Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ожидаемая продолжительность жизни для лиц, достигших возраста 15 лет




Брачный расчет

Ценность брака. В традиционном обществе брак является условием вы-

живания в силу полового разделения труда. Место крестьянина и крестьянки

должно было быть занято всегда. Высокая женская смертность при родах, низ-

кий уровень средней продолжительности жизни делали постоянным явлением

повторные браки крестьян.

Вступление в брак было необходимым условием, чтобы стать владельцем

крестьянского двора или унаследовать от родителей хозяйство. Брак (кроме на-

следования), был практически единственной возможностью получить в собст-

венность землю. В сравнении с ним покупка земли в XVIII–XIX вв. имела в Ев-

ропе второстепенное значение (за исключением покупки и продажи маленьких

домов и земельных участков на склонах гор под виноградники).

Женитьбой интеллигентные люди создавали себе обеспеченную жизнь,

купцы увеличивали свой оборотный капитал, расширяли свои торговые дела,

приказчики выходили из-под опеки своих хозяев и начинали свое собственное

дело.

Полиандрия помогала избежать раздела земель и коммерческих предпри-

ятий. Один из мужей может оставаться дома, пока другие кочуют со стадами

или отправляются в торговые путешествия. Мужья – это родные братья, или

отец с сыновьями. Полигамия облегчала домашний труд старшей жене, а млад-

шая жена (часто ее сестра) попадала в родственный коллектив.

В современном обществе брак является серьезным ресурсом увеличения

продолжительности жизни (таблица 2).

Таблица 2.

Россия 1896 –97 гг. 1988-89 гг.

В браке Вне брака В браке Вне брака

мужчин

женщин

31.3

28.5

13.7

16.5

36.4

34.4

15.1

26.7

223

Матримониальные стратегии. Непременным условием надежности

брака считалось экономическое равенство сторон: “У меня два быка и у них два

быка – значит подходит”. Тот, у кого четыре быка, будет искать равного парт-

нера. “Лен со льном, конопля с коноплей, а равный с равным”. А также “поле к

полю”.

Партнера искали в своей социальной группе – по положению, имущест-

венному цензу, профессиональной принадлежности. Если село слыло бедным, в

него старались не отдавать своих дочерей. В неравном браке в обмен на жен-

щин, уступаемым родам, стоящим ниже по социальному положению и желаю-

щим иметь жен более высокого происхождения, высокопоставленные роды по-

лучают брачную компенсацию, размер которой тем больше, чем более высоко

социальное положение отдаваемых им женщин. Таким образом, часть женщин

перемещается вниз по иерархической лестнице, тогда как наверх поступают бо-

гатства, которые скапливаются в руках господствующих групп, распределяю-

щих эти богатства среди своего окружения в форме даров или угощений.

В аграрной экономике брачные шансы определялись подлежащей насле-

дованию земельной собственностью родителей, личной работоспособностью

(физической силой и здоровьем), размерами родительского приданого. Выбор

супруга у крестьян не был личным делом. Он затрагивал судьбу домашнего со-

общества, родителей, братьев и сестёр, а также наёмных работников. Насколько

это было возможно, выбор супруга учитывал интересы дома. Персонифициро-

ванный, соответствующий индивидуальному вкусу, свободный от экономиче-

ских расчётов выбор супруга привёл бы большинство крестьянских семей к

личной и экономической катастрофе.

Подготовка к браку контролировалась сельской молодёжью, имевшей

сведения об экономическом положении супругов. В подготовке к заключению

брака участвовали родственники. Посредники (свахи), зная подходящих в силу

хозяйственных интересов кандидатов и домашние расчёты, устраивали нужный

брак.

224

В районах свободного раздела земли между наследниками вступление в

брак допускалось только при условии, что наследуемые доли обоих брачных

партнёров соответствовали норме. В районах единонаследия обычно имело

значение наследство мужа, а не жены.

В крестьянских семьях большую роль в оценке кандидатуры играла репу-

тация семьи. Обязательно смотрели “какая порода”. Народная мудрость гласи-

ла: “Выбирай корову по рогам, а жену по родам”. Репутация “хорошего рода”

складывалась на протяжении жизни нескольких его поколений. Принадлеж-

ность к такому роду предполагала и здоровую наследственность и правильное

воспитание: “Женись ушами, а не глазами” (Югославия). У эвенков женщина,

долго сохранявшая девственность, вызывала сомнения в отношении своей пло-

довитости. Девушки ходила ночевать к своим будущим женихам, чтобы при-

выкнуть друг к другу, а свадьба игралась только после рождения ребенка.

Дворы крестьянских семей, где есть дочери на выданье, тщательно под-

метали, а сами невесты следили, чтобы в доме был порядок. Репутация хозяйст-

венных и гостеприимных создавалась людьми, в основном, пожилыми. Родите-

ли заботились о нужных знакомствах юношей и девушек. В домах девушек-

невест устраивались посиделки, где девушки занимались рукоделием, стараясь

показать свое умение пришедшим парням. Угощали хозяева дома или парни

(Польша). Угощение девушки отрабатывали хозяйке.

В задругах сначала женили старшего сына старшего брата, затем старше-

го сына следующего по возрасту брата и так до тех пор, пока не женятся все

старшие сыновья из простых семей, составляющих задругу; затем подходила

очередь других сыновей. Парню, которого младший брат опередил в женитьбе,

считался неполноценным. Если брак младшего брата был выгоден семье, то он

выплачивал определенную компенсацию старшему брату. Аналогично, млад-

шая сестра выплачивала компенсацию старшей, если раньше ее выходила за-

муж. Младшие братья не могли жениться до выхода замуж их старших сестер.

Зачастую младший сын так и не женился, оставаясь прислугой в родительском

доме.

225

Некоторые девушки добровольно давали обет безбрачия (впоследствии от

него можно было отказаться) чтобы помочь матери растить детей, если семья

оставалась без кормильца. Образ жизни этих девушек менялся: они носили

мужскую одежду, выполняли мужские работы и даже принимали участие в во-

енных действиях.

Сватовство начиналось с высматривания и смотрин. Предстояло выве-

дать, есть ли шансы у жениха, каков достаток родителей невесты. Сватовство

проводилось торжественно, но незаметно, во избежание огласки при отказе, и

чтобы “не сглазить” удачу. В Метохии есть поговорка: “Сто сватают, за одного

выходят”. Иногда взамен кривой, хромой или рябой невесты на смотринах под-

ставлялась ее красивая сестра или служанка. Намеревались сватать одну девуш-

ку, а засватывали совсем другую, чтобы избежать позора.

В дом невесты направляли родственника или соседа пожилого возраста.

Если сведения были благоприятными, к невесте засылали сватов. Чем больше

сватов, тем богаче и родовитее жених. Оплачивал сватов всегда дом жениха,

если даже нанимал их дом девушки. Оплата возмещала стоимости изношенной

ходатаем обуви

При благоприятном ходе событий гостям предлагали раздеться или при-

глашали в чистую половину. Представители жениха не могли притронуться к

угощению, пока не получали согласия на брак. Если сваты видели в доме бес-

порядок, они делали заключение о плохой подготовке девушки к браку. Сваты

излагали свое предложение и оставляли залог. Если залог брался, то это значи-

ло, что предложение будет обдумано. В ответ девушка дарила чаще всего пла-

ток в знак принятия залога. В течение определенного срока залог можно было

вернуть жениху.

Когда жених был из дальней деревни, к нему по приглашению свата еха-

ли невеста и ее родители. С большим вниманием осматривали хозяйство семьи

жениха, стараясь узнать, каков ее материальный достаток. Однако им это не

всегда удавалось, так как бывало, что бедный жених прибегал к помощи сосе-

дей и приводил в свой хлев от них коров и прочий скот, чтобы его сочли бога-

226

тым. Только при положительном впечатлении от хозяйства жениха отец невес-

ты приглашал его с родителями и сватом на сговор.

Обручение (сговор) – договор между сторонами о будущем совершении

брака. Во имя взаимной выгоды семьи планировали браки даже между еще не

рожденными детьми. При колыбельном сговоре – сватовстве в младенческом

возрасте – родители сосватанных детей оказывали друг другу знаки внимания

(подарки, взаимопомощь, участие в семейных торжествах). Будущие супруги

воспитываются вместе и настолько привыкают друг к другу, что их будущий

брак представляется им совершенно естественным.

Неисполнение сговора вело к уплате неустойки. Последняя также выпла-

чивалась при выявлении скрытых пороков жениха или невесты.

Обручение – это форма признания допустимости брака родными и одно-

сельчанами. Получение благословения семьи и родни означало, что они берут

на себя заботы и расходы по организации сватовства и свадьбы. Одному домо-

хозяйству трудно было обеспечить угощением всех гостей, которых собиралось

зачастую несколько сот человек. Все взрослые общинники помогали в органи-

зации свадебного торжества. Приносили припасы для свадебного пира. Те, у

кого не доставало какой-нибудь части костюма, занимали ее у односельчан на

время cвадьбы. Часто девичья перевязка из золотой парчи и подвенечная рубаха

были единственными на все село.

Когда конъюктура брачного рынка неблагоприятна для женщины, то сва-

тает невеста. Например, если дочь – единственный ребенок и, выйдя замуж,

должна остаться жить вместе с родителями. Тогда близкие родственники шли в

дом родителей приглянувшегося им парня, выясняли возможности согласия на

брак. “Предлагали” также девушек некрасивых, перестарков, бедных, так как

им нелегко было найти себе мужей.

Свадебный процесс есть юридическая форма заключения супружеского

союза брачующихся родов. От пышности свадьбы и многочисленности гостей

зависело счастье молодоженов. Свадьба с затратами – обязанность родителей

по отношению к детям. Величина свадебной процессии, продолжительность

227

свадьбы и отдельных обрядов угощение обусловливались степенью зажиточно-

сти родителей новобрачных и их родственников. Богатая свадьба проводится по

полному обряду (до месяца и более), а бедная – по сокращенному обряду.

Так, венец полагался только для девственницы. Если невеста была в доб-

рачной связи, то она одевалась менее нарядно и покрывалась платком. Значи-

тельно меньшей пышностью отличались свадьбы вдовцов и вдов, матерей-

одиночек не имели права на выполнение некоторых обрядов.

Каждый свадебный чин был наделен определенной функцией. Чины –

прежде всего старосваты – главные распорядители свадьбы. Они получали

плату, а профессия передавалась из поколение в поколение. Старосваты были

организованы в цехи, обязанности их были точно определены, так же как и

процент, который они вносили в общую кассу. Дружки обслуживали гостей за

столом, младенцы подносили угощение к столу, звачи – приглашали на свадьбу.

Свадебный процесс организован в форме обрядовой борьбы дружин жениха и

невесты. На счастье били посуду и окна.

Мать невесты давала отъезжающим еду на поезд для еды в дороге и оде-

ления встречных. В перерывах между подачей обеденных блюд – обход соседей

и прощание с ними. Неприглашенные на свадьбу собирались под окнами дома-

ми и получали угощение. Посылали угощение старым, больным и бедным. По-

сле свадебного пира молодые с ближайшей свитой ходили по домам всех род-

ственников, присутствовавших на свадьбе.

Свадьба – процесс многоступенчатый. Если в индусской семье есть

взрослые дети, остающиеся холостыми, родители проделывают церемонию

брака над парой вырезанных из дерева фигурок мужчины и женщины в надеж-

де, что за этим скоро последует свадьба их детей. Они одевают кукол, украша-

ют их драгоценностями и совершают настоящие свадебные обряды. Бывает так,

что на свадьбу куклы тратится столько же денег, сколько и на настоящую

свадьбу.

После обручения, взаимных посещений и обмена подарками в один из ве-

черов у невесты устраивали пир, который рассматривался как предварительная

228

свадьба. Первый день свадьбы принадлежал молодым юношам и девушкам и

назывался свадьбой для молодых, а второй день – мужчинам и женщинам – и

назывался свадьбой для мужчин. Через несколько дней в доме родителей ново-

брачной устраивалась малая свадьба. Молодая свадьба проводилась в доме но-

вобрачных через неделю.

Поскольку целью брачного союза является продолжение рода, то оконча-

тельное объединение двух семейных групп могло завершаться после рождения

одного или нескольких детей: только тогда супруги начинают жить под одной

крышей.

Задания и упражнения:

1) Укажите необходимые и достаточные условия принятия решения для

вступления в официальный брак в современной России?

2) Какова репутация вашего рода?

3) Узнайте у своих родителей, какие скрытые недостатки, “дефицитарные

ограничения” брачного партнера, значимые для ведения домашнего хозяйства,

они обнаружили в семейной жизни.

4) Проверьте действие следующего экономического закона: чем пышнее

свадьба, тем быстрее наступает развод.

5) Оцените стоимость свадебного процесса в целом.

229




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.