Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Культурология (единство и многообразие форм культуры): учеб




Щеглова Л. В., Шипулина Н. Б., Саенко Н. Р.

Культурология (единство и многообразие форм культуры): учеб. пособие / Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Саенко. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. — 196 с.

 

ISBN 978-5-88234-998-0

 

Учебное пособие представляет собой базовую часть учебно-методического комплекса по культурологии, направленную на методическую помощь в самостоятельной работе студентов. Оно содержит краткое изложение лекционного курса, списки литературы, рекомендованной для самостоятельного изучения тем и разделов курса, вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, терминологический словарь, список примерных тем письменных творче­ских работ, а также хрестоматию.

Адресовано студентам педагогических вузов всех специально­стей дневной и заочной форм обучения, изучающим курс «Культурология».

 

ББК 63.5я73

© Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина,

Н. Р. Саенко, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................................ 4

Раздел 1. Культура человека и культура человечества.......................................... 11

Культура и цивилизация................................................................................ 16

Этнос, народ, нация как субъекты культуротворчества............................. 23

Проблема субкультур.................................................................................... 34

Раздел 2. Менталитет, картина мира и национальный характер............................. 42

Язык как основа национальной культуры................................................... 46

Национально-культурные особенности невербальной
коммуникации................................................................................................ 54

Этнокультурная идентификация и стереотипизация................................... 63

Когнитивные и социальные функции культурных стереотипов................. 71

Раздел 3. Единство и многообразие культур........................................................... 83

Восток — Запад как первичная типология культур.................................... 91

Онтологические противоречия русской ментальности............................. 100

Культура XX века и современность........................................................... 112

Терминологический словарь.................................................................................... 125

Темы самостоятельных письменных работ............................................................ 141

Вопросы и задания для самостоятельной работы.................................................. 143

Хрестоматия.............................................................................................................. 150

 


 

Современную философию культуры отличают концептуальный плюрализм и методологический эклектизм, т. е. нет единой общепринятой теории культуры. Для каждого, кто занимается познанием культурных феноменов, существует возможность выбора исходных оснований, которые присущим только им способом выделяют специфику существования человека в мире.

Культуротворческая или смыслообразующая деятельность человека организует многообразие жизни в форме оригинальных культурных миров, каждый из которых представляет собственный порядок идей и образов. Современный культуролог, исследующий морфологию культуры, непременно ищет системообразующий принцип ее построения, который может быть определен только в сравнении культур на пространственно-временной шкале.

Важное значение в актуализации и развитии культурологии и этнологии имеет усложнение культурной реальности: в последние десятилетия в мире значительно обострились этническая ситуация и межэтнические отношения, массовизация всех сфер культуры подавляет духовный рост личности, глобализацию признают трагедией, а общее смысловое пространство человеческой культуры «загрязнено переизбытком знаков».

Культура — имманентное свойство человеческого бытия, т. е. неразрывно соединенное с ним, внутренне ему присущее. Везде, где есть человек, его душа, свойственное ему стремление осмысливать мир, творится человеческая культура. Она проявляется во всем, что им создано и создается, в различных вещах, отношениях, поступках, словах и идеях.

Существуют представления о культуре личной, культуре определенного общества в определенный момент времени, общечеловеческой культуре, о культуре разных народов и разных эпох. Когда речь идет, например, о национальной культуре, то обычно подразумевают единство языка, религиозных и нравственных представлений, обычаев, традиций и бытовых привычек, специфических тенденций в хозяйствовании, государственном и законодательном устройстве и в способах оригинального самовыражения во всех областях искусства.

Придает же единство этим различным явлениям народной жизни — национальное сознание, психосклад, особенности мировосприятия. В этом смысле область культуры — это область духовной жизни, в которой каждый предмет одухотворен, осмыслен человеком. Даже сферы сугубо материального производства находятся в зависимости от человеческого целеполагания, а значит, от мира идей, представлений, установок, символов и переживаний реальности.

Вообще всякая человеческая связь с миром и есть культура. Поэтому она часто определяется через понятие «деятельности» в качестве специфической человеческой деятельности. Но если культура связывает человека с миром, ей не принадлежащим, миром природным, то тогда ясно, почему культуру определяют также как вторую окружающую среду, созданную человеком. Дейст­вительно, человек свою жизнедеятельность творит, он способен что-то радикально в этом мире менять.

В любом словаре можно прочесть одно из многочисленных определений культуры: к настоящему времени их насчитывается свыше четырехсот. Но как бы ни определяли культуру: через понятие человеческой деятельности, или как совокупность ценно­стей, созданных человечеством, или семиотически — как систему выработки и хранения информации, во всех случаях подразумевается, что культура — это мир, созданный человеком, обработанный им. Это соответствует этимологии слова, буквально означающего «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Культура в общем смысле — это развитие жизнедеятельности человека в отличие от жизнедеятельности животного. Всё, что выделяет его из биологического мира, лежит в плоскости культуры: социальность, язык, нравственность, способность к творчеству и передаче духовных ценностей, т. е. собственно историческая память.

Человек, родившись, приходит в уже очеловеченный мир. Он сразу попадает в русло определенной жизненной традиции своего племени, позднее своего сословия и своего народа. Он усваивает ее, становясь носителем определенной культуры, расширяет и изменяет опытом своей творческой деятельности, передает следующим поколениям.

Таким образом, человек живет не только в определенной биосфере, но и с момента появления своего на свет оказывается в сфере, созданной предшествующими поколениями людей. Академик Д. С. Лихачев назвал ее в свое время «гомосферой» — человекоокружением. В этой гомосфере огромную роль играют язык и литература, задающие некоторый эталон нравственных и эстетических представлений. Поэтому когда говорят о явлениях культуры, о культурных ценностях, то чаще всего возникают именно литературные ассоциации. В действительности, конечно, любой текст — явление культуры, любой язык также явление культуры, в том числе искусственные, вплоть до универсального языка математики. Многие культурологи считают язык прообразом всех остальных культурных форм.

Мир культуры не менее разнообразен и богат, чем мир природы. Ведь Земля была домом миллиардов людей, живших до нас. Их духовное напряжение не исчезло, оно сохранилось в культуре в виде бесчисленных материальных следов, при помощи которых мы воспроизводим сделанные ими открытия. Культурные памятники очень разнообразны — это картины, здания, редкие языки, фольклор, этнографические ценности, местные обычаи.

Как видим, класс явлений, относимых к понятию культуры, безграничен. Практически каждый процесс или продукт человеческой деятельности имеет свой культурный аспект, поскольку культура характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей во всех сферах общественной жизни. Принято говорить о культуре труда, быта, художественной культуре, политической культуре и т. д. При этом часто подразумевается некий достигнутый уровень, т. е. некоторое представление о том, что является культурным, а что — нет.

Развитие любой культуры во времени является естественным процессом в том смысле, что подобно развитию живого организма система культуры очень слабо подвержена влиянию человеческой субъективности. Она не выносит произвольного конструирования. Культуре присуще мощное консервативное начало, утверждающее преемственность между поколениями, обращенность к прошлому. Обрывы постепенности в культурном развитии недаром называют историческими катастрофами. Перерыв в культурной традиции не бывает явлением всецело прогрессивным, т. к. имеет своими последствиями деградацию целого ряда сторон культуры. Всё в культуре требует долгого и бережного возделывания, выращивания, ухода и сохранения. Традиция жива лишь непрерывными усилиями людей, эту традицию воспроизводящих или сохраняющих память о ней. Насильственное разрушение того, что может показаться устаревшим, подобно сдиранию верхнего культурного слоя почвы, обнажает лишь нижележащие слои, не давая тем самым вырасти и развернуться всем потенциальным возможностям настоящего.

Подлинное новаторство часто является усвоением предшествующей традиции. Оно связано с творческим началом в культуре, созидающим новые ценности, расширяющим возможности человека. Однако новое часто отменяет и вытесняет старое. Поэтому культура не может развиваться без потерь.

Обогащение культуры идет главным образом по пути взаимосвязи и преемственности культур разных народов, как в прошлом, так и в настоящем. Самосознание национальной культуры возможно только в диалоге с другими национальными культурами. Все партнеры культурного диалога взаимно дополняют, обогащают друг друга, имея разные исторические судьбы, способствуют многокрасочности мира. Замкнувшись и отгородившись от мира, культура застаивается и гибнет, не имея возможности для нормального развития.

Культура — это система, все элементы которой теснейшим образом связаны между собой. Культура хозяйственная зависит от культуры интеллектуальной, технической, научной, которые связаны с культурой политической, бытовой, художественной и т. п. Одни и те же закономерности выражаются в развитии политических форм и моральных представлений, в искусстве и философии, в языке и способах коммуникации. Характер культурных стандартов на глубинном уровне общественной жизни обеспечивает эту взаимосвязь, это единство форм, придающее всякой культуре её уникальность.

При таком широком взгляде на культуру она сливается в ретроспективе с историческим процессом, а взятая синхронно — с состоянием общества в данный момент. Для того чтобы выделить собственно культурный смысл в истории и в социуме, обращаются к определению культуры как совокупности созданных человеком ценностей. В мире культуры все идеальные и материальные объекты так или иначе освоены человеком, т. е. для людей все многообразие явлений мира может оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, полезного и вредного. Сами внутренние критерии, на основании которых даётся оценка внешним явлениям, выступают в сознании человека в качестве так называемых убеждений, или «субъектных ценностей». Это установки и привычные оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений. Во внутреннем мире личности все это выступает как ценностные ориентации.

Ценностное понимание культуры может быть связано с более широким представлением о ней как о смыслополагающей деятельности человека. В каждом своем проявлении человек осознанно или непроизвольно вскрывает и утверждает смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. В придании смысла вещам и состоит культурная деятельность человека.

Но значительно чаще понимание культуры как совокупности ценностей связывается с позитивным, лучшим в человеческой деятельности. В таком случае о культуре судят по её величайшим достижениям. В ряде концепций речь идет о высших ценностях, о том, что священно. Так, например, Н. Бердяев писал, что культура родилась из культа, истоки её сакральны. В свой органиче­ский период культура была связана с жизнью религиозной. Действительно, религия, утверждая представления о высшем, абсолютном, обосновывая нравственность, пронизывает человече­скую жизнь почитанием, необходимым для бытия культуры. «Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов и отцов. Культура всегда гордится древностью».

Ключевым моментом для существования культуры являются не отдельные достижения, а её устойчивость. Она связана с процессом передачи культуры от поколения к поколению, от человека к человеку, от одной социальной группы к другой. Это значит, что стержнем культуры является процесс образования. В современном общественном мнении система образования выступает лишь в качестве части культуры, причем части не очень значительной. Но такое положение объясняется скорее тем, что образование понимается как достаточно специализированная деятельность, нежели действительным, сущностным соотношением образования и культуры.

Дело в том, что культуру можно понимать в качестве процесса «окультуривания» «природного» (вновь рожденного, биологического) человека, каковым, собственно, любой человек появляется на свет, и «окультуривания» его предметного мира, т. к. уже готовый предметный мир, т. е. искусственная среда обитания человека цивилизованного, абсолютно безгласен, мертв для человека биологического. Человек должен стать культурным, чтобы увидеть культурное содержание, значение и назначение окружающих предметов, которые изготовлены (или подготовлены для него) предыдущим историческим развитием человечества. Если представить себе ситуацию, при которой хотя бы однажды культурное наследие не передается новому поколению людей, то мы сразу же будем иметь случайную ассоциацию биологических индивидов, не владеющих даже языком, среди совершенно бесполезных и бессмысленных для них предметов. Вот в этом конкретном отношении мы можем считать, что культура — это то, что составляет содержание широко понятого образования. На этом уровне переносится основной слой культуры, гумус. Но трансляция этого уровня культуры обычно вообще не воспринимается как образование, совершенно не входит в понятие образования.

Образование же в собственном смысле слова начинается обычно там, где есть «приращение культурности» или выход человека за пределы непосредственной прагматичности, когда человек ориентируется на высший смысл, а не на практическую полезность. Но в современном развитом обществе за пределами прагматичности или любой специализированности образования, за пределами обучения специальностям находится лишь внесение «света разума» в обыкновенное человеческое бытование. Недаром широко распространено остроумное замечание о том, что образование — это то, что останется, когда все выученное уже забудется. Образование в широком смысле — это не обучение чему-то, что превосходит непосредственно полезное, но переделка самой структуры личности. Сущность образования ярко выражена Н. В. Гоголем: «Просветить не значит научить, или наставить, или преобразовать... но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь» (Гоголь, Н. В. Вы­бранные места из переписки с друзьями / Н. В. Гоголь // Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 8. С. 285). Такое образование и понимается как овладение определенной культурой, а выступает оно по преимуществу в виде образования гуманитарного, относящегося непо­средственно к духовному миру человека.

Таким образом, культура в самом широком смысле слова понимается как всякая практическая связь человека с миром. В её плоскости заключены все явления духовной жизни, в которой каждый предмет одухотворён, осмыслен человеком, и даже области сугубо материального производства находятся в зависимо­сти от человеческого целеполагания, а значит, от мира идей, представлений, установок, символов и переживаний реальности. Сущностью культуры является человек и его смысло- и целеполага­ющая деятельность, в которой он неизбежно стремится реализовать две фундаментальные потребности: упорядочить своё сущест­вование и сделать его значимым. Именно в развёртывании этих двух основополагающих целей человек во всякую свою деятельность включает структурирование природной реальности и своего в ней бытия, а также наделение смыслом внешнего мира и своего внутреннего. Человек всегда вынужден выяснять смысл своего существования и доказывать его. Именно поэтому он в каждой из форм своей деятельности испытывает необходимость построения своего «идеального мира», культурного космоса в отличие от мира природного.

 

 

Литература

Кассирер, Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб., 1998 (статьи: Культурология, Философия культуры, Культура, Категории культурологии, Природа и культура, Культурогенез, Традиции, Инновации).

Левит, С. Я. Культурология как интегративная область знания / С. Я. Левит // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. С. 654—657.

Методическое пособие для студентов, изучающих курсы истории и теории мировой культуры / сост. Л. В. Щеглова. Волгоград, 1992.

 


Раздел 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.