблюдался рост физической массы оборота розничной торговли, который составил 65,7 млрд руб. или 112,8% в сопоставимой оценке по сравнению с 2000 г. По абсолютному показателю оборота розничной торговли Республика Башкортостан входит в первую десятку регионов Российской Федерации. По обороту розничной торговли на душу населения с 1998 г. республика занимает третье место среди регионов Приволжского федерального округа.

Рост покупательной способности населения положительно сказался на структуре оборота розничной торговли.Доля непродовольственных товаров в 2001 г. в общем объеме оборота розничной торговли возросла с 46,8% в январе до 48,2% в декабре. Продовольственныхтоваров населению продано на 34 млрд рублей или 111,9% к 2000 г., непродовольственныхтоваров соответственно 31,7 млрд рублей и 115,9% (см. табл. 7.2).

 

Таблица 7.2

 

Показатели          
Оборот розничной торговли, млрд руб. 9657,5 15380,3 18773,3 23204,3 38681,0
На душу населения, тыс. руб. 2362,0 3754,4 4574,4 5645,4 9410,5
Платные услуги, млрд руб. 1966,8 3282,3 4721,5 6104,6 7828,9
На душу населения, тыс. руб. 481,0 800,3 1149,2 1483,7 1901,0

 

В обороте розничной торговли продовольственных товаров преобладают хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, кондитерские изделия, масло животное, сахар, мука, чай натуральный. Среди непродовольственных товаров значительный удельный вес в продаже занимают телерадиоаппаратура, бытовая техника, предметы домашнего обихода, автомобили легковые, высокой остается доля в покупках медикаментов и лекарственных средств, строительных материалов, швейных и трикотажных изделий, обуви, парфюмерно-косметических и ювелирных изделий.

Прочное место в торговле занимает малый бизнес: он формирует около половины оборота розничной торговли, в том числе субъекты малого предпринимательства розничной торговли обеспечивают треть оборота.

Важной составляющей является общественное питание, оборот которого в 2001 г. составил 3062 млн рублей или 102,0% к 2000 г.

Большое значение в республике придается развитию сферы услуг и малого предпринимательства.

В Башкортостане действует более 700 предприятий сферы услуг. Среди регионов Российской Федерации по уровню бытовых услуг республика занимает 7 место.

Населению республики предлагаются такие современные виды услуг, как услуги дизайнеров по оформлению жилищ, стилистов по созданию имиджа личности, изготовление оконных и дверных рам из различных материалов, пошив одежды плательного ассортимента из натуральной кожи, компьютерный подбор и моделирование причесок, диагностика и лечение волос, наращивание и художественный дизайн ногтей, применение компьютерной техники для оформления текстовых и графических работ.
В сфере малого бизнеса занято 16,5 тысяч предприятий. В его отраслевой структуре преобладают предприятия торговли и общественного питания (37%), сельского хозяйства (19%), строительства (16%), промышленности (12%). Основной формой собственности для предприятий малого бизнеса является частная. Действует Закон Республики Башкортостан "О государственной поддержке малого предпринимательства", создан Фонд развития и поддержки малого предпринимательства.

Сфера услуг в Республике Башкортостан направлена на повышение жизненного уровня и совершенствование сервисного обслуживания населения. Ситуация в 2001 г. в сфере платных услуг населению складывалась в зависимости от платежеспособного спроса населения. Объем платных услуг населению превысил уровень 2000 г. на 3% и достиг 18 млрд рублей, в среднем на 1 жителя республики оказано услуг почти на 4370 рублей.

В структуре расходов населения на оплату услуг сохранилось снижение удельного веса бытовых услуг при росте доли расходов населения на оплату социально необходимых услуг, ранее предоставляемых бесплатно или со скидкой (жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, медицинские услуги).

Наиболее высокий прирост физического объема реализации услуг за минувший год наблюдался по медицинским услугам, туристско-экскурсионным, культуры, правового характера, системы образования, санаторно-оздоровительным услугам.

На формирование объема платных услуг значительное влияние оказывают физические лица, занятые предпринимательской деятельностью в сфере услуг. Высока доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг, медицинских, правового характера.

У государственных предприятий сохраняется преобладание объемов в оказании услуг пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, культуры.

Бытовые услуги составляют самую значительную долю (23%) в объеме платных услуг населению, их оказано на 4 млрд рублей (117% к объему 2000 г.). На предприятиях бытового обслуживания оказываются не только традиционные, но и принципиально новые услуги: дизайн интерьера, изготовление оконных и дверных рам из различных материалов, компьютерный подбор и моделирование причесок, применение компьютерной техники для оформления текстовых и графических работ и другие.

Наиболее высокий прирост физического объема реализации бытовых услуг наблюдался по следующим видам: техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, ремонт бытовой техники, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья, транспортно-экспедиторские услуги.

 

Таблица 7.3

Распределение объема платных услуг населению по основным видам

 

Основные виды услуг Объем реализации платных услуг населению, млн руб 2002 г. в % к 2001 г. в сопоста- вимых ценах Структура платных услуг населению, %
январь- ноябрь 2001 г. январь- ноябрь 2002 г. январь- ноябрь 2001 г. январь- ноябрь 2002 г.
Платные услуги 16452,2 22090,1 104,0 100,0 100,0
бытовые 3659,8 4778,9 105,0 22,2 21,6
пассажирского транспорта 3427,4 4340,3 101,9 20,8 19,6
связь 1299,2 2228,3 131,9 7,9 10,1
жилищные 895,2 1197,8 96,6 5,4 5,4
коммунальные 2703,8 3614,9 94,6 16,4 16,4
культуры 135,1 168,4 104,0 0,8 0,8
туристско-экскурсионные 252,1 330,7 103,3 1,5 1,5
физической культуры и спорта 29,4 36,0 92,1 0,2 0,2
медицинские 1099,5 1532,6 103,1 6,7 6,9
санаторно-оздоровительные 459,8 661,0 103,1 2,8 3,0
ветеринарные 27,7 36,6 106,8 0,2 0,2
правового характера 495,5 527,4 106,4 3,0 2,4
системы образования 1302,0 1746,9 101,2 7,9 7,9
прочие 665,7 890,3 1 4,0 4,0

Таблица 7.4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.