КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детей дошкольного возраста. Тема 1. Создание пространства дошкольного учреждения
Тема 1. Создание пространства дошкольного учреждения Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, играющего негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности. Главной же задачей этого процесса является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об универсальности и самоценности природы. Как и концепция развивающей предметной среды, разработанная С.Л. Новоселовой, создание условий для экологического образования дошкольников должно опираться на положение Л.С. Выготского о роли в развитии ребенка зоны ближайшего развития и теории амплификации дошкольного детства А.В. Запорожца. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: - познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов); - эколого-эстетического развития (привлекать внимание ребенка к окружающим природным объектам, способствовать развитию умения видеть красот окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами); - оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); - формирования нравственных качеств ребенка (создание условий каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними, желания и умения сохранить окружающий мир природы); - формированию экологически грамотного поведения (формирование навыков рационального природопользования: ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе); - экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.); Таким образом, экологизация развивающей природной среды во всех дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания, познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Однако, как указывает в своих исследованиях Н.А.Рыжова, в настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по существующему уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педколлектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость в вариативном подходе к организации среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В работах Н.А.Рыжовой, С.Н.Николаевой выделены основные элементы развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на современном этапе. Экологический класс (экологическая комната, комната природы) - новый элемент развивающей предметной среды. Предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон. Зона обучения,где дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Н.А.Рыжова выделяет ряд важных моментов в отборе объектов для зоны коллекций: - доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п. - разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекции в той или иной степени были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, гак и неживой природы. - краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал должен составить основу, базовое ядро коллекций. - страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть для начала формирования основ глобального мышления. - природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников экологического мышления. Не рекомендуется включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранные детьми и родителями. Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка - желания иметь коллекцию красивых бабочек - зависит жизнь насекомых, распространенных в далеких от него странах. - безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка - как с точки зрения различных механических повреждений (например у камней не должно быть острых кромок), так и с точки зрения здоровья (так используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |