Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение объема бытовых услуг населению по основным видам 2 страница




Между тем преодоление спада производства и стабилизация экономики невозможны без квалифицированного, эффективного труда и занятости. Поэтому социальная защита не может быть полноценной, если она ограничивает сферу своего влияния только социально уязвимыми группами населения, то есть теми, кто требует постоянного внимания со стороны государства, в то время как необходимые для этого средства и условия создаются экономически активной частью населения, то есть работниками и работодателями, занятыми производством товаров и услуг.

В связи с этим приоритетное значение приобретает сегодня социальная поддержка трудоспособной части населения в виде содействия занятости, получения дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, установления гарантий минимального размера заработной платы.

Таким образом, в качестве объектов социальной защиты населения можно выделить следующие категории населения:

1. Трудоспособное население, в том числе: работающее во всех секторах экономики, неработающее (потерявшие работу, ухаживающие за детьми, беременные женщины и т.д.);

2. Нетрудоспособное население, в том числе: лица старше трудоспособного возраста (пенсионеры, престарелые); лица, не достигшие трудоспособного возраста (дети, подростки); инвалиды.

Ко второй категории следует отнести и такие категории населения, как лица без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы, которые нуждаются в социальной защите даже больше других.

Социальная помощь – обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом государственных гарантий по социальному обеспечению за счет средств государственного или местного бюджета, предприятий, внебюджетных и благотворительных средств, в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся нетрудоспособным и семьям с детьми. Эта помощь носит характер целевых единовременных выплат, натуральных выдач и услуг для ликвидации критических жизненных ситуаций. Это бесплатная или льготная выдача малоимущим гражданам продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов, топлива, организация обедов, льготы и преимущества по выделению и содержанию жилья, бесплатное или льготное содержание детей в дошкольных, оздоровительных, специализированных учебных и других заведениях для семей с низким уровнем дохода и т.д.

Критериями отнесения граждан к категории нуждающихся в социальной помощи являются: отсутствие дохода, обеспечивающего прожиточный минимум; одиночество и неспособность к самообслуживанию; невозможность получения трудового дохода вследствие несовершеннолетнего или престарелого возраста, наличие инвалидности, а также необходимость ухода за нетрудоспособными членами семьи; экстремальные ситуации.

В настоящее время в России фактически проводится политика увеличения государственных расходов на социальные нужды, в том числе на социальные услуги (образование, здравоохранение, жилищно–коммунальные услуги), а также сужения круга лиц, которые имеют право на льготы со стороны государства.

Однако очень важно, чтобы механизм социальной помощи (вспомоществования) не создавал эффекта «ловушки бедности», т.е. не снижал заинтересованность в трудовой деятельности и не усиливал зависимость от социальной помощи. Важным условием в данном случае является индивидуальный подход ее назначения, обеспечение адресности предоставления.

Социальное страхование является одним из элементов системы социальной защиты населения. Социальное страхование – это вид помощи, оказываемой населению в денежной форме в связи с безработицей, а также полной и частичной нетрудоспособностью, возникающей вследствие болезней, несчастных случаев.

Использование страховых методов в социальной защите населения представляется наиболее эффективным, поскольку предполагает участие самих людей в обеспечении своего социального и материального благополучия в случае возникновения социальных рисков (старость, болезнь, несчастный случай на производстве, потеря трудоспособности, безработица и другие). Суть социального страхования также сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, то есть приданию социальной защите формы организованной взаимопомощи. Социальное страхование охватывает преимущественно трудоспособное население.

В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов: пенсионное страхование (по старости и по инвалидности); страхование от несчастных случаев на производстве, которое предусматривает страхование временной и постоянной утраты трудоспособности; страхование на случай безработицы; медицинское страхование (страхование временной утраты трудоспособности из-за болезни и предоставление медицинской помощи).

Выделяются несколько институтов социального страхования.

Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющая характеристика – замещение утраченной заработной платы.

Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников, организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования.

Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий.

Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП. В России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

В Республике Башкортостан социальное страхование остается государственным, носит обязательный характер и охватывает всех работающих. Дополнительно к государственной системе в последнее время получили распространение дополнительные добровольные формы страхования (например, такие как негосударственные пенсионные фонды), что позволяет обеспечить более высокий уровень социальной защищенности в случае возникновения социальных рисков.

Основными источниками, обеспечивающими выплату компенсации за потерю дохода, являются страховые взносы работодателей и самих застрахованных, а также ассигнования из государственного бюджета. Причем у нас основная часть нагрузки приходится на работодателя (им выплачивается 28% от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд, 5,4% - в Фонд социального страхования, 3,6% - в Фонд обязательного медицинского страхования, 2% - в Фонд занятости населения), а наименьшая распределяется между работниками (только 1% от заработной платы в Пенсионный фонд) и государством. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счет взносов работодателей. Средства из госбюджета предназначаются, главным образом, для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых выплат. Однако непосредственное участие самих работников в финансировании фондов социального страхования позволит им влиять на уровень социальной защиты.

Например, в г. Уфе РБ Орджоникидзевский район является донором по сбору страховых взносов в Пенсионный фонд. За 1999 год было собрано 608 млн руб. денежных средств, что составляет 9,2% от общей суммы поступлений в Пенсионный фонд Республики Башкортостан. Для пенсионеров района за 1999 год потребовалось 304 млн руб., остальная сумма средств была распределена в другие районы республики. По объему поступлений Орджоникидзевский район находится на первом месте среди всех районов и городов РБ.

Основную долю поступлений составляют платежи от индивидуальных предпринимателей (43%) и строительных организаций (18%). Очень низкий процент поступлений от индивидуальных предпринимателей (менее 1%), что связано с несовершенством законодательной базы по начислению страховых взносов (с 1997 года уменьшен тариф страховых взносов с индивидуальных предпринимателей с 28 до 20,6 %).

Определяющие характеристики социально-страховых отношений: принцип замещения утраченной заработной платы, а значит, размеры пенсий увязываются с предыдущими заработками и взносами, что, в свою очередь, предполагает наличие определенного страхового периода.

Например, работник, получающий заработную плату за свой труд или какие-либо другие виды доходов и вознаграждений, облагается подоходным налогом. Эта сумма перечисляется предприятием в пенсионный фонд. И сведения о выплаченных физическим лицом налогах накапливаются в течение всей его трудовой деятельности. При оформлении пенсии ее размер зависит от полученных ранее доходов.

Существует добровольное дополнительное (профессиональное) пенсионное страхование наемных работников в рамках отдельных отраслей экономики или отдельных компаний в соответствии с долгосрочными или коллективными соглашениями.

Характер добровольных дополнительных пенсионных систем, как правило, частный, но их деятельность регулируется специальным законодательством, которое предусматривает систему социальных гарантий для застрахованных на минимальный период занятости у одного работодателя, после которого возникает право на дополнительное пенсионное обеспечение, сохранение приобретенных пенсионных прав при перемене места работы, формы контроля за состоянием актуального баланса страховой организации. При этом пенсионные активы могут не отделяться от собственных средств предприятий, а могут быть и отдельными и управляться самостоятельными пенсионными кассами и страховыми компаниями.

Чтобы гарантировать реализацию приобретенных пенсионных прав, создается резервный пенсионный фонд, из которого осуществляются выплаты в случае неплатежеспособности предприятия или самостоятельной пенсионной кассы (фонда, страховой компании).

Также существует добровольное личное (коллективное) пенсионное страхование граждан. Финансовые источники страховых взносов - сами работники.

Системе социального страхования, действующей в России, до сих пор присущи черты, в большей степени характерные социальной помощи, нежели страхованию. При крайне высокой страховой нагрузке на работодателей (сумма отчислений приближается к 40% ФОТ) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института только формируется. Отсутствует реальное разделение системы страхования, социальных рисков и систем социальной помощи. Термины, понятия, методы организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, используемые в практике социального страхования развитых стран, для нас все еще остаются отвлеченными категориями.

Все большее развитие в современных условиях получает социальное обслуживание лиц, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, медико-социальной реабилитации. Этой категории граждан бесплатно или на льготных условиях предоставляются различные социальные услуги. Особое значение имеет совершенствование системы реабилитации инвалидов, которая должна включать как использование современных методов восстановления утраченных функций организма, так и интеграцию инвалидов в общественную жизнь, их трудоустройство.

Для защиты наиболее социально уязвимых слоев населения в РБ создаются и действуют государственные учреждения социальной помощи и обслуживания. Для реабилитации инвалидов в республике функционируют профтехучилища и специальные предприятия для инвалидов, реабилитационные учреждения, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в Уфе работает протезно-ортопедическое предприятие. Функции по социальному обслуживанию престарелых осуществляют 240 отделений социальной помощи на дому, три центра социального обслуживания на дому.

Отделения социальной помощи на дому в 1999 году обслуживали 517 одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Для усиления социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов и предоставления им гарантированных социальных услуг в 2000 году открылся первый в городе Уфе территориальный центр комплексного социального обслуживания населения района.

В последнее время общество столкнулось с таким явлением, как рост числа лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, что требует принятия соответствующих мер, обеспечивающих гуманное отношение к ним. В числе таких мер содействие в получении работы, строительстве и получении жилья, выделение пособий и предоставление мест в специализированных учреждениях социальной защиты.

Характерной чертой нынешнего периода является противоречие между нарастанием потребности в социальной защите населения и снижением ресурсных возможностей для ее удовлетворения. Поэтому весьма актуальна проблема финансирования социальной защиты. К числу источников финансирования социальной защиты относятся: федеральный, республиканский и местный бюджеты; государственные внебюджетные социальные фонды; средства благотворительных фондов, спонсорских организаций и добровольных пожертвований; средства организаций и предприятий, инвестиционных фондов социальной защиты и их страховых фондов; фонды имущественного и личного страхования; личные обеспечения граждан.

 

8.3. Уровень жизни и денежные доходы населения

 

Особое значение в социальной защите имеет проблема защиты фиксированных денежных доходов (заработной платы, пенсий, стипендий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Речь идет о возмещении государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. Но индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в максимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»).

Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит за счет государственного бюджета, а в частном бизнесе – за счет предпринимательской прибыли. Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы.

Всесторонняя система индексации сложилась в 60-70 гг. в большинстве стран Западной Европы. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения. Например, в США она распространяется на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров. Также индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятых государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%. При этом доходы в размере полутора минимальных уровней заработной платы компенсируются полностью, а остальная часть – в половинном размере.

Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние уровни роста цен, за которыми индексация не применяется.

 

8.3.1. Прожиточный минимум

 

Если говорить о проблеме социальной защиты населения, то сегодня Россия столкнулась с таким явлением, как бедность. Хотя бедность как социально-экономическое явление существовала и в дореформенный период, что проявлялось в достаточно низких стандартах потребления и материального обеспечения, в современных условиях она приобрела новые количественные и качественные параметры. С экономической точки зрения, бедность – это состояние, когда человек или семья не обладает достаточными ресурсами (денежными, имущественными, образовательными и т.п.) для удовлетворения своих потребностей.

Бедность в мировой науке и социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Под ним понимается денежный доход «среднестатистической» семьи, на который можно приобрести набор товаров и услуг, обеспечивающий минимально допустимый уровень потребления. Прожиточный минимум может быть выражен в двух видах: физиологический и социальный. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностей и основных услуг и обеспечивает низкий жизненный уровень. Он представляет собой стоимостное выражение материальных ценностей, удовлетворяющих данные потребности. Этот показатель называют «нижней чертой бедности», который в России соответствует бюджету прожиточного минимума (БПМ).

В России вплоть до конца 1998 г. порог бедности определяли по схеме, установленной еще в начале рыночных реформ в 1992 г. Тогда это делалось так: бралась стоимость минимального набора продуктов по девятнадцати агрегированным группам и умножалась на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России тратит на питание в среднем 68,3% семейного бюджета. Умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффициент 1,46 получали стоимость прожиточного минимума. Но эта методика все чаще и чаще подвергалась критике.

По новой методике, которая начала действовать с конца 1998 г., прожиточный минимум рассчитывается на основе реальной потребительской корзины. В нее входит не только минимум продовольственных товаров, но и набор промышленных товаров, необходимых услуг и впервые включены даже некоторые товары длительного пользования. В новом варианте потребительской корзины присутствуют 33 вида продовольственных товаров и 79 позиций, составляющих минимальный непродовольственный набор товаров для взрослых и 69 позиций для детей.

Социальный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения физиологических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он отражает более высокий уровень жизни. Этот показатель принято считать «верхней границей бедности», и у нас его называют минимальным потребительским бюджетом (МПБ).

Прожиточный минимум относится к числу минимальных социальных гарантий, предоставляемых всем членам общества, то есть каждому гарантируется материальное обеспечение на уровне устанавливаемого государством прожиточного минимума. Однако, например, в Башкирии в 1996 году 29% населения республики жили за чертой бедности, а основная часть населения тратила на питание около половины своих доходов, не говоря уже о наименее обеспеченных слоях, у которых на эти цели уходит практически весь денежный доход семьи. Согласно японской статистике, если расходы на питание в бюджете семьи составляют 40-50%, то это «существование на грани выживания». Таким образом, обеспечение прожиточного минимума является одним из основных и эффективных инструментов социальной защиты населения.

Согласно Конституции, величина прожиточного минимума должна активно использоваться в расчетах минимальной заработной платы, уровней пенсий, стипендий, пособий, но в действительности превышать их размеры. Соотношение прожиточного минимума и минимальной заработной платы в РБ на 1998 год составляло 1:0,3; прожиточного минимума и минимальной пенсии – 1:0,5; прожиточного минимума и средней заработной платы – 1:3,4; прожиточного минимума и средней пенсии – 1:1,2. Динамика изменения минимальной заработной платы приведена в таблице 8.1.

Прожиточный минимум в 2001 г. составил 1333 руб/мес., в 2002 г. - 1980 руб/мес., в 2003 г. – 2121 руб/мес. Количество бедных в стране за 2003г. снизилось. Если на начало 2003 г. их насчитывалось 37 млн человек, то на конец – 31 млн человек.

 

Табл. 8.1

Динамика изменения минимальной заработной платы

 

Дата принятия Величина минимальной ЗП (руб/мес)
1.01.1997 1.04.1998 1.10.1999 1.12.2000 1.07.2001 1.05.2002 1.12.2003  

 

Согласно Закону Республики Башкортостан от 5.06.2001 №219-3 «О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан», прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

 

 

8.3.2. Денежные доходы

 

Рост ВВП в России на 6,9% и относительно низкий уровень инфляции 12% за 2003 г. способствовали укреплению положительной тенденции роста денежных доходов населения. По оценке Госкомстата России рост денежных доходов населения составил 30%, причем они выросли не только в номинальном, но и в реальном выражении. Средняя заработная плата выросла с 4414 руб/мес в 2002 г. до 5400 руб/мес в 2003 г.

Реальные располагаемые денежные доходы, т.е. доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен, постепенно увеличивались, и в 2001 г. достигли уровня, существовавшего до кризиса 1998 г. (рис. 8.6.). При этом дифференциация доходов, резко увеличившаяся в 1992 – 1994 гг., в последние годы растет снижающимися темпами. В 2003 г. соотношение между средними уровнями денежных доходов десяти процентов населения с самыми высокими доходами и десяти процентов населения с самыми низкими доходами составило 13,7 раз, в то время как в 1992 оно составляло 15,4 раза.

 

 

Покупательная способность денежных доходов населения по основным видам продовольственных товаров остается на уровне 1970 г. (рис.8.7.). Но по ряду продовольственных товаров: рыбе, яйцам, сахару, капусте, жилищно-коммунальным услугам (кроме абонентской платы за телефон) – она несколько снизилась. В целом покупательская способность населения, характеризующаяся соотношением среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, составил в 2003 г. 254,5% против 223,9% в 2002 г. До 2002 г. картина была несколько иной. Рис. 8.8. показывает среднедушевые доходы населения за период 1998-2001 гг. Так, величина среднедушевого денежного дохода россиянин менее, чем в 2 раза превышала величину прожиточного минимума. Реальные денежные доходы населения в первом полугодии 2001 года по сравнению с тем же периодом 2000 года выросли на 5,5%. Помимо сезонного сокращения в январе, снижение денежных доходов отмечалось также в мае, после чего возобновилось повышение и в июне был достигнут уровень августа 1998 г.

По уровню заработной платы РБ в 2003 г. По сравнению с другими регионами России занимала двадцать седьмое место, а по Приволжскому федеральному округу – четвертое.

 

Тема 9. Экономико-экологический аспект развитие региона

 

План:

 

9.1. Эколого-экономическая устойчивость регионов России.

9.2. Ресурсы РБ, их рациональное использование.

9.3. Вопросы рационального использования природно-сырьевых

ресурсов республики.

9. 4. Проблемы охраны окружающей среды.

9.5. Правовые и экономические механизмы регулирования вопросов

природопользования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.