КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В жизни человека
Предмет философии. Философские вопросы Философия и ее история. Методы философского анализа. Философия и другие формы мировоззрения. Соотношение философии и науки. Философия как форма духовной культуры. Современное понимание философии. Традиционное понимание философии. Античное понимание философии. Предмет философии. Философские вопросы в жизни человека. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ В начале всякой философии лежит удивление … Мишель Монтень
Приступая к изучению философии, следует осознать и глубоко прочувствовать, что она представляет собой очень древний и крайне сложный для понимания элемент духовной культуры человечества, история которого измеряется тысячелетиями. Сложность постижения философии определена, в первую очередь, предельной широтой философских понятий, общим типом решаемых философией задач, заключающихся в осмыслении всеобщих проблем взаимодействия мира и человека. В чем смысл жизни, как обрести счастье, что такое человек и каково его место в мироздании, на что он может надеяться, какова природа человеческого разума, возможно ли познать истину, в чем сущность красоты – эти вопросы рано или поздно задает себе каждая развитая мыслящая личность. Как отмечал выдающийся русский философ В.С.Соловьев (1853-1900), «безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, то есть такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни…»[1]. Там, где человек начинает задавать эти общие вопросы, где он отрывает глаза, чтобы удивиться миру, где он открывает разум для глубокого знания о сущности этого мира и о себе самом, там начинается философия. Философ удивляется глубине, проявляющейся под пристальным и пытливым взглядом в тех явлениях и объектах, которые кажутся на первый взгляд простыми и понятными, тому, мимо чего он проходил многократно, не замечая истинного смысла происходящего. «Человек начинает философствовать потому, что известное, близкое становится вдруг загадочным и эту задачу он пытается разрешить»[2]. Он удивляется тому, что есть мир, а в нем есть порядок и гармония, тому, что существует сам человек и он неповторим, удивляется силе человеческой мысли и непреложности природных законов. Из этого удивления возникает желание понять многообразную действительность во всей ее глубине. Сегодня, в начале нового тысячелетия, потребность в философском осмыслении бытия проявляется, бесспорно, с особой остротой. Своеобразие современной общественной ситуации состоит в том, что человечество переживает сложнейший период истории – эпоху смены типов цивилизационного развития, поиска новых жизненных ориентиров, выбора адекватных стратегий выживания, призванных обеспечить ориентацию и существование человека в мире быстрых и кардинальных культурных перемен. Стремительное развитие науки, необходимость критического переосмысления трагического опыта истории и испытаний XX века, создают дополнительные условия для нового подъема философии. Чем явственнее и глубже становится осознание человеком катастрофических коллизий современного мира, тем более он уповает на спасительную силу собственной духовности и самосознания, на личное достоинство и нравственно-просветленную свободу. Особую важность обращение к философскому анализу приобретает для России, упорно ищущей формы культурной, духовной, политической идентификации и мобилизации: когда в общественном сознании распространяется склонность к мистическим темам, когда утрачивается вера в разум и его возможности, когда утверждается беззаботное отношение к непреходящим ценностям бытия, насущной культурной потребностью становится «отрезвление сознания, отказ от навязанных ему нереальных уродливых мечтаний о самом себе»[3]. И здесь неоценимую услугу обществу может оказать философия. Профессор Л.А.Коган, указывая на сущностную зависимость между уровнем развития общества и состоянием философии, заметил: «…если есть будущее у общества, то есть оно и у философии. Больше того, будущее человечества немыслимо без глубокого самосознания и, стало быть, философии, как и она без него»[4]. И хотя сейчас о будущем общества можно лишь строить догадки, но одно можно сказать с полной уверенностью: то, каким оно будет, зависит от живущих сейчас людей, прежде всего, от молодого поколения, от его способности постичь тайны природы и законы мышления, верно определить приоритеты жизни и познать глубины человеческой натуры. Осуществить все это поможет философия как квинтэссенция духовной жизни человечества, как наиболее систематизированное и рационализированное мировоззрение своей эпохи.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |