КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиционное понимание философии
Вместе с процессом предметного самоопределения частных наук, приобретшим особую активность со второй половины XVII века и имевшим своим результатом обретение статуса самостоятельных научных дисциплин математикой, механикой, астрономией, химией, геологией, возникла необходимость переосмысления предмета философии и ее задач. Философия стала все более пониматься как наука об общем в отличие от конкретных наук, занимающихся изучением особенного содержания. Как результат, философы стали подчеркивать отличия философии от других наук, ее особый, исключительный характер в системе научного знания о мире. С легкой руки Аристотеля, считавшего первую философию, за которой впоследствии утвердилось название «метафизика», господствующей и руководящей наукой, философия стала постепенно пониматься как наука всех наук, как сфера знания, занимающая главенствующее положение отношению к остальным наукам. Понимание, основанное на представлениях о философии как науке о всеобщем, получило название «традиционного». Оно было свойственно признанным классикам философской мысли – И.Канту (1724-1804), И.Фихте (1762-1814), Г.Гегелю (1770-1831). Так, например, Иммануил Кант рассматривал философию как метафизику, основанную на учении о всеобщем в мышлении, называя ее «завершением всей культуры человеческого разума». Так понимаемая философия (метафизика)[12] является единственным источником принципов для наук, в том числе и естественных: «…те, кто исследует одни лишь явления природы, всегда остаются одинаково далеки от глубоко понимания первых причин этих явлений и столь же мало способны когда-нибудь достигнуть познания самой природы тел, как и те, кто подымаясь на гору все выше и выше, стали бы убеждать себя в том, что в конце концов они коснутся рукой неба. Поэтому метафизика, без которой, по мнению многих, вполне можно обойтись при разрешении физических проблем, одна только и оказывает здесь помощь, возжигая свет познания»[13]. В этом смысле «философ есть не виртуоз разума..., а законодатель человеческого разума»[14]. Исходя из этих идей, И.Кант подробно рассматривает в рамках своего учения вопрос о теоретических предпосылках математики и естествознания, которые способна выявить только философия. Представление о философии как науке о всеобщем было не менее четко выражено И.Фихте, указывавшим на необходимость поиска всеобщего начала, лежащего в основе многообразия человеческого опыта: «Философским же может быть названо только такое воззрение, которое сводит наличное многообразие опыта к единству одного общего начала и затем исчерпывающим образом объясняет и выводит из этого единства все многообразие… задача философа – вывести возможные в опыте явления из единства предположенного им понятия…»[15].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |