Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства и формы воспитания




Диспут

Лекция

Беседа

Главная функция беседы — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окру­жающей действительности, к своим гражданским и нравс­твенным обязанностям. Иногда воспитанники совершают проступки, не придавая им особого значения, не осознавая их вреда.

Из психологии известно, что чем моложе воспитан­ники, тем больше у них отставание в осознании своих соб­ственных качеств по сравнению с осознанием качеств у дру­гих людей. Педагог может раскрыть значение проступка, сопоставляя его с другими аналогичными проступками.

Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни. В качестве таких факторов (положительных или отрицательных) может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, а также моральное правило, обобщенный литературный образ, реальный или условный педагогический образец. Форма беседы может быть самой разнообразной, но она непре­менно должна наводить воспитанников на размышления, результатами которых должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или другими делами и поступками.

 

Это развернутое, продолжительное и систе­матическое изложение сущности той или иной учебной, научной» воспитательной или иной проблемы. Основа лек­ции — теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Лекция должна быть школой мышления. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пас­сивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.

Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности молодежи в самоутверждении, стремлении искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Упражнение

Педагогическое воздействие должно формировать тре­буемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкрет­ные дела, поступки характеризуют личность. В этой связи организация деятельности и формирование опыта обще­ственного поведения рассматриваются как сердцевина педагогического процесса. Важную роль в этом процессе играют упражнение и приучение.

Упражнение — это планомерно организованное выпол­нение воспитанниками различных действий, практиче­ских дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение это организация планомерного и регуляр­ного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение — это упражнение с целью выра­ботки хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнооб­разных задач гражданского, нравственного, физического и' эстетического воспитания и развития. Без системати­ческого применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

^ упражнения в полезной деятельности;

^- режимные упражнения;

*• специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении вос­питанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осоз­навалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверж­даться в труде и через труд.

Режимные упражнения — это такие упражнения, глав­ный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс-режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заве­дении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благо­творно сказывается на здоровье, физических и интеллек­туальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Всякое нарушение режима педагогического процесса — это не только видимый урон (например, сорванное занятие, опоздания, вошедшие в привычку и т.д.), но это еще воспи­тание неуважения к учебному процессу, воспитание необя­зательности и расхлябанности. Все упражнения в учебном заведении должны быть режимными.

Специальные упражнения — это упражнения трениро­вочного характера, цель которых выработать и закрепить умения и навыки.

В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первоклассников «тренируют» вставать при входе учителя, молодых солдат учат приветствовать старших по званию и т.д. Специальные упражнения приме­няются и с целью преодоления недостатков. Так, наруши­теля дисциплины делают ответственным за порядок, неоп­рятному поручают обязанности санитара. Таким образом, упражнения направлены, прежде всего, на организацию и руководство деятельностью и поведением воспитанников.

Поощрение — это сигнал о состоявшемся самоутверж­дении, потому что в нем содержится общественное призна­ние того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимися.

Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. "Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения — принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка обще­ственным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание один из самых старейших методов воспи­тания. В воспитательной практике используются следую­щие виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, огра­ничение участия в жизни коллектива, изменение отноше­ния к воспитаннику и т. д.

Наказание, корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил непра­вильно, вызывает чувство неудовлетворенности, диском­форта. Наказание — это самоутверждение наоборот, кото­рое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни мораль­ного унижения, ни физического страдания. Главное чувс­тво наказанного воспитанника — чувство переживания, отчужденности от других воспитанников, от коллектива. Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения воспитан­ников на нездоровой основе.

Еще древнеримский философ Сенека утверж­дал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко при­мером». Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подража­нию, однако его психологический эффект не ограничи­вается стимулированием их приспособительной деятель­ности. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия» мастерства, верности долгу и т.д., воспитан­ник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержа­ние социально-нравственных отношений. При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений,

Особое значение имеет личный пример педагога-вос­питателя. Воспитательное воздействие личного примера педагога впрямую зависит от его авторитета у воспитан­ников. Педагог должен, прежде всего, сам соответствовать всему тому, на что он их нацеливает и к чему призывает.

 

Средство воспитания— это педагогически независи­мый источник социального опыта. Средством воспитания является всё то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, животные, растения, события и т.д.). Средства вос­питания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их может использовать целенаправленно воспитатель.

Средства выбирают для реализации той или иной воспи­тательной цели. Выбор средств определяется методом вос­питания. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую оснащённость, улучшают психологическую атмосферу, выступают инструментами деятельности и т.д. Средства должны отвечать определённым требованиям:

гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Цели, содержание, методы и средства воспитания ока­зывают влияние на выбор формы воспитательной деятельности. Форма — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.

Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают: продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель);

Виды деятельности воспитуемых: учебная, трудо­вая, спортивная, художественная;

^ способ влияния педагога: непосредственно, опосре­довано;

^ субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые;

^ результаты: информационный обмен, выработка общего решения;

^ количество участников: индивидуальная, группо­вая, массовая формы.

Рассмотрим особенности некоторых форм воспитатель­ной работы, различаемых по количеству участников.

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуаль­ной помощи в конкретной работе, совместный поиск реше­ния проблем. В процессе общения воспитатель должен рас­познать возможности воспитанника, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.

Групповые формы: творческие группы, органы самоуп­равления, кружки и т.д. Задачи воспитателя, создать усло­вия для самореализации всех участников группы, получе­ния позитивного результата групповой деятельности.

Коллективные формы: конкурсы, концерты, походы, спортивные соревнования и т. д.

Имеется большое количество подходов к различению различных типов форм воспитательной работы. Не имея возможности всё представить, выделим лишь один. Так, Н.И. Болдырев предложил классифицировать формы вос­питательной работы в зависимости от метода воспитатель­ного воздействия:

^ словесные — собрания, сборы, линейки, лекции,

конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

> практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и др.

> наглядные — музеи, выставки, стенды, стенные газеты и пр.

В заключение отметим, что все формы организации воспитания взаимозависимы и взаимосвязаны, поэтому на практике существует проблема оптимального их соче­тания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.