Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и ее история




 

Важнейшим, а в ряде случаев – и единственным, способом проникновения в сущность философских понятий является изучение истории философии от ее зарождения до наших дней. Освоение точных наук – астрономии, биологии, математики, физики, химии – не слишком требует знания их предшествующего развития, понимания исторической логики становления и формирования понятий и теорий. Совершенно иначе обстоит дело в науках гуманитарных, в которых восприятие их базового ядра предполагает хорошее знакомство с их предшествующей историей, с длительным процессом развития доктрин и особенностями представлений различных авторов. Философия еще более, чем какая бы то ни было другая наука, связана со своей собственной историей, испытывает потребность в постоянном обращении к своему прошлому, к наследию давно ушедших философов, к переосмыслению философских теорий, актуализации всего наиболее ценного в них и определению их роли в процессе развития современного знания. В этом смысле историю философии не следует рассматривать как простой «придаток» к теоретическому курсу, как вводную часть, которая в дальнейшем будет забыта и оставлена без внимания, поскольку она выступает как неотъемлемая составная часть философии в целом, как необходимый компонент современной системы философских знаний, без знакомства с которой невозможно не только адекватное понимание базовых понятий и положений, но и более широкого – осознание самой сущности философии как важнейшего элемента духовной культуры человечества.

Один из основоположников квантовой механики Макс Борн писал: «Я изучал философов всех времен и встретил у них множество ярких идей, но не смог усмотреть никакого стабильного прогресса к более глубокому познанию или пониманию сути вещей. Наука, напротив, наполняет меня чувством устойчивого прогресса»[40]. Действительно, абсолютно бессмысленно пытаться измерить прогресс философского знания количеством успешно и окончательно решенных проблем, ибо, как было показано выше, большинство философских проблем вечно, и каждая новая эпоха переосмысливает их в свете нового опыта, нового мировоззрения, новых научных знаний, выявляет их новые перспективы. И несмотря на то, что прогресс в философии далеко не так очевиден, как прогресс в естественных науках, он закономерно реализуется в развитии мысли различных философов, школ, направлений, в выявлении непродуктивных путей и тупиковых решений, в новом прочтении вечных проблем и попытках их решения на основе современной научной методологии и информации, с учетом опыта прошлых поколений философов.

Каждое новое обращение к истории философии, рассмотрение философских доктрин в проблемном поле настоящего (как в рамках серьезных современных философских исследований, так и в рамках данного учебного курса) является целесообразным и очень плодотворным: «Философию упрекают в том, что она слишком много занимается собой, своим прошлым. Но это – не эгоцентрическое самолюбование, не нарциссизм. Все дело в природе философии как самопостигающей рефлексии, моделирующей вечно становящееся и возвращающееся к себе, самообновляющееся бытие. Самопознание сращено тут с миропознанием»[41]. Действительно, особое место истории философии в системе философского знания обусловлено, в первую очередь, спецификой философии как самоустремленной рефлексии, отражающей развивающееся бытие сущего и с необходимостью требующей постоянного возвращения к истокам, к традиции, к процессам собственного формирования и становления. Как отмечал Г.В.Ф.Гегель, впервые выразивший с полной определенностью идею «истории философии как философии», философское мышление оказывается осуществленным, «когда оно в заключении постигает свое собственное понятие, т.е. оглядывается назад только на свое же знание»[42], и ни одна философская система не исчезает бесследно, а продолжает существовать в снятом виде в более поздних концепциях, вбирающих в себя все ценные и значительные завоевания развивающейся творческой мысли. Этот вывод Гегеля является удивительно продуктивным, поскольку отражает реально присущее философии свойство в процессе непрерывного совершенствования сохранять отдельные основы в качестве относительно постоянных. Выявление же того, что объединяет или специфицирует философские системы, что в них составляет эти неизменные константы познания бытия, может считаться подлинным феноменом философствования. Сущность философского знания выступает «не в почерпнутых из истории определениях философии, а в разговоре с тем, что было передано нам традицией как Бытие сущего»[43], и, следовательно, в истории философии как рефлексии диалогического разума находит воплощение адекватная логика философского мышления.

В этом смысле история философии, как указывал известный отечественный философ В.С.Библер, должна считаться не одной из многих философских дисциплин, а философией в собственном смысле, истинной философией без ее редукции к другим формам духовной деятельности, без сведения мысли к экономической причинности, к историческим условиям, к дедуктивным основаниям, к космической или божественной первопричине, к мифологическим архетипам, к телесным, языковым, экзистенциальным, сексуальным предпосылкам[44]. Философ является истинным философом, когда он реализует свои творческие возможности как историк философии[45]. В силу особенностей философии как самопостигающей рефлексии историко-философский анализ имеет позитивное познавательное и практическое значение для исследователя, поскольку своеобразный диалог с наследием прошлого позволяет не только лучше понять генезис и сущность многих современных антропологических идей, но и актуализировать неиспользованный положительный потенциал ранее существовавших философских систем. Вследствие этого, обращение к философским системам прошлого приобретает значительную актуальность сегодня, в эпоху поиска человечеством новых путей цивилизационного развития и соответствующих времени смысложизненных ориентиров, когда становится абсолютно очевидным, что «каждый прорыв к новым идеям в философии связан с критическим осмыслением предшествующего ее развития, с критическим анализом накопленного багажа философских мыслей»[46].

Спрашивая, что такое философия, и пытаясь найти приемлемый ответ на этот вопрос, мы в определенном смысле находимся над философией, словно бы бросая на нее взгляд со стороны, хотя и интересуясь ею, но пребывая все же вне ее. Однако понимание сущности философского знания и философского взгляда на мир требует вхождения в философию, согласия с ней, то есть подлинного философствования. Давайте вместе перелистаем страницы этой книги и проникнем в глубины человеческой мысли, приобщаясь тем самым к сокровенным тайнам познания и приближаясь к осознанию смысла философии и ее роли в современной культуре.

 

Рекомендуемая литература по данной теме

1. Философия: Учебник. Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. 2-е изд. М.: Академический проспект; Трикста, 2004.

2. Философия: Учебник. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. 3-е изд. М.: Гардарики, 2004.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 1998.

4. Соколов В.В. Историческое введение в философию. М.: Академический проспект, 2004.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2000.

6. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. №1.

7. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1996. №7.

8. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии / Вопросы философии. 1993. №9.

9. Ойзерман Т.И. К вопросу об истоках и специфике философских проблем // Вопросы философии. 1969. №6.

10. Степин В.В. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. 1997. №5.

11. Степин В.В. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. №6.

12. Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. №8.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.