КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек. Личность. Индивидуальность
Личность является объектом изучения многих наук. Для социально-психологического анализа следует четко разграничить понятия человек, индивидуальность, индивид, личность. Человек – родовое понятие, определяющее биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способностью создавать орудия, использовать их в процессе общественного труда. Эти свойства связаны с усвоением общественно-исторического опыта, культуры. Индивид – понятие, которое используется для биологического организма, носителя общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Индивидом мы рождаемся. Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения и общественно-исторического опыта человечества. Т.е. личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, взаимообщения, воспитания, обучения. Если социология рассматривает личность как продукт общества, представителя определенной социальной группы, то психология признает внутренние условия развития личности, наследственно-биологические свойства. Т.е. личность выступает не только как объект и продукт общественных отношений, но и как активный субъект деятельности, общения, самосознания и самопознания. Индивидуальность характеризует непохожесть личности на других в своих духовных и физических свойствах. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, умений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность мы утверждаем, доказываем. Основные параметры индивидуальности – мотивация, темперамент, способности и характер. Активность и эмоциональность выступают как вторичные функции темперамента. Активность и саморегуляция проявляются как характеристики способностей. А в характере выделяются моменты саморегуляции и побуждения. Среди параметров личности выделяют следующие: Направленность – свойство личности, выражающее динамику развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения. С.Л. Рубинштейн рассматривал направленность как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность человека. Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития. Мотивация – относительно устойчивая система мотивов, связанных с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Направленность, мотив как отношение к ситуации определяют цели, а в соответствии с ними – выбор и изменение способов действий для приспособления к ситуации. Темперамент – характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности. Характер – совокупность формируемых свойств, проявляющихся в отношении человека к миру, трудовой деятельности, окружающим. Он накладывает отпечаток на действия личности Эмоциональность – совокупность качеств, приписывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, деятельность любого рода, интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий. Саморегуляция – регуляция субъектом своей деятельности и поведения. Побуждения – мотивационный компонент характера. Воля – потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. При множественности определений понятия личность, все авторы сходятся в том, что это психологическое новообразование существенно отличает человека от всех других живых существ. Это отличие основывается на степени включенности личности в социальные отношения при бесспорном влиянии природно-заданных свойств: - под личностью мы понимаем человека как носителя сознания (К.К.Платонов); - личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке, единство поведения, которое отличается признаком овладения, связанного с волей (Л.С. Выготский); - личность – присущее только человеку психическое образование, находящееся в особенно отчетливой зависимости от общественных условий развития человека (В.Н. Мясищев); - личность – это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин); - это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде (А.В. Петровский). Состоявшуюся личность отличают определенные критерии. Они были сформулированы на основе деятельностного подхода в развитии личности в трудах отечественных психологов А.Ф. Лазурского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.П. Ананьева и др. Первый критерий связан с понятием сознание и понимается оно как совокупность знаний человека об окружающем его мире. Индивида можно считать сформировавшейся личностью с тем большей вероятностью, чем шире его диапазон знаний о реальной действительности. Это обусловливается уровнем развития его познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы. Вторым критерием является наличие самосознания как особой инстанции личности. Это способность к осознанию своего Я, к самоанализу, самооценке, умению задавать вопросы и искать на них ответы. “Личность в профессии” по выражению А.Н. Леонтьева встает перед задачей на личностный смысл, когда среди иерархии мотивов следует выбрать ведущий. Третьим критерием является способность личности к целеполагающей деятельности. Это способность разрабатывать и реализовывать свою жизненную и профессиональную стратегию, когда происходит анализ мотивов, оценка возможностей, выбор средств достижения целей, принятие волевых решений в зависимости от условий и ситуаций. Четвертый критерий связан с эмоциональными особенностями личности. Как утверждал С.Л. Рубинштейн, человек есть в максимальной степени личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия. Главное место здесь занимает соотношение положительных, нейтральных и отрицательных эмоций с преобладанием первых. В качестве пятого критерия выступает степень овладения языком, уровень развития речевых способностей. Структура личности – это относительно устойчивое единство определенным образом систематизированных, взаимосвязанных и взаимодействующих биологических и социально обусловленных ее свойств, в котором определяющими являются последние. Например, в структуру личности можно включить: - психические процессы (различные формы отражения); - психические состояния (интеллектуальные, эмоциональные, волевые); - психические свойства (черты характера, способности). К.К. Платонов предложил следующую структуру личности: - 4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура включает темперамент, возрастные, половые особенности, что формируется путем повтора; - 3-я включает социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения; - 2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки и привычки, приобретенные путем обучения; - 1-я, высшая и в основном социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания. В рамках направленности обращают внимание на потребности, ценности, интересы, склонности и установки личности. С.Л. Рубинштейн (1946) в качестве составляющих личности выделял: 1. Направленность (установки, интересы, потребности). 2. Способности. 3. Темперамент. Таким образом, личность – это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Многие психологии соотносят понятия личность и характер. Одни – отождествляют их, другие рассматривают характер как подструктуру личности, третьи утверждают, что личность – часть характера. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Так черты характера выражают то, как действует индивид, а черты личностные – то, ради чего он действует. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем личности. Действуя как личность, человек, скорее руководствуется тем, что “должно” делать. С развитием личности он начинает действовать более нормативно – не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это можно выразить общей формулой: личность в своем развитии “снимает” характер. Но это – лишь общая тенденция. Порой встречаются серьезные препятствия на пути развития личности. Так некоторые ярко выраженные черты характера становятся тормозом развития личности (психопатии). В качестве факторов формирования личности традиционно выделяют внешние и внутренние по отношению к индивиду. К внешним относятся микро-, макро- и мегасреда социализации человека: малые общности, этнические, социальные, религиозные и наконец, само общество с его экономическими, политическими, социальными процессами. К внутренним факторам относятся биологически обусловленные наследственные особенности. При этом личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые проявляются внешние воздействия. К первому психологическому механизму формирования личности можно отнести “сдвиг мотива на цель”. Суть его в том, что если идея, цель длительно и стойко насыщаются положительными эмоциями, то это постепенно превращается в самостоятельный мотив – цель жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Путем анализа своей деятельности, отношения к ней “значимых других” (члены семьи, друзья, авторитетные люди) устанавливается иерархия мотивов, выделяются из них те, которые наиболее полезны и важны – цели. Второй психологический механизм формирования и развития личности называется идентификация, он реализуется через подражание и заражение особенностями личностных авторитетов. Третий связан с принятием и освоением социальных ролей личности. Многие психологи сходятся во мнении, что основным способом существования личности является постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений начинается регресс личности. Степень сохранности личности психически неполноценных людей может быть разной – от небольших отклонений от нормы до тяжелых психических заболеваний. В случаях психической патологии мироощущение, мотивация поведения, особенности мышления существенно отличаются от здоровых людей. Здесь речь идет о патологии или аномальной личности. Преступники, будучи психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку накопленные ими знания, умения и навыки направлены ими против сформировавшего их общества. Личность может быть утрачена человеком вследствие болезни или глубокой старости, что проявляется в утрате самосознания, способности ориентироваться во времени, пространстве и человеческих отношениях. Влияет на формирование и развитие человека и личности интеллект. Это определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем. В отечественной психологии принято исходить из принципа единства интеллекта и его связи с личностью. Эта связь неоднозначна. Но известно, что ограничение умственных способностей препятствует полноценному развитию личности. Олигофрения – форма умственной отсталости, которая характеризуется тотальностью психических процессов недоразвития и нарушения в сенсомоторной и интеллектуально-речевой сфере. Различают степени тяжести дефекта: дебильность (IQ от 50 до 70), имбецильность (IQ от 20 до 50), идиотия (IQ не более 20).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |