КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мозг и сознание
По топографическому принципу нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, расположенных соответственно в черепе и позвоночном канале. В состав периферической входят все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга. Подразделение это весьма условно, т.к. в анатомическом и функциональном отношениях эти отделы тесно взаимосвязаны. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из нейронов и клеток, обеспечивающих деятельность нервных клеток. Периферическая нервная система связывает спинной и головной мозг с рецепторами и эффекторами (исполнительными органами). По ряду морфофункциональных признаков нервную систему подразделяют на соматическую (анимальную) и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система обеспечивает восприятие сигналов от внешних рецепторов и рецепторов опроно-двигательного аппарата, оказывает регулирующее воздействие на скелетную мускулатуру. Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы и кровеносные сосуды (рецепторные образования, железы, гладкую мускулатуру), а также обеспечивает адаптационно-трофическую функцию. Основу деятельности нервной системы составляют рефлексы – ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемые с участием ЦНС. Многочисленные рефлекторные акты подразделяют на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Морфологической основой рефлекса является рефлекторная дуга, состоящая из - воспринимающих раздражители рецепторов; - афферентного звена, по которому нервные сигналы идут в ЦНС; - центрального звена, обеспечивающего замыкательную функцию; - эфферентного звена, проводящего первые импульсы от ЦНС к исполнительному органу, эффектору. В настоящее время принято говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце, поскольку существует обратная связь. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий опредеденных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; 2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; 3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью и к определенным физическим и химическим агентам. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в мышцах и связках. Они служат для ощущения движения и положения органов тела, участвуют в осязательных операциях. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым человек получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя. Головной мозг является высшим отделом ЦНС. В нем выделяют мозговой ствол, большой мозг и мозжечок. В свою очередь, мозговой ствол подразделяют на продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Большой мозг представлен двумя полушариями, наружная часть которого обозначается как кора полушарий большого мозга. Кора является материальным субстратом высшей нервной деятельности (ВНД), т.е. психической деятельности человека, и главным регулятором всех жизненных функций организма. Кора осуществляет анализ и синтез поступающих раздражений из внутренней среды организма и внешней, окружающей его среды. Таким образом, с корой полушарий большого мозга связаны высшие формы отражения внешнего мира и сознательная деятельность человека. Одной из главных целевых функций психической деятельности мозга является управление поведением и эмоциональным состоянием человека. Для осуществления процесса управления в системе должны быть следующие функциональные основные элементы: - приема-передачи информации; - хранения информации (программы, правила, эталоны и результаты деятельности); - сличения эталонов и результатов; - оценки состояния и ситуации; - принятия решения; - выдачи команды на исполнение. В процессе обработки информации, на этапе приема осуществляются обнаружение сигнала, его опознание как такового, идентификация с реальным объектом (процессом). На этапе принятия решения оцениваются ситуация (решение о ситуации) и метод воздействия на ситуацию. На этапе реализации решения происходит выбор действия и его осуществление. Психическая деятельность как процесс управления имеет природные основания в организации и деятельности нервной системы человека. Однако психический процесс принципиально не может быть сведен к нервному процессу. Сама психика представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях. Хотя головной мозг является органом, деятельностью которого обусловлена психика, содержание этой психики производится не самим мозгом, а внешним миром. Преобразования сигналов, осуществляемых в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне него, во внешнем пространстве. Существуют различные теории, объясняющие соотношение деятельности мозга и психики. Так, согласно теории психофизиологического параллелизма, психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества напротив, утверждает, что психические процессы суть физиологические, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень желчь. Здесь не видны качественные отличия психики от физиологических процессов. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Психические процессы соотносят не с отдельными нейрофизиологическими, а с организованными совокупностями этих процессов. Т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизнедеятельности и усвоения общественно-исторического опыта. А ее основными функциями является отражение мира и регуляция поведения и деятельности человека. Высшей формой психического отражения и саморегуляции является сознание. Считается, что сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание характеризуется: - активностью; - интенциональностью, т.е. направленностью на объект (сознание всегда выступает как сознание чего-либо); - способностью к рефлексии, самонаблюдению – осознание самого сознания; - мотивационно-ценностным характером; - различными уровнями ясности. Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослыми. Принципиально возможность подобного присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития. Совместная деятельность и ее атрибут – общение и порождает сознание со следующими основными свойствами: 1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами; 2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм; 3) предметность. А.Н. Леонтьев указывал, что основные образующие сознания – смыслы и языковые значения. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к со-знанию – совместному “знанию”, и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Сознание человека неразрывно связано с деятельностью и представляет собой как бы преломленное через призму языковых значений отражение действительности. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, способом выражения самосознания личности, хранения и передачи информации. Язык – это некоторая максимально возможная система знаков со своими требованиями и ограничениями (правилами). Язык рассматривается как носитель общественного сознания и реализуется через речь. Речь – это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь его применение в процессе общения для передачи мыслей и чувств. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь же является индивидуально своеобразной. Если в языке отражается психология народа, то в речи выражается психология отдельного человека или общности людей. Как отмечал Л.С. Выготский, речь отдельного человека генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации (переход от речи внешней к речи внутренней). Л.С. Выготский подчеркивал связь языковых (речевых) процессов с мышлением в общих зонах значения языковых знаков, а также постоянное развитие и совершенствование этих зон о ребенка к взрослому, от непрофессионала к профессионалу. При таком подходе язык и речь можно понимать как систему, в которой закодировано восприятие мира, как культуру данного народа. В 30-е годы ХХ века американские этнографы Б. Уорф и Э. Сепир выдвинули теорию о прямой связи языков с мышлением и образом жизни целых народов. На богатом фактическом материале, полученном в результате наблюдений за языком, речью и поведением индейцев Северной Америки, был сделан вывод о том, что языки формируют представление о мире, образ мира и образ адекватных действий. Если, например, в языке индейского племени навахо очень много глаголов, глагольных форм и очень мало существительных для обозначения конкретных объектов, то это племя можно отнести к числу очень подвижных и меняющих стабильные условия обитания. Это, действительно так, и многочисленные языковые доказательства дали возможность авторам создать теорию лингвистической относительности, которая является актуальной до сих пор.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |