Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование профессиональных знаний и представлений




Развитие личности профессионала

Психологические аспекты профессиональной деятельности специалиста по безопасности

Процесс превращения личности в профессионала называется в психологии профессионализацией, ее стадии:

- поиск и выбор профессии;

- освоение профессии;

- социальную и профессиональную адаптацию;

- выполнение профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие – довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Это означает, что человек не только совершенствует свои знания, умения, навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное ее воздействие, которое приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только его профессиональные успехи, но проявляющихся негативно и в «непрофессиональной» жизни.

Прогрессивная стадияпрофессионального становления личности связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений, навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функцию деятельности. Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в 2-х направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Личность примеряет требования профессии на систему мотивов и оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой –деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает смысл для личности. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь видеть все новые смыслы профессии для себя. Отсутствие такой способности приводит к потере смысла работы, падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом при малейших трудностях.

 

Познание человека, включение в реальную профессиональную деятельность и подчинение ее целям называется практическим, или профессиональным, познанием. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. Результатом такого отражения является формирование профессиональной основы профессиональной деятельности (ПОПД).

Производственная ситуация отражается человеком на 2-х уровнях. На 1-м (познавательном) уровне человек использует всю информацию, которая известна ему о ситуации, а также понятна и доступна. На 2-м (регулятивном) уровне человек сосредоточивает свое внимание только на той информации, которую он будет непосредственно использовать в деятельности для управления ею. На начальных этапах профессиональной деятельности развитие обоих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определенного этапа профессионализации, их динамика перестает совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная начинает уменьшаться.

Формирование адекватного представления о личности профессионала способствует осознанию своего места в ней с учетом своих достоинств и недостатков, что в конечном итоге ведет к успешному овладению профессией. Решающую роль в формировании адекватного отношения к профессии играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью.

Профессионально важные качества личности – это профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности. Профессиональные способности формируются на основе общих способностей человека. Профессиональные способности - это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (тремор рук, координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и т.п.), включенные в процесс деятельности и обеспечивающие ее эффективность. Для каждой психической функции формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий. Операционные механизмы являются более подвижными, и именно они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессионализации. Общие способности наполняются профессиональным содержанием и превращаются в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя автотранспорта, часового мастера, токаря и хирурга важна координация движений обеих рук, их четкость и точность. Однако сами по себе эти характеристики еще не представляют собой профессиональных способностей. Они начинают проявляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполнится профессионально-технологическим содержанием, и это содержание будет различным для хирурга, водителя, часового мастера.

Этапы в формировании профессиональных способностей:

- вхождение в деятельность;

- первичная профессионализация;

- стабилизация;

- вторичная профессионализация.

В отличие от формирования профессиональных способностей в процессе овладения деятельностью развитие личностных способностей под влиянием профессии изучено менее подробно. Установлено, что в процессе профессионализации изменяются многие свойства личности, в т.ч. отмечено изменение даже стабильных характеристик, таких как темперамент, эмоциональная реактивность. Например, тревожность повышается на начальных этапах профессионального развития, затем снижается, при 3 – 5 –летнем стаже она становится неадекватно низкой и вновь повышается до оптимального для данной деятельности уровня. Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти и за счет компенсаторного, профессионального приспособления, т.е. субъект под влиянием требований профессии усилием воли преодолевает в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению деятельности. Например, если требования профессии предполагают постоянный контакт с людьми, то личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно втягиваться в общение с людьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.