КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семья как субъект педагогического взаимодействия
Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья реализовывает определенные функции: - репродуктивную — рождение детей; - хозяйственно-экономическую (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение); - воспитательную (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей); - коммуникативную ( организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами); - рекреативную (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива). Семья для ребенка — это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения. Реализация воспитательной функция семьи обусловлены национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает. Существуют общие факторы, обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Это непрерывное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; построение отношений в семье на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности; передача опыта от поколения к поколению, чему способствует общение и взаимодействие в семье между людьми разного возраста. Родители имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его интересы и потребности. Воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — составная часть относительно социально контролируемой социализации человека. В процессе семейного воспитания передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения. Семейное воспитание — это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Таким образом, семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание— это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы: ^ создать максимальные условия для роста и развития ребенка; ^ передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; > научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; > воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются: ^ гуманность и милосердие к растущему человеку; ^ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; ^ открытость и доверительность отношений в семье; ^ оптимальность взаимоотношений в семье; последовательность старших в своих требованиях; оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказании, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др. Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитания. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие. В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье с его культом человеческой жизни и смерти, с множеством таинств и обрядов. Семьи классифицируют по различным признакам: ^- по структуре (количеству членов, их возрастному составу): различают семьи из трех поколений — родители, дети, внуки; из двух поколений — родители и дети; однодетные семьи; многодетные (имеющие трех и более детей); неполные, в которых нет одного из родителей; бездетные и др.; ^ по условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные); ^ по стилю семейного воспитания (авторитарный* демократический, либеральный). Имеются и другие подходы к классификации семей. Так И. Клемантович предлагает выделять семьи по воспитательным возможностям: ^ благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых сложились гармоничные отношения между родителями и детьми, основанные на высоких нравственных нормах; родители имеют высокий культурный уровень); ^ менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его недостаточно); ^ неблагоприятные для формирования для личности ребенка (семьи, в которых родители ведут аморальный образ жизни, имеют низкий культурный уровень); - нейтральные (дети предоставлены самим себе). В современной практике семейного воспитания выделяют три стиля отношений: авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарный стил ь родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, излишней требовательностью. Угрозы, принуждение - вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха и незащищенности, протест или агрессивность, апатию или пассивность. Проявляется это в грубости, лжи, лицемерии. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, прислушивается к советам, имеет чувство собственного достоинства. Либеральный стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безнаказанность. В результате дети растут недисциплинированными, безответственными. Это социально опасный способ отношений с детьми. Наиболее часто в семейном воспитании используются следующие методы и приемы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, поручение, похвала, сочувствие, и т.д. Их применение осуществляется сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуаций. Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания. Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний» и др.). Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского насилия, они могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по тину «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется. Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей. «Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский отмечал, что страх — самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими. Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями, детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться. Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
Агрессия – индивидуальное или коллективное действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агглютинация – элементарное преобразование имеющихся у человека представлений в процессе воображения, заключающийся в склеивании различных разнородных элементов, когда создаются образы объектов, не встречающихся в действительности (кентавр, русалка). Адаптация – приспособление, привыкание человека к новым условиям. Процесс эффективного взаимодействия организма со средой Аккомодация – перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации (в адаптации – термин Пиаже). Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Анализатор – понятие, предложенное Павловым, обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители. В нем выделяют: воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; проводник, состоящий из афферентных (восходящих) нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам ЦНС; центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий; нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны высших, в особенности корковых, отделов. Виды: зрительный, слуховой… Аномия – различного рода нарушения в ценностно-нормативной системе общества Апперцепция – зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека Архетип – так Юнг назвал врожденные психические структуры, скрытые в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Проявляются в сказках, мифах, а также при расстройстве психики Ассертивность – социальное качество личности, проявляемое в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия и характеризующее личностно зрелого человека, который точно знает, что он хочет и чего не желает и может это выразить без агрессивных реакций по отношению к другим людям. Это склонность действовать по собственным мотивам, а не по влиянию извне Ассимиляция – присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное (в адаптации – Пиаже). Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой наличие одного из них влечет за собой появление другого. Атрибуция – приписывание какого-либо непосредственно воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению (обыденный, житейский анализ). Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями. Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильнодействующей на психику причины. Аффилиация – (присоединение), стремление человека быть в обществе других людей. Биопсихические свойства – темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья и патопсихологические особенности. Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внутренних и внешних материальных стимулов. (Уотсон, Скиннер, Дьюи, Джемс, Энджел, Толмен) Вербальный (канал общения) – относящийся к звуковой человеческой речи. Воздействие педагогическое – влияние педагога на сознание, волю и эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей Внушение – особая форма психологического воздействия на чувства другого человека, основанная на авторитете внушающего. Воспитание – процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач. Также – в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Это воздействие на ум, волю, чувства воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов. В широком смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу социально-культурного опыта, норм и ценностей. В. направлено на формирование базовой культуры личности Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа в целом. Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. Высокоразвитые группы – группы, отличающиеся устойчивостью целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений и сплоченностью (коллективы). Галлюцинации – патологическое, непроизвольное возникновение в сознании образов восприятия объектов и явлений (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых) на основе хранящихся в памяти, отсутствующих в реальном окружении в данный момент, но кажущихся человеку реально присутствующими и действующими на него. Генотип – совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком от своих родителей Глубинная психология – ряд направлений психологии, придающий решающее значение в поведении глубинным, неосознаваемым побуждениям и установкам человека. Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе Группа – в социальной психологии под группой понимается устойчивая совокупность людей, объединенных процессом совместной деятельности и общими интересами. Групповое давление – требования соблюдения общих норм в интересах урегулирования взаимоотношений между всеми членами группы. Групповое мнение – совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям и явлениям. Групповые настро ения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность совместных переживаний по какому-то поводу в определенный период времени. Гуманистическая психология – направление психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное открытие возможностям, ищущее смысл и ценности, имеющее творческое духовное начало. Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Децентрация – один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения, который функционирует на способности принять точку зрения другого человека. Один из ключевых понятий теории Пиаже. Механизм преодоления эгоцентризма, один из факторов социализации детского мышления Дидактика – основная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения целей Депривация – состояние человека, вызванное недостатком собственной активности (движений, занятий любимым делом) привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей Диспозиция – готовность человека к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности Закон параллельного действия – в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, через коллектив (Макаренко, затем – Сухомлинский) Законы дидактики – Хуторской выделяет: з-н взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; з-н социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса Закономерности обучения отражают объективные, существенные, общие, устойчивые взаимосвязи, повторяющиеся при определенных условиях. Например, закономерности качества обучения, методов обучения, управления обучением, стимулирования обучения. К частным закономерностям относят: собственно дидактические (результаты обучения завися от методик, средств, профессионализма преподавателя); гносеологические (результаты обучения завися от познавательных способностей учащихся, умения и потребности учится); психологические (- от особенностей внимания, мышления, учебных возможностей); социологические (уровень интеллектуальной среды, стиль общения); организационные Заражение – общественно-психологический механизм воздействия, проявляющийся в бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному влиянию в условиях психоэмоционального контакта. Идентификация – социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или переживаний партнеров и их перенос на свои психологические характеристики. Иллюзия – ложное, искаженное восприятие реальных предметов и явлений Имплицитная теория личности – устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которых он судит о людях в условиях недостаточной информации о них. Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное Адлером. Согласно ему психическое развитие определяется чувством неполноценности, которое формируется в детстве и затем может быть преодолено через самоутверждение, в творчестве, борьбе за власть, превосходство над другими людьми. Ингибиция социальная – тормозящее, негативное влияние социальных факторов или отдельного человека на мысли, чувства, активность человека или группы и возникающее в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия Инсайт – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы Интеракционизм (взаимодействие) – направление, рассматривающее развитие и жизнедеятельность личности в контексте социального взаимодействия. Определяющим в этом процессе является общество, а не личность. (Мид, Сирс, Гофман, Г. Келли) Интериоризация – переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Один из механизмов развития внешних психических функций Интроспекция – самонаблюдение, за собственным планом психической жизни. Интроверсия – обращение к своему внутреннему миру, малообщительность. Каузальная атрибуция – интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Кинестетические ощущения – возникают от движения тела и мышечного напряжения Когнитивная психология - направление в психологии, которое характеризуется взглядом на психику как на систему когнитивных операций (Пиаже, Миллер, Брунер, Саймон, Ньюэлл). Основывается, как и бихевиоризм на строгой формализации психологических процессов. Главное – анализ процесса, происходящего на пути от рецептора, через который попадает сенсорная информация. До ответа на эту информацию Когнитивный – имеющий отношение к познанию, мышлению Коллектив – высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Признаками коллектива являются общезначимая для всех совместная производственная деятельность, четко организованная структура, общность нравственно-этических норм и дружеские взаимоотношения. В первичном коллективе непосредственные контакты. Вторичные состоят из первичных Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия (контакты, общение, обмен информацией, взаимодействие). Компенсация – способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств (Адлер). Также – сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизических свойств организма Комплекс неполноценности – сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений, навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциями по этому поводу. Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающее аффекты и стрессы. Конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей. Конформность – некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственных взглядов, диктуемым какими-либо конъюнктурными соображениями. Кооперация – внешнеорганизованная группа, для которой характерно преобладание деловых отношений. Корпорация – высокий уровень развития группы, основанный на сплоченности и осознании всеми членами группы значимости общей цели и максимуме усилий для ее достижения, как правило, в ущерб общественной. Коррекция – система специальных и общепедагогических ме, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков Лабильность – свойство нервных процессов, проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени, скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Личность – совокупность социально-психологических качеств человека, определяющая его поведение и деятельность. Локус контроля – анализ ситуации субъектом с точки зрения причин успеха или неудачи, в котором происходит приписывание причин внешним обстоятельствам (экстернал) или самому себе (интернал). Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом. Маргиналы – неадаптивные, неприспособившиеся к социальным условиям люди Мастерство педагога – сплав знаний, умений, личностных знаний и опыта Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Способ педагогического воздействия на ребенка, направленный на развитие потребностно-мотивационной сферы, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Это: вовлечение в деятельность (упражнение), убеждение, пример, требование, наказание. В нем отражен способ и состав действий воспитателя и учеников. Образуют систему: методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения, требования, приучение, воспитывающая ситуация); стимулирования поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание); контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение, опросные методы, анализ результатов деятельности, тестирование) Микрогруппы – неформальные группы внутри малой группы. Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека, его поступков. Мотив достижения успеха – устойчивая мотивационная черта личности, выражающаяся в потребности добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуации соревнования. Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Наглядно-действенное мышление – способ практического решения задачи, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия с материальными предметами Наглядно-образное мышление – способ решения задачи, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними. Направленность – потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, желания, склонности, вкусы. Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени Невербальные средства общения – жесты, мимика, пантомимика, служащие человеку выразительным средством общения. Научение – приобретение знаний, умений и навыков в результате жизенного опыта Неорганизованные группы – группы, возникающие спонтанно и не имеющие внутри себя строгих властных и коммуникативных отношений. Неформальные группы – неофициальные группы, образующиеся на основе личных предпочтений. Неофрейдизм – направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм психоанализа Фрейда и ввести основные его положения в социальный контекст Образование – процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, разносторонне развитая личность, энергичный предприниматель). Образование описывается как уровень, процесс деятельности, институт, система. «Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства” (Закон РФ об образовании) Образование как процесс – это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности Обратная связь – процесс получения информации о состоянии партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. Обучение – целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития качеств, необходимых для выполнения каких-либо функций. Это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями, умениями. Согласно культурно-исторической школе Выготского обучение влечет за собой развитие Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности Оперантное поведение (Скиннер) – в бихевиоризме – стремление человека получить положительное подкрепление (одобрение) и избежать отрицательного подкрепления (осуждения). Основа для программированного обучения Организованные группы – группы, отличающиеся четкой структурой. Ощущение – элементарный психический процесс, субъективное отражение простейших свойств окружающего мира Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки разнообразной информации. Педагогическая деятельность – особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями Строится в соответствии с пед. процессом: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности, анализ и оценка результатов Педагогическая система – воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения. Структуру ее составляют: цели воспитания, методы, средства, формы Педагогическая ситуация – определенное качественное состояние педагогического процесса в какое-то время. В ней есть педагогическая задача Педагогическая техника – комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздействием на ученика этими профессионально-личностными средствами Педагогическая технология – система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми Педагогические ценности: социально-педагогические – отражают характер и содержание ценностей, которые функционируют в различных социальных системах; групповые – идеи, нормы, концепции, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в различных образовательных институтах; личностно- педагогические – цели, мотивы, идеалы, установки и др. ценностно-мировоззренческие ориентации педагога Педагогические умения – гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные Педагогический процесс – совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный, коммуникативный. В соответствии со структурой его строится педагогическая деятельность. Это свойство систем, последовательная смена состояний педагогической системы. Педагогическое требование – предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Выражается как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание, как просьба, совет, инструкция. Бывают прямые и косвенные. В коллективе предпочтительны косвенные (просьба, совет) Персеверация – навязчивое повторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли или переживания. Перцепция (социальная) – процесс восприятия человеком другого человека. Составная часть общения. Подражание – способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека. Прием воспитания – составная часть метода в конкретной ситуации. Например, метод поощрения реализуется через похвалу, награждение Проксемика – изучает влияние пространственных параметров на межличностные отношения Психические образования – знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения Психические свойства и процессы – интеллектуальной, познавательной и эмоциональной сфер личности. Элементарные психические явления, включенные в боле сложные виды психической деятельности. Это: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, чувства, воля. Психологическое воздействие – социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности или группы. Психическое состояние – цельная характеристика психической деятельности, устойчивая на определенном временном отрезке. Зависит от особенностей протекания психических процессов, предшествующего состояния и психических свойств личности. Оно также влияет на психические процессы, деятельность. Среди видов выделяют: бодрость, эйфорию, усталость, апатию, отчуждение и т.п. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфер человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.(Психологические, физиологические изменения – развитие, нравственные и духовные – формирование). Реальные группы – группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Ригидность – заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий. Рецептор – специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри его и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и др. и их преобразования в нервные электрические импульсы. Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи и информации Референтность – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Референтная, или эталонная группа – общность людей, в которой человек формирует свои воззрения, идеалы, убеждения, установки, с мнением которой он считается, чьей оценкой дорожит (группа членства). Рефлексия – способность осознавать свои особенности, то, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других. Самоактуализация – использование и развитие человекм имеющихся у него задатков, их превращение в способности, стремление к личному самосовершенствованию Сверхаддитивный эффект – более высокий в количественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности Сензитивность - повышенная чувствительность человека к определенным внешним влияниям Синектика – метод активизации коллективного решения. Для обсуждения проблемы собираются люди разного жизненного опыта, когда сталкиваются самые неожиданные мнения, невероятные аналогии, что приводит к рождению новых идей. Синестезия – способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств Содержание воспитания – совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный мир личности. Социализация – процесс усвоения человеком социального опыта. Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Социальная роль – совокупность норм и правил типичного поведения личности, занимающей определенное положение в обществе. Социальный стереотип – устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям определенной социальной группы. Социально-психологические особенности поведения - социальный и межличностный статус, стиль жизни и работы, стиль общения. Социометрический статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее степень его авторитета Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Однако они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами деятельности. Высокий уровень овладения способностями – талант и гений Средства воспитания – сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. Это также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники) Сублимация – один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение путем переключения энергии на процесс творчества, уход в шутку, общественную деятельность Темперамент – динамическая характеристика психических процессов в поведении человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и др. Теория деятельностного опосредования межличностных отношений – концепция, согласно которой в любой реально развитой группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы Толерантность – терпеливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов. Пониженная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов Традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности и прочно укоренившиеся в жизни членов малой группы нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало повседневной потребностью каждого члена данной группы (коллектива). Фасилитация – стимулирующее влияние социальных факторов на мысли, чувства, активность человека или группы Филогенез -изменения в процессе эволюции различных форм органического мира Формальные группы – официальные группы, имеющие официально заданную извне структуру. Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд и достижении определенной желаемой цели Убеждение – логически аргументированное воздействие на сферу сознания людей. Уровень притязаний – максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в своей деятельности. Формы воспитательной работы – праздник, поход, интеллектуальная игра, конференция. Они могут быть отнесены и к методам воспитания Характер – совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства Экспектации – завуалированные, скрытые требования, выступающие в форме ожиданий, они не высказываются вслух Экстериоризация – перевод действий из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей Экстраверсия – обращение личности к социальному окружению, общительность, открытость, активность. Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей Эмпатия – способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь. Этнос (нация) – исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общей территорией, единым языком, культурой, бытом и самосознанием своей общности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |