Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение объема бытовых услуг населению по основным видам 1 страница




 

Показатели Объем реализации бытовых услуг населению, млн руб 2002 г. в % к 2001 г. в сопоста- вимых ценах Структура бытовых услуг населению, %
январь- ноябрь 2001 г. январь- ноябрь 2002 г. январь- ноябрь 2001 г. январь- ноябрь 2002 г.
Бытовые услуги 3659,8 4778,9 105,0 100,0 100,0
ремонт и пошив обуви 29,3 40,3 110,0 0,8 0,8
ремонт и пошив одежды 194,2 271,0 104,8 5,3 5,7
ремонт бытовой техники 222,7 294,6 103,7 6,1 6,2
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств 127,0 167,9 108,1 3,5 3,5
изготовление и ремонт мебели 18,7 25,6 1 0,5 0,5
химчистка и крашение 23,7 32,4 101,8 0,6 0,7
услуги прачечных 90,6 116,7 102,2 2,5 2,4
ремонт и строительство жилья 1223,4 1632,0 109,0 33,4 34,2
услуги фотографий 78,9 89,3 101,7 2,2 1,9
услуги бань и душевых 42,4 59,0 98,7 1,2 1,2
услуги парикмахерских 121,2 163,4 104,6 3,3 3,4
услуги проката 16,6 20,3 1 0,5 0,4
транспортно-экспедиторские услуги 1114,8 1421,9 1 30,5 29,8
ритуальные услуги 48,2 52,7 97,4 1,3 1,1
прочие 308,1 391,8 1    

 

Тема 8. Вопросы и проблемы социальной политики

 

План:

8.1. Рынок труда.

8.2. Система подготовки кадров и социальной защиты населения.

8.2.1. Система подготовки кадров.

8.2.2. Социальная защита населения.

8.2.3. Виды социальной защиты и ее объекты.

8.3. Уровень жизни и денежные доходы населения.

8.3.1. Прожиточный минимум.

8.3.2. Денежные доходы.

8.1. Рынок труда

 

До появления учения Дж.М.Кейнса в экономической теории господствовала неоклассическая концепция, согласно которой рынок труда подобен рынку всякого другого товара. Также неоклассики считали, что рынок труда функционирует в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения – домашние хозяйства.

На рынке совершенной конкуренции предприниматели предъявляют спрос на труд и нанимают работников, стремясь к максимизации прибыли. Наем работников продолжается до тех пор, пока объем дополнительной выручки от привлечения еще одного работника не сравняется с дополнительными издержками фирмы на его наем. Следовательно, границей, устанавливающей размеры найма, является равенство предельного продукта труда и реальной заработной платы.

При росте реальной заработной платы увеличиваются издержки предпринимателей на наем дополнительной рабочей силы, поэтому для выполнения условий максимизации прибыли наниматель должен сократить число принимаемых рабочих, и наоборот. Следовательно, между величиной спроса на труд (L) и реальной заработной платой (W) существует обратная функциональная зависимость, которая графически отражается в виде кривой спроса на труд DL (рис. 8.1).

Количество предлагаемого труда в концепции неоклассиков также зависит от ставки реальной заработной платы. Кривая предложения труда SL графически изображена на рис. 8.2. С ростом цен эта заработная плата сокращается, что вызывает естественный отток работников, не удовлетворенных ее уровнем.

Вместе с тем, рост ставок заработной платы увеличивает предложение труда до определенных пределов (L1), что связано со стремлением индивидов максимизировать полезность от участия в производстве не только за счет роста доходов, но и за счет увеличения свободного времени. При достаточно высоких часовых ставках (выше уровня W1) работники имеют возможность, не уменьшая общую полезность, увеличить свободное время за счет сокращения рабочего.

На предложение труда воздействуют также явления, получившие названия: эффект замещения и эффект дохода (рис.8.3). Рост заработной платы стимулирует работника к дополнительным затратам своего времени лишь до определенного предела (точки перегиба I). После прохождения этой точки (добившись определенного уровня благосостояния) индивид отказывается от дополнительной работы ради увеличения часов досуга, то есть эффект дохода сменяется эффектом замещения. Такая ситуация характерна для высокоразвитых стран, где высокий уровень благосостояния обеспечивает человеку возможность больше времени тратить на досуг.

 

 

L- количество труда

W

W- реальная заработная плата

 

DL- кривая спроса на труд

 

DL

O L

 

Рис. 8.1. Кривая спроса на труд

 

 
 


W

SL SL- кривая предложения труда

 

 

O L1 L

 

Рис. 8.2. Кривая предложения труда

 

W

Эффект т.I- точка перегиба

дохода

WI I

 
 

 


Эффект

замещения

 
 


O LI L

 

Рис. 8.3. Эффект дохода и эффект замещения на рынке труда

 

В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда, согласно неоклассической концепции, всегда достигается устойчивое равновесие при полной занятости (рис. 8.4), состояние равновесия достигается в точке Е при пересечении кривой спроса на труд DL и кривой предложения труда SL. Равновесие на рынке труда означает, что все желающие работать реализуют свои планы по продаже труда по сложившейся равновесной ставке реальной заработной платы, а работодатели – планы по найму рабочей силы.

В отличие от неоклассической теории, в кейнсианской концепции рынок труда считается особым рынком вследствие того, что на нем продается специфический товар – рабочая сила. Это делает рынок труда сферой пересечения интересов различных социальных институтов: государства, профсоюзов, объединений предпринимателей. Они прямо или косвенно вмешиваются в действие стихийных рыночных механизмов, отклоняя рынок труда в сторону несовершенной конкуренции. Даже в случае, когда воздействие различных организационных структур на рынок труда незначительно, исследователи кейнсианской теории относят рынок труда к числу самых несовершенных рынков. Так, предложение труда, в отличие от неоклассической теории, по этой концепции, почти не зависит от цены труда.

Действительно, само существование наемных рабочих полностью зависит от заработной платы, которая является источником их доходов. Если бы на рынке труда между рабочими существовала неограниченная конкуренция, то ставки заработной платы могли бы снижаться до нищенского уровня. В реальности этого не происходит из-за установления государством минимальной границы снижения заработной платы и активного противодействия профсоюзов ее сокращению.

Кроме того, опасения людей потерять работу в условиях безработицы также поддерживают предложение труда на неизменном уровне, даже при снижении реальной заработной платы в результате роста цен. Поэтому в кейнсианской теории предложение труда не реагирует на колебание цен, а изменяется только в результате роста денежной (номинальной) заработной платы.

В то же время, с позиции кейнсианской школы спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на блага. Эффективный спрос представляет собой некоторое значение функции совокупного спроса, соответствующего уровню занятости, при котором предприниматель может максимизировать размер ожидаемой прибыли.

Кейнс считал, что условия максимизации прибыли и объема занятости далеко не тождественны: достижение максимума прибыли вовсе не означает установления максимального уровня занятости. Под влиянием различных факторов в экономике может сложиться такой уровень эффективного спроса на блага, который будет значительно ниже уровня совокупного спроса при полной занятости. Рассмотрим графики спроса на труд и предложения труда в кейнсианской модели (рис. 8.5).

W

 

W1 SL т.Е – точка равновесия на рынке

труда в условиях совершенной

E конкуренции

W0

 

 

DL

O Рис. 8.4. Равновесие на рынке

труда

L2 L0 L1 L (неоклассическая модель)

 

W

 
 


W2

А SL т.Е – точка равновесия на рын-

W0 ке труда в условиях несовер-

шенной конкуренции

E

W1

 

 

 

DL

O L0 L1 L2 L

 

Рис.8.5. Равновесие на рынке труда (кейнсианская модель)

 

Если предприниматели в соответствии с величиной эффективного спроса установили потребность в рабочей силе в размере L0 и исходя из условий максимизации прибыли ставку номинальной заработной платы W0, то при повышении заработной платы до W2 в результате увеличения издержек на наем величина спроса на труд сократится с L0 до 0. Сокращение спроса предпринимателей на рабочую силу произойдет даже за счет сокращения затрат на нее. Это обусловлено невозможностью расширения производства в условиях неизменного эффективного спроса на блага, поэтому при изменении заработной платы от 0 до W0 спрос на труд будет абсолютно неэластичным по отношению к ней. Таким образом, кривой кейнсианской функции спроса на труд является ломаная L0AW2.

Предложение труда, как указывалось выше, является эластичным по отношению к денежной заработной плате, причем Кейнс считал, что цена изменяется только в направлении роста.

Совмещение кривых кейнсианской функции спроса на труд и его предложения на рис. 8.5 показывает, что при номинальной ставке заработной платы W0 предложение труда в размере L2 превысит объемы спроса на рабочую силу L0. Данная ситуация на рынке будет устойчивой и долговременной, что отражает состояние квазиравновесия, когда при несовпадении спроса и предложения на труд вместо изменения ставок заработной платы происходит количественное приспособление предпринимателей и наемных работников к изменившимся условиям. Домашние хозяйства сокращают потребление товаров и услуг, а предприниматели в соответствии с изменившимся эффективным спросом на товарном рынке снижают объемы производства и занятости, тем самым углубляя разрыв между спросом и предложением труда.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включаются и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

 

8.2. Система подготовки кадров и социальной защиты населения

 

8.2.1. Система подготовки кадров

 

Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период в России обеспечение занятости населения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. При такой системе государство предписывало, где и по какой профессии должен работать человек, какую заработную плату он должен получать, какие иметь льготы.

Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся: свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности; получение желаемого уровня общего и социального образования; материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).

Однако государственные службы занятости постоянно совершенствуют свою работу. В дополнение к выплате пособий они активно участвуют в экономическом переустройстве, помогая функционировать увеличивающемуся рынку труда. Это достигается путем предоставления консультаций, организации подготовки и переподготовки, временной занятости и просто поддержки в трудоустройстве, профессиональной ориентации и подборе подходящего занятия, зарегистрированным кандидатам на возможные вакансии.

Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 5-6% от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда.

Достижение полной занятости трудоспособного населения – это один из трех принципов, на которых основана социальная политика Швеции. Поэтому в Швеции практически самый высокий среди стран дальнего зарубежья уровень занятости – 1,6% безработных.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях России имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики существовала «скрытая» форма безработицы: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

Реформирование экономики России со всей остротой поставило проблему становления рынка труда. Уже на первых этапах (1992-1995) произошло существенной сокращение численности занятых в экономике страны. Это было вызвано не только кризисными явлениями (спадом производства), но и тем, что в условиях командно-административной экономики занятость населения искусственно поддерживалась на очень высоком уровне. Практически все трудоспособное население работало, в то время как для эффективной рыночной экономики этот показатель не превышает 94-95%.

С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в стране появились первые, официально зарегистрированные безработные. Всего же за период реформ занятость в России сократилась на 10,2 млн чел. Фактически этот статус получили в среднем каждые 23 из 100 работников, потерявших свои рабочие места.

В России в 1991 г. во всех регионах была создана государственная служба занятости, основная задача которой состояла в том, чтобы помочь безработным найти работу. В дальнейшем функции службы занятости заметно расширились. Они стали оказывать профориентационные услуги, проводить переобучение безработных, оказывать им материальную помощь.

В самом начале реформ многие экономисты прогнозировали высокий уровень безработицы, однако безработица не превысила опасно допустимого уровня. Произошло это в результате того, что многие предприятия начали ориентироваться на сохранение численности персонала путем введения сокращенной рабочей недели. Таким образом, в нашей экономике по-прежнему сохранилось такое понятие, как «скрытая безработица».

Введение в 1991 г. нового закона о занятости ускорило изменения на российском рынке труда. Они включают: ускоренный рост занятости в негосударственном секторе, увеличение занятости в сфере услуг и государственной администрации, отток из промышленности. Естественно, что различные секторы экономики и соответствующие группы населения подвержены безработице по-разному, но в целом снижение занятости в течение 1991-1993 гг. было значительно меньше, чем падение ВВП. Отсюда и чрезмерное скопление излишней рабочей силы на некоторых предприятиях.

В Башкортостане в 2003 г. ситуация с занятостью улучшилась. Среднесписочная численность работающих на предприятиях увеличилась по сравнению с 2002 г. на 1,2% и составила около 1,6 млн человек. Расширилась вторичная занятость (на 7,8%). Рост численности работающих отмечался в промышленности, на транспорте, в торговле, общественном питании, образовании, культуре и искусстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в научных организациях. Сокращалась численность работников в промышленности строительных материалов, в сельском хозяйстве, строительстве, на предприятиях непроизводственных видов бытового обслуживания населения. Масштабы увольнения работников по инициативе администрации в связи с сокращением персонала уменьшились в 1,7 раза.

Экономический рост привел к увеличению спроса на рабочую силу. Потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости выросла. Если в конце 2002 г. на одну заявленную вакансию приходилось 2,6 человек, то в конце 2003 г. – 2,1 человек. Рост потребности предприятий в рабочей силе привел к заметному снижению уровня безработицы. На начало 2003 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 1,4% к численности экономически активного населения против 2,1% на 1 января 2000 г. Численность официально зарегистрированных безработных в органах службы занятости снизилась в 1,8 раза и составила 28,4 тыс. человек.

Среднесписочная численность работающих на предприятиях и в организациях (с учетом организаций малого предпринимательства) в январе 2003 г. составила около 1,6 млн человек. Вторичная занятость расширилась на 6,6%. Рост численности работающих отмечался в промышленности, строительстве, связи, образовании, культуре и искусстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в научных организациях, материально-техническом снабжении и сбыте, в финансовых и кредитных организациях. Произошло незначительное сокращение численности работников в сельскохозяйственном производстве, лесном хозяйстве, в розничной торговле, в автомобильном хозяйстве, на внутреннем водном, железнодорожном транспорте, в общественном питании.

 

 

8.2.2. Социальная защита населения

 

В период радикального перехода к налаживанию рыночных связей обостряются все потенциальные болезни экономики: спад производства, инфляция, безработица, неравномерное развитие двух подразделений производства, подмена экономических методов руководства политическими. В обществе происходит процесс расслоения по уровню доходов, общее снижение жизненных стандартов, увеличивается уровень бедности, происходит изменение общественного и материального статуса личности. Все это, в конечном итоге, приводит к росту социальной напряженности, непониманию и неприятию экономических реформ. Таким образом, крайне необходимо создание системы регулирования и размещения данных проблем. В качестве такой системы должна выступить система социальной защиты населения, которая призвана смягчить последствия дестабилизации общественной жизни и помочь людям приспособиться к новым условиям жизни.

Необходимость социальной защиты обусловлена тем, что функционирование рыночного механизма само по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 30-х годов, сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряженности доказал эту необходимость. На современном этапе развития научно-технической революции ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия в обществе потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство рыночной организации производства. Также социальная защита человека осуществляет реализацию его основных социально-экономических прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать. Так как к объектам социальной защиты относится все население, то в данном случае необходимо обеспечение безопасности жизни людей, реализации интересов потребителей, укрепления здоровья нации, создания условий для духовного развития. В социальной защите больше всего нуждаются социально уязвимые группы населения. К ним относятся: многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов, и поэтому при хорошо развитой системе социальной защиты человек, хоть в какой-то степени, может быть уверен в своем завтрашнем дне. В связи с этим необходимо постоянно расширять и развивать систему социальной защиты. Ее расширение может осуществляться в трех направлениях: расширение социальной сферы, расширение состава социально-защищенных групп, увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения, причем формы и виды соцобеспечения могут быть чрезвычайно разнообразны. Наиболее высокий уровень социальной защищенности на сегодняшний день достигнут в Швеции, Германии, Норвегии и Дании.

Механизмы рыночной экономики действуют в направлении повышения эффективности факторов общественного производства, развития производительных сил и роста общественного богатства. Но распределение создаваемого валового национального дохода по рыночным законам не отвечает критериям социальной справедливости, не исключает воспроизводство маргинальных групп. Государство должно корректировать распределение создаваемого богатства, принимая во внимание интересы различных слоев населения.

Можно выделить два варианта участия государства в формировании социальной политики:

1. Государство играет решающую роль в поддержании доходов и обеспечении социальных услуг путем проведения жесткой политики перераспределения национального валового продукта (шведский вариант);

2. Государство берет на себя только те функции, которые не в состоянии выполнить конкурентный рыночный механизм (американский вариант).

Проводимая в России социальная политика строится по второму типу: государство, признавая примат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи только беднейшим слоям населения.

Социальная защита населения также обусловлена задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности. Необходимо создать нормальные условия жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития страны позволяет удовлетворить их основные потребности. Социальные конфликты, которые становятся реальностью в случае отсутствия разумной социальной политики, в современных условиях, когда функционируют атомные электростанции, опасные химические производства, накоплено ядерное оружие, могут привести весь мир на грань катастрофы.

К социальной защите населения могут быть отнесены также социальное страхование и социальное обслуживание граждан. Рассмотрим виды социальной защиты и ее объекты более подробно.

 

 

8.2.3. Виды социальной защиты и ее объекты

 

Различают два основных вида социальной защиты населения: активную и пассивную, которые подразумевают соответственно широкое и узкое понимание социальной защиты.

Активная социальная защита включает весь комплекс мер, направленных на улучшение экономического положения всего населения. Социальная защита такого типа охватывает все этапы воспроизводства человека, всю сферу его жизнедеятельности, при этом формируются и регулируются макроэкономические условия социальной защиты населения: политика доходов и цен, политика в области занятости, охраны труда и здоровья, защита прав потребителей, инвестиционная, структурная, научно-техническая политика и т.п. Основными инструментами активной социальной защиты являются обеспечение эффективной занятости, создание новых рабочих мест, подготовка и переподготовка кадров, широкая и доступная информация о рынке труда.

Пассивная социальная защита может быть трактована как формы и способы материальной и нематериальной помощи социально уязвимым группам населения (многодетным семьям, инвалидам, престарелым, пенсионерам). Она, как правило, сводится к тому, чтобы замедлить темпы падения уровня жизни и хотя бы частично компенсировать потери этим категориям населения.

В нынешних условиях в России преобладает вторая модель социальной защиты. Однако для выхода из экономического кризиса и подъема производства приоритет должен быть отдан именной активной защите.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.