КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Становление теории и методики экологического образования как науки
Понимание современного состояния любой науки находится в прямой зависимости от знания истории ее возникновения и развития. Узнавая, как рассматривалась роль природы в воспитании детей классиками зарубежной и отечественной дошкольной педагогики, оценивая педагогические системы западных и отечественных исследователей, необходимо учитывать историческую обстановку той эпохи, в которую жил педагог, его философские взгляды на законы развития природы. Важно уметь выделить то ценное в педагогических взглядах ученых прошлого, что нашло отражение в современной методике экологического образования детей дошкольного возраста. Взгляды представителей зарубежной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и воспитании детей до школы. Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским педагогом XVII в. Я.А.Коменским. Им были выдвинуты и обоснованы дидактические принципы обучения, заложены основы педагогики как самостоятельной области знаний. Большую роль в воспитании маленьких детей он отводил естествознанию, особо выделяя такие науки, как физика, астрономия, география. Цель обучения по Коменскому - вооружить детей всесторонними знаниями и научить применять их в жизни. Чувственное восприятие окружающего мира в процессе систематических наблюдений за природными явлениями Я.А.Коменский считал основой познания мира. Он указывал на необходимость готовить дошкольника к усвоению целостной системы знаний (в том числе и о природе), к выделению сходных предметов и явлений (с учетом возрастных особенностей ребенка). Это, по его мнению, способствует более успешному усвоению основ наук на следующей ступени обучения. Я.А. Коменский в своей педагогической системе выделяет следующие положения: - природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества; - у дошкольника формируется система научных знаний о природе, доступная его пониманию; -изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному, с учетом активности и сознательности; - ознакомление с природой проходит под руководством взрослых. Французский философ, просветитель и писатель XVIII века Ж.-Ж.Руссо был идеологом свободного воспитания, основой которого является принцип природосообразности. Основные теоретические положения его педагогической системы: - природе отводилась ведущая роль в воспитании детей; - подчеркивал особое значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развития ума ребенка, его пытливости и активности; - видел в природе огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания; - отмечал возможность самостоятельного изучения ребенком природы (познание природы должно проходить на основе собственных наблюдений и опыта, путем проб и ошибок), о второстепенной роли воспитателя в познании детьми окружающего мира. Швейцарский педагог XVIII — начала XIX века И.Г. Песталоцци. Основные идеи его педагогической системы: - он считал, что детей необходимо учить и воспитывать, основываясь на принципе природосообразности, учитывая природные особенности и возможности ребенка, его задатки; - рассматривал сенсорное и умственное воспитание в тесном единстве и считал природу одним из решающих факторов именно умственного (а не только сенсорного и нравственного) развития ребенка; - изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений; - считал необходимым учить детей использовать полученные знания о природе в их практической деятельности, в труде; - указывал на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых. Фридрих Фребель, представитель буржуазной педагогики первой половины XIX века. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания. Основные идеи Ф.Фребеля: - не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей; - по его мнению, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и неживой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать; - уход за растениями и животными Ф.Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания, рекомендовал создавать в детском саду участки. Выделяя взгляд на природу в педагогической системе итальянского буржуазного педагога конца XIX - первой половины XX века М. Монтессори необходимо отметить, что ею признавалось: - огромное влияние природного окружения на физическое воспитание ребенка и развитие у него любознательности; - природа - незаменимое средство сенсорного воспитания; - в процессе наблюдений и труда в природе у детей воспитываются положительные моральные качества, заботливое отношение к живым существам. Взгляды представителей отечественной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и воспитании детей до школы. Большой вклад в становление современной методики экологического образования внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педагогики XIX века, стоявшие на позициях воспитывающего обучения. Повышенный интерес к естествознанию является характерным для передовых людей того времени. Так, А.И. Герцен, В. Г.Белинский, Н. Т. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В. Ф. Одоевского, который указывал, что в умственном и нравственном воспитании дошкольников, в подготовке их к школе большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания, которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей. К. Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств. В своих работах «Родное слово», «Детский мир», русский педагог высоко ставил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наиболее доступна познанию, способствует развитию образного и логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основоположник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих знаний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений. Ушинский выдвинул ряд требований к содержанию знаний: - в первую очередь знакомить с природой родного края (краеведческий принцип); - содержание знаний должно быть связано с трудом детей в природе (осознанные знания); - знания должны быть доступными пониманию детей, последовательные, системные. Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой формировались под влиянием К. Д. Ушинского. В своем оригинальном труде «Умственное и нравственное воспитание от первого проявления сознания до школьного возраста», посвященном вопросам воспитания и обучения детей до школы, она подчеркивала особую роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и, прежде всего, для умственного воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсорные процессы, развивается интерес к окружающему, любознательность, формируется система знаний. Е. Н. Водовозова высоко оценивала значение наблюдений и разработала программу и методику ознакомления дошкольников с природой (наблюдения на прогулках, труд, постановка опытов, беседы, рассказы взрослых, чтение книг и т. д.). В советский период становления методики ознакомления детей с природой большой вклад внесла Е. И. Тихеева. Она подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. По ее мнению, чем больше органы чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. В свою очередь природа развивает чувства ребенка, формирует его речь. Как и К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Е.И. Тихеева придавала большое значение природе как средству умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Предложила средства, формы и методы познания окружающей среды, разработала рекомендации к проведению экскурсий, бесед, требования к уголку природы. Большое значение Е. И. Тихеева придавала правильному отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе материал о природе выделен в специальную главу. План предусматривал усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста. Придавала большое значение роли природы в эстетическом воспитании, считая, что она дает образцы «вечной и неизменной красоты». Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте роль зарубежной педагогики в становлении теории и методики экологического образования как науки. 2. Покажите основные положения отечественных педагогов о роли природы во всестороннем развитии и воспитании детей до школы.
Тема 3. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста В дошкольной педагогике авторы зачастую используют термины «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в качестве синонимов. Такую ситуацию педагог Н.А.Рыжова объясняется рядом причин. В предыдущие годы по отношению к дошкольникам использовался интегральный термин «дошкольное воспитание». Соответственно, возникло выражение «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В результате возникло некоторое смысловое противоречие в употреблении терминологии экологического образования на разных ступенях его системы. Однако в последние годы в дошкольной педагогике появились термины «дошкольное образование», «образовательное пространство дошкольного учреждения», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в образовательные дошкольные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, обоснованным применение наряду с термином «экологическое воспитание» термина «экологическое образование дошкольников» как первой ступени данной системы. Этот интегральный термин включает в себя обучение, воспитание и развитие ребенка. Под экологическим образованием понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной». Для отбора содержания экологического образования крайне важно определение его целей и задач. Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления педагогики. Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического образования, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования. Согласно этой концепции, под экологическим образованием понимается целостный процесс обучения, воспитания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде. Целью экологического образования является становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения моральных и правовых норм, принятых в обществе. Задачи в области экологического образования дошкольников (по Н.А.Рыжовой): - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); - развитие познавательного интереса к миру природы; - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; - формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой); - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Вопросы для самоконтроля: 1. Объясните понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование». 2. Сформулируйте цель и задачи экологического образования на современном этапе.
Тема 4. Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста Содержание экологического образования дошкольников должно рассматриваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Таким образом, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования - преемственность. В дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. Кроме того, они должны быть доступными и привлекательными для детей. Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников можно разделить по трем группам: общедидактические, специфические для экологического образования в целом и специфические для дошкольной ступени. Научность. Впервые в дошкольной педагогике принцип научности был сформулирован А. П. Усовой, которая отмечала, что «содержание программ должно быть таким, чтобы дети-дошкольники в пределах своих возрастных возможностей получили подлинно научные, точные сведения об окружающем мире». С точки зрения экологического образования принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ экологического мировоззрения. Доступность. Данный принцип тесно связан с принципом научности. Нельзя знакомить детей с абстрактной и мало понятной для них информацией. Такой подход отрицательно воспринимается не только детьми, но и самими воспитателями, не имеющими достаточно знаний. Кроме того, доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми проявлениями жизни. Принцип гуманистичности предполагает воспитание у ребенка представлений о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д. Прогностичность. Применительно к дошкольному возрасту данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. По сравнению со школой в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать свои каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если их реализация может нанести вред природе. Деятельностность. Экологические знания ребенка становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность - своеобразный результат сформировавшейся у ребенка в процессе экологического воспитания мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».Рыжова. Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни... Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Принцип деятельностности в отношениях «ребенок - природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода ребенком за комнатными растениями, животными, работы на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Интеграция. Важность учета этого принципа в дошкольном экологическом образовании обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Кроме того, для дошкольника характерно целостное восприятие окружающий его мира. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка. Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Он присущ именно дошкольному экологическому образованию и отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира, его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Конструктивизм. Данный принцип означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из данной ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения. Регионализм. Экологическое образование дошкольников должно опираться, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах), экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе знакомства с объектами ближайшего окружения: помещения дошкольного учреждения и его территории, собственной квартиры. дачи, ближайшего парка, сквера, леса, озера, аквариума, комнатных растений и животных. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности. В процессе экологического образования важно показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона. Системность. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под руководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени - о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экосистема). Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования - это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько относительно самостоятельных звеньев (уровней, ступеней) системы непрерывного экологического образования: детский сад - школа - ВУЗ - повышение квалификации специалистов. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи; «детский сад - начальная школа», «детский сад - педколледж», «детский сад - педвуз». Анализ многочисленных экологизированных программ для начальной школы показывает, что их авторы не всегда учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования. Далеко не все школы проявляют заинтересованность в сотрудничестве с дошкольными учреждениями. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики. Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка. Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста.
Глава II. Методы экологического образования
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 11715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |