Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация на брачном рынке в России




Брачный рынок

Брачный рынок – система соотношений численностей различных групп

бракоспособного населения. Состояние рынка определяется числом и половоз-

растной структурой потенциальных брачных партнеров в населении данной

территории. При несбалансированности брачного рынка происходит расшире-

ние брачного круга

Конъюктура брачного рынка. Поскольку жена, как правило, должна

быть моложе мужа, то состояние рынка определяется соотношением числа мо-

лодых, не состоящих в браке женщин и неженатых мужчин несколько более

старшего возраста. Диспропорция численности полов возникает в результате

военных потерь, резких изменений уровня рождаемости, несбалансированных

по полу массовых миграций. Последствия Великой отечественной войны, ми-

грация мужчин из сел в города в конце 40-х гг., падение рождаемости во время

коллективизации, интенсивная женская миграция из сел в города в 60-е гг. по-

родили следующую ситуацию на брачном рынке в России.

Таблица 1

Возраст Число незамужних женщин, приходящихся на одного нежена-

того мужчину

муж-

чин

жен-

щин

городское население сельское население

1959 1989 1959 1989

25–29

30–34

35–39

40–44

45–49

20–24

25–29

30–34

35–39

40–44

2.9

2.8

10.3

11.2

12.5

1.3

1.2

1.4

2.2

1.8

2.9

4.2

14.7

16.4

21.1

0.7

0.7

0.8

1.3

0.8

В условиях значительного преобладания женщин ослабевает прочность

браков и повышается число разводов по инициативе мужчин, для которых вы-

сока вероятность вступления в повторный брак. Экономическим интересам

211

женщин больше отвечала полигамия, а не моногамия, так как она намного уве-

личивала спрос на них, усиливая тем самым позиции женщин на брачном рын-

ке.

Заключение брака аналогично созданию партнерской фирмы: люди всту-

пают в брак, если ожидаемый объем выпуска совместно производимых ими по-

требительских благ превосходит арифметическую сумму выпусков, которые

они могут производить порознь. Дополняемость мужского и женского труда

создает достаточно сильный стимул для образования таких союзов.

Созданию семьи обычно предшествует поиск (иногда очень длительный).

Он может вестись как экстенсивно (увеличение числа контактов), так и интен-

сивно (лучшее знакомство с имеющимися кандидатами). Рациональные агенты

прекращают поиск на брачном рынке тогда, когда ожидаемая полезность от

вступления в брак оказывается для них выше как ожидаемой полезности от хо-

лостой жизни, так и дополнительных издержек, сопряженных с продолжением

поиска лучшей пары.

Как же протекает процесс “сортировки” на брачном рынке, “разбивки”

соискателей на отдельные супружеские пары? Общий принцип: когда личност-

ные характеристики являются комплиментарными, дополнительными в семей-

ной жизни, сильнее тенденция к заключению браков между “похожими” друг

на друга партнерами. Когда какие-то характеристики оказываются субститута-

ми (взаимозаменяемыми), сильнее тенденция к заключению браков между “не-

похожими” друг на друга партнерами. Так, на брачном рынке предпочтение от-

дается партнерам, близким по росту, цвету кожи, образованию, коэффициенту

интеллектуальности, социальному происхождению, но отличающимся по уров-

ню заработков.

Действительно, чем выше потенциальные заработки жены, тем дороже

обходится ее неучастие в рабочей силе и тем экономически нерациональнее (а

значит, и неустойчивее) брак. Состоятельные люди раньше вступают в брак и

реже разводятся. Имея ранг выше среднего, они женятся на лучших по лично-

212

стным характеристикам женщинах, так что прирост благосостояния от образо-

вания семьи оказывается у них выше, чем у остальных.

Организованный брачный рынок. 20% браков на Западе осуществляет-

ся через брачные агентства. Большинство клиентов брачных агентств – благо-

получные люди. Закомплексованные, неустроенные попросту не рискуют вы-

ставить свою кандидатуру на всеобщее обозрение.

Соотношение мужчин и женщин на брачном рынке меняется в зависимо-

сти от возраста. До 25 лет _______представителей сильного пола больше – 60–65%, за-

тем ситуация выравнивается, а вот после 45 начинают преобладать дамы – 55 –

60 %.

Обеспеченные мужчины, как правило, выбирают невест из своего круга –

социально благополучных, крепко стоящих на ногах. В моде тип женщины не

слишком броской внешне, но привлекательной и уверенной в себе, имеющей

хорошую работу либо собственный бизнес. Мужчина рассматривает ее не толь-

ко как жену, но и как равноправного партнера, они частенько объединяют свои

капиталы. Со стороны такие союзы больше похожи на сделку, однако они до-

вольно успешны. Золушки неперспективны: женишься, а она потом квартиру

оттяпает.

Представители обоих полов одинаково не любят неудачников – вечно не-

довольных, ворчливых, жалующихся на жизнь. С такими просто не хотят свя-

зываться, чтобы неудача “не перескочила”.

Внешний брачный рынок. Сегодня на брачном рынке масса предложе-

ний соединить судьбы россиянок и иностранцев. Мужчина, ищущий спутницу

жизни за границей, решает свои проблемы. Это может быть неустроенный в

жизни человек либо обладатель дурного характера. “Романтики” приезжают за

славянской Снегурочкой: их привлекает загадочность русской души. Прагма-

тик, как правило, “second hand”: он в разводе, должен содержать прежнюю се-

мью, ему нужна молодая, красивая и, главное, дешевая жена. Такие, по его мне-

нию, есть только в России.

213

О потенциальном брачном партнере следует знать, каковы его заработок

и сбережения, жилищные условия, семейное положение в прошлом, с кем он

живет в настоящее время, его привычки. Каковы его брачные ожидания и про-

ект семейной жизни: согласен ли он, чтобы вы не работали или наоборот, мо-

жет ли помочь вам с трудоустройством, хочет ли иметь детей? Не имеет ли он

каких-либо заболеваний и может ли иметь детей? Где удобнее заключать брак:

у себя на родине или за границей? Каковы законы в отношении детей и ваши

права на них в случае развода?

Если жених испытывает материальные трудности, то о браке стоит серь-

езно подумать. Если вы не имеете гарантированного места работы за рубежом,

первое время вам придется побыть у него на иждивении. Работу в новой стране

проживания можно потерять и потом вообще не найти ничего подходящего.

С ним встретиться это лучше на своей территории, не стесняясь условий

своей жизни. Ведь, если человек на вас женится, он обо всем все равно узнает.

Жить ему удобнее в гостинице, можете попросить снять отдельный гостинич-

ный номер и для вас. Если вы решили ехать к новому знакомому, то предложи-

те заказать вам гостиницу либо попросите денег для того, чтобы сделать это

самим.

Языка начните изучать до отъезда. Запаситесь всеми необходимыми до-

кументами, сделайте их перевод. Если вы имеете хроническое заболевание, то

проконсультируйтесь с врачом, так как новое место жительства может быть вам

противопоказано. Возьмите с собой запас лекарств. По приезде в страну узнай-

те все, что связано с правами и обязанностями жены.

Жертвы есть с обеих сторон. Так, например, в Германии русские женщи-

ны превращаются в дешевых домоправительниц, полностью лишенных всякой

независимости. С другой стороны, некоторые русские женщины заранее узна-

ют, как получить при разводе как можно больше. Некоторые, уже имея граж-

данство, бросают своих мужей.

Ярмарка невест. Ярмарка – форма кратковременной и периодической

реализации товаров на основе осмотра представленных образцов. Для ярмарки

214

характерно установленные сроки и места проведения, единовременное и массо-

вое участи продавцов и покупателей. Экспонаты – выставочные образцы, экс-

поненты – участники, представляющие свою продукцию. В зависимости от но-

менклатуры реализуемых на ярмарках товаров различают универсальные и спе-

циализированные ярмарки.

На ярмарках часто присматривались невесты. Базары и ярмарки счита-

лись официальным местом, где молодежь знакомилась, а родители пытались

разузнать как можно больше о возможном женихе или невесте. Существовали

особые ярмарки, на которые родители специально привозили своих детей, когда

наступало время вступать в брак. Стоит вспомнить известные строки А.С.

Пушкина: “Что ж, матушка? За чем же стало? В Москву, на ярмарку невест!

Там, слышно, много праздных мест” («Евгений Онегин». Гл. 7, XXVI). Обычно

на первой ярмарке весной (ее называли женской ярмаркой) знакомились, а ко

второй устраивали свадьбу.

Ярмаркой одного покупателя были смотрины невест для “первого жени-

ха” государства. На смотрины для первой женитьбы Ивана Грозного свезли 1,5

тыс. девушек, для третьей – более 2 тыс. Девушек селили в особом доме со

множеством покоев, в каждом из которых стояло 12 кроватей. Выделяли сред-

ства для содержания девушек, расходов на докторов и бабок. Каждую девушку

царь разглядывал и одаривал расшитым платком. Из 2 тыс. претенденток он

выбрал сначала 24, а из них – 12.

Родители невесты щедро одаривались государем. Род невестки выдвигал-

ся при дворе, приобретая большое экономическое влияние. Отвергнутые де-

вушки становились желанными женами придворных.

В современных условиях функцию ярмарки невест косвенно выполняют

конкурсы красоты, кастинги, показы мод.

Задания и упражнения:

1) Оцените конъюктуру брачного рынка в вашем брачном круге.

215

2) Сформулируйте основные требования к вашему будущему брачному

партнеру, его идеальный образ.

3) Укажите минимальные требования к вашему брачному партнеру.

4) Познакомьтесь с работой брачных агентств. Опишите свои впечатле-

ния.

5) Проанализируйте судьбы семей, браки которых были заключены при

помощи «ярмарок» невест.

216




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.